Futaba CGY 750 Flybarless Control Gyro

patrik
rippers:

пофлужу чуток.

Отличная дискусия, знал бы, по другому назвал бы тему.Дабы задобрить МОДЕРАТОРОВ выкладоваю инфу по теме.Инструкция на РУССКОМ языке heli-spb.ru/instruction/CGY-750-rus.pdf несколько видюх, которые мне помогли.

Мне всё больше нравиться Futaba CGY 750 Flybarless Control Gyro, я верю, что когда её довед

ут до ума-это будет БОМБА.:devil::DB)

Rula
Tigron:

Авто стабилизация как раз позволяет не беспокоиться о циклическом раскачивании - верт висит ровно, как соосник

та же самая 3G элайновская делает то же самое без каких либо систем автостабилизации.
абсолютно никаких проблем (кроме сдувания вертолёта в сторону) в любой ветер

Tigron

Руслан,
Ну, вы гуся с орлом не сравнивайте! Вы луче сами возьмите и попробуйте один и тот же вертолет с 720-м Шокумом и Алайном и после нам расскажите Ваши впечатления. Уверен, после Шокума Вам на Алайн возвращаться не захочется.
И, как уже многократно говорилось в вертолетных и не только темах, “ХОРОШЕЕ ДЕШЕВЫМ НЕ БЫВАЕТ!” Зато частенько бывает наоборот, когда г… в красивой обертке пытаются сливать по цене хорошего. И похоже Алайн в последнее время особенно стал этим злоупотреблять.

Rula
Tigron:

Вы луче сами возьмите и попробуйте один и тот же вертолет с 720-м Шокумом и Алайном и после нам расскажите Ваши впечатления. Уверен, после Шокума Вам на Алайн возвращаться не захочется

Вы наверно не поняли. Я не собирался сравнивать 3G со скокумом, я просто заметил, что с точки зрения посадки (о чём вы и говорили) акселерометры абсолютно не нужны и никаких дополнительных преимуществ не дадут, т.к. даже простая и многими ругаемая система держит вертолёт как прибитый.

Tigron:

ХОРОШЕЕ ДЕШЕВЫМ НЕ БЫВАЕТ!

здесь уже я не понял. Например микробист многие хвалят, а он дешевле, чем 3G. Значит ли это, что я сразу должен считать, что он хуже?

Tigron

Руслан,
Нужны акселерометры. Одними гироскопами вы такой стабилизации не добьетесь. У меня до этого был РедБар. На нем тоже можно было выкрутить чувствительность, чтобы вертолет практически сам висел, и было 2 режима, которые можно было переключать в полете. Но по сравнению с Шокумом это совсем другое. Это особенно заметно на мелких вертолетах, которые сильно подвержены ветру. На ред баре у меня вертолет все равно сдувало и переворачивало. На Шокуме его вообще не переворачивает. Верт стабильно висит плоско - только шагом отработать для посадки.
Большинство крашей на вертолетах (исключая отказы техники) происходит от чего?

  1. Зарулился
  2. Улетел далеко и потерял ориентацию вертолета
  3. При посадке не справился с неожиданным порывом ветра
    В первом случае, если зарулился у земли, то тут действительно только холд. Но у земли летают только проффи и дураки. Большинство людей отрабатывают новые фигуры повыше (профи, к стати, тоже), чтобы вертолет можно было спасти. И вот, допустим, пилот на высоте зарулился и потерял ориентацию вертолета. В случае с обычным флайбарлесом, который просто электронная симуляция палки с примочками, верт так и шлепнется на землю - будет хлам. На Шокуме же пилот может спокойно щелкнуть тумблером, спокойно отработать только шагом, пока система сама вернет вертолет во вменяемое положение (даже из инверта) и потом спокойно его посадить целым.
    То же, если маленький вертолет вдруг улетел (унесло ветром) далеко, где его почти не видно. Если вертолет не сориентировать, он шлепнется очень быстро. Включив же автостабилизацию, пилоту уже не нужно думать об ориентировании едва видимого вертолета в плоскости. Он может спокойно сосредоточиться на возвращении модели, не боясь, что он ее вдруг опрокинет по дороге.
    Про помощь в борьбе с ветром я уже упоминал.

