Автопилот на вертолете

al_mt
  1. Есть GPS с “настоящим” компасом - на датчиках Холла. Точность там конечно ниже чем у классического компАса.
  2. Здесь по-моему был топик, по вопросам использования гироскопов (т.е. собственно самой важной части автопилота - датчики положения в пространстве). Все в один голос говорили, что “гироскопы очень помогают, но их одних недостаточно”. Всё равно идёт набег ошибки и в один прекрасный момент машинка опрокидывается даже не подозревая об этом. Единственная боле-менее рабочая система - оптический датчик линии горизонта. Недостатки - очевидны. Построить на этом универсальную систему не получится…
KV993

мужуки ,при выполнении простого виража(а так же и гор полёта)система визуального контроля:авиагоризонт-вариометр-скорость-курс,потом совмещ.прибор об двигла и ОРи тд.При этом в авиагорезонте есть такая гадость как указатель скольжения.Ну а теперь всё это привяжите к электроннике.я ещё неодной системы невидел чтоб она ещё и “жопой” пилота была.Всё это вспомогательные приборы(автопилоты)для управления вертолётов.

HS125
KV993:

При этом в авиагорезонте есть такая гадость как указатель скольжения.Ну а теперь всё это привяжите к электроннике.я ещё неодной системы невидел чтоб она ещё и “жопой” пилота была.

Электронная “жопа” пилота уже давно существует. По крайней мере на моем типе самолета она существует с 1987 года. Называется “автолэнд”. Совершает посадку в метеорологических условиях категории 3А(Cat IIIA) полностью без моего участия.
Причем здесь указатель скольжения не совсем понял😵. Хотя и он существует в электронном виде, и его сигнал можно завести в атопилот.
Касательно вертолета. Можно сделать даже и “автолэнд” на вертолете. Но если это легкий вертолет типа Ми-2 или подобного ему по размерам, то ваш автопилот может стоить половину стоимости вертолета.Если это Ми-26, то возможно он и оправдан. Заход на посадку длится максимум 5 минут. Вот тут и наступает вопрос целесообразности. Нужно ли вам такое дорогое устройство которое используется мизерное время из общего полетного времени. Не забывайте, что сложный автопилот удорожает стоимость периодического технического обслуживания, в связи с увеличением количества проверок и настроек автопилота.
А вот простой автопилот, который выполняет всего лишь простые функции(прямолинейный горизонтальный полет,разворот и выдерживание заданного курса, по другому разгружает пилота от выполнения монотонных функций) вполне уместен и не так дорог. То есть вручную взлетел, включил атопилот, пролетел по маршруту, выключил автопилот, зашел на посадку и сел.
Все решают цели и задачи которые пытается добитсья разработчик в конечном итоге от вертолета.😎

blade
HS125:

Электронная “жопа” пилота уже давно существует. 😎

Из этого неясно одно: на “больших” вертолётах (речь идёт именно о вертолётах!) автопилот есть или нет?
Не стабилизатор, а именно автопилот:взлетел-полетал-посадил.
Без участия человека.
Одним словом “да” или “нет”?

HS125
blade:

на “больших” вертолётах (речь идёт именно о вертолётах!) автопилот есть или нет?
Не стабилизатор, а именно автопилот:взлетел-полетал-посадил.

Привет Всем!

