Разрушение коренного подшипника.

Pilot_lis

Не затягивайте с осмотром…
Я остаюсь при своем мнении что это брак подшипников. К сожалению сталкивался с этим даже у хороших мировых производителей, в конце концов даже к производителю мотора могла попасть подделка. А шарик сломало частью от другого шарика(попалось на пути), уж слишком большой питтинг на фотографиях.

Witalij
Pilot_lis:

Не затягивайте с осмотром…
Я остаюсь при своем мнении что это брак подшипников. К сожалению сталкивался с этим даже у хороших мировых производителей, в конце концов даже к производителю мотора могла попасть подделка. А шарик сломало частью от другого шарика(попалось на пути), уж слишком большой питтинг на фотографиях.

Очень хочется в это верить, кстати на обоймах нет столь сильных повреждений и вообще не производят впечатления качественных.

VTjr

Мы уже с Виталием пару дней обсуждали этот вопрос через личку, где я выставил несколько гипотез, в том числе и ту, что, подшипник мог быть некачественный, также и насчет мусора. Источник мусора может быть внешний, но и внутренний (скол юбки поршня, стопорное кольцо пальца, спираль свечи, кусок твердого покрытия цилиндра, или скобление задней крышки мотылевой шейкой колен вала).

Но кроме того выдвинул и такую гипотезу, что это могло быть следствие черезмерной осевой нагрузки подшипников. Даже я это сначала посчитал самой вероятной причиной.

Дело в том, что такое иногда бывает даже у совершенно новых двигателей. Ее частой причиной - неграмотная сборка двигателя, которая вызывает наличие осевого сжатья подшипников. Например бывает такое, что у новых двигателей сочитается расстояние подшипников в носке картера по верхнему допуску а длинна толстой части вала по нижнему. Такой двигатель без пропеллера проворачивается совсем легко а стоит поставить и как следует гайкой притянуть пропеллер, то вдруг проворачивается туго. Встречал несколько таких двигателей. Также может быть и в следствии неокончательно запрессованного коренного подшипника, что приведет также к большему растоянию подшипников, и при затяжке винта может вызывать осевой натяг. И также скоблить крышку картера.

Я в начале не хотел входить в эту ветку, чтобы не влиять зря на Ваше соображения, но теперь, думаю, могу спросить про мнение Вас всех насчет этого осевого натяга???

Pilot_lis

Да, такое тоже возможно, но увеличенный осевой натяг не заметить, после установки винта… Думаю автор это сразу бы заметил. Здесь идёт отслаивание материала с поверхности шариков, и не шелушение тонких пластинок а именно толстого закалочного слоя. Края питтинга имеют грубые и замятые границы, это указывает на работу подшипника в это время и то что это не одномоментно произошло. То что это не мусор, из вне, видно по тому что отслаивание есть на всех шариках и основная их поверхность в основном гладкая, царапин и матирования нет. Просто даже сами представьте, работающий мотор, мусору извне достаточно сложно проникнуть в зону подшипника, надо протиснуться между коленвалом и картером в достаточно узкую щель, да ещё когда коленвал крутится, создавая момент на выталкивание наружу. Если мусор попал на стоящем двигателе, должны быть следы и на мягком картере, дорожки волочения.
К автору, Виталий, есть возможность сделать более детальные фото частей мотора при помощи микроскопа USB?, обойм, коленвала, картера… сильно бы нам помогло.
С уважением, Максим.

Witalij

Коллеги, спасибо за участие в теме!
Сильный осевой преднатяг я бы заметил при установке винта, знаю что это такое. Последние 30 минут жизни мотор активно настраивается и очень часто глох прям с максимальных оборотов, то есть будучи прогретым. Если осевой зазор мал, то шары начали хрустеть или закусывать, я ничего такого не ощущал, всегда завожу рукой. Касательно мест прикатки, то да, мотор после активного разрушения еще работал минуту-полторы. Я не сразу понял что за посторонний звук на холостых идет, под нагрузкой за звоном трубы не слышал. Обоймы могу отфоткать, попозже сделаю.

