Разрушение коренного подшипника.

FFedor
Witalij:

Возможно поставлю винт больше для снижения оборотов

А, какой стоял?

Witalij:

перейду на топливо без нитры, .

Не совсем понятно.

Pilot_lis

Да, нитрометан и обороты тут ни причем и винт по ходу тоже, если балансировка верная.

Witalij

Обоймы фото прикладываю. Остальные части мотора на даче, через неделю смогу только.

Pilot_lis

Спасибо! А сколько мотор лежал после производства и как его хранили? Потемнение внешней обоймы с одной стороны, это консервационное масло, след от шариков почти по центру дорожки, перетяга не было. А вот волнистые следы с другой стороны от дорожки указывают на слишком мягкий материал. Так что это точно брак в производстве. Коррозия при хранении тоже может быть и к такому привезти, поперечный темный след на внешней обойме это вроде след коррозии между шариком и обоймой. А может и оба этих фактора сложились в столь печальную картину.
В моторе живые детали остались?

Witalij

Сколько пролежал сложно сказать, предполагаю лет 15 точно, как хранился неизвестно, я второй владелец. Мотор обкатывался на стандартной горючке, а потом работал с нитро 5 и 10%. Всегда промывался, очень часто даже после нитры заправлял стандартным топливом на минуту-две и потом еще раз полоскал стандатным топливом. Поршень в утиль, страшно смотреть, цилиндр надо подробнее осмотреть, там изначально был косячок, возможно даже еще выживет. Головку начеканило, шатуну и задней крышке досталось, но все косметически. Если найду поршень, то можно думать и о цилиндре.

Через мои руки прошло пару десятков калилок хоббийного класса, многие эксплуатировались с нитрой без промывки вообще, подши и колено выглядели ржавыми, не просто потомневшие, а ржавые с раковинами. Такие моторы давали о себе знать грязным выхлопом или грохотом шаров. Однако ТК8 это далеко не хобби мотор и признаков скорой кончины не подавал. Возможно из-за высокой мощности и стечения обстоятельств процесс развивался мгновенно. Как вариант это резонанс сепаратора или подшипника на высоких оборотах, когда против ветра со снижением шел на полных парах.

Pilot_lis

В принципе, профессиональность мотора не имее большого значения. В большой технике, где я работаю, не буду называть марок и названий, есть несколько ступеней форсированности двигателей, на первой ступени мотор отработает свои 20000 часов до капремонта и потом второй раз столько же, но он будет давать свои полные 300 сил и всё будет хорошо. И на последней ступени форсировки он отработает 10часов на полную только не 300 сил а 1500 и его спишут на переплавку после такого. Это один и тот же мотор (в плане модели двигателя). Это аварийный (страховочный) мотор, он для этого и предназначался. К чему я это всё. Конечно к удельной нагрузке на материал деталей. При большой нагрузке важны любые мелочи. И хранение и установка и эксплуатация и материалы. Всё должно быть на высоте.
С уважением, Максим.

Wladimir_Th
Witalij:

Возможно из-за высокой мощности и стечения обстоятельств процесс развивался мгновенно. Как вариант это резонанс сепаратора или подшипника на высоких оборотах, когда против ветра со снижением шел на полных парах.

Видал такое у автомоделистов. Точнее у одного. После зимней спячки(осенью мотор был оставлен “как есть”, т.е. непромытый) человек взялся покатать машинку. Завел, газанул и мотор просто разнесло разлетевшимися шариками от коренного подшипника). У Виталия, судя по фото, мотор был ухоженный, и мне кажется ему просто не повезло с подшипником. Был конкретный брак в металле.

Pilot_lis

Присмотритесь к фото, правое нижнее, там отчётливо виден поперечный темный след и раковины, это линия контакта шарика и обоймы при хранении, коррозия при хранении, Кто знает как его хранили до Виталия?. Это одна из причин.
Как всегда и бывает, сложилось несколько факторов.

Witalij
FFedor:

А, какой стоял?

Не совсем понятно.

Начинал летать с винтом 12х6, граупнер, узкая лопасть, сломал, поставил мастер эйрскрю 11х7 или 8, не помню. Без нитры ощутимо меньше тяги и чаще глохнет, но если исключать коррозию шаров, то походу никуда не деться, полностью разбирать мотор для мойки после каждых полетов я не готов.

Wladimir_Th
Witalij:

то походу никуда не деться, полностью разбирать мотор для мойки после каждых полетов я не готов.

И не надо. Вы же прекрасно знаете что полная разборка мотора только в крайнем случае. После полетов достаточно промыть через футорку “Калошей” или ВД-шкой. Я много лет так делаю и даже паршивые китайские подшипники живут долго. ТК-8 оборотистый мотор и те же 13000 для него вполне нормальные обороты.