Второй абзац моего прошлого поста - очередной камень в огород Алайну (ну, не люблю я их). Миктробист стоит дешевле, а летает лучше 3G. За что платим, господа?!

RomanRom2

Дмитрий, ваша оценка - субъективная. если для вас “летает лучше чем 3Г” заключается в наличии тумблера, а так же от осознания того, что в скукуме есть “что-то еще” (ваш волшебный тумблер, например), то оно и летит “вроде как лучше” (ну или должно лететь… ну или хотелось бы, что бы летело), то я вас прекрасно понимаю.

у меня нет скукума и нет микробиста. зато есть вбар и 3Г. я не спортсмен и не летаю ацкие отжиги. чесно говоря я очень удивлен, почему и за что ТАК хают 3Г… нормально все с ней, настраивается она за 2 минуты при помощи кнопок на ее блоке. 15 минут, если в первый раз и глядя в документацию. летает тоже расчудесно, не понимаю что с ней не так. 3Г у меня появилась позже вбара, что называется “на сдачу”, поэтому я очень удивился чего ж так все за вбар то переплачивают =) летает ведь “так же” =) шучу, собственно в данном случае я иронизирую примерно так же как вы, только как бы с другой стороны баррикад.

собственно 3Г меня вполне устраивает за исключением одной маленькой вещи: при резких перекладках шага вертолет немного потряхивает по элеронам. ну т.е. как это можно себе представить: начнем вертикальное быстрое снижение, затем в какой то момент даем кратковременно, резко и много положительных шагов, что бы попытаться остановить вертолет в какой то точке, собственно он наклонится немного вправо (ориентирован хвостом к себе) по элеватору и вернется на место. это несколько сбивает с толку на всяких тик-таках и подрывах.

далее, хвост не гуляет и не виляет, как пишут многие и что это неизлечимая болезнь. да, болезнь была, но вылечилась легко путем “правильной” установки датчиков. “правильной” - тема для отдельного разговора, поэтому не пишу это здесь и выделяю в кавычки.

все это, собственно, было у меня и на вбаре. и смею предположить, что это свойственно для всех фбл систем. но на вбаре это все можно настроить и “убрать” проблемы программно, там “шире” диапазоны настроек, чтоли… . на 3Г убрать нельзя, можно свести к минимуму. возможно какие то механические настройки помогут решить эти проблемы, но мне чесно говоря уже было лень, т.к. я получил приемлимый для себя уровень работы.

как то так =)
футабу долго ждал, не дождался. обязательно попробую ее.

Tigron

На самом деле выбор делается очень просто.

  1. Есть ли принципиальное преимущество по полетным характеристикам у других систем над Shookum SK-720? - Нет! Полетные характеристики, что у Футабы, что у Микробиста, что у В-Бара примерно такие же.
  2. Есть ли принципиальное преимущество по удобствам настройки? - Нет, во всех системах есть свои + и свои заморочки. Нужно просто привыкнуть к одной, как вы привыкали к радио.
  3. У SK-720 есть акселерометры и авто стабилизация - у других систем ничего этого нет.
  4. У SK-720 есть просмотровщик полетов - у других систем полностью отсутствует.
  5. У SK-720 пока что бесплатные апгрейды.
  6. Гувернер и графический логгер появятся в SK-720 с ближайшим патчем.
    Так в сем же преимущество других систем перед Shookum SK-720?! Я назову всего лишь несколько:
  • Форм фактор - не на все вертолеты удобно ставить SK-720. Где-то лучше модульные системы, типа Алайна 3G, В-Бара или Футабы. Где-то лучше поставить Микробист в вертикальной ориентации. Где-то удобнее подлезать к компьютерному разъему мини В-бара. SK-720 пока что требует обязательной горизонтальной установки, а разъемы у него по торцам.
  • Язык, для тех, кто в школе английский не учили.
  • Цена, в случае с более дешевыми системами.
    Серьезный недостаток только первый. Но это скорее свинство производителей вертолетов, которые стараются вместо унификации, специализировать вертолеты только под “своих” производителей электроники. Остальные недостатки не очевидны перед преимуществами, которые дает SK-720.
    Выводы, каждый сделает для себя сам, но, думаю, они очевидны.
Rula
Tigron:

