Лопасти мелколетов. Отличие обычных лопастей и лопастей с грузиками (bullet)
Наверняка многие из вас, покупая мелколет, обращали внимание, что помимо простых лопастей, вертолет комплектуется так же и лопастями с грузиками. Хотелось бы понять, чем же лопасти с грузиками-пулями, отличаются от обычных гладких лопастей?
Обычные лопасти:
Лопасти с грузиками-пулями:
Так же ни раз встречал и лопасти с необычной законцовской. Зачем она и что дает?
Лопасти с грузиками тяжелее таких же без грузиков, в результате увеличивается момент инерции конструкции. Визуально эффект от утяжеления можно посмотреть здесь
Вертолет становится более стабильным при висении и пропорционально менее вертким на флипах/ролах.
Мое мнение - лопасти с грузиками устанавливаются на верт с целью компенсировать недостатки головы (люфты, недостаточная жесткость пластиковых деталей) и/или неточности работы fbl - как ее самой так и скорости ее реакции с учетом косяков (люфтов, задержек) сервоприводов.
А что касается третьих лопастей со странной формой законцовок? Какой эффект даёт такая форма?
Чисто теоретически:
Предположим, масса лопастей одинаковая, и отличаются они только формой.
Момент инерции вращающегося тела зависит от формы. Чем больше этого тела дальше от оси вращения, тем больше момент.
ru.wikipedia.org/wiki/Момент_инерции
Сравните полый цилиндр и сплошной.
Надо понять, считать ли грузики на лопасти “далеко” от оси вращения или “близко”. На мой взгляд - ни далеко, и ни близко. Где-то как раз там, где их влияние нулевое. Если бы были на концах лопасти, тогда - да, очевидно, момент стал бы больше. Если бы были около оси вращения, тогда масса бы, наоборот, сместилась к оси, момент стал бы меньше.
Грузики имеют другую цель. Они вынесены вперед лопасти. Кажется, у Колина Милла это описано. Центр подъемной силы лопасти получается за центром тяжести лопасти, если смотреть с передней кромки лопасти. От этого она становится более агрессивной. Как в самолетах - есть устойчивые (планеры), а есть неустойчивые (истребители), зато более “юркие”. Видимо, такая лопасть помогает “рулить”, “колбаситься”.
У лопасти с “лопатой” на конце создается большая подъемная сила. Чем быстрее линейная скорость фрагмента лопасти, тем больше он действует. Тоже есть картинка у К.М. Но значит ли это, что потребуется меньшая мощность двигателя? Наверное, нет. Скорее всего, можно понизить обороты. Или уменьшить угол атаки лопастей. upd. Наверное, все же - да. Получим плавного спокойного летуна.
И момент инерции у такой формы больше, чем у обычной лопасти. Вертолет будет более стабильным (может, даже, слишком).
А что касается третьих лопастей со странной формой законцовок? Какой эффект даёт такая форма?
когда у меня треснули стоковые лопасти 977-го, то я сделал на них похожие вырезы (только у задней кромки)
как итог, обороты повысились, верт стал очень легким на подъем.
петли в пол неба стали без проблем
lvsw
Дмитрий почитайте , полезный материал.
onheli.blogspot.com/2010/01/blog-post_20.html
onheli.blogspot.com/2011/03/fbl-blades.html
onheli.blogspot.com/2010/02/3d-wide-chord.html
по первому пункту вам уже сказали
По последнему - форма конца лопасти влияет на подъемную силу создаваемую этой лопастью.
На конце происходит больше всего потерь из-за завихрений, поэтому специальная форма кончика лопасти призвана минимизировать завихрения и потери подъемной силы.
Это грубо говоря как у самолетов крылья на концах загнуты вверх.
А вообще меня больше интересует влияние формы передней кромки лопасти, но я не могу найти нигде информацию по этому поводу.
Вот здесь перевод части книги Колина Милла.
rcopen.com/forum/f19/topic70404/8
Это грубо говоря как у самолетов крылья на концах загнуты вверх.
