Пилотажные свойства "утки"

ADF

Имеем некую гипотетическую модель по схеме “утка”.

Предположим, переднее оперение несущие, и нагрузка на единицу площади чуть больше, чем нагрузка на основное (заднее) крыло.

Петли и бочки вопросов не вызывают, но с очень большим трудом представляю, может и если может - то как это выполнять штопор? Понятно, что чисто технически вогнать крыло в режим срыва несложно, но на что будет похожа траектория полета и будет ли это хоть как-то похоже на штопор самолета классической схемы?

Очень интересует мнение тех, у кого есть практический опыт. Но и теоретические обсуждения приветствуются 😉

Поиск по буржуйским ресурсам дал очень мало информации, кроме общих сведений и видео-роликов о том, что “утки” все-таки делаются и запускаются.

КА-04

для начала вспомним, что разновидностей штопоров несколько десятков причем у “самолета нормальной схемы”, причем у одного и того же самолета могут быть разные по характеру штопора (пока испытывали Миг-23 положили 68 машин именно на штопорах, настолько они были непредсказуемы и малоизучены в применении к этой машине)… На утке срыв на пго наступит раньше по определению (это один из главных недостатков схемы утка), после этого возможны варианты - либо машина опустит нос, наберет скорость и выйдет в управляемый полет, либо из-за потери скорости срыв наступит на крыле - после чего траектория непредсказуема, хотя по логике плоский штопор на утке, в т. ч. парашутирование, маловероятны, т. к. центр тяжести впереди центра давления и утка всегда будет стремиться опустить нос. Наверно это будет похоже на полет самолета нормальной схемы с сильно задней центровкой - последовательная серия кабрирований до срыва, и пикирований с набором скорости.

ADF

Пока в теме было напряженное молчание, удалось нагуглить довольно много материалу по вуткам. В целом, найденная информация согласуется с некоторыми догадками, например срыв ПГО - не только недостаток но и достоинство - как раз потому, что это затрудняет попадание в штопр: первым срывает оперение, морда опускается, аппарат разгоняется, до срыва основного крыла дело не доходит. Недостаток, как вы верно сказали, в этом-же самом: на малых высотах полета срыв ПГО приводит к резкому пикированию вплоть до земли, однако данная особенность довольно успешно побеждается - применением хитрых профилей (таких, чтоб срывало не сразу или не резко), применением наплывов на осн. крыле и т.д.

Насчет плосского штопора - вот это наверняка запросто можно выполнить, сорвав оба крыла, затем заломив до упора РН и дунув газу. Разумеется, если сама схематика и верткость аппарата позволяют, и воздушный винт установлен хотя-бы в разрез (чтобы был какой-то обдув рулей) или вовсе имеет управляемый по курсу вектор - как видел на каких-то фанфлаях по схеме “дельта”.

Опять-же, можно попробовать сделать ПГО нейтральным - т.е. почти ЛК, но с дополнительной приставкой спереду. Но вот тут очень вероятны проблемы с устойчивостью по тангажу. Но это обратная сторона более высокой маневренности “утки” - отчего ее так активно норовят применять в современных боевых самолетах.

ADF

Вот тут очень интересный материал о пилотаже на утках 1:1 forum.canardaviation.com/showthread.php?t=1612
Все догадки относительно пилотажных св-в уток подтверждаются, однако возникают и задумки 😉

Например, в отличие от реального самолета на модели без зазрения совести ставим симметричные профиля, в дополнение к переднему оперению ставим также и заднее - поверхность позади плоскости винта, хоть небольшую… Правда, очень быстро приходит осознание, что кончиться все полукопией Су-37 😃

pakhomov4
ADF:

Правда, очень быстро приходит осознание, что кончиться все полукопией Су-37 😃

На Су ПГО есть ГЕНЕРАТОР ВИХРЕЙ, примерно так 😒

ADF

Да чего попу морщить: весь самолет - один мощный генератор вихрей! 😃

ADF

Да я, вроде как, уже все что надо уиснил 😃

Кстати действительно: делая утку пилотажной очень скоро получим по сути тандем: примерно одинаковые площади переднего и заднего крыла и примерно одинаковые нагрузки - чтобы срывало синхронно. И двигатель на морду - чтобы обдув срулей был.