Электрический подвесной лодочный мотор. Есть опыт?

Viper-Kite
BORMA:

А можно подробней…или ссылочку какую .

Присоединяюсь к просьбе! 😃
Еще,может быть пример подходящего двигателя предложите? В котором залить обмотки и вперед!😃
И как быть с винтом, готовые существуют в продаже? может для бензиновых двигателей…

ADF

Винт для посудомодели лодычки - это не нанотехнология, его можно даже из листового металлу выгнуть и он будет обладать приемлемой эффективностью 😃 Опять-же, готовых валом продается…

С моторами засада: я вот недавно прикидывал, какие нужны х-ки - нужен низкий кв, как выше сказали - в районе 250 если питать от 12В. Если кв будет, например, тыща - надо редуктор 4:1 мутить. Параметры винта что-то типа 120-200 в диаметре (в зависимости от мощи пихла…) с шагом 60-120.

serj
BORMA:

А можно подробней…или ссылочку какую .

Сцылочек нету, - проект был полностью свой, все точил сам. Про статор я уже упоминал- 40х10, (от видеомагнитофона) Кв тоже (примерно 250).
моторов с таким кв на хобби кинге хватает - выбирайте. По отношению диаметр- толщина я бы брал то что тоньше - меньше будут потери в воде в зазоре.
Герметизировать мотор нет необходимости , если кпд в 80% вас устроит. , я писал выше.

На мотор очень желательно обтекатели сделать спереди и сзади у винта, чтобы поток воды меньше завихрялся после мотора…

Еще есть мысль - попробовать LRK намотку (через зуб), такой мотор имеет более мягкую характеристику, лодка будет хорошо разгоняться и не много жрать на месте. Это удобнее будет для байдарок со скоростью 15-17 км/ч

Повторять мою комбинацию - со статором от ВМ-12 и 18 магнитами не советую- хоть мотор получился хорошим, но от “фирменных” на то время регуляторов ( кастл и джети, а позже пробовал и с Маркусом) он не работал нормально, не мог корректно стартовать и жрал очень много, пришлось делать свой регулятор, благо опыт к тому времени был и надо все равно было делать ограничение тока, индикацию заряда и управление газом кнопками.
Ограничение тока в регуляторе обязательно- бывает что водоросли на винт наматывает. Хотя, если плохой аккумулятор то он просядет и сработает отсечка по питанию…

Viper-Kite
serj:

моторов с таким кв на хобби кинге хватает - выбирайте. По отношению диаметр- толщина я бы брал то что тоньше - меньше будут потери в воде в зазоре.
Герметизировать мотор нет необходимости , если кпд в 80% вас устроит. , я писал выше.

На мотор очень желательно обтекатели сделать спереди и сзади у винта, чтобы поток воды меньше завихрялся после мотора…

Еще есть мысль - попробовать LRK намотку (через зуб), такой мотор имеет более мягкую характеристику, лодка будет хорошо разгоняться и не много жрать на месте. Это удобнее будет для байдарок со скоростью 15-17 км/ч

80% КПД устроит 😃 А готовые моторы в хобби магазинах с такой намоткой бывают?
Ограничитель нужен будет, т.к. планирую использовать сборку LiFePo4 примерно на 40 Ач. Китайцы вроде готовы прислать образец на попробовать:)
Еще вопрос, стандартная система крепления подвесных моторов на лодку что из себя представляет и какие примерно размеры? (не хотелось бы покупать что-то в качестве образца (ту же минкотту)…) Выкос какой-то должен быть?

ADF

Длины ног стандартные, на сайтах рыбацких можно вникнуть после 10 страниц профильной темы 😃 Крепление - струбцинами за доску (и цепью привязать, чтобы не утонул на случай отваливания) 😃

Выкос - для обсуждаемых электрических мощностей по барабану, лодку на дыбы точно не поднимет. Параллельно поверхности воды и все дела.

Насчет намотки LRK - усомняюсь, что она нужна. Да и под штатный ротор может не залезть - толщина череззубных обмоток выше, они от статора торчат сильнее и могут достать до торца ротора.

