Raptor miniTitan E325

DanPlot
Combat:

Не пойму не ужели все поголовно борются с этим зазором 😉
Хоть у кого скажите он помешал нормально жить?
Или перестраховка как всегда.Попахивает параноей.

Я не борюсь. Здесь как с музыкальными инструментами, - если не звучит, то не по причине “бага” производителей, а по причине рук…

McMaxicus
Combat:

Не пойму не ужели все поголовно борются с этим зазором 😉
Хоть у кого скажите он помешал нормально жить?
Или перестраховка как всегда.Попахивает параноей.

Зазор в шестернях - не есть гут… мега зазор - шестерни становятся беззубыми…
Моторную и ХР шестерни подгоняю через полиэтилен… а когда там не полиэтилен, а трактор влезет - поневоле возьмешься за подгонку…

😁

14 days later
samabs

Ну вот добрался и до тарелки перекоса. Скажите, критично центрировать сервы сабтриммерами, или лучше тягами? Помучался с регулировкой шага. В мануале первая точка шага 40, в заводских настройках Эклипс7 0. Как правильно, по мануалу? Ставить 40 и устанавливать при выкл газе -2% шага? PAV 13 подскажите какими установками шага и газа пользуетесь.
На следующей недели приходит гироскопная серва, будет следующий этап интересных моментов.

McMaxicus
samabs:

Ну вот добрался и до тарелки перекоса. Скажите, критично центрировать сервы сабтриммерами, или лучше тягами? Помучался с регулировкой шага. В мануале первая точка шага 40, в заводских настройках Эклипс7 0. Как правильно, по мануалу? Ставить 40 и устанавливать при выкл газе -2% шага? PAV 13 подскажите какими установками шага и газа пользуетесь.
На следующей недели приходит гироскопная серва, будет следующий этап интересных моментов.

Тяги четко по мануалу, ровненько; поставить серву в ноль; подобрать положение качалки, максимально приближенное к перпендикулярному валу ОР; окончательно выровнять тарелку сабтриммерами.

При шаге-газе по мануалу - абсолютно замечательно летает…
Но кривая газа - она по мануалу, тут вопросов быть не должно.

А вот с шагом - не надо смотреть на график и цифры кривой (Curve) - отправная точка это углы (Angle)!!!
То есть: берем угломер и на 1 точке подгоняем кривую на значение, в котором на лопастях будет -2 градуса, и так дальше…
Тут кстати 2 пути:
1-й - это идти по мануалу - кривые шага для Начинающих;
2-й - поставить в 1 точке -2, посередине - 0 градусов, в последней точке +10 (это чтобы не переучиваться потом для 3D, где будет кривая от -9 до +9 например)

Pav_13
samabs:

…Скажите, критично центрировать сервы сабтриммерами, или лучше тягами?

Я делаю так:

  1. Включаю режим HOLD. В этом режиме выставляю шаг 0, 25, 50, 75, 100…
  2. Выставляю в меню SWAH по 6-му каналу (шаг) - 0… При этом тарелка перестает реагировать на стик шаг/газ и замирает в нулевом положении
  3. Переставляю качалки на сервах в положение, максимально близкое к горизонтальному (под горизонталью имеем ввиду линию, перпендикулярную оси ОР)
  4. Точно в горизонт качалки выставляю сабтриммерами соответствующих каналов
  5. После этого проверяю горизонтальность тарелки и, при необходимости, пытаюсь добиться горизонтальности длиной тяг… Если длиной тяг не получается, то снова пользуюсь сабтриммерами, но смотрю уже не за горизонтальностью качалок, а за горизонтальностью тарелки… Добившись горизонтальности тарелки в нулевом положении, сабтриммеры больше не трогаю…
  6. Выставляю в меню SWAH по шестому каналу 60… Тарелка начинает ходить за стиком шаг/газ…
  7. Выставляю тарелку в горизонт в верхнем и нижнем положениях при помощи конечных точек (EPA) по соответствующим каналам (1,2,6)…

Если все сделано правильно, тарелка на всей длине хода от нижнего до верхнего положения и обратно должна сохранять горизонтальное положение… Добившись этого, настройку тарелки можно считать законченной…
Дальше идет настройка “головы” и, собственно, углов…
Но об этом, если надо, в следующий раз…

Кстати, все настройки на этом этапе я делаю “на глазок”…
Все длины тяг поначалу согласно мануала… Но это не догма… При настройке головы длинные тяги мне пришлось удлинить…

samabs:

PAV 13 подскажите какими установками шага и газа пользуетесь.

