Raptor miniTitan E325
…Скажите, критично центрировать сервы сабтриммерами, или лучше тягами?
Я делаю так:
- Включаю режим HOLD. В этом режиме выставляю шаг 0, 25, 50, 75, 100…
- Выставляю в меню SWAH по 6-му каналу (шаг) - 0… При этом тарелка перестает реагировать на стик шаг/газ и замирает в нулевом положении
- Переставляю качалки на сервах в положение, максимально близкое к горизонтальному (под горизонталью имеем ввиду линию, перпендикулярную оси ОР)
- Точно в горизонт качалки выставляю сабтриммерами соответствующих каналов
- После этого проверяю горизонтальность тарелки и, при необходимости, пытаюсь добиться горизонтальности длиной тяг… Если длиной тяг не получается, то снова пользуюсь сабтриммерами, но смотрю уже не за горизонтальностью качалок, а за горизонтальностью тарелки… Добившись горизонтальности тарелки в нулевом положении, сабтриммеры больше не трогаю…
- Выставляю в меню SWAH по шестому каналу 60… Тарелка начинает ходить за стиком шаг/газ…
- Выставляю тарелку в горизонт в верхнем и нижнем положениях при помощи конечных точек (EPA) по соответствующим каналам (1,2,6)…
Если все сделано правильно, тарелка на всей длине хода от нижнего до верхнего положения и обратно должна сохранять горизонтальное положение… Добившись этого, настройку тарелки можно считать законченной…
Дальше идет настройка “головы” и, собственно, углов…
Но об этом, если надо, в следующий раз…
Кстати, все настройки на этом этапе я делаю “на глазок”…
Все длины тяг поначалу согласно мануала… Но это не догма… При настройке головы длинные тяги мне пришлось удлинить…
PAV 13 подскажите какими установками шага и газа пользуетесь.
Поскольку “вверх ногами” я еще в реале не летаю, то все три полетных режима у меня настроены одинаково… Это для того, чтобы случайно дернув тумблер режимов, не получить непривычного поведения вертолета…
Это режим “нормал”:
шаг - 40, 58, 75, 87, 100
газ - 0, 45, 65, 85, 100
Про “кривую” шага в “холде” я написал выше…
Имхо бошку проще всего настраивать по штатному мануалу. Там все разжевано до мелочей и с картинками. Надо только правильно выставить нейтральное положение серв на аппе и длину качалок. 2 бошки на днях делал, сабтриммеры не трогал - только длинами тяг, нужные углы получаются автоматом во всех режимах.
ЗЫ кто бы подсказал, как сколхозить flybarless из штатной бошки
флайбарлесс делается вот так
skookumrobotics.com/…/How_to_Trex450_for_SK360.zip
…проще всего настраивать по штатному мануалу.
Думаю, существует если не множество, то, как минимум, несколько способов достаточно правильной настройки механики модели вертолета… Спорить, какой правильнее - занятие бессмысленное… Есть такая народная поговорка: “Самая короткая дорога та, которую ЗНАЕШЬ…” Перефразируя эту поговорку применительно к нашей теме, можно сказать, что самый правильный способ настройки механики вертолета тот, при котором ты понимаешь - что крутить, куда крутить и как это отразится на поведении модели…
Касательно настройки по мануалу - кто б спорил?.. На то он и мануал!!! Я тоже первый раз настраивал, внимательно его читая… Прочитав, к примеру, фразу “…ЦЕНТРИРУЙТЕ ручку управления шагом…”, уж как только я ее не центрировал! Даже метку на стике рисовал! Но все равно, двинув стик туда-сюда, назад в нули не попадал… И так мучался, пока не догадался обнулить шаги в SWAH… Потом в форумах вычитал, что некоторые выставляют “кривую” шага - 50, 50, 50, 50, 50… Или 50 только для нижней позиции стика… Но я теперь и в дальнейшем буду делать по-своему, ибо МНЕ так удобнее…
В мануале еще много подобных приведенной выше рекомендаций - перечислять не буду… Но уверен, что для новичков они малополезны… Так же, как и многие советы в форумах…
Как ни крути, а надо “включать” собственные мозги и “прикладывать” свои руки… Тогда рано или поздно все получится…
Огромное спасибо Павлу(Pav 13) за помощь. Сделал всё пошагово, отпало много непоняток. Успел за сёдня ещё с шагом разобратся. Получилось при мин -2град, в середине 3град, макс 7град. Это с установкой в Сваше 6кан на 50%, пробовал 60% макс 9град. В форуме читал, что при обучении 7град оптимальное значение шага, оставил 50%
Получилось при мин -2град, в середине 3град, макс 7град. Это с установкой в Сваше 6кан на 50%, пробовал 60% макс 9град.
