Автопилот на вертолете
Коллеги,
Кто знает есть ли автопилоты на вертолетах?
Если есть, то как они работают? ТЕ, понятно, что можно сгенерить команду на изменение курса (т.е. наклонить плоскость несущего ротора) по радиопеленгу, ЖПС, скорости-времени и т.п. - это не интересно.
Непонятно как при повороте повернуть хвост по курсу (и соответственно опять поменять наклон плоскости ротора)? - ведь по большому счету верт - это точка, висящая под несущим ротором (рассмотрим соосную схему) и ей (точке) все равно где перед где, извините, зад.
Коллеги,
Кто знает есть ли автопилоты на вертолетах?все равно где перед где, извините, зад.
Рассказов про то, что он есть- слышал море.
На выставке “Моск.салон вооруж” в августе прошлого года- видел австрийский агрегат весом 220 кг, тоже вроде беспилотный.
Но как на аппарате весом 3-5 кг решить те вопросы, которые заданы- представляю с трудом.
Через неделю посмотрим на выставке…
Коллеги,
Кто знает есть ли автопилоты на вертолетах?Если есть, то как они работают? ТЕ, понятно, что можно сгенерить команду на изменение курса (т.е. наклонить плоскость несущего ротора) по радиопеленгу, ЖПС, скорости-времени и т.п. - это не интересно.
Непонятно как при повороте повернуть хвост по курсу (и соответственно опять поменять наклон плоскости ротора)? - ведь по большому счету верт - это точка, висящая под несущим ротором (рассмотрим соосную схему) и ей (точке) все равно где перед где, извините, зад.
На больших вертах на которых мне довелось летать,(Ми-8) был только автомат удержания положения, -сильно помогает при висении и ветре при посадке.
Но он просто держит положение, (хотя иногда создается впечатление, что это демпфер угловых скоростей с нелинейным коэфф. передачи). Хвост на классическом выполнении виража не поворачивает, хотя на современных может и есть.
Стабилизация не тяжелых беспилотных вертолетов- по алгоритму- это висение. Отсюда и ограничение на реальную максимальную скорость на маршруте. Правильного разворота в полете пока ни у кого не видел…
Спасибо за участие.
задал вопрос - потом подумал:)
Ведь без информации о “направлении вертолета” (оси хвост-кабна) при изменении курса непонятно куда отклонять НР:команда на отклоненеие НР подается относительно осей верта, а курс меняется относительно земли.
Видимо, все сильно запущено:o
Так вроде компас еще никто не отменял!
При отклонении от заданного курса, автопилот возвращает его на прежний. При необходимости его изменить, автопилот разворачивает его на тот который задан пилотом с задатчика курса.
Так вроде компас еще никто не отменял!
При отклонении от заданного курса, автопилот возвращает его на прежний. При необходимости его изменить, автопилот разворачивает его на тот который задан пилотом с задатчика курса.
Суть не в компасе- он и в ЖПС есть!
Проблема в том, что для стабилизации вертолёта нужен непонятно какой алгоритм: если самолёт (при его правильной компоновке и центровке) самостабилизирующийся аппарат, то у вертолёта столько завязок газ-шаг- обороты хвостового ротора- скорость- снос и т.д.- не всякий живой человек то
справляется.
И пока что “висеть”- пожалуйста, лететь- очень с трудом.
А с чего вы взяли что в GPS есть компас? Приемник многоканальный с вычислителем есть, а компаса никогда не видел.
Вертолет это такое же воздушное судно как и самолет. Просто принцип создания подьемной силы другой. Летает он в нормальном применении так же как и самолет. Не видел ни одного вертолета что бы он летал хвостом вперед при нормальных полетах. Хвостом вперед это только при спецзадачах или при пилотаже. И какая разница какое у него управление. Поставьте больше рулевых машин в автопилот и дополнительные датчики с мозгами. Просто атопилот будет посложнее, и не всегда производитель может ставит его, что бы не задирать цену при продаже. Любая автоматика на самолете и вертолете очень удорожает конструкцию.
А с чего вы взяли что в GPS есть компас? Приемник многоканальный с вычислителем есть, а компаса никогда не видел.
Не видел - не значит, что нету.
Компас там, правда, не совсем настоящий - он вычисляет направление перемещения по изменению координат и выводит на дисплей направление на север.
Если держать навигатор горизонтально и верхом дисплея - по направлению движения - стрелочка и правда показывает на север 😁
- Есть GPS с “настоящим” компасом - на датчиках Холла. Точность там конечно ниже чем у классического компАса.
