Тарированные воздушные винты и оценка мощности двигателя

Марат
heli_nick:

Вся конкретная информация в материалах по приведенным ссылкам

Вы посмотрите повнимательней - как и что там измеряется, может свои слова назад заберёте…

heli_nick:

А ваши слова - это лишь софистика.

Ну да… А что тогда ваши слова?

ДедЮз

Добавлю о запомнившемся выше. Производители ширпотреба Мастер-Моторс и подобные. Делают массовую продукцию соответствующую определенному уровню аналогов. Для данного типа моторов аналогом является харьковские “Форы”, и вполне достаточно (производителю) сравнить работу форы и своего мотора на любой мулинетке (тарированном для СЕБЯ винте). Аналогично поступают и лица желающие сравнить известное изделие с новым, имея данные о работе свего мотора с известным винтом. Что касается любого стенда, то они не намного сложнее добротной обкаточной рамы. По крайней мере, имеющий навыки школьных уроков труда и соответствующие недиффицитные материалы, вполне может его построить. В прошлом году был в Италии, так на фирме “Пико” магнитно-динамический стенд, по конструкции более простой чем механический, аналогичный был описан лет 25 назад известным судомоделистом Калистратовым в бюллетене ДОСААФ.
Теперь о винтах. Имея в руках любой ВВ, с него можно снять все геометрические характеристики и применить для аналитических целей. Таким образом, можно подготовить сводную таблицу для серии или нескольких серий ВВ и пользаваться. Но это, не самый рациональный путь, а главное не точный.
Повторюсь. Финалом разработки любого мотора является СТЕНДОВОЕ ИСПЫТАНИЕ и НАТУРНОЕ (проверка назначения). А дело эксплуатационщика проверять соответствие хар-к указанным или дорабатывать мотор по своему пониманию.

Добавлю. Наиболее простая оценка серийного мотора, это проверка, может ли он выдать на рекомендуемом в паспорте ВВ (нагрузке) данные в характиристике максимальные обороты. Практически все производители приводят данные по рекомендуемым нагружателям и кривые характеристик или гарантированную мощность при “Н”-ных оборотах.

Olaf
heli_nick:

Но если кто подскажет еще ссылки на подобные материалы по винтам, буду очень благодарен!

Сначала нужно вспомнить откуда ноги растут, т.е. школьную программу по физике: 😉

Мощность
Работа силы, совершаемая в единицу времени, называется мощностью. Мощность N это физическая величина, равная отношению работы A к промежутку времени t, в течение которого совершена эта работа:

heli_nick
ДедЮз:

Добавлю о запомнившемся выше. .

Коллега! Я вас не понял! Сначала вы написали, что метод АБСОЛЮТНО некорректный, а после того как я привел ссылку с информацией о его применении, вы пишите, что применять его можно. Я спрашивал про “абсорбционные” (нагрузочные) характеристики винтов, а вы мне ничего полезного не сообщили, я всю нужную информацию нашел сам, привел ссылки, где вся методика подробно описана!
Что касается Мастер -Моторс, то они не ширпотреб делают, а “моторы для квалифицированных спортсменов” и “моторы в специсполнении” - чемпионатные моторы для соревнований, можете это с ними пообсуждать, если хотите. Форы здесь не причем.

Огорчает ход обсуждения. Я конкретный вопрос задал - про винты, а вы пишите про что-то другое. Спасибо за ответы, но всю нужную информацию я нашел сам и привел здесь ссылки с подробным описанием методики.😃

Olaf:

Сначала нужно вспомнить откуда ноги растут, т.е. школьную программу по физике: 😉

Здорово! Про мощность - это вы сильно подметили! И что дальше?

ДедЮз
heli_nick:

Сначала вы написали, что метод АБСОЛЮТНО некорректный, а после того как я привел ссылку с информацией о его применении

Из написанного мной можно было понять, я имел ввиду, что если хотите - применяйте (запрещать никто не имеет права), но сама методика разработана для проектных целей, а не метрологических.

heli_nick:

Что касается Мастер -Моторс, то они не ширпотреб делают, а “моторы для квалифицированных спортсменов” и “моторы в специсполнении” - чемпионатные моторы для соревнований,

Дай Бог им удачи, но есть статистика Чемпионатов Мира и Европы, поинтересуйтесь на чем в мире летают.

heli_nick:

Огорчает ход обсуждения. Я конкретный вопрос задал - про винты, а вы пишите про что-то другое.

Вопрос настолько (мягко говоря) необычный, что и отвечать показалось странным. Имея в руках любой винт, можно снять с него все геометрические и аэродинамические (в пределах терии ВВ) характеристики, тем более, что это азы “авиамодельного воспитания”.

heli_nick:

вы пишите, что применять его можно.

