И снова гироскопический момент

vvv=

Неоднократно появлявшиеся на форуме замечания по поводу влияния гироскопического эффекта
ротора эл. двигателя на поведение лодки во время циркуляции сподвигли меня провести
небольшой эксперимент.
Подвесив на нити модель (см рис.) и добившись её неподвижности после раскручивании нити
произвел следующие действия.
1.Включил двигатель.
Результат-модель вздрогнула от реактивного момента начала вращения ротора после чего
оставалась неподвижной в течении всего времени работы двигателя (30сек)
Согласно теории явления она должна начать разворачиваться ,что бы установиться вдоль
меридиана то есть в направлении север-юг.(несовпадением точек магнитного полюса и точкой оси
вращения Земли на её поверхности можно пренебречь)
2.При работающем двигателе толчком в корму имитировал воздействие руля на лодку.
Результат-модель начинала вращаться без признаков появления наклона на нос или корму который
должен появиться согласно той же теории.
При этом не наблюдалось ни ускорения вращения ни его замедления.
Двигатель-коллекторник 600ой серии
Акк.-7 банок по 1.2v
Масса модели-1,5кг
Обороты не измерял ,но судя по скорости модели они сопоставимы с оборотами моторов класса ЭКО.То есть отличаются может быть в разы но не в десятки раз.
Выводы и подобные опыты за Вами.
rcopen.com/member7833/…/4a4669f7997073007743e6ad

aleana
vvv=:

Неоднократно появлявшиеся на форуме замечания по поводу влияния гироскопического эффекта
полюса и
Выводы и подобные опыты за Вами.
rcopen.com/member7833/…/4a4669f7997073007743e6ad

Я думаю проведенный опыт некорректный. Необходимо модель с работающим двигателем перемещать по радиусу 1м с линейной скоростью 15 м/с на электронных весах. И тогда можно будет сделать выводы о величине ГСЭ. Из личного опыта: на Ф3Е мотор установил в самом носу (чтобы наклон дейдвуда был минимальным) - был очень тугой поворот. Переклеил мотор ближе к центру модели -поворот стал легкий и быстрый.

vvv=
aleana:

Я думаю проведенный опыт некорректный. Необходимо модель с работающим двигателем перемещать по радиусу 1м с линейной скоростью 15 м/с на электронных весах.

С этим согласен.Опыт не отражает реальное движение в циркуляции,но некоторые выводы сделать можно.

aleana:

Из личного опыта: на Ф3Е мотор установил в самом носу (чтобы наклон дейдвуда был минимальным) - был очень тугой поворот. Переклеил мотор ближе к центру модели -поворот стал легкий и быстрый.

Есть два контрдовода.
1.Возможно сместился центр тяжести и ходовая ватерлиния стала короче уменьшив боковое сопротивление.
2.Моменты инерции у тел с разнесенной массой и компактно собранной в центре-разные.
Что бы разогнать маховики в виде диска и шара до одинаковых оборотов потребуется разное усилие,но и вращаться они будут разное время.
Поэтому модель с очень носовым расположением мотора будет менее охотно входить в поворот и также выходить из него.
Но опять же надо ставить опыт или рыться в гуглах и яндексах.

Тим-практик-теоретик
vvv=:

2.Моменты инерции у тел с разнесенной массой и компактно собранной в центре-разные.
Что бы разогнать маховики в виде диска и шара до одинаковых оборотов потребуется разное усилие,но и вращаться они будут разное время.
Поэтому модель с очень носовым расположением мотора будет менее охотно входить в поворот и также выходить из него.

+1, именно поэтому и увеличилось маневренность и ни какие гироскопические моменты тут роли не играют, они безусловно есть(только ничтожно малой величины), но не один ходовой двигатель не сможет развить достаточно высокие обороты что бы он хоть немного мог срабатывать как гироскоп.

Navix
Тим-практик-теоретик:

не один ходовой двигатель не сможет развить достаточно высокие обороты что бы он хоть немного мог срабатывать как гироскоп.

не пробовали при работе бормашинкой резко изменить ее положение? чуствуется довольно ощутимое сопротивление - это тот самый гироскопический момент, который стремится вернуть ее в первоначальное положение. в моторах стоящих на ЕСО, например и обороты и массы и диаметры роторов оч. близки - куда-же он там девается? 😵

Тим-практик-теоретик

Не знаю даже что у вас за столь зверская бормашинка😌 я лично при работе ни когда такого не замечал, максимум с чем приходилось бороться - это постоянное стремление бора “срулить” в какую нибудь сторону, когда что нибудь подтачиваешь:)

vvv=
Navix:

не пробовали при работе бормашинкой резко изменить ее положение? чуствуется довольно ощутимое сопротивление

Думаю это что вращающейся трос обладает большей упругостью чем неподвижный.

Тим-практик-теоретик

бывают еще бормашинки без гибкого вала, думаю Саша их и имел ввиду, но я и такими работал и как уже говорил ни какого гироскопического сопротивления при манипулировании машинкой не замечал

Navix

не понимаю причем здесь трос … 😃
я не утверждаю что момент большой, но он присутствует… и ощущается (именно при резком изменении положения) - а если взять, например болгарку, то он ощущается весьма прилично - за счет увеличения диаметра ротора.

aleana
Тим-практик-теоретик:

+1, именно поэтому и увеличилось маневренность и ни какие гироскопические моменты тут роли не играют, они безусловно есть(только ничтожно малой величины), но не один ходовой двигатель не сможет развить достаточно высокие обороты что бы он хоть немного мог срабатывать как гироскоп.

Это задача для теоретика, а не для практика. Может есть умные ученики или студенты, которые смогут решить задачку по физике?
Вращается маховик длиной 30 мм, диаметром 15 мм из стали со скоростью 30000об/мин. при этом маховик движется со скоростью 15 м/с и совершает поворот на 60 град, с радиусом поворота 1м. Какова сила (направление и величина) вызванная гироскопическим эффектом?

Trantor

Вот лично пробовал на движке 540 серии.Если зажать двигатель в руке то при старте чувствуется рывок и при резком изменении положения в пространстве тоже присутствует этот момент.

Navix

рывок при старте вызывается инерцией, а вот при изменении положения при постоянных оборотах как раз присутствует гироскопический эффект

Trantor
Navix:

а вот при изменении положения при постоянных оборотах как раз присутствует гироскопический эффект

Вот-вот про него я и говорю 😁

rrteam
aleana:

Это задача для теоретика, а не для практика.

Ну только для Анатолича … прикинул… 😃

L= J*омега
Mом=Омега большая* J*омега …

J -vомент инерции цилиндра = ½ M*R*R, где M – полная масса цилиндра, R – внешний радиус цилиндра.

Омега маленькая – угловая скорость вращения цилиндра,
Омега большая – угловая скорость при прохождении поворота.

Пусть М=0.04 кг (пустой магнит на весах от леннера 1530)
R=0.0075м
Омега маленькая = 2*3.14*500(об/сек) (30000/60= 500)
Омега большая =скорость /радиус поворота =15(м/сек) / 1(м) = 15

Умножаем ½*0.04*0.0075*0.0075*6.28*500*15=0.051 кг*м

PS Фсё… перешёл в теоретики…😃