Что-то у Вас не то “получилось”… У меня при 55 по 6-му каналу в своше шаг +/- 10 градусов… И шаг должен не “получаться”, а вполне сознательно устанавливаться нужный настройкой кривых в аппаратуре… По механике запас в МиниТитане по шагу большой… И при +/- 14 градусов ничего не цепляет… Я установил +/- 10, чтобы легче переводить в проценты - просто делается небольшая табличка:
шаг__ -10, -9,-8, -7,-6,-5,-4,-3,-2,-1, 0, +1,+2,+3,+4,+5,+6,+7,+8,+9, +10
%_____ 0, 5,10,15,20,25,30,35,40,45, 50, 55,60,65,70,75,80,85, 90, 95, 100
По этой табличке и строите процентами нужную кривую в градусах…
Если интересует, то могу описать пошагово свою методику настройки “головы”…
P.S. У меня угломер такой же… Посмотрите forum.rcpilot.ru/index.php?showtopic=1095 (пост№12)…
А вот использовать держатель лопастей для фиксации флайбара я не догадался…
Так стоп! Уважаемый Павел, я точки шага устанавливал в аппе по тем цифрам которые Вы указали и которые соответствуют мануалу и они должны соответствовать в градусах при минимальном, среднем и максимальном отклонении стика газа. И судя по мануалу они соответствуют. Первая точка по Вашей таблице 40 -2град, середина 65 3град, ну конечная легче 7град. В чём я ошибся?
С уважением!
Надо указывать режим, для которого Вы приводите значения углов… Я, к примеру, считал, что Вы привели значения углов для режима “холд”… А оказалось, что это режим “нормал”… Но даже в этом случае углы не соответствуют моим… Только в нулевом положении совпадает (-2=40%), в среднем положении у меня 75%, что должно соответствовать +5 (у Вас +3), в верхнем у меня 100%, что должно соответствовать +10 (у Вас +7)…
Если Вы хотите выстроить кривые по мануалу, то надо установить конечные значения углов тоже по мануалу, а там рекомендовано +/- 10 градусов… Если Вы решили установить другие углы в конечных точках, то и кривые стройте самостоятельно, иначе будет путаница…
Давайте, я завтра на работе, если будет время, на свежую голову изложу Вам свое понимание порядка настройки, а Вы сравните со своим пониманием - возможно, чья-то ошибка проявится…
Кстати, придя домой прицепил держатель лопастей как у Вас на фото и стало видно, что для фиксации сервооси при настройке он не годится - сервоось не параллельна балке, а это внесет ошибку в установку углов… Придумайте другой способ фиксации сервооси…
Для samabs:
В продолжение предыдущего поста и поста №512… Порядок настройки “головы” в моем понимании…
- После удачной регулировки тарелки, снова обнуляю 6-й канал в SWAH, чтобы тарелка зафиксировалась в “нулевом” положении
- Фиксирую сервоось параллельно хвостовой балке (сделал для этого приспособу, можно посмотреть по ссылке в посте №517)
- При горизонтальной тарелке в “нулевом” положении и горизонтальной же сервооси, верхние рычаги микшеров тоже долны быть в горизонтальном положении. Если это не так, то лопасти будут отклоняться “несиметрично”, т.е. максимальный плюсовой и максимальный минусовой углы будут разные…
Ставлю рычаги в горизонт, регулируя длину длинных тяг (прошу прощения за тавтологию)… У меня была необходимость удлинить эти тяги, но мне не понравилось, что при этом нужно свинчивать наконечники, оставляя маловато витков резьбы в пластмассе… Возможно, я перестраховался, но удлинил эти тяги всего на один виток, а остальное добрал удлинением на одинаковую величину всех трех тяг от машинок к тарелке… Есстественно, после этого я заново проверил правильность работы тарелки… - Добившись горизонтальности рычагов микшера, надеваю угломер на лопасти и регулировкой коротких тяг от рычага к цапфам, выставляю лопасти в 0 градусов.