FFedor
Witalij:

Возможно поставлю винт больше для снижения оборотов

А, какой стоял?

Witalij:

перейду на топливо без нитры, .

Не совсем понятно.

Pilot_lis

Да, нитрометан и обороты тут ни причем и винт по ходу тоже, если балансировка верная.

Witalij

Обоймы фото прикладываю. Остальные части мотора на даче, через неделю смогу только.

Pilot_lis

Спасибо! А сколько мотор лежал после производства и как его хранили? Потемнение внешней обоймы с одной стороны, это консервационное масло, след от шариков почти по центру дорожки, перетяга не было. А вот волнистые следы с другой стороны от дорожки указывают на слишком мягкий материал. Так что это точно брак в производстве. Коррозия при хранении тоже может быть и к такому привезти, поперечный темный след на внешней обойме это вроде след коррозии между шариком и обоймой. А может и оба этих фактора сложились в столь печальную картину.
В моторе живые детали остались?

Witalij

Сколько пролежал сложно сказать, предполагаю лет 15 точно, как хранился неизвестно, я второй владелец. Мотор обкатывался на стандартной горючке, а потом работал с нитро 5 и 10%. Всегда промывался, очень часто даже после нитры заправлял стандартным топливом на минуту-две и потом еще раз полоскал стандатным топливом. Поршень в утиль, страшно смотреть, цилиндр надо подробнее осмотреть, там изначально был косячок, возможно даже еще выживет. Головку начеканило, шатуну и задней крышке досталось, но все косметически. Если найду поршень, то можно думать и о цилиндре.

Через мои руки прошло пару десятков калилок хоббийного класса, многие эксплуатировались с нитрой без промывки вообще, подши и колено выглядели ржавыми, не просто потомневшие, а ржавые с раковинами. Такие моторы давали о себе знать грязным выхлопом или грохотом шаров. Однако ТК8 это далеко не хобби мотор и признаков скорой кончины не подавал. Возможно из-за высокой мощности и стечения обстоятельств процесс развивался мгновенно. Как вариант это резонанс сепаратора или подшипника на высоких оборотах, когда против ветра со снижением шел на полных парах.

Pilot_lis

В принципе, профессиональность мотора не имее большого значения. В большой технике, где я работаю, не буду называть марок и названий, есть несколько ступеней форсированности двигателей, на первой ступени мотор отработает свои 20000 часов до капремонта и потом второй раз столько же, но он будет давать свои полные 300 сил и всё будет хорошо. И на последней ступени форсировки он отработает 10часов на полную только не 300 сил а 1500 и его спишут на переплавку после такого. Это один и тот же мотор (в плане модели двигателя). Это аварийный (страховочный) мотор, он для этого и предназначался. К чему я это всё. Конечно к удельной нагрузке на материал деталей. При большой нагрузке важны любые мелочи. И хранение и установка и эксплуатация и материалы. Всё должно быть на высоте.
С уважением, Максим.

Wladimir_Th
Witalij:

Возможно из-за высокой мощности и стечения обстоятельств процесс развивался мгновенно. Как вариант это резонанс сепаратора или подшипника на высоких оборотах, когда против ветра со снижением шел на полных парах.

Видал такое у автомоделистов. Точнее у одного. После зимней спячки(осенью мотор был оставлен “как есть”, т.е. непромытый) человек взялся покатать машинку. Завел, газанул и мотор просто разнесло разлетевшимися шариками от коренного подшипника). У Виталия, судя по фото, мотор был ухоженный, и мне кажется ему просто не повезло с подшипником. Был конкретный брак в металле.

Pilot_lis

Присмотритесь к фото, правое нижнее, там отчётливо виден поперечный темный след и раковины, это линия контакта шарика и обоймы при хранении, коррозия при хранении, Кто знает как его хранили до Виталия?. Это одна из причин.
Как всегда и бывает, сложилось несколько факторов.

