О бальзе и касторке в большой авиации

Вячеслав_Старухин

Из статьи о самолёте “Москито”:

Обшивка фюзеляжа повсюду - толстая двухслойная фанерная со спрусовыми стрингерами и БАЛЬЗОВЫМ наполнителем в пустотах между ними.]

По некоторым сведениям, прорабатывалась возможность организации лицензионного производства “Москито” в СССР. Одним из важнейших факторов в пользу этой идеи, помимо высоких летных данных D.H.98, была цельнодеревянная конструкция, широко распространенная в тот период у нас в стране. Но “Федот” оказался не тот. Английская технология изготовления крыла и особенно фюзеляжа оказалась неприемлемой для советских авиазаводов. В стране отсутствовала БАЛЬЗА, не было и моторов, подобных “Мерлину”. Поэтому от производства “Москито” в СССР пришлось отказаться.

А вот о касторке ( конкретно здесь о моторе самолёта Фарман-4 ):

В журнале “Воздухоплаватель” того времени была помещена статья, в которой указывалось на вредные последствия забрызгивания хвостовых поверхностей перегорелым маслом, которое обильно вылетало из ротативного двигателя, и вместе с грязью значительно утяжеляло хвост и усиливало “провисание хвоста”.

В СССР также применялись моторы на косторовом масле, например М-22 ( он же Гном-Рон “Юпитер VI” ( Gnome-Rhone Jupiter ) ) :

Смазочное масло - касторовое или импортное “Кастроль-Р” (смесь касторового и минерального масел).