Здесь тоже могут быть нюансы, связанные с тем, что один виток наконечника на короткой тяге меняет угол больше чем на градус и в ноль можно не попасть… Я, вопреки инструкции, делал пол-витка и одевал наконечник обратной стороной… Разницы не заметил… Для совсем точной регулировки можно крутнуть на пол-витка неконечник длинной тяги… - Установив лопасти в “ноль”, выставляю в 6-м канале SWAH, например, 60 и, перемещая стик в крайние положения, проверяю углы… Величина угла пока не интересует - главное симметричность… Если мне не изменяет память, при 60 единицах у меня получалось где-то по 12 градусов как в плюс, так и в минус… Если симметричности нет, возвращаюсь к пункту №3…
- Добившись симметричности, подбором числа в 6-м канале SWAH регулирую величину отклонения лопастей по 10 градусов в +/-…
На этом настройку механики я считаю пока законченной… “Пока” потому, что “бабочку” устраняю уже при пробных подлетах… Здесь тоже есть нюанс, подсказанный мне более опытным коллегой… Одну из лопастей я помечаю наклейкой и “назначаю” ее “ведущей”… Все установки по угломеру я произвожу по ней… На второй, конечно, тоже делаю регулировки, но с точностью +/- пол-градуса… А вот при устранении “бабочки” уже кручу тяги только на “ведомую” лопасть, не трогая тяг “ведущей”…
Закончив таким образом с механикой, я начинаю “строить” кривые в аппаратуре…
Для начала по мануалу, потом по собственным соображениям… Углы в градусы перевожу по приведенной мной выше табличке… Причем, интересуясь сторонними настройками, обязательно спрашиваю, на какие предельные углы настроена механика у собеседника, ибо если они отличаются от моих, то сторонние “проценты” надо пересчитывать…
Вкратце, так…
одевал наконечник обратной стороной… Разницы не заметил
Напрасно, они не симметричны. Наконечник треснет и слетит, со всеми вытекающими. Лучше заменить на новые и правильно поставить.
Ради пол-витка не стоит заморачиваться - на пластиковой голове будет незаметно из-за люфтов
…Наконечник треснет и слетит, со всеми вытекающими.
Это из чьего-то опыта, или предположение?
Просто, я достаточно внимательно “исследовал” эти наконечники - пластик эластичный, разница в усилии при одевании на родной шарик как рекомендуемой, так и обратной стороной не чувствуется…
Может быть Вы имели в виду наконечники большего размера для более “серьезных” вертолетов?
Ради пол-витка не стоит заморачиваться…
Поначалу, думаю, стоит…
Люфты и “вольности” в настройке придут сами по себе, пропорционально налету…
Из собственного, к сожалению. Убедился (в минусе лопасти, валы, флайбар, кабина) что нет мелочей в конструкции верта.
