О пользе предстартовой прогазовки. YS FZ70
Два года использую YS FZ-70. Вопросов по мотору вообще нет, запуск, отдача - все отлично… да даже не об этом, выкатил самолет на полосу прогазуй хорошенько, послушай звук. В эту субботу завел, прогрел, газанул перед запуском, что-то хрум и тишина, пропеллер с коком метра за три лежат.
Вскрытие на фото, похоже на заводской брак (трещина показана стрелкой), который вылез через два года.
Запчасти закажу, починю любимца. Радует то, что на земле все произошло, самолет цел остался.
,
Ребят, а у кого еще так коленвал рвался ?
Повезло что на земле. Сам имею такой мотор. Зависал выпускной клапан, летом. Обошлось без аварии.
Задумался.
Какой винт стоял, какие обороты, какое топливо?
Винт (отбалансированный) APC 13X3W (широкая лопата). Топливо - до этого летали на Toho Kaken FAI-20 (20 нитрометан + синтетика) а в эту субботу залили Byron,тоже 20/20. Отдача от него поменьше будет, ну и гоняли на макс оборотах, настраивали, иглу крутили, тахометром обороты не мерил. Есть у меня мысли, в прошлую зиму летали, мороз под -15 был и задубела резинка винта (маленького) регулировки переходных режимов. Винт этот регулирует подачу воздуха, он открутился и мотор при наборе газа стал, на звук… ну как бензиновый автомобильный - детонировать. Пока разбирались, заводили и гоняли мотор, пока поняли как обогатить смесь, были знакопеременные нагрузки на коленвал, вот он и треснул по зоне напряжения (правда через год, что смущает). Внутри движок - идеал, космос просто. На цилиндре еще есть хонинговка, выработки нет… отлетали ну минимум галлонов 46-ть. Синтетика - вещь, по автомобильным моторам знаю.
Ух ты, не видел с начала это фото с клапаном. И как лечили - прошлись мелкой шкуркой по стержню клапана?
Стержень клапана слегка почистил, наволакивания не было. Отверстие развернул на несколько микрон,уж больно плотная посадка была. Проблем больше не было. Где запчасти брать будете.
Внутри движок - идеал, космос просто. На цилиндре еще есть хонинговка, выработки нет… отлетали ну минимум галлонов 46-ть.
46-ть галонов-это 175л.(почти бочка горючки).может это "усталостное"разрушение от знакопеременных нагрузок?может это и нормально,так и должно быть?но если будете менять вал,то может есть смысл еще что то поменять в двигле,зная что срок кап.ремонта подошел?
46-ть галонов-это 175л.(почти бочка горючки).
Позор мне! Не так посчитал… 11.5 бутылок по галлону каждая.
Где запчасти брать будете.
Ответили из двух мест. Подробности напишу в личку.
Радует то, что на земле все произошло, самолет цел остался.
То, что моторы перед взлётом надо греть и при газовке выводить на максимал - это аксиома, но с такими вещами, как разрушение конструкции угадать невозможно, они всегда происходят неожиданно газуй - не газуй. У меня было разрушение коленвала в полёте, но слава Богу приземлился и ничего не поломал, а был случай, когда винт с куском коленвала отломился уже на земле после посадки, там такая старая трещина была и как только не развалился в полёте.
А вал на Вашем двигателе сконструирован совершенно неграмотно с точки зрения авиации, да и двигателестроения вообще. Одно из самых нагруженных мест прослаблено спиральными канавками привода ГРМ (это-ж надо было додуматься). Вот оно и отломилось там где надо.
А вал на Вашем двигателе сконструирован совершенно неграмотно с точки зрения авиации, да и двигателестроения вообще. Одно из самых нагруженных мест прослаблено спиральными канавками привода ГРМ (это-ж надо было додуматься). Вот оно и отломилось там где надо.
До самого нагруженного места канавки не доходят.вал сделан правильно.это усталостное.там долго развивалась трещина.
До самого нагруженного места канавки не доходят.вал сделан правильно.это усталостное.там долго развивалась трещина.
Как не доходят!? Крутильные колебания при работе двигателя как раз действуют на продольную часть коленвала, причём цикл на каждый оборот, хотя это и 4-тактник. Спиральные канавки создают концентрацию напряжений, причём каждая канавка. Так что разрушение коленвала именно в этом месте скорее закономерность, чем случайность. Правда в Вашем случае движок проработал немного и здесь наверное заводской дефект.
Может этот двигатель часто эксплуатировался на тяжелых пропах и большего диаметра!?
Пропеллеры были рекомендованного диаметра и шага APCишные. Насчет того, что канавки создают концентрацию напряжения - согласен полностью, по уму на вал надо шестерню косозубую насаживать на шпонке. Наверное разработчики (Yamada) балансируют на приделе надежность/мощность. Просто у меня такое в первый раз было, эмоции зашкаливали.
Запчасти заказал, оплатил, жду посылку. Переберу мотор, полетаем еще. Как раз новый самолет купил под этот мотор.
Насчет того, что канавки создают концентрацию напряжения - согласен полностью,
Да,создают,но они углублены не настолько что бы ломалось.где то грань есть и конструкторы нашли эту грань.
по уму на вал надо шестерню косозубую насаживать на шпонке.
согласен,но это будет уже совсем другой двигатель,с другой массой,крутящим моментом и характеристиками.может в валу была заложена микротрещина которая развивалась потихоньку до определенного момента.
Переберу мотор, полетаем еще. Как раз новый самолет купил под этот мотор.
Желаю удачи!!!
А вал на Вашем двигателе сконструирован совершенно неграмотно с точки зрения авиации, да и двигателестроения вообще.
Двигатели Ямада вообще то самые лучшие в своем сегменте.
Двигатели Ямада вообще то самые лучшие в своем сегменте.
Интересно, какие ляпы делают в двигателях которые похуже?
Интересно, какие ляпы делают в двигателях которые похуже?
Александр,это не “ляп” а хорошо расчитанный вал,согласно материала,его твердоси,массы и нагрузок.это двигатель прицезионной сборки.если у вала этого двигателя есть дефект(скрытый)-он себя покажет,а если нет-ему “ходить и ходить”.
Вполне возможно что Вы и правы, но лично я никогда-бы не поставил на самолёт (настоящий) движок с такой деталью, если-бы не имел данных ресурсных испытаний.
Запчасти получил, собрал двигатель, сегодня завел - все работает, звук мотора не изменился. Полетаем на нем еще. Спасибо мужики за участие!