Поскольку “вверх ногами” я еще в реале не летаю, то все три полетных режима у меня настроены одинаково… Это для того, чтобы случайно дернув тумблер режимов, не получить непривычного поведения вертолета…
Это режим “нормал”:
шаг - 40, 58, 75, 87, 100
газ - 0, 45, 65, 85, 100

Про “кривую” шага в “холде” я написал выше…

niks78

Имхо бошку проще всего настраивать по штатному мануалу. Там все разжевано до мелочей и с картинками. Надо только правильно выставить нейтральное положение серв на аппе и длину качалок. 2 бошки на днях делал, сабтриммеры не трогал - только длинами тяг, нужные углы получаются автоматом во всех режимах.
ЗЫ кто бы подсказал, как сколхозить flybarless из штатной бошки

Pav_13
niks78:

…проще всего настраивать по штатному мануалу.

Думаю, существует если не множество, то, как минимум, несколько способов достаточно правильной настройки механики модели вертолета… Спорить, какой правильнее - занятие бессмысленное… Есть такая народная поговорка: “Самая короткая дорога та, которую ЗНАЕШЬ…” Перефразируя эту поговорку применительно к нашей теме, можно сказать, что самый правильный способ настройки механики вертолета тот, при котором ты понимаешь - что крутить, куда крутить и как это отразится на поведении модели…
Касательно настройки по мануалу - кто б спорил?.. На то он и мануал!!! Я тоже первый раз настраивал, внимательно его читая… Прочитав, к примеру, фразу “…ЦЕНТРИРУЙТЕ ручку управления шагом…”, уж как только я ее не центрировал! Даже метку на стике рисовал! Но все равно, двинув стик туда-сюда, назад в нули не попадал… И так мучался, пока не догадался обнулить шаги в SWAH… Потом в форумах вычитал, что некоторые выставляют “кривую” шага - 50, 50, 50, 50, 50… Или 50 только для нижней позиции стика… Но я теперь и в дальнейшем буду делать по-своему, ибо МНЕ так удобнее…
В мануале еще много подобных приведенной выше рекомендаций - перечислять не буду… Но уверен, что для новичков они малополезны… Так же, как и многие советы в форумах…
Как ни крути, а надо “включать” собственные мозги и “прикладывать” свои руки… Тогда рано или поздно все получится…

samabs

Огромное спасибо Павлу(Pav 13) за помощь. Сделал всё пошагово, отпало много непоняток. Успел за сёдня ещё с шагом разобратся. Получилось при мин -2град, в середине 3град, макс 7град. Это с установкой в Сваше 6кан на 50%, пробовал 60% макс 9град. В форуме читал, что при обучении 7град оптимальное значение шага, оставил 50%

Pav_13
samabs:

Получилось при мин -2град, в середине 3град, макс 7град. Это с установкой в Сваше 6кан на 50%, пробовал 60% макс 9град.

Что-то у Вас не то “получилось”… У меня при 55 по 6-му каналу в своше шаг +/- 10 градусов… И шаг должен не “получаться”, а вполне сознательно устанавливаться нужный настройкой кривых в аппаратуре… По механике запас в МиниТитане по шагу большой… И при +/- 14 градусов ничего не цепляет… Я установил +/- 10, чтобы легче переводить в проценты - просто делается небольшая табличка:
шаг__ -10, -9,-8, -7,-6,-5,-4,-3,-2,-1, 0, +1,+2,+3,+4,+5,+6,+7,+8,+9, +10
%_____ 0, 5,10,15,20,25,30,35,40,45, 50, 55,60,65,70,75,80,85, 90, 95, 100

По этой табличке и строите процентами нужную кривую в градусах…

Если интересует, то могу описать пошагово свою методику настройки “головы”…

P.S. У меня угломер такой же… Посмотрите forum.rcpilot.ru/index.php?showtopic=1095 (пост№12)…
А вот использовать держатель лопастей для фиксации флайбара я не догадался…

samabs

Так стоп! Уважаемый Павел, я точки шага устанавливал в аппе по тем цифрам которые Вы указали и которые соответствуют мануалу и они должны соответствовать в градусах при минимальном, среднем и максимальном отклонении стика газа. И судя по мануалу они соответствуют. Первая точка по Вашей таблице 40 -2град, середина 65 3град, ну конечная легче 7град. В чём я ошибся?
С уважением!