В каком месте это написано?

Alx1m1k
heli_nick:

Одно дело динамометрический стенд - это очень серьезный приборчик и соответствующий стенд, а другое дело стенд, на котором вы запускаете двигатель с тарированным винтом и измеряете полученные максимальные обороты!

Николай а я Вас услышал.услышал но со своей небольшой практикой тарировки(формулы-формулой.от них никуда не дется.они базовые,но в довольно расплывчатом приближении).как-то давно в лаборатории ГД(газовой динамики) проводили (ради интереса) пробные запуски с вентилятором-имитировали набегающий поток.лаборанты принесли “оттарированный”(громко сказано) электрический вентилятор и на шпаргалке написали:"…включен на полные обороты и расстояние до пропеллера 1м-это скорость набегающего потока равна 90км.час,1м 30см-это 60 км.час.и мы во дворе пробовали 61-й двс(10сс).с разными пропеллерами.т.е.имитировали тягу в полёте.разгружали пропеллер.и как-то на МАХ приближении (1м) дорегулировали по топливу двигатель.убрали вентилятор.двигатель работал с небольшими провалами.через несколько дней поставили на модель(RC).известный тогда и сейчас-Кальмато-60.в конце разбега(гнали подольше по взлётке)двигатель вошёл в режим и ушёл в воздух.на высоте от 15м и выше двигатель работал на МАХ безукоризненно на всех эволюциях.пришла на небе ТУЧА.изменилось атмосферное давление и двигатель сбавил обороты на данной высоте.вот эти факторы:температура воздуха,влажность,атмосферное давление(один из основных факторов)-так влияют на эти процессы,что летать идёшь с разными пропами и бывает что данный пропеллер при данных условиях вообще не должен хорошо работать а происходит всё наоборот.

persey

Здравствуйте, если имеются трудности с приобретением тарировочных винтов, то для сравнительной (не абсолютной!) оценки мощности двигателя можно собрать стенд. Берётся на авторазборке автомобильный стартёр на постоянных магнитах с планетарным редуктором (в данном типе стартёра используется высокооборотный электродвигатель) редуктор убирается, электродвигатель перебирается, чистка, смазка проверка на лёгкость хода и исправность путем включения к авто АКБ. Испытуемый ДВС через муфту с маховиком от судомодельного варианта соединяется с электродвигателем стартёра в качестве электрогенератора, который через ваттметр соединяется с нагрузочным реостатом, можно найти на барахолке. ДВС запускается и путём изменения нагрузки реостата находятся максимальные показания электрической мощности развиваемой ДВС. Метод конечно только для сравнения разных ДВС, т.к. не учитывает мех и эл. потери, КПД и т.д. Т.е. допустим КМД развил столько-то Ватт, а ЦСТКАМ столько-то, как-то так. С Уважением.

heli_nick
Alx1m1k:

Николай а я Вас услышал.

Коллега!
Так это и говорит о том, что если у вас серьезные спортивные цели, или вы просто хотите компетентно управлять своим самолетом в разных погодных условиях, вы должны знать свойства и характеристики винтомоторной установки.
Если рассуждать философски, то авиамоделизм - это все-таки “малая авиация”, почти наука. И вопросы измерения качественных и количественных характеристик мотоустановок (двигатель + винт) достаточно сложны и теоретически и практически. Чтобы измерить мощность двигателя нужно сделать сложный стенд, метрологически аттестовать его, разработать методику проведения измерений с учетом существующих методических ограничений, потом правильно интерпретировать полученные результаты и т.д. С винтами все еще на порядок сложнее. Это все сложно и дорого. Но серьезные разработчики таких изделий и продвинутые спортсмены как-то в меру сил и возможностей пытаются решать эти вопросы. А в любительских условиях такие измерения провести сложно, да и не всегда нужно. Но какие-то простые, приблизительны оценки и расчеты сделать можно и интересно. Сейчас, как вы наверное знаете, можно поставить телеметрическую аппаратуру на модель и измерять скорость модели, обороты двигателя, расход топлива, подводимую мощность для электро двигателя, температуру, давление воздуха и т.д. А потом записать всю эту информацию и обработать, если интересно и нужно для чего-то! Огорчает, когда некоторые товарищи упрощают вопрос важности измерений и оценок.
Хотя, конечно, довольно много людей относится к авиамоделизму как к такому развлечению, в выходной, с шашлычками и пивом.

