Лопасти мелколетов. Отличие обычных лопастей и лопастей с грузиками (bullet)

lvsw

Наверняка многие из вас, покупая мелколет, обращали внимание, что помимо простых лопастей, вертолет комплектуется так же и лопастями с грузиками. Хотелось бы понять, чем же лопасти с грузиками-пулями, отличаются от обычных гладких лопастей?

Обычные лопасти:

Лопасти с грузиками-пулями:

Так же ни раз встречал и лопасти с необычной законцовской. Зачем она и что дает?

andreyk72

Лопасти с грузиками тяжелее таких же без грузиков, в результате увеличивается момент инерции конструкции. Визуально эффект от утяжеления можно посмотреть здесь

Вертолет становится более стабильным при висении и пропорционально менее вертким на флипах/ролах.

Мое мнение - лопасти с грузиками устанавливаются на верт с целью компенсировать недостатки головы (люфты, недостаточная жесткость пластиковых деталей) и/или неточности работы fbl - как ее самой так и скорости ее реакции с учетом косяков (люфтов, задержек) сервоприводов.

lvsw

А что касается третьих лопастей со странной формой законцовок? Какой эффект даёт такая форма?

ViKo

Чисто теоретически:
Предположим, масса лопастей одинаковая, и отличаются они только формой.
Момент инерции вращающегося тела зависит от формы. Чем больше этого тела дальше от оси вращения, тем больше момент.
ru.wikipedia.org/wiki/Момент_инерции
Сравните полый цилиндр и сплошной.
Надо понять, считать ли грузики на лопасти “далеко” от оси вращения или “близко”. На мой взгляд - ни далеко, и ни близко. Где-то как раз там, где их влияние нулевое. Если бы были на концах лопасти, тогда - да, очевидно, момент стал бы больше. Если бы были около оси вращения, тогда масса бы, наоборот, сместилась к оси, момент стал бы меньше.
Грузики имеют другую цель. Они вынесены вперед лопасти. Кажется, у Колина Милла это описано. Центр подъемной силы лопасти получается за центром тяжести лопасти, если смотреть с передней кромки лопасти. От этого она становится более агрессивной. Как в самолетах - есть устойчивые (планеры), а есть неустойчивые (истребители), зато более “юркие”. Видимо, такая лопасть помогает “рулить”, “колбаситься”.
У лопасти с “лопатой” на конце создается большая подъемная сила. Чем быстрее линейная скорость фрагмента лопасти, тем больше он действует. Тоже есть картинка у К.М. Но значит ли это, что потребуется меньшая мощность двигателя? Наверное, нет. Скорее всего, можно понизить обороты. Или уменьшить угол атаки лопастей. upd. Наверное, все же - да. Получим плавного спокойного летуна.
И момент инерции у такой формы больше, чем у обычной лопасти. Вертолет будет более стабильным (может, даже, слишком).

andreypav
lvsw:

А что касается третьих лопастей со странной формой законцовок? Какой эффект даёт такая форма?

когда у меня треснули стоковые лопасти 977-го, то я сделал на них похожие вырезы (только у задней кромки)
как итог, обороты повысились, верт стал очень легким на подъем.
петли в пол неба стали без проблем

Remlen

lvsw
Дмитрий почитайте , полезный материал.
onheli.blogspot.com/2010/01/blog-post_20.html

onheli.blogspot.com/2011/03/fbl-blades.html

onheli.blogspot.com/2010/02/3d-wide-chord.html

по первому пункту вам уже сказали
По последнему - форма конца лопасти влияет на подъемную силу создаваемую этой лопастью.
На конце происходит больше всего потерь из-за завихрений, поэтому специальная форма кончика лопасти призвана минимизировать завихрения и потери подъемной силы.

Это грубо говоря как у самолетов крылья на концах загнуты вверх.