ээээ
я думал это сделано для меньшего бокового сноса/соскальзывания при повороте…
andreypav
не))) боковой снос тут вообще не при делах.
Почитайте за крылья самолетов и зачем на ставят эти загибы на концах.
Кстати все из живой природы передирают), у орлов перья на концах крыльев также вверх загнуты)
По. К.М. получается, лопасти с грузиками на передней кромке более стабильные.
Почитайте за крылья самолетов и зачем на ставят эти загибы на концах. Кстати все из живой природы передирают), у орлов перья на концах крыльев также вверх загнуты)
Оказывается это “бортик”, чтобы воздух сбоку не “перетекал”, прикольно!
andreypav
Да, аэродинамика штука интересная)
Если у кого есть информация или статьи по поводу ТТХ и лопастей и как они влияют на полет, поделитесь пожалуйста.
Если дело касается мелколетов, то считаю статьи не помогут - нужно подбирать лопасти на свой вкус и под конкретный аппарат. По своему опыту Блейд Нано например ( у меня около десятка различных видов лопастей на него) - на родной пластиковой голове лучше работают одни, на металлической - другие. С одними он лучше выстреливает на питч пампах, с другими более стабильно летает круги но при этом на флипах/ролах - полный отстой. Причем производитель вообще не парится по поводу указать параметры лопастей - максимум что вы узнаете - длинна и наличие грузиков. На такие вещи как жесткость на изгиб, жесткость на кручение, масса, прозрачность (!)… Все это будет для вас сюрпризом…
На такие вещи как жесткость на изгиб, жесткость на кручение, масса, прозрачность (!)… Все это будет для вас сюрпризом…
как будто на больших вертах это все специфицируют…
Если у кого есть информация или статьи по поводу ТТХ и лопастей и как они влияют на полет, поделитесь пожалуйста.
да вы все уже сами выложили =))
вот вспомнился тест Карима
andreypav
Меня больше интересует форма кончика лопасти, форма(острота) передней и задней кромки.
Об этом нигде не могу нарыть что-то вменяемое.
Чем больше радиус передней кромки/ширина профиля:
- Больше сопротивление набегающему потоку
- Больше подъемная сила
Переводя на вертолетную тему - лопасти оптимальнее работают на низких оборотах. Соответственно более узкие по профилю - лучше работают на высоких.
Задняя кромка в идеале должна сходиться в ноль двумя прямыми линиями. Такую кромку достаточно сложно изготовить чтобы она имела прочность, особенно в карбоне. Поэтому сходятся две кривые, и чем они более выпуклы тем меньше у лопасти КПД и как следствие способность эффективно работать на больших скоростях. В вертолетной теме это еще более актуально, так как создаваемая задней кромкой турбулентность прилично влияет на лопасть номер 2 которая входит в это пространство за лопастью 1.
Все выше сказанное - лично мое понимание реальности, и может отличаться от истины ))
andreyk72
Ну я тоже проводил некоторые эксперименты, заострял переднюю кромку на лопастях от 912, стало хуже)
Вот думаю мож попробовать притупить кромку на лопастях от 931, которые использую на 977.
Вот думаю мож попробовать притупить кромку на лопастях от 931, которые использую на 977.
Давайте лучше зайдем с другой стороны. Что конкретно не устраивает в лопастях 931 на 977? Чего хотите добиться?
Не, пока до понятия что не устраивает еще очень далеко, для начало нужно научится летать вменяемо и понимать что ты хочешь от тех или иных лопастей.
Это мне просто интересно заполнить пробелы в знаниях ну и позже применить их по делу.
Лучше попробуйте разных лопастей для вашего размера. Всегда лучше сначала повертеть- пощупать лопасти а потом поставить и полетать. Для 977 можно попытаться пристроить лопасти для Blade mcpX. Правда не уверен что подойдет по креплению.
www.heliproz.com/rc-helicopters/…/p219323
www.heliproz.com/rc-helicopters/…/p247073
Вот Линкс делает для похожего вертолета:
www.heliproz.com/rc-helicopters/…/p276813
KBDD делает тонкие лопасти с оригинальной формой профиля, у Линкса - классика.