BAIT BOAT для рыбалки

Snake93rus
Albatross:

, а это дело трудоёмкое.

За проделанную работу отдельно уважение, не каждому такое дано, решиться и сделать.

ILF

Экспериментирую с коллекторниками…, чтоб не дорого получилось.
Купил два одинаковых мотора от шурповерта BRS-550SH на 18 Вольт. Один разобрал, ротор трехламельный, статор четырехполюсной, замерил диаметр провода - 0,65 мм, количество витков - 38 на ламель. При 12 Вольтах ток ХХ - 1,22 А. Решил попробовать перемотать, правда до этого ни разу такое не делал. Оказалось всё довольно легко и просто. На разборку, намотку и сборку ушло час с небольшим. Наматывал проводом ПЭЛ-0,46, плотненько влезло на каждую ламель ровно 60 витков. С укладыванием витка к витку не заморачивался, так как не представлял вообще к чему это приведёт, приблизительно понимал что должно снизиться количество оборотов, но на сколько и нужна ли вся эта морока? В общем не особо старался. После сборки отцетровал отстукиванием, добился такого же усилия вращения как и на не разобранном моторе, включил - обороты стали явно меньше, но на сколько? погоняв его чуток на холостую чтоб щётки притерлись, замерил ток ХХ- уже 0,4 А. Проверил в ванной - на винте 40х1,4 ток потребления 4,2 А (до перемотки был 10 А), многовато конечно, но есть куда стремиться. Кстати упор на швартовых (держал в руке, то есть субъективно) снизился, но не глобально.
Не давала покоя мысля - а сколько стало оборотов…, блин, а сколько было…??? В общем понятно, нужен тахометр, а ещё лучше чтоб и с регулировкой оборотов мотора… Надо делать.
Датчик решил сделать оптический, ИК светодиод и фотодиод. Регулировка оборотов мотора - однозначно ШИМ, и со ступенчатой регулировкой, а не плавной, для большей объективности измерений. Ну и более-менее удобное измерение тока ХХ.
Всё это воплотилось в такую конструкцию, особо тоже не заморачивался так как это временное строение, потом в разбор…
У тахометра рарешающая способность 50 оборотов/минута, для наших задач вполне подходит. Регулируется количество импульсов на один оборот вала от 0,5 до 8,0 с шагом 0,5 соответственно можно мерить до 19900 об/мин., удобно.
ШИМ, шим как шим, кнопка вниз, кнопка вверх, 10 ступеней регулировки, управляется через IRF540.
Датчик оборотов - ИК светодиод включен постоянно на период измерений, без всякой модуляции. Приемник - ИК фотодиод через усилитель на вход тахометра. Прерыватель ИК потока четырёхлопастной, то есть 4 импульса/оборот.
Применены контроллеры ПИК628

Как итог на данный момент: не перемотанный мотор выдал при 11,76 Вольта - 12500 об/мин, что очень похоже на правду. А вот премотанный мотор выдал при тех же 11,8 Вольта - 7700 об/мин. что очень даже интересно. Вывод - нужно попробовать намотать проводом 0,4 мм, или чуток тоньше, и возможно удасться выйти на нужные характеристики.
Моторы были куплены новыми по триста рублей 2 недели назад в Москве, провод был в наличии, так что может удастся получить нормальные моторы за недорого и не ожидая 2-3 недели…
😃

Carpfish
ILF:

Экспериментирую с коллекторниками…, чтоб не дорого получилось.

Здорово!!!

ALEX57
ILF:

Экспериментирую с коллекторниками…, чтоб не дорого получилось.

Ну так правильно. Это выход из положения. На заводах так и делается. Берут двигатель определенной габаритной мощности 380, 540, 775 серии и мотают разное количество витков ( с одинаковым количеством витков в секциях). Те которые пользуются спросом подымают цену. Марка коллекторных двигателей “Титан” сразу пишет в своем обозначении двигателей количество витков. Так что при желании двигатели можно без проблем перемотать под свои нужды. Единственная проблема у высокоскоростных двигателей это балансировка ротора. Для наших целей балансировкой можно пренебречь ( обороты не высокие). Ну и после перемотки нужно пропитать обмотки лаком ( желательно бакелитовым). Кстати безколлекторные тоже перематывают умельцы.

ILF
ALEX57:

На заводах так и делается

Я так понимаю что не всегда. Можно ещё снижать количество оборотов увеличением числа ламелей ротора, и увеличением числа полюсов статора. Но это приводит к увеличению себестоимости и такие моторы сразу попадают в другую ценовую категорию. Только вот какое именно преимущество дает такой тип моторов перед обычным увеличением количества витков - я не знаю…, предполагаю что увеличивается крутящий момент… но не уверен

ALEX57:

Ну и после перемотки нужно пропитать обмотки лаком ( желательно бакелитовым)

Кстати, спасибо, ценное замечание…

nitr02k

Закончил рисовать 3D модель своего кораблика размером Д800мм X Ш300мм Х В190мм. Будем делать болванку и снимать с нее уже корпус стеклоткань.