ЗЫ небольшие люфты бошки должны быть, в том числе за счет правильной установки наконечников, а пол-витка можно и сабтриммером убрать. Или накрутить несколько тяг и выбрать подходящую
У меня нет ни малейшего основания не доверять Вашему опыту, но, тем не менее, остаюсь при своем мнении (по крайней мере, до получения собственного опыта 😵)…
Основания остаться при своем мнении такие:
- Только что внимательно рассмотрел наконечник тяги в бинокулярный микроскоп (МБС-9) - разницы диаметра отверстия с лицевой и обратной стороны не заметил… Провел тест на пластичность (сдавил плоскогубцами) - пластмасса явно “течет”… Такой материал может “треснуть” разве что при сильном морозе… Понащелкивал наконечник на “родной” шарик и той и другой стороной - без разницы…
- Не понял Вашей мысли про люфты и их зависимость от правильной и неправильной установки наконечников… Т.е. - откуда они берутся и куда деваются в том и другом случае…
- На том уровне познаний функций аппаратуры управления, на котором я нахожусь в данный момент, почему-то убежден, что сабтриммеры следует использовать только для установки нейтрального положения сервоприводов… В крайнем случае, для компенсации длины тяг от качалок к тарелке, опять же, в нейтральном положении… Но никак не для “финишной” регулировки “головы”…
Единственное, в чем с Вами полностью согласен - в авиации не бывает мелочей!
Я ни в коем случае не ставлю целью навязать Вам свое имхо, но за мой, более чем скромный опыт уже упал из-за разрыва тяги. Мб мороз, мб дефектный наконечник, мб руки кривые. Но порвалась именно криво установленная тяга. Посему посчитал за честь предупредить коллегу
Два краша и два раза верхние линки улетали в …опу:(
…посчитал за честь предупредить коллегу
Спасибо! Я оценил и очень внимательно отнесся к Вашему предупреждению - даже провел дополнительные “исследования”…
Хорошо, что Вы адекватно относитесь к “инакомыслящим”… К сожалению, достаточно часто на форумах несогласие с чьим-то мнением вызывает обиду и провоцирует “разборки”…
Немного по теме…
Кого как, а меня пока очень нервирует присутствие на площадке, где я учусь летать, посторонних… Ощущаю дискомфорт, если боковым зрением замечаю движущуюся фигуру или слышу шаги за спиной… По этой причине не могу летать на отличной школьной площадке вблизи от дома - даже ранним утром там уже появляются собачники, любители здорового образа жизни и обязательно припрется охранник из школы…
Есть недалеко (всего 6 км от дома) гораздо более спокойное место - аэродром ДОСААФ… Но там другая беда - нет ни одной, даже маленькой, площадки с каким-либо покрытием… Только трава и грунт… Попробовал полетать там, и обнаружил, что МиниТитан, по причине размеров и небольшого веса довольно чувствителен при посадке к неровностям грунта и даже к жестким стеблям травы… Да и концы лопастей хвостового ротора от травы стали грязно-зелеными… Тренировочные шасси у меня есть, но летать с ними как-то уже… “не к лицу”…
Возникла идея сделать укороченные добавочные шасси и назвать их не “тренировочные”, а, например, “травяные” - т.е. предназначенные для взлета и посадки на невысокую траву или неровный грунт… Благо, после изготовления тренировочных шасси, остались материалы - стеклопластиковые хлыстики от удочек и пинг-понговые шарики, добавил к этому еще кусочек пластикового уголка…
Сказано - сделано… Результат на фото… Испытано - совсем другое дело!
Теперь можно смело брать с собой вертолет при выездах на природу - подходящее место для посадки найти гораздо проще…
Прикольно. А я не стесняюсь цеплять треники при настроечных подлетах или если “ВПП” плохая - снег, грязь, лужи.
