Качество сборки arf

Vitaly

Тут была пара ситуаций, которые меня заставили задуматься, каким же все-таки должно быть качество сборки ARF-ных самолетов. Не всегда понятно, кого винить в случае аварии - то ли производителя, который “клею пожалел” и тяг кривых напихал, то ли пользователя, который невнимательно инструкцию читал и ей не следовал. Вряд ли ведь в каком-то коварном магазине диверсанты стойки шасси по ночам подпиливают, чтобы при сильном ветре отвалились. Но от этого легче после аварии не становится.

Сразу сам я моделей не разу не строил, только покупал полностью готовые (даже не ARF). Вот потому и интересно, как быть, если вдруг вдруг сильно захочется самому ARF собрать. Ну там, взять напильник, и затолкать им рулевые машинки в посадочные дырки. А потом при помощи шурупов и мотолка прикрутить двигатель к мотораме.

Во всяких там нюансах, профилях и прочей лабуде я ничего не понимаю, и не хочу понимать. У меня, видите-ли, хватает других тем, где головой работать надо, потому лишней информацией голову забивать не буду из принципиальных соображений. Могу купить в магазине ARF + то, чего не хватает, и дальше сделать все по инструкции. Рулить, так чтобы не упало - могу.

Вот интересно, что бы из этого вышло. Скажем, ARF подошел бы в диапазоне 150-300 долларов, под .46 мотор - в общем, “типовой”, не EPP и не big-scale супер-пупер сборки от Lanier.

Итак, вопросы:

  1. Насколько вообще в ARF-ах (за указанную сумму) по размерам все сходится. В смысле, что рекомендованный мотор встает на место, рекомендованные машинки влазят, крыло в пазы входит. Подпиливать и подтачивать мне лень. Покупать к напильнику ради одной модели еще стамеску, долото, пасатижи и перфоратор я не хочу. В инструкциях пишут только про тюбик циакрина и эпоксидку.

  2. Написано ли в инструкции, что надо проверять всякие там проклеи швов и т.д. Вообще-то я даже не знаю толком, как проверять, но если в инструкции написано - попрошу чтобы в магазине посмотрели.

  3. Там вроде еще всякая фурнирура лежит, помимо фюзеляжа и крыльев. С ней всегда все в порядке? Ни разу не видел в инструкции рекомендаций “выкиньте прилагаемую фурнитуру и купите нормальную”.

  4. Говорят, крылья кривые бывают. В инструкции написано как проверять и как выпрямлять?

  5. Еще про какие-то центры тяжести говорили. Ни фига не понял. В инструкции об этом написано? Или об этом можно не беспокоиться, если я ставлю рекомендованное оборудование?

Собственно вот. В идеале хотелось бы за вечер все по инструкции скидать, и чтобы оно потом в воздухе не развалилось. А если развалится - чтобы мне потом в магазине не говорили, что я неправильно все собрал. Потому что я грамотный, умею читать инструкции и делать в точности как там написано. А больше, с моей точки зрения, и не нужно. Я ж не пытаюсь найти бальзовую пилотажку двухметрового размаха за 3 бакса.

Просьба к тем кто ARF-ами пользовался, посмотреть, чего там с инструкциями творится. Ну и если я чего забыл - поправьте.

Не забудьте указать название модели и производителя. Общих теорий сборок ARF - не надо. Все равно я не стал бы ими голову грузить, а сделал бы все четко по инструкции, чтобы потом в магазине не говорили, что я отклонился от технологии сборки и неправильно все соединил.

pivankin

а какой самик интерес представляет
пилотага, тренер, фан?

из всех ARF ,которые были у меня ,внятная инструкция и
почти ничего пилить не пришлось только у
Thunder Tiger Easy Trainer
вот такого
www.rcdesign.ru/…/thunder_tiger_easy_trainer

Ланцов

К ARF у меня отношение негативное .(неразу себе не покупал но собирать ,облётывать приходилось ).
Вроде всё красиво в коробке , но стоит приглядется 😦 видишь что какая-то китайская башка придумала вырезать лазером все силовые элементы ,а потом те-же китайские руки без башки собрали с частичным дополнением клея всё это в кучу .
Наделать такое можно только с одним умыслом -самолёт должен развалиться при малейшей оплошности в управлении или в руках при сборке ,чинить бесполезно - иди покупай новый .
Всё придумано для людей с опытом ,новичку в моделизме без помощи не обойтись .

