Неужели в СССР на таком летали?
Вот именно! Раньше результат зависил в бОльшей степени от мастерства и упёртости, а сейчас от ценника…
Щазз.
То, что сейчас зависит от денег, тогда зависело от доступа к аппаратуре/материалам/оборудованию.
И денег, кстати. На то, что можно было купить. 40руб. за КМД - очень некислые по тем временам бабки. Винты по рупь штука? Если есть. Если нет - пилим буковую детскую кроватку.
Роль упертости - одинакова.
Не стоит идеализировать то, чего не видели.
То, что сейчас доступно за бабки (и даже небольшие) - тогда было недоступно в принципе.
Человеку с улицы. Sanva VG400 всяко лучше (Минимум в два раза 😁) и доступнее Новопропа
Понтов, конечно, меньше, это да.
А уж об этих наборах вообще сказать ничего хорошего невозможно. Они по конструкции и технологии на порядок ниже тогдашнего уровня среднепаршивого авиамодельного кружка. Будучи изготовлены по предлагаемой технологии и укомплектованы по минимуму (МК12 вместо КМД) - были хорошим аналогом нелетящего PA-12. Будучи хорошо укомплектованными и прилично сделанными - были аналогом “заряженного” PA-12 с бесколлекторником и угольным усилением крыла.
Отношение к ним со стороны чуть-чуть понимающего народа, кстати, было очень похожим.
Использовались в основном в качестве источника фанеры/шпона. А нешлифованные и кривые рейки оттуда хорошо годились только на шпатели для эпоксидки…
А у меня на мк12в голова отвинчивалась постоянно на обкатке 😃)
Не хватало сил дестких рук завентить 😃))
А моторчики компресионные в руках заводились, картера хватало на несколько оборотов !!!
А на крордах летает все! 😃))
Ну а як3 из фанерной коробки это было что-то 😃)
Фанера с сучками, корды ржавые 😃)
Еще был мк 17, но его так и не удалось запустить, но зато коробка у него была красивая:)))
Мк12в отработал честно.
А вот удивительно почему никто не упомянул про набор, для сборки резиномоторной модели!
А я собрал такой, и оно даже летало, только хреново. Ух, сколько сил было потрачено на изготовление боковин фуза и на последующую их стыковку. А сколько времени ушло на изготовление складного винта… Второй такой набор использовал только как источник реек 3х3.
Была еще резиномоторка и попроще, С кромками из тонкой фанеры и нервюрами и законцовками их сплющеной алюминиевой проволоки. Прикольная штука, тож как-то летало.
А еще помните, более продвинутая “пилотажка” с фузом из липовой доски толщиной чуть ли не 2 см и наборным крылом с симметричным профилем. В “МК” еще описывались доработки?
А еще помните, более продвинутая “пилотажка” с фузом из липовой доски толщиной чуть ли не 2 см и наборным крылом с симметричным профилем. В “МК” еще описывались доработки?
а вот это как раз у меня летало, в отличие от фанерного. в кружке это была базовая модель для отсева новичков, целый склад был китами забит. облегчали ее до безобразия, 90% фюза шло в отходы. а с нервюрами почему-то были такие понты - выпилить облегчение по полному контуру, миллиметров до 3, а потом сделать усиление спичками, уж не знаю с чего такое пошло…
Ух, сколько сил было потрачено на изготовление боковин фуза и на последующую их стыковку. А сколько времени ушло на изготовление складного винта… Второй такой набор использовал только как источник реек 3х3.
А ведь есть где-то такой! Микалентой обтянут! Если найду- обязательно сфоткаю! 😲
Хотя с другой стороны бальза водилась (к примеру у нас) только в модельных цехах.
А я бальзу в самом начале “авиамодельной карьеры” брал, разбирая ящики от мараканских апельсинов и мандаринов, желтоватая такая. Нервюры просто класс получались 😁 И моя первая модель была-фанерный МиГ. Под МК-12 летал по кругу, пока не запарило. Потом отдал более младшим товарищам. Второй была как раз пилотажка с липовой дубиной под фюз. Причем тоже, максимально облегченная, летала нормально. Я их потом штук пять настрогал и учился на них квадратные фигуры делать. Что самое интересное, научился, даже что-то выигрывал потом (правда на нормальной пилотажке под Радугу). 😜 Да, давно это было, году эдак в 1977-79.
Что-то никто про такие же бойцовки кандовые с дубиной поменьше под фюз не вспоминает. То же еще тот КИТ был…
Что-то никто про такие же бойцовки кандовые с дубиной поменьше под фюз не вспоминает. То же еще тот КИТ был…
А это не про тот ли набор в котором материалов было сразу на два самоля?
А ещё вспомнил пропеллеры по 30 копеек.
А еще помните, более продвинутая “пилотажка” с фузом из липовой доски толщиной чуть ли не 2 см и наборным крылом с симметричным профилем. В “МК” еще описывались доработки?