- Здесь по-моему был топик, по вопросам использования гироскопов (т.е. собственно самой важной части автопилота - датчики положения в пространстве). Все в один голос говорили, что “гироскопы очень помогают, но их одних недостаточно”. Всё равно идёт набег ошибки и в один прекрасный момент машинка опрокидывается даже не подозревая об этом. Единственная боле-менее рабочая система - оптический датчик линии горизонта. Недостатки - очевидны. Построить на этом универсальную систему не получится…
мужуки ,при выполнении простого виража(а так же и гор полёта)система визуального контроля:авиагоризонт-вариометр-скорость-курс,потом совмещ.прибор об двигла и ОРи тд.При этом в авиагорезонте есть такая гадость как указатель скольжения.Ну а теперь всё это привяжите к электроннике.я ещё неодной системы невидел чтоб она ещё и “жопой” пилота была.Всё это вспомогательные приборы(автопилоты)для управления вертолётов.
При этом в авиагорезонте есть такая гадость как указатель скольжения.Ну а теперь всё это привяжите к электроннике.я ещё неодной системы невидел чтоб она ещё и “жопой” пилота была.
Электронная “жопа” пилота уже давно существует. По крайней мере на моем типе самолета она существует с 1987 года. Называется “автолэнд”. Совершает посадку в метеорологических условиях категории 3А(Cat IIIA) полностью без моего участия.
Причем здесь указатель скольжения не совсем понял😵. Хотя и он существует в электронном виде, и его сигнал можно завести в атопилот.
Касательно вертолета. Можно сделать даже и “автолэнд” на вертолете. Но если это легкий вертолет типа Ми-2 или подобного ему по размерам, то ваш автопилот может стоить половину стоимости вертолета.Если это Ми-26, то возможно он и оправдан. Заход на посадку длится максимум 5 минут. Вот тут и наступает вопрос целесообразности. Нужно ли вам такое дорогое устройство которое используется мизерное время из общего полетного времени. Не забывайте, что сложный автопилот удорожает стоимость периодического технического обслуживания, в связи с увеличением количества проверок и настроек автопилота.
А вот простой автопилот, который выполняет всего лишь простые функции(прямолинейный горизонтальный полет,разворот и выдерживание заданного курса, по другому разгружает пилота от выполнения монотонных функций) вполне уместен и не так дорог. То есть вручную взлетел, включил атопилот, пролетел по маршруту, выключил автопилот, зашел на посадку и сел.
Все решают цели и задачи которые пытается добитсья разработчик в конечном итоге от вертолета.😎
Электронная “жопа” пилота уже давно существует. 😎
Из этого неясно одно: на “больших” вертолётах (речь идёт именно о вертолётах!) автопилот есть или нет?
Не стабилизатор, а именно автопилот:взлетел-полетал-посадил.
Без участия человека.
Одним словом “да” или “нет”?
на “больших” вертолётах (речь идёт именно о вертолётах!) автопилот есть или нет?
Не стабилизатор, а именно автопилот:взлетел-полетал-посадил.
Привет Всем!
Ответ:“Да”
Название “автопилот” идет от автоматический пилот или автоматическое пилотирование. Если любая ручная функция пилотирования заменяется на автоматическую, то это уже простейший автопилот. Не “стабилизатор”, а именно автопилот. Когда спрашиваешь другого пилота, будь он вертолетчик или пилот самолета:“Есть ли у вас автопилот”, то человек отвечает:“ДА ЕСТЬ АВТОПИЛОТ”, а не: “ЕСТЬ СТАБИЛИЗАТОР”. Стабилизатор на самолете всегда есть(в обычном понимании)-это неподвижная часть горизонтального оперения. На вертолетах может и не быть.
По поводу автоматической посадки. Вертолет в основном рассчитан для посадок на любые неподготовленные площадки вне аэродрома. И очень большую часть посадок из своего ресурса он производит именно на них (это со слов моего однокашника, КВС Ми-8 с 20 летним стажем работы на вертолете). На таких площадках нет наземных средств дающих информацию автопилоту(в отличие от самолета), поэтому такая автоматизация порой бессмысленна. Как я уже сказал она лишь только удорожает конструкцию.
Простейший автопилот есть даже на R-44, но он там помогает в определенных этапах в пилотировании поскольку этот вертолет очень чуствителен к органам управления(опять же со слов моего однокашника). Хотите назовите его “стабилизатором”. На Ми-8 есть полноценный автопилот и используется он в основном полностью при полете по маршруту, так как я и писал вам выше.
Неполный режим “Висение” применяется по усмотрению пилота, в зависимости от цели которую преследует пилот вертолета.