Vitaly

Ну хочется надеяться, что все не так плохо. Например, о наборах от Great Planes вроде отзывы были хорошие.

Давайте фактов наберем. Где чего было и как.

Сами прикиньте - тема моделизма растет, людей будет больше. Говорить новичку “сам виноват, что не спросил” - не логично. Люди веть не знают даже, о чем спрашивать, и что им может потребоваться дополнительная помощь. Максимум, на что можно надеяться, что статей почитают, начнут с симулятора, а потом при сборке почитают инструкцию.

6egemot

Ты не мудри, ты прямо скажи… чё тебе эти ARF дались

я их много видел, и GP, и китай…

количество кривизны прямо пропорционально отпускной цене с завода (не розничной, а отпускной) и сложности модели.

так и у киошо косяки бывают, так и у китайцев удачные модели бывают… всё относительно.

в смысле обратно пропорционально…

Vitaly

ARF-ы дались, птому что с них многие новички теперь начинают. Вот мне и интересно, как им потом разруливаться.

Количество новичков сейчас расти будет сильно. А меня волнуют вопросы общего настроя тутошнего сообщества. Поэтому хочу пока информацию собрать. Потом буду думать, что делать. Может, статью напишу, под названием “никогда не покупайте ARF” 😃

alexd

Не так много у меня было АРФ-ов, но…
К моему удивлению, как раз отпускной ценой ничего не определялось 😒
Из того, что было у меня, на первое место поставлю GWS - и инструкция вполне достаточная, и ничего выкидывать/менять не понадобилось, и ручной работы было не более нужного.
А на противоположном краю - фирма Hacker Models. Тот грязно-серый листочек, который они приложили к планеру, назвать инструкцией можно только при наличии живой фантазии. Ну а тому, что “внутре” многое пришлось переделывать с применением другой мелочевки, материалов и т.п. я уже и не удивился.

В принципе, у меня есть разумное объяснение таким фактам - фирмы четко спозиционировали свои модели… Одни делают для тех, кому все надо разложить по полочкам, другие - для специалистов (ну или типа того).
Пострадавщие от некачественных АРФ могут гордиться - их сочли высококлассными специалистами 😜

6egemot

я не про цену в магазине, а про отношение отпускная цена/сложность модели

hacker это вообще песня, как и все чехи…

ARF покупать надо. по инструкциям надо стремится к Great Planes, а по картинкам к Киошо 😃

imho, для новичков лучше GP и Киошо пока ничего нет.

Сергеич

Из того, что попадалось - а у меня было то ли два, то ли три АРФа за всю историю, сделал такие выводы. Если есть минимальный опыт сборки-полётов, не проблема собрать и облетать. Если новичок - пиндык. Инструкция неясна местами, какие-то вещи, очевидные опытному челу, опущены за ненадобностью.

Качество - промолчу. Большинство тех, кто делает ручками, клеит аккуратнее.

ВИЙ

Приятелю собираю РТ-20. Это не тренер, а что-то похожее на копию 😅 От качества осталось одно название. Зазор между крылом и фюэеляжем 2 мм! Да и сам фюзеляж похож на воздушный винт 😂 Есть еще Экстра www.greatplanes.com/airplanes/gpma1305.html Потратил на сборку 2 недели. многовато для АРФ за такие деньги. Огрехи тоже присутствуют. Короче, купил и доработал напильником.

Concord

Каждый АРФ сугубо индивидуален, но есть общее на уровне фирм, брендов. Правильно сказали про продукцию и документацию например: greatplanes.com/index.html и www.kyosho.co.jp/web/products/…/index-e.html. Как правило у них все собирается и после сносно летает. Вообще я заметил устойчивую корреляцию между качеством продукции и качеством сайта фирмы изготовителя. Так что стоит сначала побродить по интернету, по сайтам производителей, потом посмотреть обзоры и в последнюю очередь доверять форумам. Везде очень важен авторитет источника информации.

Vitaly

Поставим вопрос другим углом. Грейплейнс тащит Столица Хобби. Им стало быть, зачет. Киошу тащит Хобби-Центр. Им тоже галочку. А вот Пилотаж, тащит GWS + кучу разнобоя со всяких китайских подвалов. Насчет GWS вроде сказали, что все ровно, но там модельки довольно простецкие. А чего насчет остальных?

Меня собственно, не сам Пилотаж интересует, а наиболее крупные потоки “новичковых” ARF-моделей, поступающих в Москву. Потому как от них будет наибольший отклик здесь.