Нужны акселерометры. Одними гироскопами вы такой стабилизации не добьетесь

Какой “такой”? Я не уменьшаю способности стабилизации скокума (я его даже не видел), я лишь говорю о том, что обычный 3G (без акселерометров и даже без НН режима гироскопов) держит вертолёт в очень сильный ветер так, что у меня абсолютно нет проблем держать его над самой землёй, единственно его сдувает ветром в сторону, ну так для этого циклик и нужен 😃

Tigron:

На ред баре у меня вертолет все равно сдувало и переворачивало

У меня на 3G не переворачивает

Tigron:

Большинство крашей на вертолетах (исключая отказы техники) происходит от чего?

  1. Зарулился
  2. Улетел далеко и потерял ориентацию вертолета
  3. При посадке не справился с неожиданным порывом ветра

У меня все краши связаны с пунктом 1, пункт 3 был только раз и абсолютно не связан с ветром, просто сажал в идле и “убрал” газ после посадки 😃
С флайбаром - да, отлавливаю на посадке в ветер, с 3G о такой проблеме даже не думаю - нет её

Tigron

Руслан,
Я не понимаю, о чем вообще тогда спор? Вы не летали на SK-720 и плохих отзывов о нем не слышали, но активно его осуждаете непонятно даже за что? Я не летал на Алайне 3G, но слышал много плохих о нем отзывов и видел своими глазами, как один товарищ пытался вправить ему мозги на своей 700-ке и долго ругался.
Офф-топик: Ваша позиция напоминает не очень грамотных автовладельцев. Им предлагают по той же цене без всякого ущерба качеству купить авто со 2-й подушкой безопасности (для пассажира), а они говорят: “нафиг мне эта подушка, я все время один езжу!” На самом деле никогда не знаешь, когда и при каких обстоятельствах она может понадобится.
Также и здесь. SK-720 - система топового уровня, как В-Бар или Футаба. Стоит она соответственно. Но при этом предлагает за те же деньги дополнительные фишки.
По мне так лучше иметь, чем не иметь, но платить столько же.

patrik

Да вы не отом, у меня реальный попадос с футабой, за 3 дня 3 краша, с ущербом превышающим стоимость футабы.Отказывает сенсор и верт падает камнем без вариантов с авторатации, урповлени не, повремените с покубкой.Футаба 750 пишет SENSORER, и я в ах… , сегодня даже напился с горя.Думаю как отправить её обратно на доработку.Погоду всю зиму ждал, а тут с новой электроникой пи… .Как говариться-принял удар на себя.😇

Rula
Tigron:

но активно его осуждаете непонятно даже за что?

Дмитрий, я уже не первый раз замечаю, что вы как-то странно читаете посты оппонентов (если читаете). Где вы видели у меня осуждение скокума?! Я всего лишь опроверг ваше заявление, что для лёгкой посадки в сильный ветер необходима система выдерживания горизонта (авто стабилизация с акселерометрами, по вашим словам). И ещё раз повторюсь - вами осуждаемая за глаза система (которой вы, по вашим словам не пользоваись, но в отличие от меня именно осуждаете) справляется с этим на 10 из 10 баллов, никакого стресса на посадке нет

Tigron:

Ваша позиция

Вы ОЧЕНЬ сильно ошибаетесь по поводу моей позиции

Алексеевич=
patrik:

за 3 дня 3 краша, с ущербом превышающим стоимость футабы.Отказывает сенсор и верт падает камнем без вариантов с авторатации, урповлени не, повремените с покубкой.Футаба 750 пишет SENSORER, и я в ах… , сегодня даже напился с горя.Думаю как отправить её обратно на доработку.