Что-то меня, наверное, муза сегодня посетила… - непреодолимая тяга к “перу”…
Позволю себе занять на уважаемом форуме еще немного места…
Хочу поделиться своим вариантом решения, я думаю, общей проблемы - “тары” для транспортировки вертолета и других крайне необходимых “причандалов” к месту полетов…
Безуспешные поиски в местных магазинах чего-либо подходящего для озвученной цели, заставили побороть природную лень и напрячь творческие способности… Импульсом послужила случайно попавшаяся на глаза упаковка от сплит-системы… Сделана она из гофрированного картона, жеского и достаточно прочного, к тому же ламинированного с лицевой стороны… Обмер показал полную ее пригодность по высоте и длине, но избыточную ширину… При внимательном осмотре обнаружилось, что состоит коробок из двух хитро скроеных половинок, скрепленных металлическими скобками… Скобки были удалены, половинки разъеденены и с помощью канцелярского ножа урезаны в необходимых местах… После чего были заново склеены в единое целое, но уже нужных размеров…
Из обрезков того же картона были вырезаны и вклеены в нужные места перегородки для формирования отсеков под аппаратуру, зарядники, кабели, инструмент и прочее… Ручка для переноски была выдрана тоже из упаковки из под чего-то… Застежки на липучках от старой сумки для ноутбука… Как отдельный “отсек” для двух зарядников и запасных батарей отлично подошла упаковка от ДВС-ного стартера…
После окончательной сборки “кейса”, дно полностью и стенки на одну треть высоты снаружи были обклеены прозрачным скотчем, на тот случай, если придется ставить его в снег или на влажную землю…
На прилагаемых фото я постарался детальнее показать особенности конструкции и примеры вместимости… Ясно дело, я не всегда таскаю в этом коробке все, что видно на фото… Максимально я его загружал, когда удавалосось организовать полеты в спортзале… Там не было доступной электророзетки, поэтому не лишним был небольшой 12-ти вольтовый аккумулятор… Так же в этом случае я брал с собой максимум инструмента, так как “идеальные” условия спортзала позволяли провести некоторые регулировочные работы…
Когда же я еду на полеты “в поле”, то аккумулятор не нужен - есть при автомобиле… Да и инструмента много брать смысла нет, ибо в поле особо не поремонтируешься…
Если удается с утра выскочить полетать на соседнюю школьную спортплощадку, то и зарядники ни к чему - только вертолет, передатчик и заряженные батареи…
Получившимся “кейсом” я очень доволен… От квартиры до машины у подъезда (а иногда и до гаража) и обратно я иду только с аккуратным коробком в одной руке, не напрягаясь и не привлекая лишнего внимания… Да и забыть что-либо трудно, так как у каждого предмета есть свое место и отсутствие чего-то сразу бросается в глаза…
Буду рад, если мой опыт поможет кому-то решить аналогичную проблему…
В эти выходные вкрячил минититанчику хеликомандер и снял флайбар. Настраивал с компа, самый минимум - положение блока, тип АП, направления и расходы серв, включил риджид со стабилизацией, остальную тучу настроек - в заводские.
Подлетнул, впечатления в целом положительные - сам по себе висит, после маневров выравнивается и останавливается, заход на посадку как по рельсам, достаточно эффективно борется с ветром, то что надо чайнику 😃
Не понравился хвост - при взлете здорово колбасит по сторонам, да и “ватный” слишком, даже для меня. Мб дело в настройках, надо разбираться.
Пришла цифровая серва для гироскопа, и я занялся настройкой гиры Logictech LTG-2100T. Но образовалась такая засада, после входа в меню при попытки настройки первого шага(установка типа серво) выяснилось, что гира не хочет реагировать на движения стиком. Я подключил аналоговую серво в 4канал, подвигал стиком, работает. Подключил аналоговую серво(чтоб не спалить цифровую) к гире, покрутил вертом, стиком, работает. Что я не правильно делаю? Сканирование передатчика проводил. И кто какие настройки пользует, чувствительность гиры в частности (для новичка).
Аналогичный гироскоп на своем вертолете настраивал более 3-х месяцев тому назад, поэтому “навскидку” рекомендаций дать не могу - не помню…
Помню, что пользовался инструкцией, получалось не сразу, но разобрался…
Если нужна русская инструкция - могу выложить…
Чувствительность в режиме “холд” у меня 30% (без удержания), для того, чтобы спокойно можно было нести вертолет к месту старта и устанавливать его в нужной ориентации… В полетном режиме чувствительность около 80% (с удержанием)… При переключении в полетный режим гира принимает текущее положение за нейтральное…
В более “тонких” настройках необходимости пока не было…