Обсуждение самолета Ту-2
Привет!
Оказывается, не только тут присутствующие обсуждают самолеты. Вот, например, подняли интересный вопрос о копийности самолета, что “прилетает” на сцену в мюзекле “Норд-Ост”:
Мне понравилось вот что:
> тут неделю назад побеседовал-таки со своим знакомым экспертом (почти)
> по авиатехнике Второй Мировой. Так вот он утверждает, что на
> двухмоторных самолётах даже в войну ставились движки с симметричным
> (в разные стороны) вращением винтов. Это делается для
> компенсации “закручивания” самолёта. А вот на одномоторных
> обычно прибегают к спец. ухищрениям;).
Или вот:
> Насчёт “немного под углом” устанавливался вертикальный стабилизатор.
> Никогда про такое не слышал, но я только любитель. Зато точно знаю,
> что на малых самолётах как раньше, так и теперь на самой кромке рулей
> (элеронов, руля высоты и направления) стоят небольние 10-20 см длиной
> и несколько см шириной металлические полоски. Их назначение
> компенсировать отклонения самолёта от прямолинейного движения при
> нейтральном положении педалей и ручки управления. Для регулировки
> их подгибают в нужную сторону плоскогубцами (не в полёте,
> разумеется :о))) почти так же, как мы подгибаем краешки крыльев
> бумажного самолётика.
Помогите разобраться людям. 😃
А в чем разбираться то?
Триммера поначалу были не дистанционно управляемые. Это факт. Потом триммирование было заведено гибкой проводкой в кабину пилота. На современных самолетах их вообще нет, поскольку триммируется система бустеров или ЭДСУ, где она есть.
А то, что на заре авиации триммера вручную на поле устанавливали - было такое.
А в чем разбираться то?
Триммера поначалу были не дистанционно управляемые. Это факт. Потом триммирование было заведено гибкой проводкой в кабину пилота. На современных самолетах их вообще нет, поскольку триммируется система бустеров или ЭДСУ, где она есть.
А то, что на заре авиации триммера вручную на поле устанавливали - было такое.
На заре авиации вообще триммеров не было. Вообще, как на фото первых самолетов смотришь, слабо верится, что на этом можно было летать. Хоть с триммерами, хоть без. 😃
А в 1941 год - когда прототип Ту-2 появился, и тем более в 1943 - если не ошибаюсь, официальный год выпуска Ту-2 - уже все было хорошо с триммерами, плоскогубцы точно были не нужны. Но, как я написал, проверю по Соболеву.
Вообще-то, я написал сообщение поскольку часто вижу (особенно на ТВ), как люди обсуждают что-то ну к ним не имеющего никакого отношения. Я, впрочем, тоже такой. 😃 Трудно ведь удержатся и не сказать своего мнения, правда? Вот и тут на форуме часто встречаются, как мне кажется, люди… эээ… не совсем адекватные. Ну, у всех свое мнения, это понятно. Но я, как совсем чайник и только начинающий, иногда просто теряюсь, кто прав, а кто нет. Приходится создавать себе кумиров, вроде vovic или hivolt. 😃)))
Значт так:
На бомберах (даже наших) во вторую мировую триммера были с управлением. На истребителях - пластина, подгибаемая на земле по итогам облета военспецами на заводе. Кстати, эта пластина видна на многих фото, поскольку она выступала за габариты рулей.
а вертикальный стабилизатор - это мощно 😂
Приходится создавать себе кумиров, вроде vovic или hivolt. 😃)))
😊 😊 😊 😊 😊 😊
Мне понравилось вот что:
> тут неделю назад побеседовал-таки со своим знакомым экспертом (почти)
> по авиатехнике Второй Мировой. Так вот он утверждает, что на
> двухмоторных самолётах даже в войну ставились движки с симметричным
> (в разные стороны) вращением винтов. Это делается для
> компенсации “закручивания” самолёта. А вот на одномоторных
> обычно прибегают к спец. ухищрениям;).Или вот:
> Насчёт “немного под углом” устанавливался вертикальный стабилизатор.