Сергеич

Вспомнилось. Тут на сайте просто-таки склад обзоров разных АРФов. Если по ним пробежаться, вполне можно понять, что к чему. Всё уже рассказано.

Vitaly

Там мало. Хотелось бы пока услышать, кто еще с какими ARF имел дело.

Почему еще никто не написал про pa-17, у всех что ли они внезапно стали летать 😃 ?

6wings
Vitaly:

Почему еще никто не написал про pa-17, у всех что ли они внезапно стали летать 😃 ?

потому что РА-12 (и С-17) RTF, а не ARF
А собираются и РА-12, и J3 без проблем - всё легко ставится на свои штатные места. Инструкция тоже хорошо сделана. Покупай, не пожалеешь 😃

Vitaly

Да, действительно. RTF в принципе тоже хотелось бы обсудить, но в кучу мешать не будем. Если чего - отдельную тему сочиню, по RTF-ным наборам.

ДмитрийХ

Много слов, но так никто ничего по теме и не сказал.

Немножко про ARFы с которыми приходилось сталкиваться.

  1. Первый самолет, который у меня был тренер ДВС ARISING STAR вьетнамского производства фирмы SEAGULL MODELS. Про качество можно сказать на 4, так как опыта не было никакого, собран он был мной достаточно коряво, но инструкция довольно понятная во многих вопросах помогла избежать ошибок, инструкции ставим тоже оценку 4. Модель крепкая, трудно убиваемая, прощающая многие ошибки пилотирования, что порадовало это качество бальзы, на 5! Недостаток один проволочные шасси и их крепление, постоянно ломались в месте пайки.
  2. Вторая модель «Формоза» от GWS ну про неё говорить нечего, пенопласт, «поиск рулит». Качество на 4 инструкция на 5 с плюсом!!!
  3. Третья модель фана FunAir 3D-40 сам не собирал, но качество бальзы и сборка очень понравилась.
  4. Четвёртая «Giles-202» от «ТТ» покупал в «Пилотаже» качество на 5 с минусом, инструкция мягко скажем Г…3 ставим. Хотя уже она была мне не очень нужна, так как опыт сборки и ремонта уже появился.
  5. Ну и после зимы имея небольшой опыт полетов на пилотажке с ДВС решил взять, что-то типа между тренером и пилотажкой. В общем, взял тренер с нижним расположением крыла RamRod от Vmar (Вьетнам). Эта модель оказалась полным дерьмом, гнилая и пористая бальза, плёнка на модели просто висит чехлом, мало того, складывается такое впечатление, что модель собиралась не руками, а ногами, кривая, косая. И ещё коробка видимо хранилась в сыром помещении, тяги ржавые, бальза мокрая. При покупке подкупило лишь одно – не было времени, думал час на сборку и в полет. В результате потратил две ночи на укрепление и доводку модели до летного состояния. Инструкция вообще НИКАКАЯ.

Вывод: с каждым самолётиком опыта становится больше, буду переходить на КИТы, только качественные! Но при том, что хочется побыстрее в полет, ARFы мне реально помогли.

vpan

Раз пошла такая пьянка, расскажу о своем скромном опыте:
Мой первый шаг в моделизме начался с ARTF модели Сесны 182 на электротяге, ОТСТОЙ полный, этот самолет может летать только после полной замены всей электроники, двигателя, крыла и оперения, а также аппаратуры управления – короче, просто выброшенные деньги…
Вторым самолетом оказался KIT экстры 230 из серии симпл под 0,07 двигатель – впечатления от сборки этого девайса очень печальные. В наборе оказались пластины рыхлой бальзы разной толщины и разного размера, силовые и конструктивные элементы вызывали очень много сомнений, крыло входившее в комплект было выполнено из шарикового пенопласта без лонжерона и т.д. и т.п. В последствии этот самолет был построен по прилагаемым чертежам из нормальных материалов и с внесением значительного количества доработок в базовую конструкцию самолета. Все эти доработки естественно резко увеличили стоимость модели, тем самым уничтожив первичную мотивацию к покупке дешевого кита.
Третьим самолетом стал F-1 Trainer от Тандер Тайгера. Об этом самолете можно рассказывать долго… впечатления от сборки и эксплуатации очень положительные… Конструкция самолета грамотно продумана и весьма прочна, сборка самолета из состояния «из коробки» до состояния «к взлету готов» заняло три вечера по два часа (связано со временем полимеризации эпоксидки «ЭДП»). V-образное крыло с небольшой обратной стреловидностью и плоско-выпуклым профилем делает самолет очень устойчивым в полете, т.е. «летучесть» самолета на очень высоком уровне. Относительно проклейки элементов конструкции поначалу были сомнения, дело в том, что все швы проклеены нечто похожим на силиконовый герметик, то есть клей не «дубеет» а сохраняет пластичность (тянется) до сих пор. Самолет потерпел несколько незначительных аварий и выдержал один очень сильный краш тест в результате которого повреждения закончились между 5 и 6 шпангоутами (всего 8), крыло было на резинках и при ударе отстегнулось, разломившись на две консоли по корневой нервюре сломав «вкладной» лонжерон. Ремонт занял три недели, но самолет был восстановлен и по сей день в строю.