Ну, как такое можно забыть? Я брал эту заготовку в школу вместе с лобзиком и на переменах пилил её потихоньку. Костюмные брюки были в белой пыли. А запах-то, запах!!!
Ещё помню - винты продавали в магазинах буковые, по 80 коп. Дубовые такие. По пальцам шарахали, до сих пор шрамы видно. А мы гонялись за пластиковыми, ленинградскими 200х200 были такие. Я однажды с упаковки срисовал адрес и написал директору завода письмо. Так всё по-взрослому - Прошу выслать наложенным платежом… тра-та-та, тра-та-та… 10 штук. Официально… На мамкино имя. Блин! Приходит бандеролька через неделю - десять винтов. Как просил. Бамбулей получил от маман по первое число (10 лет мне было тогда) 😃
(а я думаю ща - откуда у меня страсть к интернет-покупкам? 😃 )
Да, по пальцам попадало 😃)
А мы одевали на пальцы спичечную коробку 😃)
А винты 200х200 тоже помню , Ленинградские, черные.
Они еще под КМД были расчитаны.
Да, по пальцам попадало 😃)
А мы одевали на пальцы спичечную коробку 😃)
А винты 200х200 тоже помню , Ленинградские, черные.
Они еще под КМД были расчитаны.
Я снимал полиэтиленовую оболочку с ручки плоскогубцев и ею заводил (и сейчас завожу 😃 )
Мои питерские винты были полупрозрачные, белесые такие.
Я вчера в поле такой нашёл!
Во, тема разрослась. Раньше не только фанерно-липовые наборы были. У меня первый самолёт был - натуральная кордовая пилотажка с наборным крылом, под Мк-12. Вторую, такую же сделал в кружке дома пионеров у метро Войковская и у меня её забрали на какую-то выставку, с концами. Летали они кстати неплохо. Ещё были наборы для планера, кордовая гоночная, резиномоторная. Но, конечно они были в основном источником материалов. Ещё был славный мотор “Ритм” и потом “ЦСКАМ”, ну очень крутой по тем временам, выдали в кружке под расписку за будущий самолёт. Гы, потом вместе с самолётом опять отобрали на выставку. Показуха кружковская процветала и не так всё было хорошо, как вспоминается. Другой кордовый самолёт я сделал по своим чертежам, а когда он своё отлетал мы его торженственно кремировали на кордодроме в Тушино, руководителя кружка чуть инфаркт не хватил, он хотел этот самолёт восстановить моими силами и на выставку в Райком отдать, сорвалось 😁 . Но, было весело и в Тушино по выходным десятки моделистов, а я как-то умудрился на кордовой штопор сделать.
Сейчас есть всё на любой вкус, можно только порадоваться. Но не изменилось одно - самостоятельно грамотно спроектированная модель намного лучше любго набора.
www.volsu.ru/PROFY/schmodel.htm
Ещё был славный мотор “Ритм” и потом “ЦСКАМ”, ну очень крутой по тем временам,…
У меня в ЦСКАМ компресионном выдавливало топливо через коренной подшипник скольжения.
Много выдавливало, но летало!!
А еще был мк16, 1.5 куба. гораздо лучше он был чем мк17, и легче.
А ИЛ-2 пластиковый, красный, под МК-17, кордовый – уже был?
Как вспомню – красив был необыкновенно, но тяяяяяяяжелый… Летал, но как кирпич 😃
Винт 200х200 завод “Электроприбор” - цена 98 коп:
Можно было кое-что сделать, когда ничего не было, кроме ящиков от апельсинов и деревянных линеек, но уже был “Термик” - в сентябре 1991 г (сын сохранил, перешла по наследству):
-КМД первых серий-
Летала отлично ! Где-то в 1994 лавсан был заменён “монокотом”.
Но уже тогда началась “эра” RC - семиканальное чудо из ГДР - “PIKO”, куплена в 1992(3) на тушинском радиорынке:
И на такой летали.
Мдя, на настальжи пробило 😒
Тому кто первый впомнит, что за моторчики здесь лежат- неполный стакан красного по адресу 😃
У меня энтих моторчиков уже почти музей, на фото только часть…
Итить, даж двухцилиндровый есть! Это ж по нонешним временам круть неимоверная!!!
А у меня досих пор такой в коробочке лежит. Проверил комплектность - полная. Даже винтики, указанные на ритсунке есть. 😈 Так что могу задвинуть раритет желающим. 😃
Сделан он под МК-17. Кстати в инструкции так и написано.
Вот.
Тому кто первый впомнит
Фото не очень четкое, но второй слева очень похож на 10 кубовый (9,42 если точно) морской дизель Б-51 с карбюратором от К-16, появился в самом начале 50-х, возможно 1951 г.
Данный КМД - Калужское чудо, Г… на палочке 😦 После передачи производства из Питера загубили моторчик 😦
На Сигнале летали уже в 74 году 😁