Электрический подвесной лодочный мотор. Есть опыт?
Делал бесколлекторный мотор лет 8 назад в герметичном корпусе в 2-х вариантах . Первый был с статором 40х10мм. кв около 250, 18 магнитов. Самый удачный по экономичности.
На 12в 15А на полном газу с винтом от отечественного лодочного электромотора. весил примерно 300г.
питался от 2-х 7Ач в параллель.
Таскал резинку с двумя человеками так, что чел на "белле " в одну харю нас перегнать мог только на 30-40с, потом уставал и отставал… около 10км/ч, только на дно пришлось положить плоскую фанеру, иначе скорость падала почти вдвое.
На байдарке (3-х местный “таймень”) этот же мотор ставил на руль, с одним человеком было 16-17 км/ч - реально быстро и почти бесшумно…
А вдвоем на надувном матрасе 2х2м - 4 км/ч - это ваще прикол. народ реально не понимает как матрац может так быстро плыть если на нем никто не гребет 😃 Только держать руками трудновато- тяга около 10-11 кило. Но зато можно выплыть на середину большого озера и загорать 😃
40*10мм статор - от видеомагнитофона небось? 😃 а винтики какие на него ставили?
Только держать руками трудновато- тяга около 10-11 кило. Но зато можно выплыть на середину большого озера и загорать
Такая тяга эквивалентна примерно 1 л.с. на бензине. Хороший мотор получился.
Спасибо всем за ответы!
А какие-то более конкретные рекомендации будут?
По конструктиву подвеса, по выбору двигателя…
К примеру, как оцениваете вот такой вариант:
hobbyking.com/…/__13388__CNC_Precision_Jet_Boat_Dr…
, потянет? И какой под него лучше движок? 😃
Или, действительно, лучше взять готовый вариант? Тогда какой? Какие вообще, кроме “Минн Кот” присутствуют на нашем рынке?
Модельный водомет - на лодку 1:1 - это сильно )))) Поставить конечно можно, но КПД будет никакущий.
Насчет “что лучше” - зависит от прямоты рук и тех. грамотности. При условии наличия обоих факторов - самодельщина однозначно будет дешевле и/или лучше почти любого готового варианта. Причем значительно лучше (и-или значительно дешевле).
Модельный водомет - на лодку 1:1 - это сильно )))) Поставить конечно можно, но КПД будет никакущий.
.
Зато как красиво и безопасно:)
Ну да бог с ним - с водометом! Руки есть:)
-обмотки залить–воды не боится
Чем, к примеру, залить обмотки?
Афигеть! Китайцы мини-водометы делают! Если таких парочку поставить на небольшой “Джонбот”, то по мелякам ползать вполне можно будет.
Чем, к примеру, залить обмотки?
простой эпоксидкой
…на небольшой “Джонбот”, то по…
Смысла нет, все равно лучше винты. В защитных кожухах, диаметром 150-200мм. При равной тяге будут жрать раза в 2 меньше, чем нановодометы.
40*10мм статор - от видеомагнитофона небось? 😃 а винтики какие на него ставили?
Да, от BM-12 😃 и подшипники и вал родной 6мм.
Винт, еще раз повторюсь - от отечественного лодочного ЭЛЕКТРОмотора, винт около 120 мм диаметром. ( сам мотор почти сколько же и тяжеленный к тому же) Две саблевидные лопасти. Позже я снял с него смоляную матрицу, но так ни одного винта и не выклеил. Матрица куда-то потерялась…
Я не стал делать негерметичный мотор по простой причине- опасался что будет сильное гидравлическое торможение водой в зазоре. Однако, как показывает практика, (коллега на работе пробовал) БК мотор внешним диаметром 50мм имеет потери “на воду” около 4А. Мощи конечно, сильно больше чем у меня было. Если рабочий ток будет ампер 20-30 то не так и плохо.
Делал бесколлекторный мотор лет 8 назад в герметичном корпусе в 2-х вариантах…
А можно подробней…или ссылочку какую .
герметичный корпус(и вообще корпус)–не обязателен–проверено на 100%
А можно подробней…или ссылочку какую .
Присоединяюсь к просьбе! 😃
Еще,может быть пример подходящего двигателя предложите? В котором залить обмотки и вперед!😃
И как быть с винтом, готовые существуют в продаже? может для бензиновых двигателей…
Винт для посудомодели лодычки - это не нанотехнология, его можно даже из листового металлу выгнуть и он будет обладать приемлемой эффективностью 😃 Опять-же, готовых валом продается…
С моторами засада: я вот недавно прикидывал, какие нужны х-ки - нужен низкий кв, как выше сказали - в районе 250 если питать от 12В. Если кв будет, например, тыща - надо редуктор 4:1 мутить. Параметры винта что-то типа 120-200 в диаметре (в зависимости от мощи пихла…) с шагом 60-120.
А можно подробней…или ссылочку какую .
Сцылочек нету, - проект был полностью свой, все точил сам. Про статор я уже упоминал- 40х10, (от видеомагнитофона) Кв тоже (примерно 250).
моторов с таким кв на хобби кинге хватает - выбирайте. По отношению диаметр- толщина я бы брал то что тоньше - меньше будут потери в воде в зазоре.
Герметизировать мотор нет необходимости , если кпд в 80% вас устроит. , я писал выше.