С уважением,
Виталий

Max_SL

Ух, какая тема!
Поскольку НИЧЕГО кроме АРФов в этой жизни я не собирал, рискну добавить свои 5 червонцев в кассу:
Буду идти по порядку и если можно, давать ссылки на сайты

  1. Корейский (!) тренер Arpegio-25 - симпатичный самоль, достался полусобранным - летал хорошо, погиб из-за складывания крыла в воздухе - с тех пор не очень люблю пенопласт на ДВСах 😃

  2. Theworldmodels Happy Fly-20 ( www.theworldmodels.com/para/index.php ) - просто суперсамолет, как, впрочем, и все, что я юзал этой марки - а всего около 10 моделей. Качество как набора так и комплектухи - отличное. От себя ничего не добавлял, разве только усилил крепление передней стойки шасси. Раньше модели этого производителя можно было купить на Масловке, а где теперь - не знаю…

  3. Kyosho Bf-109 - ( www.kyosho.ru/planes/plane008.shtml ) - дупло с крыльями(С) . Я так и не понял, что он от меня хотел, но летать не хотел, это точно. Особенно в сравнении со следующим зверем:

  4. Faidistribution Tucano ( www.rc-shop.ru/catalog/?image=fTucano.jpg&good=35&… )- ваще отпад!!! Качество планера - на уровне, летает как выглядит. Комплектуха - нормальная. Кстати, коллеги юзали тренеры той же марки - хорошие тренеры, прочные 😃

pentajazz

между АРФами может лежать пропасть, как между москвичем и тойотой,
например из тренеров.
пример 1

  • один из наиболее продаваемых здесь АРФ тренеров, HIRОBO, построен лекгим, никакого лазера, все просто, бальзовые боковины фюзеля, фанерные полоски усиления 15-20 мм по верхней и нижней кромке фюза, полусимметричный двояковыпуклый профиль.
    рекомендованный мотор 40-46.
    реально летает от OS 40LA до 46FX.
    отлично летает в перевернутом положении, обратные петли и пр. не штопорит только.
    инструкция - рисованный комикс, на текст смотреть вообще не надо, соберет и дурак.
    фурнитура - нормальная
    по поводу проклейки - написано (и картинка есть) проклеить пятиминуткой площадку крепления серв.
    остальные пояснения по клею - в полном порядке.
    исследованное в результате краша крыло (виноват пилот) - все проклеено нормально.

пример номер 2
(название фирмы опущено, попал в руки случайно, продавать такой не стал бы, попробовав вышеописанный)
лазер везде, боковины бальзовые, с фанерной рамкой во всю боковину с окнами облегчения, тяжелый.
профиль плосковыпуклый, перевернуто не летает (валиться), инструкция с ужасного качества фотками, много текста.
летает с 46 FX, с 40 тяжело.
фурнитура - нормально.

цена?
второй при всех “лазерах” - даже дешевле на 4-5 долларов, но отстой полный.
такое впечатление, что производитель, получив в пользование лазер, начинает с ним играться, и чем более ажурно все вырезано - тем, по его мнению, лучше,
а вес то больше…

при этом видел немало тренеров разных брендов - как правило если лазерная резка - то почему-то тяжелее. больше фанеры, больше окон облегчения, и тяжелее.
а еще они как правило хрупкие.

Ghost
  1. Тренер от RipMax. Интрукция, фурнирура - на уровне, но с конструктивной ошибкой - там зачем-то хвостовые рейки приклеены к центральной части фюза в стык соплями. Замена соплей смолой нучего не дала, помогли полоски стекла в месте стыков. Видуха у него стала - мама не горюй
  2. Фан от ТТ - хронически болен. Регулярно что-то проклеивал, пока не надоело. Лежит на шкафу.