Lifepo4 на 40 а*ч - тру. Сам присматриваюсь прям вот к такому-же сетапу из 4х банок! И цена вполне приемлемая на них у буржуев.

serj

Если перематывать мотор для вас- дело хлопотное- создать “мягкую” характеристику можно аппаратно-программно, путем стабилизации тока. Но стабилизатор (не ограничитель) имеет смысл только для большого диапазона скоростей, когда лодка может быстро разгоняться. К резинкам это вряд ли относится, скорее к байдаркам и легким пластиковым лодкам. Байдарка если плывешь один и сидишь на корме- после 10-12 км/ч начинает немного задирать нос и вылезать из воды. А если мощи будет ватт 300-400 то совсем замечательно 😃

Я пробовал соединять свои 7-ми амперники последовательно посмотреть будет ли прибавка в скорости на байдарке- прибавка была, но небольшая- напряжение на моторе не поднималось выше 15 вольт, т.к ограничение тока было 15А и его в полевых условиях было не перестроить.

Крепление к бортику резиновой лодки было сделано на тканевых липучках. кусок фанеры десятки где-то 200х350 - это как бы задний транец, к нему крепилась трубка 12мм толщиной -это ось и румпель, от этой фанерины шли 4 ленты по 50мм шириной, они заворачивались через борт внутрь лодки ( на резину заднего борта были наклеены ответные). вся поверхность фанерины также оклеена липучкой.

В “нерабочем” состоянии винт стоял под 30-40 градусов вверх , когда включаешь двигатель, тягой сжимало задний борт и мотор вставал прямо. При выключении мотора он автоматически приподнимался - 😃

ADF

Быстрее не разгонялась - смею предположить потому, что упиралось в предел водоизмещающего режима.

Насчет ограничения тока - ИМХО, регулятор надо с запасом брать, раза эдак в 2-2,5. Сам мотор в воде, от кратковременных перегрузок при разгоне вряд ли полыхнет, до 15 секунд перегруз они нормально держат, лишь бы на крейсерской винтом не был перегружен. Хотя, наверное, от жадности можно и грузануть слегка сверх номинала 😃 Но с моей стороны это все больше теоретические советы, покашто 😇

serj

Если ограничения тока не делать - регулятор тогда надо брать с 5-6 кратным запасом, и аккумулятор - тоже. Да и дело даже не повышении тока на медленном ходу, это только на экономичность влияет. токе. бывает, что на винт водоросли наматывает. и это не сразу видно, если нет ограничения тока с запасом в 25- 40%.
Кто по чистой воде ходит - проблем не будет скорее всего. А вот если вплывешь в водоросли, на винт сразу “борода” наматывается и с регулятором без ограничения тока- ток может в 3-4 раза возрасти легко!. (если аккумулятор позволит, а Литий-феррум более 30С обычно 😃

ADF

Лично у меня почему-то нет мыслей делать винт - без защитного кожуха. В конце концов и на отмель каменистую заехать можно не доглядев!

А в регуляторах, какбэ, и своя защита еще бывает. О её эффективности и надежности конечно можно поспорить, но как факт - она все-таки есть. Старинный маркус даже откровенными козлами со стороны фаз не дал себя убить, хотя я пытался ))))

Viper-Kite

Кстати, о регуляторах, есть вроде бы ограничения по длине проводов от регулятора до двигателя?
Не хотелось бы погружать регулятор, или это пустое? погружать вместе с мотором?

MorAna
Viper-Kite:

погружать вместе с мотором?

вёсла вам помогут ,и флаг вам в руки

sasha2
Viper-Kite:

есть вроде бы ограничения по длине проводов от регулятора до двигателя?

Ограничение от регулятора до аккумулятора, а не двигателя.

ADF

Ограничение - от регулятора до двигателя. Лишняя длина портит КПД, добавляет паразитную индуктивность - и в случае фазных проводов с этим ничего нелзья сделать!

А провод до батареи - хоть 100500 метров, главное через каждые 20-30см длины воткнуть конденсаторы (электролиты с low esr емкостью 500-2000 мкф и параллельно можно еще керамику на 10-100 мкф).

Регулятор можно макать целиком, предварительно наглухо загерметизировав. СО стороны транзистеров - можно радиатор пришлепнуть, в воде теплоотвод шикарный будет.