Ответ:“Да”
Название “автопилот” идет от автоматический пилот или автоматическое пилотирование. Если любая ручная функция пилотирования заменяется на автоматическую, то это уже простейший автопилот. Не “стабилизатор”, а именно автопилот. Когда спрашиваешь другого пилота, будь он вертолетчик или пилот самолета:“Есть ли у вас автопилот”, то человек отвечает:“ДА ЕСТЬ АВТОПИЛОТ”, а не: “ЕСТЬ СТАБИЛИЗАТОР”. Стабилизатор на самолете всегда есть(в обычном понимании)-это неподвижная часть горизонтального оперения. На вертолетах может и не быть.
По поводу автоматической посадки. Вертолет в основном рассчитан для посадок на любые неподготовленные площадки вне аэродрома. И очень большую часть посадок из своего ресурса он производит именно на них (это со слов моего однокашника, КВС Ми-8 с 20 летним стажем работы на вертолете). На таких площадках нет наземных средств дающих информацию автопилоту(в отличие от самолета), поэтому такая автоматизация порой бессмысленна. Как я уже сказал она лишь только удорожает конструкцию.
Простейший автопилот есть даже на R-44, но он там помогает в определенных этапах в пилотировании поскольку этот вертолет очень чуствителен к органам управления(опять же со слов моего однокашника). Хотите назовите его “стабилизатором”. На Ми-8 есть полноценный автопилот и используется он в основном полностью при полете по маршруту, так как я и писал вам выше.
Неполный режим “Висение” применяется по усмотрению пилота, в зависимости от цели которую преследует пилот вертолета.
Про иномарочные вертолеты я ничего сказать не могу, за отсутствием коллег летающих на оных. Могу только предположить, что авионика у буржуев ушла гораздо дальше вперед, и соответственно автопилоты у них более развиты и гораздо больше чего умеют. Просто нет информации и примеров.

2 al_mt
Усли не трудно укажите ссылку на компасы устроенные на таких датчиках. Я про них ничего не знаю и хотелось бы изучить принцип работы. В авиации все курсовые системы с индикацией магнитного курса построены на индукционных датчиках.

Удачных полетов!

blade

Ответ- уклончивый.
Из чего можно заключить, что полноценного автопилота для вертолётов- нет.
А ссылка на датчики для магнитного компаса- вот : www.alldatasheet.com/view.jsp?Searchword=KMZ52&q=K…
Изучайте на здоровье.

HS125
blade:

Без участия человека.

Привет Всем!

Извините не увидел данного предложения. Ваше право считать мой ответ таковым.
Но не я, не вы, не можете утверждать, что такого автопилота на вертолете не существует. Я не буду спорить просто не имея реальной информации. Просто зная развитие авионики для самолетов и вертолетов у буржуев я предположил что они такой автопилот наверняка давно сделали. Другой вопрос экономической оправданности на серийном вертолете(о чем уже писал).Незнание самого факта, не отрицает его существование. Может такой вертолет где-то летает, под каким нибудь султаном Брунея, которому заплатить пяток лишних миллионов зеленых, что вам отдать пять копеек.
Американцы уже работают над системами синтетической видимости в кабине пилотов. То есть вам просто окна при заходе на посадку не нужны. Вся картинка будет отражатьсья на пилотажном дисплее даже без участия внешних телекамер. И они собираются ставить подобную систему на Голфстрим 650.
Поэтому я и верю что при таких развитиях технологий в авионике сделать автопилот с автоматической посадкой не так сложно.
Для убедительности моих слов. На той же “восьмерке” есть режим висения. Заведите в атопилот сигнал с радиовысотомера о высоте, задайте алгоритм изменения вертикальной скорости в зависимости от высоты, и с режима висения вертолет автоматически плавно приземлится. Вот вам и атоматическая посадка даже без наземного обеспечения.

За информацию по магнитным датчикам спасибо. Почитаю для общего развития на досуге(но в моем понимании это вроде не датчик Холла). Кстати это тоже в тему. Мое незнание об этих датчиках, не отрицает их существование.

Удачных полетов!

al_mt

2HS125

eTrex Vista
eTrex Vista Cx

Вот таблица харктеристик: www.gpstrade.ru/articles/news_1163364810.shtml

Индуктивные датчики позволяют получить большую точность. Применение датчиков Холла обусловлено малогабаритностью и ограничение по энергетики портативных GPS

Про датчики колега blade меня опередил 😃

Vasilich_1

Ну допустим, стоит компас, кажет на север, а как мне это поможет? Куда при этом смотрит кабина?