На мотор очень желательно обтекатели сделать спереди и сзади у винта, чтобы поток воды меньше завихрялся после мотора…
Еще есть мысль - попробовать LRK намотку (через зуб), такой мотор имеет более мягкую характеристику, лодка будет хорошо разгоняться и не много жрать на месте. Это удобнее будет для байдарок со скоростью 15-17 км/ч
Повторять мою комбинацию - со статором от ВМ-12 и 18 магнитами не советую- хоть мотор получился хорошим, но от “фирменных” на то время регуляторов ( кастл и джети, а позже пробовал и с Маркусом) он не работал нормально, не мог корректно стартовать и жрал очень много, пришлось делать свой регулятор, благо опыт к тому времени был и надо все равно было делать ограничение тока, индикацию заряда и управление газом кнопками.
Ограничение тока в регуляторе обязательно- бывает что водоросли на винт наматывает. Хотя, если плохой аккумулятор то он просядет и сработает отсечка по питанию…
моторов с таким кв на хобби кинге хватает - выбирайте. По отношению диаметр- толщина я бы брал то что тоньше - меньше будут потери в воде в зазоре.
Герметизировать мотор нет необходимости , если кпд в 80% вас устроит. , я писал выше.На мотор очень желательно обтекатели сделать спереди и сзади у винта, чтобы поток воды меньше завихрялся после мотора…
Еще есть мысль - попробовать LRK намотку (через зуб), такой мотор имеет более мягкую характеристику, лодка будет хорошо разгоняться и не много жрать на месте. Это удобнее будет для байдарок со скоростью 15-17 км/ч
80% КПД устроит 😃 А готовые моторы в хобби магазинах с такой намоткой бывают?
Ограничитель нужен будет, т.к. планирую использовать сборку LiFePo4 примерно на 40 Ач. Китайцы вроде готовы прислать образец на попробовать:)
Еще вопрос, стандартная система крепления подвесных моторов на лодку что из себя представляет и какие примерно размеры? (не хотелось бы покупать что-то в качестве образца (ту же минкотту)…) Выкос какой-то должен быть?
Длины ног стандартные, на сайтах рыбацких можно вникнуть после 10 страниц профильной темы 😃 Крепление - струбцинами за доску (и цепью привязать, чтобы не утонул на случай отваливания) 😃
Выкос - для обсуждаемых электрических мощностей по барабану, лодку на дыбы точно не поднимет. Параллельно поверхности воды и все дела.
Насчет намотки LRK - усомняюсь, что она нужна. Да и под штатный ротор может не залезть - толщина череззубных обмоток выше, они от статора торчат сильнее и могут достать до торца ротора.
Lifepo4 на 40 а*ч - тру. Сам присматриваюсь прям вот к такому-же сетапу из 4х банок! И цена вполне приемлемая на них у буржуев.
Если перематывать мотор для вас- дело хлопотное- создать “мягкую” характеристику можно аппаратно-программно, путем стабилизации тока. Но стабилизатор (не ограничитель) имеет смысл только для большого диапазона скоростей, когда лодка может быстро разгоняться. К резинкам это вряд ли относится, скорее к байдаркам и легким пластиковым лодкам. Байдарка если плывешь один и сидишь на корме- после 10-12 км/ч начинает немного задирать нос и вылезать из воды. А если мощи будет ватт 300-400 то совсем замечательно 😃
Я пробовал соединять свои 7-ми амперники последовательно посмотреть будет ли прибавка в скорости на байдарке- прибавка была, но небольшая- напряжение на моторе не поднималось выше 15 вольт, т.к ограничение тока было 15А и его в полевых условиях было не перестроить.
Крепление к бортику резиновой лодки было сделано на тканевых липучках. кусок фанеры десятки где-то 200х350 - это как бы задний транец, к нему крепилась трубка 12мм толщиной -это ось и румпель, от этой фанерины шли 4 ленты по 50мм шириной, они заворачивались через борт внутрь лодки ( на резину заднего борта были наклеены ответные). вся поверхность фанерины также оклеена липучкой.
В “нерабочем” состоянии винт стоял под 30-40 градусов вверх , когда включаешь двигатель, тягой сжимало задний борт и мотор вставал прямо. При выключении мотора он автоматически приподнимался - 😃
Быстрее не разгонялась - смею предположить потому, что упиралось в предел водоизмещающего режима.
Насчет ограничения тока - ИМХО, регулятор надо с запасом брать, раза эдак в 2-2,5. Сам мотор в воде, от кратковременных перегрузок при разгоне вряд ли полыхнет, до 15 секунд перегруз они нормально держат, лишь бы на крейсерской винтом не был перегружен. Хотя, наверное, от жадности можно и грузануть слегка сверх номинала 😃 Но с моей стороны это все больше теоретические советы, покашто 😇
Если ограничения тока не делать - регулятор тогда надо брать с 5-6 кратным запасом, и аккумулятор - тоже. Да и дело даже не повышении тока на медленном ходу, это только на экономичность влияет. токе. бывает, что на винт водоросли наматывает. и это не сразу видно, если нет ограничения тока с запасом в 25- 40%.
Кто по чистой воде ходит - проблем не будет скорее всего. А вот если вплывешь в водоросли, на винт сразу “борода” наматывается и с регулятором без ограничения тока- ток может в 3-4 раза возрасти легко!. (если аккумулятор позволит, а Литий-феррум более 30С обычно 😃
Лично у меня почему-то нет мыслей делать винт - без защитного кожуха. В конце концов и на отмель каменистую заехать можно не доглядев!
А в регуляторах, какбэ, и своя защита еще бывает. О её эффективности и надежности конечно можно поспорить, но как факт - она все-таки есть. Старинный маркус даже откровенными козлами со стороны фаз не дал себя убить, хотя я пытался ))))