Марат
heli_nick:

А потом записать всю эту информацию и обработать, если интересно и нужно для чего-то!

heli_nick:

Огорчает, когда некоторые товарищи упрощают вопрос важности измерений и оценок.

Коллега, вы вот в этой фразе сказали самые главные слова - если интересно и нужно для чего-то…
Но вы же сами понимаете, что такая необходимость возникает только у спортсменов, желающих достичь результатов в спорте. Основную же массу обитающих на этом форуме людей можно отнести к хоббийщикам, для которых важнее получить стабильную работу мотора на всех режимах и летать как говориться в своё удовольствие. Зачем им ломать голову над такими вопросами, о которых мы в этой ветке говорим? Если у вас есть к этому интерес, никто не может вам запретить этот интерес реализовать, но обвинять кого-то, что не дали информции, не подсказали, где её найти, не поддержали тему и т.д. - извините это уже слишком. Люди начинают помогать советами из практики и из теории, когда видят, что человек провёл определённую работу, но в силу различных обстоятельств упёрся в стенку.
Сегодня в инете можно найти практически любую информацию, но в большинстве случаев получается - у меня нет времени, я в этом не разбираюсь - дайте мне всё, а я уж решу, что мне подходит. Не находите, что это неправильно.
А теперь по делу - вы имеете конкретную модель, конкретный мотор и известные обороты, на которых вы хотите от него получить максимальную отдачу - задача - расчитать винт с МКСИМАЛЬНЫМ КПД для вашей системы. Для этого не надо иметь каких-то навороченных супер пупер стендов. Достаточно тахометра и шагомера. Всё остальное можно посчитать на коленке. И даже больше скажу - благодаря думающих моделистов давно всё обсосано и собрано в удобные для пользования таблицы. Вы нашли сайт, где есть инфа - это хорошо. Если у вас хватит терпения посидеть и разобраться в статье на немецком, то вот вам дополнительная пища для размышлений. Здесь доступно и и очень приближённо к практике всё описано. (картинки прилагаются).

3.rar

VTjr

Вот пожалуйста графики мощностных характеристик пропеллеров Aeronaut CAM-Carbon. В левой половине оригинальный график от производителя, правую, голубую я дочертил сам для более высоких оборотов. В логаритмической шкале оси мощности экстрполяция несложная, так как графики представляют лишь прямые под разным уклоном но с общим началом. Но прогрешность этого графика будет довольно высокой, и в отношении изменения внешней среды, и конечно на высоких оборотах из-за возникших новых явлений связаных с приближением скорости обтекания лопастей к скорости звука.

Мощность приблизительно пропорциональна третьей степени оборотов вращения, но это более-менее упрощеная эмпирическая
формула, так что для разных винтов вносят поправки как в коэффиеценте так и в экспоненте. Он в среднем 3, но например на APC
измерили около 3,2, у APC SF в среднем 3,4 (от 3,0 по 3,6), а у Aeronaut CAM около 3,08.

размерность винта … коэффициент k … показатель степени (экспонент) e

7х4" …0.028…3.30
7х5" …0.028…3.40
7х6" …0.039…3.40
8х3.8"…0.045…3.40
8х6" …0.087…3.40
9х3.8"…0.048…3.55
9х4.7"…0.146…3.00
9х6" …0.118…3.55
9х7.5"…0.204…3.40
10х3.8"…0.136…3.40
10х4.7"…0.187…3.30
10х7" …0.337…3.30
11х3.8"…0.183…3.40
11х4.7"…0.283…3.30
11х7" …0.398…3.40
12х3.8"…0.230…3.60
12х6" …0.629…3.30

Мощность потом вычисляется по формуле

P = (k . n)^e

где:
P - мощность
k - коеффициент (средняя колонка)
n - обороты
e - экспонент (правая колонка)

Это было публикованно здесь:
www.aircraft-world.com/aw/…/hp-proptalk.htm,
было, но уже сплыло.

На словацком/чешском языках это обсуждалось на форуме:
www.rcmania.cz/viewtopic.php?t=52513&p=876950#p876…
где именно об этом писал Игорь Бургер, многократный чемпион по пилотажным кордовым моделям F2B.

VTjr

График относится к первому разделу (но шкала оси мощности там оказывается не логарифмическая, а специальная для линеаризации кубической параболы).
А таблица в предыдущем посте относится именно к серии винтов APC SF. К сожалению эти винты только для электро.
Ссылка на 6 лет старый пост Игоря Бургера пока действительна.
Возможно существуют подобные графики и для винтов других производителей.
Вот я еще нашел графики для старых серых пропеллеров Graupner Super Nylon.