Допустим, автопилот должен провести из точки А в В по азимуту 360 (север) и потом повернуть на азимут 90 (восток) и до точки С

Вот мы с автопилотом прилетели в точку В, куда нам (с автопилотом) отклонять ручку? Направо? А если за время полета А-В верт ветром развернуло и в точку В мы прибыли правым бортом вперед - тогда ручку назад и продолжать полет вперед хвостом?

Другими словами, есть ли какие -нибудь хитрые девайсы, которые дают сигнал если ось верта (голова-хвост) не совпадает с вектором скорости?

al_mt

Гироскопы и акселерометры… Но у ширпотребовских слишком велик “набег”. Т.е. нужен ещё как минимум прибор для отслеживания горизонта. Можно с меньшими точностью и более медленный.
В общем это большая и офигенно сложная конструкция.

foxfly
Vasilich_1:

Ну допустим, стоит компас, кажет на север, а как мне это поможет? Куда при этом смотрит кабина?

Вот поэтому народ и сумлевается!
Там кроме этого есть ещё куча проблем, которые самый захудалый живой пилот решает не задумываясь, а для автопилота- неразрешимые загадки.
Но вчера (на выставке UAV 2009) было “беспилотных” вертолётов чуть ли не больше, чем самолётов.
“Камов” выставил аж шарообразный аппарат соосной схемы.
Судя по обшарпанности- лет 20 ему. А по свидетельствам очевидцев- не летал он никогда.
Народ гоготал, что с “Пепелаца” содрали, уж больно похож.
Но записи полёта (или с борта) - не было ни у одного участника 😎.
Всё- в виде “устного народного творчества” (сказок, то есть…) 😦
По сравнению с прошлым годом- гораздо всё поплохело.

Vasilich_1
foxfly:

(на выставке UAV 2009) было “беспилотных” вертолётов чуть ли не больше, чем самолётов.

Да, посмотрел в нете. Боюсь возникнет еще один безполезный топик: " Дайте определение баспилотного ЛА".

Сдается, все мы имеем (в смысле у нас есть) беспилотники.

al_mt

RC - это ДПЛА. А БПЛА - это как раз с автопилотом. И можно без канала управления 😉

Vasilich_1
al_mt:

RC - это ДПЛА. А БПЛА - это как раз с автопилотом. И можно без канала управления

Наверное, такое определение можно принять, тогда вопрос: для каких задач нужен БП вертолет ? С чем не справится более простой БП самолет?
Почему на выстовке так много вертов?

Единственное преимущество верта, приходящее в головной мозг, не нужна полоса. Ну и отмыть финансов можно поболе.

al_mt

Не нужна стартовая катапульта. Посадить мелкий вертолёт проще чем самолёт.

Я удивлён отсутствию автожиров.

serj
al_mt:

Не нужна стартовая катапульта. Посадить мелкий вертолёт проще чем самолёт.

Я удивлён отсутствию автожиров.

Это вам его посадить наверное, проще 😃
А у большинства БПЛА посадка - парашютная…
За вертолет можно денег содрать больше- это ж ВЕРТОЛЕТ!!!
У автожиров меньше качество чем у самолетов. А висеть они не могут:(

-------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------------------------
ЦИТАТА: Вот мы с автопилотом прилетели в точку В, куда нам (с автопилотом) отклонять ручку? Направо? А если за время полета А-В верт ветром развернуло и в точку В мы прибыли правым бортом вперед - тогда ручку назад и продолжать полет вперед хвостом?
-----------------------------------------------------------------

Да все просто: есть “наземный” курс, или путевой угол , определяется положением вектора скорости относительно поверхности земли, например по ДИСС+компас, или по GPS, а есть истинный, или куда смотрит морда относительно севера, определяется по ИНС или по компасу+учет девиации компаса. и сразу становится понятно КУДА летим и КАКИМ БОКОМ летим 😃