Pav_13

Надо указывать режим, для которого Вы приводите значения углов… Я, к примеру, считал, что Вы привели значения углов для режима “холд”… А оказалось, что это режим “нормал”… Но даже в этом случае углы не соответствуют моим… Только в нулевом положении совпадает (-2=40%), в среднем положении у меня 75%, что должно соответствовать +5 (у Вас +3), в верхнем у меня 100%, что должно соответствовать +10 (у Вас +7)…
Если Вы хотите выстроить кривые по мануалу, то надо установить конечные значения углов тоже по мануалу, а там рекомендовано +/- 10 градусов… Если Вы решили установить другие углы в конечных точках, то и кривые стройте самостоятельно, иначе будет путаница…
Давайте, я завтра на работе, если будет время, на свежую голову изложу Вам свое понимание порядка настройки, а Вы сравните со своим пониманием - возможно, чья-то ошибка проявится…
Кстати, придя домой прицепил держатель лопастей как у Вас на фото и стало видно, что для фиксации сервооси при настройке он не годится - сервоось не параллельна балке, а это внесет ошибку в установку углов… Придумайте другой способ фиксации сервооси…

Pav_13

Для samabs:

В продолжение предыдущего поста и поста №512… Порядок настройки “головы” в моем понимании…

  1. После удачной регулировки тарелки, снова обнуляю 6-й канал в SWAH, чтобы тарелка зафиксировалась в “нулевом” положении
  2. Фиксирую сервоось параллельно хвостовой балке (сделал для этого приспособу, можно посмотреть по ссылке в посте №517)
  3. При горизонтальной тарелке в “нулевом” положении и горизонтальной же сервооси, верхние рычаги микшеров тоже долны быть в горизонтальном положении. Если это не так, то лопасти будут отклоняться “несиметрично”, т.е. максимальный плюсовой и максимальный минусовой углы будут разные…
    Ставлю рычаги в горизонт, регулируя длину длинных тяг (прошу прощения за тавтологию)… У меня была необходимость удлинить эти тяги, но мне не понравилось, что при этом нужно свинчивать наконечники, оставляя маловато витков резьбы в пластмассе… Возможно, я перестраховался, но удлинил эти тяги всего на один виток, а остальное добрал удлинением на одинаковую величину всех трех тяг от машинок к тарелке… Есстественно, после этого я заново проверил правильность работы тарелки…
  4. Добившись горизонтальности рычагов микшера, надеваю угломер на лопасти и регулировкой коротких тяг от рычага к цапфам, выставляю лопасти в 0 градусов.
    Здесь тоже могут быть нюансы, связанные с тем, что один виток наконечника на короткой тяге меняет угол больше чем на градус и в ноль можно не попасть… Я, вопреки инструкции, делал пол-витка и одевал наконечник обратной стороной… Разницы не заметил… Для совсем точной регулировки можно крутнуть на пол-витка неконечник длинной тяги…
  5. Установив лопасти в “ноль”, выставляю в 6-м канале SWAH, например, 60 и, перемещая стик в крайние положения, проверяю углы… Величина угла пока не интересует - главное симметричность… Если мне не изменяет память, при 60 единицах у меня получалось где-то по 12 градусов как в плюс, так и в минус… Если симметричности нет, возвращаюсь к пункту №3…
  6. Добившись симметричности, подбором числа в 6-м канале SWAH регулирую величину отклонения лопастей по 10 градусов в +/-…

На этом настройку механики я считаю пока законченной… “Пока” потому, что “бабочку” устраняю уже при пробных подлетах… Здесь тоже есть нюанс, подсказанный мне более опытным коллегой… Одну из лопастей я помечаю наклейкой и “назначаю” ее “ведущей”… Все установки по угломеру я произвожу по ней… На второй, конечно, тоже делаю регулировки, но с точностью +/- пол-градуса… А вот при устранении “бабочки” уже кручу тяги только на “ведомую” лопасть, не трогая тяг “ведущей”…

Закончив таким образом с механикой, я начинаю “строить” кривые в аппаратуре…
Для начала по мануалу, потом по собственным соображениям… Углы в градусы перевожу по приведенной мной выше табличке… Причем, интересуясь сторонними настройками, обязательно спрашиваю, на какие предельные углы настроена механика у собеседника, ибо если они отличаются от моих, то сторонние “проценты” надо пересчитывать…

Вкратце, так…

niks78
Pav_13:

одевал наконечник обратной стороной… Разницы не заметил

Напрасно, они не симметричны. Наконечник треснет и слетит, со всеми вытекающими. Лучше заменить на новые и правильно поставить.
Ради пол-витка не стоит заморачиваться - на пластиковой голове будет незаметно из-за люфтов

Pav_13
niks78:

…Наконечник треснет и слетит, со всеми вытекающими.