> Никогда про такое не слышал, но я только любитель. Зато точно знаю,
> что на малых самолётах как раньше, так и теперь на самой кромке рулей
> (элеронов, руля высоты и направления) стоят небольние 10-20 см длиной
> и несколько см шириной металлические полоски. Их назначение
> компенсировать отклонения самолёта от прямолинейного движения при
> нейтральном положении педалей и ручки управления. Для регулировки
> их подгибают в нужную сторону плоскогубцами (не в полёте,
> разумеется :о))) почти так же, как мы подгибаем краешки крыльев
> бумажного самолётика.Помогите разобраться людям. 😃
Насчет вращения винтов в противоположные стороны - это врядли. Ведь это требует и моторов и винтов правого и левого вращения - как ботинки на правую и левую ногу. Зачем такие неудобства из за какого-то реактивного момента, которые легко парируется теми же триммерами.
Кстати на И-16 киль был смещен немного в сторону для компенсации реактивного момента.
Отгибные триммеры (ножи) живы и сейчас на спортивных и легких самолетах. Они есть даже на сверхзвуковых истребителях. Несмотря на злектромеханические триммеры в гидросистеме, которые предназначены для компенсации небольших моментов от меняющейся в полете балансировки или подвески, существуют и отгибные триммеры (пластины, вклепанные в задние кромки цельноповоротного стабилизатора и элеронов). Они предназначены для компенсации несимметричности планера, возникающей на этапе производства и эксплуатации. Недаром один из трех облетов после выполнения регламентных работ в ТЭЧ называется - на разгон-балансировку.
Отгибные триммеры (ножи) живы и сейчас на спортивных и легких самолетах. Они есть даже на сверхзвуковых истребителях. существуют и отгибные триммеры (пластины, вклепанные в задние кромки цельноповоротного стабилизатора и элеронов). Они предназначены для компенсации несимметричности планера, возникающей на этапе производства и эксплуатации.
Спасибо за информацию, не знал!
на двухмоторных самолётах даже в войну ставились движки с симметричным (в разные стороны) вращением винтов. Это делается для компенсации “закручивания” самолёта. А вот на одномоторных обычно прибегают к спец. ухищрениям;
Если судить по чертежам техники, что публикуется, то на серийные самолеты СССР не ставили моторов противоположного вращения. Но вот американский P-38 “Lightning” действительно оснащался двигателями с противоположным направлением вращения. Целью изготовления пары моторов было не только компенсация крутящего момента, но и улучшение работы крыла в закрученном винтами потоке.
Не так страшен момент крутящий как кажется, больше летчика утомляет необходимость парировать случайные возмущения весь полет, да еще если силой приходится балансировать самолет по тангажу.
Триммеры разные бывают, вот например на спортивном ЯК-52 на стабилизаторе есть триммер управляемый из кабины, а на киле и элеронах отгибные пластинки.
У ТУ-2 на всех рулях есть триммеры управляемые из кабины.
Насчет вращения винтов в противоположные стороны - это врядли. Ведь это требует и моторов и винтов правого и левого вращения - как ботинки на правую и левую ногу. Зачем такие неудобства из за какого-то реактивного момента, которые легко парируется теми же триммерами.