Witalij

Мотор до меня не работал, но я его и не разбирал до обкатки, по внешним признакам и ощущениям до последнего взлета всё было также как и после обкатки. Всегда сравниваю с авто моторами 21-28 калибра, там коррозия если появляется, то везде. Мне сложно принять тот факт что причина в недостаточном уходе за мотором. Я готов признать что что то просмотрел при подготовке модели, что не вовремя заглушил, что мало смазки или обороты высокие. Но факты вещь суровая, спасибо за мнения.

Pilot_lis

Виталий, дело не в вашей эксплуатации, дело в длительном хранении до вас и качестве деталей.
Железо всегда стремиться перейти в своё исходное состояние - руду. Рано или поздно это произойдет, вопрос времени.

Witalij

Максим, спасибо, утешили немного. Опять же возвращаясь к автомотору китайского производства, промывали его очень редко, на выхлопе после стоянки регулярно шла ржавчина с маслом, и Вы знаете он до сих пор жив, пропустил через себя несколько галонов топлива. Именно на том моторе я впервые в жизни увидел протертый сепаратор подшипника. Сталь на обоймах и шарах пережила варварское издевательство, а латунный сепаратор нет. Спросите зачем так издеваться, отвечаю, молодое поколение надо учить, на примерах, но этот мотор показался самураем, работает. И мне сложно объяснить сыну, что после покатух его надо мыть. А тот мотор, который мыл умер.

Pilot_lis

Понимаете, сама коррозия, как таковая, вещь относительно безобидная, вредны её последствия. Если коррозия только только началась и есть лишь небольшой налет, который оттирается без следа, это ничего страшного, думаю это и было с китайским авто мотором и ржавчиной на выхлопе. А вот когда она затягивается и вгрызается в металл, то образуются раковины, трещины и т.п. по ним и происходит разрушение. Если удельная нагрузка на деталь больше то и работать она будет меньше.
А сыну подарите микроскоп USB, они сейчас не очень дорогие на всем известном китайском сайте, и проведите несколько экспериментов с теми же подшипниками, и остатками топлива из выхлопа или просто водой для быстроты добавьте соли поваренной. Взгляните на результаты, объяснять будет легче, проведите аналогии. Да и сравнивать моторы разных классов… Уверяю вас, удельные нагрузки там сильно отличаются.
С уважением, Максим.

Witalij

Я еще что заметил, что подши у которых качество поверхности выше, оцениваю по зеркальности, в меньшей степени подвержены коррозии, как написали выше они покрываются налетом, который легко удаляется, а там где шероховатость выше, как у моих обоим, там и последствия коррозии очевиднее.
Микроскоп прям на телефон есть, удобная вещь.
Фото в этой теме сделаны на телефон через обьектив Индустар 26м, люблю баловаться мануальной оптикой.

Pilot_lis

Всё правильно, они и будут менее подвержены коррозии при прочих равных, поверхность контакта меньше, на микро уровне, вот и результат.

Wladimir_Th
Witalij:

Мне сложно принять тот факт что причина в недостаточном уходе за мотором.

Повторюсь. Судя по фото, мотор был ухожен и владельцу корить себя не в чем. Я видел ржавые от нитрометана шарики в подшипнике. На фото даже близко такого нет. Просто попался откровенно бракованный подшипник.

oleg40rus

мне кажется подзакис шарик в сепараторе или от загустевшего масла, или от коррозии, ну шарик и протащило его по обойме …цать раз с нагревом и последующей деформацией и разрушением.

VitalikV

Просто хреновый подшипник, по фото видно, хреновая шлифовка обойм, и я незнаю, что надо с делать с шариком хорошего подшипника, чтобы он раскололся))).
Замените на более качественные, импортные, какой-нибудь проверенной фирмы.
На МК-17 , одно время боролся с тем, что подшипники сыпались, после 3-4 полетов, зазоры, натяги, ничего не помогало, пока не заменил на другие.
Правда потом стали умирать коленвалы, отрывало по коренной подшипник)))))

Рашкин
VitalikV:

Правда потом стали умирать коленвалы, отрывало по коренной подшипник)))))

Может на Марзах 2.5.На мк 17 не одного случая не было.

VitalikV

Рашид, на Марзах, я не летал, ни одного у меня не было, после мк-17 перешел на кмд.
Просто после правильной переборки, моторы рвали стандартные воздушные винты в полете, на стандартном топливе, а не пердели как у школьников.
Там проблема в дистанционной шайбе между щекой и коренным подшипником, если с размером не попал, то минус вал.