Ну и лично я (когда наконец доберусь до аналогичной поделки…) поставил бы еще мощный механический рубильник/переклюк в разрыв питания. Воибо 😃

sasha2
ADF:

Ограничение - от регулятора до двигателя. Лишняя длина портит КПД, добавляет паразитную индуктивность - и в случае фазных проводов с этим ничего нелзья сделать!

А провод до батареи - хоть 100500 метров, главное через каждые 20-30см длины воткнуть конденсаторы (электролиты с low esr емкостью 500-2000 мкф и параллельно можно еще керамику на 10-100 мкф).

Имхо индктивность лишнего метра прямого провода очень мала по сравнению с индуктивностью обмотки низкооборотного многовиткового мотора и вряд ли на что-то повлияет. При использовании дополнительных конденсаторов конечно можно удлинять и со стороны батареи, но это не так удобно.
Я тоже делаю сейчас лодочный мотор, за основу взял горелый 200-граммовый мотор со статором 35х20. Намотал 38 витков 0,6 провода через зуб треугольником. Получилось Kv около 270, сопротивление 180мОм. Ток холостого хода в воздухе 0,6А, в воде 2А, так что вода в зазоре мешает не сильно. Максимальный ток планирую ампер 15, мне много не надо. Винт диаметром 120мм тупо выпилил из миллиметровой стали и согнул на глаз. Пробовал пока только в ванне при небольшом газе, уже при четырех амперах плоскогубцами тяжело держать, вода переливается через край, а перед мотором образуется страшная хрюкающая воронка.

ADF

…А я на самолет кошусь, не отдербанить ли от него мотор? )))
в принципе и батареи от него же взять, 3 сборки 4S, каждая по 3 а*ч. В сумме будет 9, для “напропробовать” - хватит с уверенностью.

Viper-Kite
MorAna:

вёсла вам помогут ,и флаг вам в руки

А это вообще к чему? Ошиблись темой?😃

ADF

(почти оффтоп)
До 2 км в принципе и на веслах можно, дальше - дело не благодарное, если только это не байдарка или не лодка для спортивной гребли…
А электродвигатель в воду булькнуть, приколотив его к пропитанной вусмерть лаком деревянной ноге, выпиленой за 15 минут - это же творчество! А если мотор при этом будет на N киловатт - можно будет на бабло с другими лодочниками зарубаться )))

serj
ADF:

Лично у меня почему-то нет мыслей делать винт - без защитного кожуха. В конце концов и на отмель каменистую заехать можно не доглядев!

А в регуляторах, какбэ, и своя защита еще бывает. О её эффективности и надежности конечно можно поспорить, но как факт - она все-таки есть. Старинный маркус даже откровенными козлами со стороны фаз не дал себя убить, хотя я пытался ))))

Кожух, от водорослей, увы не спасает.Я пробовал делать из подходящего пластикового ведра, только с целью проверить прирост тяги… Разве что сетку, но ее сопротивление я прикинуть сейчас сходу не могу… Опасность водорослей в том, что возрастает ток может и вдвое, и немного падает тяга. Этого можно и не заметить, и аккумулятор быстро сядет. Поэтому хотя бы измерение тока при плавании по водоемам с водорослями- рекомендую.

Шарнирная конструкция подвеса (чтоб легко откидывался назад) позволяет переходить и через отмели и выезжать “ходом” на песок. На байдарке с ее скоростью особенно эффектно получалось, блого там такая подвеска руля штатная (мотор крепился на руль).

MWW

Случайно увидил тему… Стало интересно: ну, ладно, зальете обмотки эпоксидкой, все хорошо, ничего с ними будет, регулятор загерметизируете… А подшипники двигателя как же??? Ведь смазка вымоется в один момент, и привет…

ADF

Ну раз народ ходит и не впервой - значит видимо нормально подшипники живут 😃

Эдуард_из_Питера

Быть того не верю 😃
Ну, поплаваешь, положишь в дальний угол (если, конечно, после заплыва сразу не просушить, смазать). Потом через пару недель загляните…
Короче, шарики не будут жить в таком раскладе.