Не только, вот например время виража вправо и влево на одномоторных истребителях Второй мировой разное, и что то мне подсказывает что виновато тут как раз направление вращения винта, в инструкциях по ведению боя напрямую было сказано, что например для мессера правый вираж был выгоднее левого, а на наших самолетах как раз наоборот. И соответственно для боя на виражах рекомендовалось выполнять или правый вирааж или левый. А из серийных самолетов действительно только лайтинг имел разновращающиеся винты, кроме того еще имел и прекрасный вираж, на уровне с лучшими одномоторными самолетами…
Не только, вот например время виража вправо и влево на одномоторных истребителях Второй мировой разное, и что то мне подсказывает что виновато тут как раз направление вращения винта, в инструкциях по ведению боя напрямую было сказано, что например для мессера правый вираж был выгоднее левого, а на наших самолетах как раз наоборот. И соответственно для боя на виражах рекомендовалось выполнять или правый вирааж или левый. А из серийных самолетов действительно только лайтинг имел разновращающиеся винты, кроме того еще имел и прекрасный вираж, на уровне с лучшими одномоторными самолетами…
Зачёт! 😃
Даже на ТБ в игре ИЛ2 (четыре пропеллера и все в одну сторону крутятся) реактивный момент чувствуется.
Насчет вращения винтов в противоположные стороны - это врядли. Ведь это требует и моторов и винтов правого и левого вращения - как ботинки на правую и левую ногу. Зачем такие неудобства из за какого-то реактивного момента, которые легко парируется теми же триммерами.
Можно обойтись хитрыми редукторами, а моторы поставить одного вращения 😃))
Кстати, а как на Лайтнинге было сделано на самом деле ?
Кстати, а как на Лайтнинге было сделано на самом деле ?
В принципе моторы могут минимально отличатся - только лишь зеркальными распредвалами, в литературе пишется, что именно моторы разного направления вращения.
Редуктор с еще одной ступенью не проблема, хотя тогда габариты редукторов могут отличатся, а следовательно габариты мотора и капота, да потери мощности и износ будет разный у них.
Кстати, а на каком именно самолете летал Александр Григорьев? Мне вот думается, что не на Ту-2, а на Ил-4, или может на импортном каком. Не нашел прямого названия самолёта у Каверина, но судя по тому, что Саня торпедные атаки проводил и в полете бывал более семи часов, то это вероятно Ил-4. Вдобавок летал он в заполярье и в 1942 году, а Ту-2 пошли в серию только в 1943 году.
По моим сведениям,модель ,для изготовления декараций в “Норд Осте” делал Игорь Купцов.Кто его знает может у него сам спросить,чего “ТУ 2”,а не что-либо другое.
Можно обойтись хитрыми редукторами, а моторы поставить одного вращения 😃))
Кстати, а как на Лайтнинге было сделано на самом деле ?
Использовались 2 двигателя Аллисон, из которых один делался специально для Лайтинга, противоположного вращения. Кстати, и турбокомпрессор из-за этого тоже переделывали.
Использовались 2 двигателя Аллисон, из которых один делался специально для Лайтинга, противоположного вращения. Кстати, и турбокомпрессор из-за этого тоже переделывали.
Я нашел, что на Лайтнинг (начиная с его прототипа X-608) сначала ставили Аллисон V1710, причем действительно “правые” и “левые”! Левый винт вращался по часовой, а правый - против часовой стрелки (если смотреть из кабины).
Уже на испытаниях XP-38 (предсерийный образец) выявился бафтинг руля высоты, первоначально принятый за флаттер. Для этого по рекомендации USAAC руль высоты оборудовали весовыми компенсаторами, а также… поменяли вращение винтов на противоположное для уменьшения турбулентности потока над хвостовым оперением!
Но в варианте поставок этих самолетов для Англии (модель P-322) поставили моторы одинаковые, по часовой стрелке! Для чего? Для инификации с моторной группой истребителя Керстисс Томахаук 1, который к тому времени уже поставлялся в Великобританию. Т.е. не захотели заморачиваться с зеркальными моторами. Такое решение упрощали опставку запасных частей.
Однако затем часть этих машин переоборудовали заменой моторов на серию F - и вновь с винтами противоположного вращения! Такие самолеты выпускали до конца войны.
Вот такие факты удалось обнаружить. Это, конечно, далеко от r/c - но это ведь интересно. 😃
Гм. Вот только про Ту-2, с которого начинался этот тред, что-то забыл. 😃)))