Печально… Пётр, может Вам связаться с производителем? Возможно окажут техническую поддержку? Возможно выяснится ошибка.

beatl

Странный спор выходит по предпочтениям ФБЛ систем…
Я пользовал и настраивал ВСЕ упомянутые в теме системы, кроме Футабы. В ее оценке целиком и полностью полагаюсь на мнение высокоуважаемого и безмерноценимого Петра Кокорева. И сложилось следующее мнение:
SK-720 - вполне неплохая система с невнятным алгоритмом настройки. То есть “попасть” в настройки сразу у меня ни разу не получилось. Порой требовалось вносить значительные изменения в процессе полетов. Система селфлевелинга (самовыравнивания) очень требовательна к низкому уровню вибраций. Причем ее капризность выражается в разбитом вертолете. Причем дважды 😃 Система селфлевеллинга работает как то странно после выполнения продолжительных циклических фигур. Она не выравнивает вертолет. То есть годится только для спасения кривовисящего новичка. Для пилота более высокого уровня она реально бесполезна. Может я чего не допонял в настройке, но тем не менее впечатление именно такое.
Резюме: летает нормально, но настройка требует опыта и времени. Не годится для новичка.

3G: Настройка очень проста и понятна. Полетные регулировки сводятся к подкручиванию потенциометров чувствительности по циклическому шагу (Вам, Роман, именно это и следует отрегулировать для устранения дрожания на остановках по элерону).
Решение проблемы с вилянием хвостом весьма просто: дочитать ДО КОНЦА инструкцию по настройке хвостового гироскопа.
Имеется проблема, характерная для всех хвостовых гироскопов Алайна: неравномерная скорость пируэта.
Резюме: годится для новичка и продвинутого пилота, который осознает особенность поведения хвоста на пируэте и способен это компенсировать.

Микробист: потрясающе простая и увлекательная (не побоюсь этого слова) процедура настройки. Попадание в настройку удивительно точное, даже по чувствительности хвостового гироскопа.
Весьма удобный формфактор системы с возможностью установки вертикально.
Ярковыраженных недостатков по пилотированию мной не выявлено. Есть нюансы, которые подстраиваю именно под свою манеру летать.
Из недостатков отметил бы проблемы с подключением спекртрумовских сателлитов. Мультиплексора для двух сателлитов производитель так и не продает.

V-Bar: Настройка вполне внятная, доступная новичку, учитывая то обстоятельство, что по нему много чего и где написано.
Попадание в первичную настройку (настроил на столе и полетел) не всегда точное. К крашам, как правило, не приводит, но нервов в поле попортить способна. Подстройка под манеру пилотирования конкретного пилота может занять продолжительное время. Я много полетал на В-Барах разных пилотов и так и не нашел той настройки, которая мне понравилась бы. В собственном парке не имею, но настраивал и летал немало.
Резюме сугубо ИМХО: D&G (дорого и глупо) Да простят меня адепты Микадо 😃

Футаба: сам не настраивал, но немного полетал на системе Петра. Понравилась по отработке циклов. Не понравилась отсутствием нуля по шагам и фантастически глупой системой пирокомпенсации.
Резюме: мдяяяяя…, и эти же люди сделали GY-611…

Про РедБар: понравилось как летит, нравится форм-фактор, нравится интерфейс. Не нравится отсутствие удобочитаемой инструкции и поддержки производителя (низкий поклон г-ну Кендышу)

Все вышесказанное не претендует на абсолютную истину. Это лишь личные впечатления после нескольких десятков опытов с несколькими системами.
По соотношению цена/качество/внятность/летные хар-ки/надежность мой рейтинг таков (по низходящей):
Микробист
В-Бар
3G
RedBar
SK720