Сам перешел на киты.

pentajazz

как я мог забыть…
недавно видел редчайшее зрелище.
АРФ Экстра
самолет, удачно совершив посадку уже катится по полосе, и вдруг у него отваливается носовая часть по самую кабину!!!
самолет около 2-х метров, YS140 или 120, не помню, работает как часики, пилот делалет несколько спокойных виражей (пилот слабенький, боиЦЦа), заходит на посадку, касание, пробежка, ОЙ…
налет этого самолета до этого раза 10-12 спокойных полетов.

смотрим:
конструкция получена путем увеличения самолетика под 25 мотор или даже меньше, в результате чего консоли ужЕ разъемные, на трубе, но после стыковки они ставятся под фюз, в вырез целиком!
а вот над вырезом мы имеем мостик два слоя фанеры (липовая, как по материалу, так и по качеству), но шириной всего 15 мм!!!
а над этим еще 3 мм бальза и все!
вся высота мостика над крылом 45мм
из них 15 по контуру крыла 6 мм фанера.
какое счастье, что он не развалился в воздухе!

блин, спрашиваю:" как такой отстой можно было купить? ведь видно же все, как построен. снизу, через вырез для крыла"
ответ меня просто убил: “но ведь дешево!”
производитель - не помню, но при покпке надо было только посмотреть…

toreo
Vitaly:

Итак, вопросы:

  1. Насколько вообще в ARF-ах (за указанную сумму) по размерам все сходится. В смысле, что рекомендованный мотор встает на место, рекомендованные машинки влазят, крыло в пазы входит. Подпиливать и подтачивать мне лень. Покупать к напильнику ради одной модели еще стамеску, долото, пасатижи и перфоратор я не хочу. В инструкциях пишут только про тюбик циакрина и эпоксидку.

  2. Написано ли в инструкции, что надо проверять всякие там проклеи швов и т.д. Вообще-то я даже не знаю толком, как проверять, но если в инструкции написано - попрошу чтобы в магазине посмотрели.

  3. Там вроде еще всякая фурнирура лежит, помимо фюзеляжа и крыльев. С ней всегда все в порядке? Ни разу не видел в инструкции рекомендаций “выкиньте прилагаемую фурнитуру и купите нормальную”.

  4. Говорят, крылья кривые бывают. В инструкции написано как проверять и как выпрямлять?

  5. Еще про какие-то центры тяжести говорили. Ни фига не понял. В инструкции об этом написано? Или об этом можно не беспокоиться, если я ставлю рекомендованное оборудование?
    Просьба к тем кто ARF-ами пользовался, посмотреть, чего там с инструкциями творится. Ну и если я чего забыл - поправьте.

тренер от hobbico, FuntanaS40, Katana40
1.Никаких проблем.
2.Не написано нигде, все проклеено в рамках разумного, без наплывов. В воздухе ничего не отстегивалось.
3. Фурнитура качественная,несмотря на то, что пластиковая, ни при одном краше не ломалась зараза.
4. Вся геометрия на 5.
5. Про центра тяжести упомянуто везде, с рисунками. В первых двух даже разжевано как это работает и на что влияет.Первые две модели имеют очень подробные инструкции с фотографиями и примерами настроек радио.На пилотажевской катане инструкция полный отстой, некоторые важные моменты упущены.Например, не показано где устанавливать кабанчик элеронов, а закладную через плотную обшивку не видно и она не прощупывается.также сть просто откровенные ляпы.

7 months later
FLGL
vpan:

Раз пошла такая пьянка, расскажу о своем скромном опыте:
Мой первый шаг в моделизме начался с ARTF модели Сесны 182 на электротяге, ОТСТОЙ полный, этот самолет может летать только после полной замены всей электроники, двигателя, крыла и оперения, а также аппаратуры управления – короче, просто выброшенные деньги…

АБСОЛЮТНО согласен.
После третьего краша этого летающего сундука кое-как за гроши удалось продать аппаратуру управления… Пенопласт пошел в костер… 5100 рублей - просто попусту истрачены…

В рез-те сего опыта перешел на ДВС, чем вполне доволен. Качественных ARF за понятные деньги не видел ни разу - все надо ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ и УСИЛИВАТЬ. Поэтому перешел даже не на КИТы, а прорсто строю сам…
В эту зиму планирую построить FW 190 в масштабе 1:8