ALEX57
ILF:

Я так понимаю что не всегда. Можно ещё снижать количество оборотов увеличением числа ламелей ротора, и увеличением числа полюсов статора. Но это приводит к увеличению себестоимости и такие моторы сразу попадают в другую ценовую категорию. Только вот какое именно преимущество дает такой тип моторов перед обычным увеличением количества витков - я не знаю…, предполагаю что увеличивается крутящий момент… но не уверен

Моторы Mabuchi RS-555PH-3255 с оборотами 4500 я где то читал 5 ламельные имеют крутящий момент почти в 2 раза больше практически при одних и тех же токах потребления. Только переделать 3 ламельные в 5 никак не получится. Да и еще если будете все таки балансировать ротор двигателя можно применять кусочки холодной сварки, только хорошо вминать ее в обмотку ротора нужно .

nitr02k:

Закончил рисовать 3D модель своего кораблика размером Д800мм X Ш300мм Х В190мм. Будем делать болванку и снимать с нее уже корпус стеклоткань.

Предусмотрите туннель под винт диаметром 70мм.

ILF
ALEX57:

Только переделать 3 ламельные в 5 никак не получится

да, это конечно…, я имел в виду на заводах при проектировании…, написал только коряво.

андрей_36

всем здрасьте, мужики подскажите сделал болван а как правильно его обклеить эпоксидкой, чтоб было качествено и не дорого, делать матрицу или под вакуумом, может есть еще какой способ?

ILF
Probelzaelo:

Я рассуждаю примерно следующим образом, мощность ни куда не девается, а потому если снижаются обороты(KV), значит при том же электропотреблении увеличивается крутящий момент собствено происходит это по вполне понятной причине, при увеличении количества витков в обмотке пропорционально числу витков увеличивается и создаваемое обмоткой магнитное поле, именно это создает усилие на валу - то есть момент.

Я думаю что это не так, к сожалению…
При одних и тех же размерах двигателя, при увеличении количества витков уменьшается диаметр провода, соответственно увеличивается сопротивление, и соответственно снижается ток. Так как напряжение условно одинаковое, то в случае с бОльшим количеством витков мощность мотора снижается. Крутящий момент эл. двигателя зависит от мощности и оборотов, а в случае увеличения количества витков уменьшается и количество оборотов и мощность, что в общем-то и наглядно получается при моих экспериментах.
На 12 Вольтах, у неперемотанного двигателя при токе ХХ в 1,2 А и 12500 об/мин, крутящий момент равен 0,001152 Нм, а у перемотанного двигателя при токе ХХ в 0,4 А и при 7700 об/мин крутящий момент равен 0,000623 Нм.
Другое дело, что крутящий момент в данном примере снизился в 1,849 раз, а вот потребляемая мощность ХХ снизилась аж в 3 раза, а вот это уже интересно… и как раз подтверждает что я ощутил уменьшение упора в ванной, но не глобально.
😒
Возможно я не прав, буду рад конструктивной критике…

puss5
ILF:

замерил диаметр провода - 0,65 мм, количество витков - 38 на ламель.

ILF:

Наматывал проводом ПЭЛ-0,46,

все правильно,вы 65% витков ,значит и рабочее напряжение стало больше на 65%,если было 18в, то стало 30в, так как витков намотано больше, соответственно упали обороты, на те же 65%
7700+65%=12700 об
максимальный допустимый ток тоже будет меньше в два раза, так как проволока взята тоньше,для 0.6мм сечение 0.16 кв.мм, а у 0.65 =0.33кв.мм
теперь мотор надо использовать на 24в,что бы получить ту же мощность на валу,иначе КПД мотора упадет,любой мотор надо использовать при номинальном напряжении питания, а в данный момент оно и так было занижено, а теперь будет вообще больше чем в два раза,хорошо если мощность моторов достаточная, а так…
кстати балансировку ротора делали? очень существенно для двигателей
вот можете посмотреть мою тему , там много различных справочных данных
проволоку тоже положил сегодня

ALEX57:

Для наших целей балансировкой можно пренебречь ( обороты не высокие).

не стал бы так делать
недавно как вчера делал балансировку ротора бесколлекторника , у меня она делается где то на 3000-5000 об в мин, так вот дисбаланс даже в миллиграммы заметно чувствуется
кстати по моторам и перемотке можно почитать вот эту тему rcopen.com/forum/f129/topic381933/321

ALEX57:

Ну и после перемотки нужно пропитать обмотки лаком ( желательно бакелитовым)

главное не забыть, что он горячей сушки,и для работы надо нагревать до 160гр,срок хранения 3 мес, да и кажется давно снят с производства,в бакелитовом лаке огромное количество фенола, который очень вреден здоровью
Пропитывают моторы сейчас чем то другим,я мотал на неделе мотор, и пропитывал его лаком, им проф. мотальщики пользуются,банку мне принесли, но марку не знаю, сушка при 120 гр , пару часов

ILF
puss5:

любой мотор надо использовать при номинальном напряжении питания

а как понять какое номинальное напряжение питания для обычных 550 двигателей? ведь при одинаковых статорах и роторах отличия только в количестве витков, ну и соответственно диаметре провода. Смотришь, а в характеристиках указан номинал и 24 В, и 18 В и 12 и 6 В. Запутался я.

puss5:

теперь мотор надо использовать на 24в,что бы получить ту же мощность на валу,иначе КПД мотора упадет

Воот, значит на заводах должны решать этот вопрос по другому как-то, а не просто в том же корпусе увеличивать витки…, и в большинстве случаев продают обычные движки с подходящим количеством оборотов, но с заниженным КПД?

puss5:

вот можете посмотреть мою тему , там много различных справочных данных

это где? не нашёл…

puss5
ILF:

при увеличении количества витков уменьшается диаметр провода, соответственно увеличивается сопротивление, и соответственно снижается ток.

тут больше не сопротивление провода виновато, а сечение провода,и его допустимый ток,при тонком проводе мотор будет перегреваться и в конце концов сгорит

ILF:

это где? не нашёл…

пардон,забыл ссылку, не вложил в теме, rcopen.com/forum/f129/topic440038

ILF:

Смотришь, а в характеристиках указан номинал и 24 В, и 18 В и 12 и 6 В. Запутался я.

каждый мотор имееет конструктивные отличия, количество витков,количество ламелей коллектора,количество зубов якоря, толщину провода и так далее, все это расчитывается под конкретные параметры

ILF:

а как понять какое номинальное напряжение питания для обычных 550 двигателей?

то что в паспорте указано,плюс минус 15-20%, при заданном напряжении и номинальном рабочем токе,двигатель имеет максимальный КПД ,значит используется максимально эффективно, можно поставить мотор от Оки в Мерседес и он точно 100% поедет, но с какой скоростью и расходом топлива на 100км? думаю родной мотор будет жрать минимум вполовину меньше 😃
так же будет в точности и наоборот
это называется энергоэффективность устройства

ILF
puss5:

кстати балансировку ротора делали? очень существенно для двигателей

нет, не делал, эта перемотка была больше для эксперимента, чтоб хоть что-то понять… Если нормальный результат будет, то тогда уже буду делать балансировку.

puss5:

каждый мотор имееет конструктивные отличия, количество витков,количество ламелей коллектора,количество зубов якоря, толщину провода и так далее, все это расчитывается под конкретные параметры

То есть смысла нет заморачиваться с такой перемоткой какую я затеял…

puss5
ILF:

То есть смысла нет заморачиваться с такой перемоткой какую я затеял…

а что от нее хотели получить?

ALEX57
puss5:

каждый мотор имееет конструктивные отличия, количество витков,количество ламелей коллектора,количество зубов якоря, толщину провода и так далее, все это расчитывается под конкретные параметры

Теория это сила! А на практике, разберите двигатели одной серии но с разными оборотами и найдите хотя бы одно из отличий в китайских двигателях (количество ламелей и зубов якоря во внимание не берем так как в одной серии они одинаковы), остается только количество витков и толщина провода. По теории щебень в аккумуляторах емкости аккумулятора не увеличивает, но некоторые дельцы его туда добавляют!

ILF
puss5:

а что от нее хотели получить?

хотелось с небольшими затратами по времени и деньгам получить мотор, который подходит для использования в карпботе. То есть купить по триста руб. два 550 мотора, перемотать под нужные обороты на 12 Вольтах и достаточную мощность на валу, и обойтись без редукторов. Если б это удалось - то не надо былоб отдавать денежки китайцам, экономия времени на доставке и денежках…, ну и опыт…
Мой карп бот - тримаран, 60х35 см., акк. свинец HR 12Вх7А, общий вес кораблика около 6,5 кг, прикорм около 2,5-3 кг. Использование на нижней Волге, т. е. скорость под нагрузкой не менее 1,5 м/с.

puss5

Ну думаю для такого размера и этого мотора хватит с головой

ILF

Сергей спасибо за помощь.
Обратил внимание на провод от петли размагничивания, которым вы перематывали мотор, и мелькнула такая мысль - а имеет ли смысл попробовать намотать новые обмотки, в моём случае, не одним проводом 0,4 мм, а 4-мя сложенными вместе проводами 0,2 мм., сечение получается одинаковое, геморроя прибавляется, а вот толк от этого есть?

Хотя щас посмотрел на общий диаметр 4-х сложенных вместе проводов 0,2 мм, так он получается толще чем даже 0,46 мм, поэтому если я что-то и выиграю в этом варианте, то однозначно проиграю в оборотах - они увеличатся…

сам спросил - сам ответил… 😁

Probelzaelo
ALEX57:

Да и еще если будете все таки балансировать ротор двигателя можно применять кусочки холодной сварки, только хорошо вминать ее в обмотку ротора нужно .

В заводских условиях для этого не подгружают, а наоборот высверливают не глубокие отверстия, прямо в пластинах ротора.