Все сказанное не претендует…

Алексеевич=

Интересный обзор! Спасибо, Алексей. Вот вам и опровержение аксиомы - всё хорошее - дорого. Микробист по цене почти в 2 раза уступает ВБару, а в полётном рейтинге на строчку выше.

beatl

Дмитрий, считаю необходимым повторить, что это сугубо личное отношение к системам.
И учитывает так же и ценовой фактор. При одинаковых летных хар-ках, например Микробист и Микадо, мой выбор в пользу микробиста именно по этому признаку.
То есть этот рейтинг являет для меня ответ на вопрос: “На что бы я с наибольшем удовольствием истратил деньги?”
Футабу пока никуда не ставлю, ибо непонятка с настройками…

ДмитрийС
beatl:

Дмитрий, считаю необходимым повторить, что это сугубо личное отношение к системам.

Ваше “сугубо личное отношение” уже вполне может считаться мнением эксперта…

Rula
ДмитрийС:

Ваше “сугубо личное отношение” уже вполне может считаться мнением эксперта

+1

Graf_in
Алексеевич=:

Интересный обзор! Спасибо, Алексей. Вот вам и опровержение аксиомы - всё хорошее - дорого. Микробист по цене почти в 2 раза уступает ВБару, а в полётном рейтинге на строчку выше.

это не опровержение, а компромисс.

Алексеевич=

Соглашусь с Вами, Артём. Только несколько несоразмерный. Со слов Алексея, по полётным характеристикам уступает очень немного, а цена с разницей почти в 2 раза (если учесть платный апдейт к ВБар).

beatl

Бесспорно, что каждый пилот найдет в каждой системе что-то интересное для себя. Все они вполне конкурентноспособны на рынке.
Нередко система покупается по совету друзей, уровень технической подготовки или навыков пилотирования сильно отличается. Это несоответствие очень часто встречается среди новичков. Вот тут и начинаются проблемы с настройками… И разочарования…

Tigron

Хочу только добавить, что Вам, Алексей, видимо очень не повезло с Шокумом. Вы, видимо, настраивали его на ранней версии. Действительно, в ранних версиях Шокума функция авто стабилизации при высоких вибрациях или большом количестве вращений по циклику иногда давала сбои. С версии 2 Шокум эту функцию значительно улучшил. К слову, у меня за все время полетов на Шокуме (как на ранней версии, так и позже) вообще не было ни одного сбоя, даже после моих пока не очень удачных попыток делать хаусы на ГАУИ 255.
Был в Шокуме и глюк с хвостом, который касался только больших вертолетов и был благополучно исправлен в течение пары недель.
По поводу вибрации. В случае зашкаливания вибраций выше 7G, авто стабилизация автоматически выключается. У меня на 255-ке стабильный уровень вибраций 3-4G, иногда прыгает до 6G. Так было с нулевого пробега вертолета. У товарищей с западных форумов на больших электричках уровень вообще вибрации часто меньше 1G. Главное правильно приготовить бутерброд под гироскопом.
Причем была у меня ситуация, когда из-за жестковатой ленточки, прижимающей Шокум, у меня уровень вибраций зашкаливал за 10G. При этом, несмотря на ругань, СК-720 летала и не падала даже при включенном на пульте режиме стабилизации (естественно Шокум отключал акселерометры).
По поводу попадания в настройки. Я не понимаю, где там надо попадать! Пробежаться по визардам (заметно улучшенным в версии 2), потом пробежаться по вкладочкам и все проверить. Каналы чувствительности, как хвоста, так и циклика регулируются с пульта. Их настройка - нормальный процесс для ВСЕХ вертолетов. После этого 3-5 пролетов делаем блином. Потом отключаем авто калибровку параметров и, если нужно, ставим замок на чувствительности. Все! Какие еще настройки нужны новичку?! Файлы настроек на некоторые вертолеты, к стати, лежат на http://www.helifreak.com в разделе Шокума.
Подобное нытье по поводу настроек я много видел на том же Хелифрике. В 99% случаев выяснялось, что пользователь даже не потрудился заглянуть в инструкцию, а ожидал, что типа “поставил, нажал кнопочку, вертолет сам полетел”. Такого не бывает!
Для сравнения, я помню, как настраивался РебБар. Вот это действительно танцы с бубном! Даже внимательно прочитав инструкцию на родном русском языке несколько раз, я ничего понять не мог, пока Кендыш сам на пальцах не объяснил процесс настройки.
Так, что ставить Шокум на последнее место рейтинга по меньшей мере не справедливо. Он точно должен быть выше Алайна хотя бы по технической оснащенности и при сравнимой цене, а, может быть, даже и выше В-Бара. (о котором вы сами сказали, что по сетапам он вам не понравился)
Согласен только в одном. Микробист, судя по отзывам, действительно сейчас наверно лучшая система по соотношению цена/качество/удобство достать в России.