Это из чьего-то опыта, или предположение?
Просто, я достаточно внимательно “исследовал” эти наконечники - пластик эластичный, разница в усилии при одевании на родной шарик как рекомендуемой, так и обратной стороной не чувствуется…
Может быть Вы имели в виду наконечники большего размера для более “серьезных” вертолетов?

niks78:

Ради пол-витка не стоит заморачиваться…

Поначалу, думаю, стоит…
Люфты и “вольности” в настройке придут сами по себе, пропорционально налету…

niks78

Из собственного, к сожалению. Убедился (в минусе лопасти, валы, флайбар, кабина) что нет мелочей в конструкции верта.
ЗЫ небольшие люфты бошки должны быть, в том числе за счет правильной установки наконечников, а пол-витка можно и сабтриммером убрать. Или накрутить несколько тяг и выбрать подходящую

Pav_13

У меня нет ни малейшего основания не доверять Вашему опыту, но, тем не менее, остаюсь при своем мнении (по крайней мере, до получения собственного опыта 😵)…
Основания остаться при своем мнении такие:

  1. Только что внимательно рассмотрел наконечник тяги в бинокулярный микроскоп (МБС-9) - разницы диаметра отверстия с лицевой и обратной стороны не заметил… Провел тест на пластичность (сдавил плоскогубцами) - пластмасса явно “течет”… Такой материал может “треснуть” разве что при сильном морозе… Понащелкивал наконечник на “родной” шарик и той и другой стороной - без разницы…
  2. Не понял Вашей мысли про люфты и их зависимость от правильной и неправильной установки наконечников… Т.е. - откуда они берутся и куда деваются в том и другом случае…
  3. На том уровне познаний функций аппаратуры управления, на котором я нахожусь в данный момент, почему-то убежден, что сабтриммеры следует использовать только для установки нейтрального положения сервоприводов… В крайнем случае, для компенсации длины тяг от качалок к тарелке, опять же, в нейтральном положении… Но никак не для “финишной” регулировки “головы”…

Единственное, в чем с Вами полностью согласен - в авиации не бывает мелочей!

niks78

Я ни в коем случае не ставлю целью навязать Вам свое имхо, но за мой, более чем скромный опыт уже упал из-за разрыва тяги. Мб мороз, мб дефектный наконечник, мб руки кривые. Но порвалась именно криво установленная тяга. Посему посчитал за честь предупредить коллегу

DmitryS

Два краша и два раза верхние линки улетали в …опу:(

Pav_13
niks78:

…посчитал за честь предупредить коллегу

Спасибо! Я оценил и очень внимательно отнесся к Вашему предупреждению - даже провел дополнительные “исследования”…
Хорошо, что Вы адекватно относитесь к “инакомыслящим”… К сожалению, достаточно часто на форумах несогласие с чьим-то мнением вызывает обиду и провоцирует “разборки”…

Немного по теме…

Кого как, а меня пока очень нервирует присутствие на площадке, где я учусь летать, посторонних… Ощущаю дискомфорт, если боковым зрением замечаю движущуюся фигуру или слышу шаги за спиной… По этой причине не могу летать на отличной школьной площадке вблизи от дома - даже ранним утром там уже появляются собачники, любители здорового образа жизни и обязательно припрется охранник из школы…
Есть недалеко (всего 6 км от дома) гораздо более спокойное место - аэродром ДОСААФ… Но там другая беда - нет ни одной, даже маленькой, площадки с каким-либо покрытием… Только трава и грунт… Попробовал полетать там, и обнаружил, что МиниТитан, по причине размеров и небольшого веса довольно чувствителен при посадке к неровностям грунта и даже к жестким стеблям травы… Да и концы лопастей хвостового ротора от травы стали грязно-зелеными… Тренировочные шасси у меня есть, но летать с ними как-то уже… “не к лицу”…
Возникла идея сделать укороченные добавочные шасси и назвать их не “тренировочные”, а, например, “травяные” - т.е. предназначенные для взлета и посадки на невысокую траву или неровный грунт… Благо, после изготовления тренировочных шасси, остались материалы - стеклопластиковые хлыстики от удочек и пинг-понговые шарики, добавил к этому еще кусочек пластикового уголка…
Сказано - сделано… Результат на фото… Испытано - совсем другое дело!
Теперь можно смело брать с собой вертолет при выездах на природу - подходящее место для посадки найти гораздо проще…

niks78

Прикольно. А я не стесняюсь цеплять треники при настроечных подлетах или если “ВПП” плохая - снег, грязь, лужи.