А вообще меня больше интересует влияние формы передней кромки лопасти, но я не могу найти нигде информацию по этому поводу.

andreypav
Remlen:

Это грубо говоря как у самолетов крылья на концах загнуты вверх.

ээээ
я думал это сделано для меньшего бокового сноса/соскальзывания при повороте…

Remlen

andreypav
не))) боковой снос тут вообще не при делах.
Почитайте за крылья самолетов и зачем на ставят эти загибы на концах.
Кстати все из живой природы передирают), у орлов перья на концах крыльев также вверх загнуты)

ViKo

По. К.М. получается, лопасти с грузиками на передней кромке более стабильные.

andreypav
Remlen:

Почитайте за крылья самолетов и зачем на ставят эти загибы на концах. Кстати все из живой природы передирают), у орлов перья на концах крыльев также вверх загнуты)

Оказывается это “бортик”, чтобы воздух сбоку не “перетекал”, прикольно!

Remlen

andreypav
Да, аэродинамика штука интересная)

Если у кого есть информация или статьи по поводу ТТХ и лопастей и как они влияют на полет, поделитесь пожалуйста.

andreyk72

Если дело касается мелколетов, то считаю статьи не помогут - нужно подбирать лопасти на свой вкус и под конкретный аппарат. По своему опыту Блейд Нано например ( у меня около десятка различных видов лопастей на него) - на родной пластиковой голове лучше работают одни, на металлической - другие. С одними он лучше выстреливает на питч пампах, с другими более стабильно летает круги но при этом на флипах/ролах - полный отстой. Причем производитель вообще не парится по поводу указать параметры лопастей - максимум что вы узнаете - длинна и наличие грузиков. На такие вещи как жесткость на изгиб, жесткость на кручение, масса, прозрачность (!)… Все это будет для вас сюрпризом…

andreypav
andreyk72:

На такие вещи как жесткость на изгиб, жесткость на кручение, масса, прозрачность (!)… Все это будет для вас сюрпризом…

как будто на больших вертах это все специфицируют…

Remlen:

Если у кого есть информация или статьи по поводу ТТХ и лопастей и как они влияют на полет, поделитесь пожалуйста.

да вы все уже сами выложили =))
вот вспомнился тест Карима

Remlen

andreypav
Меня больше интересует форма кончика лопасти, форма(острота) передней и задней кромки.
Об этом нигде не могу нарыть что-то вменяемое.

andreyk72

Чем больше радиус передней кромки/ширина профиля:

  • Больше сопротивление набегающему потоку
  • Больше подъемная сила

Переводя на вертолетную тему - лопасти оптимальнее работают на низких оборотах. Соответственно более узкие по профилю - лучше работают на высоких.

Задняя кромка в идеале должна сходиться в ноль двумя прямыми линиями. Такую кромку достаточно сложно изготовить чтобы она имела прочность, особенно в карбоне. Поэтому сходятся две кривые, и чем они более выпуклы тем меньше у лопасти КПД и как следствие способность эффективно работать на больших скоростях. В вертолетной теме это еще более актуально, так как создаваемая задней кромкой турбулентность прилично влияет на лопасть номер 2 которая входит в это пространство за лопастью 1.

Все выше сказанное - лично мое понимание реальности, и может отличаться от истины ))

Remlen

andreyk72
Ну я тоже проводил некоторые эксперименты, заострял переднюю кромку на лопастях от 912, стало хуже)
Вот думаю мож попробовать притупить кромку на лопастях от 931, которые использую на 977.

andreyk72
Remlen:

Вот думаю мож попробовать притупить кромку на лопастях от 931, которые использую на 977.

Давайте лучше зайдем с другой стороны. Что конкретно не устраивает в лопастях 931 на 977? Чего хотите добиться?

Remlen

Не, пока до понятия что не устраивает еще очень далеко, для начало нужно научится летать вменяемо и понимать что ты хочешь от тех или иных лопастей.
Это мне просто интересно заполнить пробелы в знаниях ну и позже применить их по делу.