Graf_in
Алексеевич=:

по полётным характеристикам уступает очень немного, а цена с разницей почти в 2 раза (если учесть платный апдейт к ВБар)

понимаю, что немного ушли от футабы, но к ней сие тоже относится:
если бы люди выбирали веши “по полетным характеристикам”, то, я Вас уверяю, все бы сидели в интернетах под *nix без графического интерфейса… кстати, очень удачное сравнение =) но и в этом случае лучше взять редбар, а ещё лучше - самому разработать и собрать свою систему.

Петр мне давал порулить своей футабой - вполне себе ничего так рулится. но не мне судить о качестве всей этой электроники, ибо мой навык пилотирования не позволяет прочуствовать разницу между микробистом, редбаром, вбаром и футабой. при прочих равных для меня они летают одинаково.

но несмотря на это, если себе опять решуть покупать fbl - это будет mikado v-bar. а говорить о разнице в 100-150$ в нашем хобби - смешно. этого не хватит даже на краш 500-ки )))

beatl
Tigron:

Хочу только добавить, что Вам, Алексей, видимо очень не повезло с Шокумом.

Дмитрий, “повезло” или “не повезло” не имеет отношения к технической стороне вопроса. Я получил в коробке то, что разрабатывала конкретная группа людей для конкретных целей. В спецификации устройства не было ограничений по возможности установки его на ДВС модели. А именно такую цель я и преследовал. Недостатком системы оказался из рук вон плохо написанный алгоритм обработки шума от вибрации.
Так что, упрощенно говоря, я не получил за свои деньги того, на что рассчитывал. И везение тут не при чем.
Дважды разбитый правильно настроенный вертолет - плохая рекомендация системе, даже если потом эту проблему устранили заплаткой.

Но летные данные у системы неплохие. Поэтому она все же осталась в моем “рейтинге”. Просто теперь я знаю чего она НЕ может.

Tigron

Впредь я предлагаю указывать вместе с обзором, какую именно версию прошивки вы настраивали.
Я скажу сразу. У меня сейчас последняя версия Шокума 2.04. Ее я так и расхваливаю.
При этом свой опыт о дурацкой настройке РедБара я базирую на версии 2.03 двухлетней давности. Естественно, Кендыш свою систему с тех времен очень сильно улучшил. Вот только свое хамское отношение к пользователям вряд ли поменял. Поэтому на нем, как разработчике, я поставил жирный крест.

Алексей,
У Шокума нет и не было ограничений по установке на ДВС вертолеты. Вы скорее всего действительно не разобрались с настройками, раз вертолет дважды грохнули. А вот почему вы в них не разобрались - отдельная тема. Универсального простого алгоритма настройки “поставил и полетел” нет ни у кого. Кому-то один больше подходит, кому-то другой.
Про алгоритмы обработки шумов - отдельная тема. У ранних версий В-Бара он тоже был никакой. Но ведь вылечили же. Шокум тоже с этой проблемой благополучно спраился.
А про то, какое качество исполнения шумоизоляции на Алайне 3G - это вообще отдельная тема, что датчик плиходится специальным силиконовым клеем заливать, чтобы плата внутри корпуса не бултыхалась. И после этого вы ставите ее выше Шокума?!