Witalij
FFedor:

А, какой стоял?

Не совсем понятно.

Начинал летать с винтом 12х6, граупнер, узкая лопасть, сломал, поставил мастер эйрскрю 11х7 или 8, не помню. Без нитры ощутимо меньше тяги и чаще глохнет, но если исключать коррозию шаров, то походу никуда не деться, полностью разбирать мотор для мойки после каждых полетов я не готов.

Wladimir_Th
Witalij:

то походу никуда не деться, полностью разбирать мотор для мойки после каждых полетов я не готов.

И не надо. Вы же прекрасно знаете что полная разборка мотора только в крайнем случае. После полетов достаточно промыть через футорку “Калошей” или ВД-шкой. Я много лет так делаю и даже паршивые китайские подшипники живут долго. ТК-8 оборотистый мотор и те же 13000 для него вполне нормальные обороты.

Witalij

Мотор до меня не работал, но я его и не разбирал до обкатки, по внешним признакам и ощущениям до последнего взлета всё было также как и после обкатки. Всегда сравниваю с авто моторами 21-28 калибра, там коррозия если появляется, то везде. Мне сложно принять тот факт что причина в недостаточном уходе за мотором. Я готов признать что что то просмотрел при подготовке модели, что не вовремя заглушил, что мало смазки или обороты высокие. Но факты вещь суровая, спасибо за мнения.

Pilot_lis

Виталий, дело не в вашей эксплуатации, дело в длительном хранении до вас и качестве деталей.
Железо всегда стремиться перейти в своё исходное состояние - руду. Рано или поздно это произойдет, вопрос времени.

Witalij

Максим, спасибо, утешили немного. Опять же возвращаясь к автомотору китайского производства, промывали его очень редко, на выхлопе после стоянки регулярно шла ржавчина с маслом, и Вы знаете он до сих пор жив, пропустил через себя несколько галонов топлива. Именно на том моторе я впервые в жизни увидел протертый сепаратор подшипника. Сталь на обоймах и шарах пережила варварское издевательство, а латунный сепаратор нет. Спросите зачем так издеваться, отвечаю, молодое поколение надо учить, на примерах, но этот мотор показался самураем, работает. И мне сложно объяснить сыну, что после покатух его надо мыть. А тот мотор, который мыл умер.

Pilot_lis

Понимаете, сама коррозия, как таковая, вещь относительно безобидная, вредны её последствия. Если коррозия только только началась и есть лишь небольшой налет, который оттирается без следа, это ничего страшного, думаю это и было с китайским авто мотором и ржавчиной на выхлопе. А вот когда она затягивается и вгрызается в металл, то образуются раковины, трещины и т.п. по ним и происходит разрушение. Если удельная нагрузка на деталь больше то и работать она будет меньше.
А сыну подарите микроскоп USB, они сейчас не очень дорогие на всем известном китайском сайте, и проведите несколько экспериментов с теми же подшипниками, и остатками топлива из выхлопа или просто водой для быстроты добавьте соли поваренной. Взгляните на результаты, объяснять будет легче, проведите аналогии. Да и сравнивать моторы разных классов… Уверяю вас, удельные нагрузки там сильно отличаются.
С уважением, Максим.

Witalij

Я еще что заметил, что подши у которых качество поверхности выше, оцениваю по зеркальности, в меньшей степени подвержены коррозии, как написали выше они покрываются налетом, который легко удаляется, а там где шероховатость выше, как у моих обоим, там и последствия коррозии очевиднее.
Микроскоп прям на телефон есть, удобная вещь.
Фото в этой теме сделаны на телефон через обьектив Индустар 26м, люблю баловаться мануальной оптикой.

Pilot_lis

Всё правильно, они и будут менее подвержены коррозии при прочих равных, поверхность контакта меньше, на микро уровне, вот и результат.