Про иномарочные вертолеты я ничего сказать не могу, за отсутствием коллег летающих на оных. Могу только предположить, что авионика у буржуев ушла гораздо дальше вперед, и соответственно автопилоты у них более развиты и гораздо больше чего умеют. Просто нет информации и примеров.
2 al_mt
Усли не трудно укажите ссылку на компасы устроенные на таких датчиках. Я про них ничего не знаю и хотелось бы изучить принцип работы. В авиации все курсовые системы с индикацией магнитного курса построены на индукционных датчиках.
Удачных полетов!
Ответ- уклончивый.
Из чего можно заключить, что полноценного автопилота для вертолётов- нет.
А ссылка на датчики для магнитного компаса- вот : www.alldatasheet.com/view.jsp?Searchword=KMZ52&q=K…
Изучайте на здоровье.
Без участия человека.
Привет Всем!
Извините не увидел данного предложения. Ваше право считать мой ответ таковым.
Но не я, не вы, не можете утверждать, что такого автопилота на вертолете не существует. Я не буду спорить просто не имея реальной информации. Просто зная развитие авионики для самолетов и вертолетов у буржуев я предположил что они такой автопилот наверняка давно сделали. Другой вопрос экономической оправданности на серийном вертолете(о чем уже писал).Незнание самого факта, не отрицает его существование. Может такой вертолет где-то летает, под каким нибудь султаном Брунея, которому заплатить пяток лишних миллионов зеленых, что вам отдать пять копеек.
Американцы уже работают над системами синтетической видимости в кабине пилотов. То есть вам просто окна при заходе на посадку не нужны. Вся картинка будет отражатьсья на пилотажном дисплее даже без участия внешних телекамер. И они собираются ставить подобную систему на Голфстрим 650.
Поэтому я и верю что при таких развитиях технологий в авионике сделать автопилот с автоматической посадкой не так сложно.
Для убедительности моих слов. На той же “восьмерке” есть режим висения. Заведите в атопилот сигнал с радиовысотомера о высоте, задайте алгоритм изменения вертикальной скорости в зависимости от высоты, и с режима висения вертолет автоматически плавно приземлится. Вот вам и атоматическая посадка даже без наземного обеспечения.
За информацию по магнитным датчикам спасибо. Почитаю для общего развития на досуге(но в моем понимании это вроде не датчик Холла). Кстати это тоже в тему. Мое незнание об этих датчиках, не отрицает их существование.
Удачных полетов!
2HS125
eTrex Vista
eTrex Vista Cx
Вот таблица харктеристик: www.gpstrade.ru/articles/news_1163364810.shtml
Индуктивные датчики позволяют получить большую точность. Применение датчиков Холла обусловлено малогабаритностью и ограничение по энергетики портативных GPS
Про датчики колега blade меня опередил 😃
Ну допустим, стоит компас, кажет на север, а как мне это поможет? Куда при этом смотрит кабина?
Допустим, автопилот должен провести из точки А в В по азимуту 360 (север) и потом повернуть на азимут 90 (восток) и до точки С
Вот мы с автопилотом прилетели в точку В, куда нам (с автопилотом) отклонять ручку? Направо? А если за время полета А-В верт ветром развернуло и в точку В мы прибыли правым бортом вперед - тогда ручку назад и продолжать полет вперед хвостом?
Другими словами, есть ли какие -нибудь хитрые девайсы, которые дают сигнал если ось верта (голова-хвост) не совпадает с вектором скорости?
Гироскопы и акселерометры… Но у ширпотребовских слишком велик “набег”. Т.е. нужен ещё как минимум прибор для отслеживания горизонта. Можно с меньшими точностью и более медленный.
В общем это большая и офигенно сложная конструкция.
Ну допустим, стоит компас, кажет на север, а как мне это поможет? Куда при этом смотрит кабина?
Вот поэтому народ и сумлевается!
Там кроме этого есть ещё куча проблем, которые самый захудалый живой пилот решает не задумываясь, а для автопилота- неразрешимые загадки.
Но вчера (на выставке UAV 2009) было “беспилотных” вертолётов чуть ли не больше, чем самолётов.
“Камов” выставил аж шарообразный аппарат соосной схемы.
Судя по обшарпанности- лет 20 ему. А по свидетельствам очевидцев- не летал он никогда.
Народ гоготал, что с “Пепелаца” содрали, уж больно похож.
Но записи полёта (или с борта) - не было ни у одного участника 😎.
Всё- в виде “устного народного творчества” (сказок, то есть…) 😦
По сравнению с прошлым годом- гораздо всё поплохело.