Хотел было как следует отредактировать, но уже не смог, не успел.
Но, надеюсь понятно.

VTjr

Обратите еще внимание, что на верхней части последнего графика начерчена пунктирная кривая линия предельных оборотов винтов.

ДедЮз
VTjr:

Вот пожалуйста

Cпасибо Владимир. Напомнили. Аналогичная статья была в “Аэромоделлере” конца 50 начала 60-ых годов от фирмы АСР. В институте мы брали доступные из таблицы винты АСР и проверяли на стенде с разными моторами 2,5…10сс. “Кокс”, “МВВС”, “Вебра”, “МакКой”. Разброс во всех случаях был в районе 10% погрешности, что можно объяснить отсутствием психрометрической составляющей в данной статье.

Alx1m1k
VTjr:

График относится к первому разделу (но шкала оси мощности там оказывается не логарифмическая, а специальная для линеаризации кубической параболы).
А таблица в предыдущем посте относится именно к серии винтов APC SF. К сожалению эти винты только для электро.

VTjr:

Хотел было как следует отредактировать, но уже не смог, не успел.
Но, надеюсь понятно.

Владимир если ссылаться на графики то вы должны хотябы одну “кривую” или “прямую” на графике расшифровать с пояснениями,т.к. большинство форумчан ничерта в них не разбирается и нет желания возиться.или у Иосифа получится.только без ссылок а с чётким объяснением.тогда люди поймут.можно на пальцах.

heli_nick

[QUOTE=VTjr;7454912]Владимир!
Большое вам спасибо за предоставленные материалы, буду изучать! То, что нужно!

На самом деле известная компания Hyperion уже лет 10 производит комбинированный приборчик, называется E-Meter ( aircraft-world.com/…/p1770999-hp-em2-set-16839 ), в котором эти вычисления запрограмированы. Измеряете обороты, указываете тип винта и приборчик рассчитывает эффективность и тягу силовой установки. Таблица с параметрами винтов загружается на флешку. Но применяется это для электро-установок и винтов SlowFly. А мы тут беседуем про ДВС.😃

ДедЮз
Alx1m1k:

то вы должны хотябы одну “кривую” или “прямую”

Илья, ничего сложного и заумного, это типичные номограммы для оценки характеристик чего-либо. В данном случае в п.23 для винтов АРС серии электромоторов, а в п.24 для граупнеровских “Супернейлон”. В обеих графиках по горизонтали - полученнве обороты, по вертикали - мощность привода а на номограммных кривых (прямых) указаны размерности применяемого ВВ в дюймах.
Для тех кто не в курсе, запускается мотор с известным ВВ и определяются предельные обороты в минуту. Восстанавливая перпндикуляр с показателя оборотов на гор. шкале доходим до пересечения с графиком заданного ВВ. Из тоски пересечения горизонталь до шкалы мощности - укажет потребляемую мощность.

Alx1m1k
ДедЮз:

Для тех кто не в курсе, запускается мотор с известным ВВ и определяются предельные обороты в минуту. Восстанавливая перпндикуляр с показателя оборотов на гор. шкале доходим до пересечения с графиком заданного ВВ. Из тоски пересечения горизонталь до шкалы мощности - укажет потребляемую мощность.

Вот суть.спасибо.народ хоть понятие иметь будет что и как.

ДедЮз
heli_nick:

На самом деле известная компания Hyperion

исключительно для винтов самой фирмы, подставляя данные ВВ других производителей получаете ложные сведения. Опять же не учитывает психрометрические показатели.

Приходилось испытывать ВВ разных производителей для нужд радиопилотажников при эксплуатации на ДВС 6,5…15сс. Лучшие показатели (КПД) у винтов АРС, “Граупнер” и “Master Airscrew”. Остальные производители уступают по качеству материала (разрывало при испытаниях, наблюдалась вибрация из за дисбаланса).

heli_nick
ДедЮз:

исключительно для винтов самой фирмы, подставляя данные ВВ других производителей получаете ложные сведения. Опять же не учитывает психрометрические показатели.

Коллега! Опять у вас как-то двусмысленно получается! Что значит “исключительно для винтов самой фирмы”. А для винтов другой фирмы, что другая формула должна быть? Или вы имеете в виду, что для винтов другой фирмы нужно вводить поправочный коэффициент, учитывающий изменение плотности воздуха?

А то у вас получается как в одной старой книжке, которую я видел в пионерском детстве. Называлась она “Справочник молодого китобоя”. В ней была формула для оценки массы жира кита, в которой стояло число ПИ. А внизу была сноска и было написано “ПИ - для гренландских китов ПИ = 3,14”😁