Гироскопический момент

Андрей_Михайлов

Чета не могу сообразить, влияет ли гироскопический момент от винта на симметричность пилотажа кордовой модели… 😃

ipopov

Влияет, на обратных углах - уводит в круг. Третий угол обратных квадратов, он же в квадратной восьмерке , второй и третий на песочных часах.

Андрей_Михайлов

В круг-из круга - это поперечный канал управления, если так можно сказать применительно к кордовым. А на симметрию в продольном канале как-нибудь влияет (что какие-то повороты модель выполняет охотней, чем обратные)? Меня вчера товарищ уверял в том, что влияет, а я усомнился.

ipopov
Андрей_Михайлов:

а я усомнился.

поддерживаю.

Марат
валера38:

Щас уже на соосных летят…

И кстрати, отзывы очень положительные…
А как влияет этот момент - да очень просто - для чего на радио и свободнолетающих делают выкос мотора вправо - чтобы его компенсировать. В применении к кордовым при обратном полёте компенсация нужна в обратную сторону… Или нужно менять вращение винта на противоположное. Вроде так получается… Вот народ и придумал соосники, чтобы от этой проблемы избавиться…

ipopov
Марат:

делают выкос мотора вправо

Это не про гироскоп.

Слава_Ямпольский

Правило гироскопа простое: берём вектор силы приложенной к оси вращающего диска и поворачиваем налево на 90 градусов. Представьте что фузеляж - ось диска. когда модель поворачивает в верх, сила толкает ось сверу вниз. поверните налево на 90 градусов и получается что модель уводит вправо. ну наоборот когда модель делает поворот вниз.
Кстати, термины вниз/вверх это для упрощения обьяснения. На самом деле это поворот по часовой или против часовой когда смотришь на модель из круга. ВСЕ обратные повороты(повороты против часовой или “вниз”) уводят модель в круг. Чем сильнее поворот, тем больше уводит.

Модель заварачивает из круга при повороте по часовой и во внутрь круга при повороте против часовой. Чем больше винт и чем быстрее обороты, тем этор эффект заметен.

Почему сомнения? Потому что исторически, модели в странах бывшего СССР использовали двигатели с очень низкими оборотами(5,000-7,000) в то время как зарубежные модели крутили 9,500-11,000. Вот и получилось что большинство не замечало эти эффекты.

RandomJ

Этот эффект слегка описан в статье “Волчок на корде” в Моделисте конструкторе, правда в применении к автомоделям, но кой-чего черпнуть можно.
modelist-konstruktor.com/…/volchok-na-korde

Батька-Л

В дополнение к разъяснению Славы: Кориолисово ускорение и, соответственно и сила.

В каждом дембельском альбоме советского призывника была такая эпитафия: “Кто не был - тот будет, кто был - тот не забудет…” А вспомнилась она к чему: в нашем детстве не было такого материального изобилия, да и средств было тоже немного, поэтому немногочисленные и, как правило, раздолбанные велосипеды ремонтировали своими силами. Ну и как не попросить товарища раскрутить снятое с вилки колесо, держа его при этом за ось с двух сторон руками. Все четко, как описывает Слава. Ощущения были - просто восторг! Ты его пытаешься повернуть в горизонтальной плоскости, а оно поворачивается в вертикальной. Ну и наоборот… Какой там Кориолис! Мы тогда и “словов” то таких не знали… Но явление запомнилось на всю жизнь…
Применительно к моделям - наверное, явление не очень заметное: обороты двигателя хоть и очень большие, но масса получившегося из него “маховика” небольшая и все поглощается массой модели… Формулу не помню…
А попробовать “ручками” советую! Велосипеды теперь есть у каждого… Ощущения - фантастические! Мозг просто отказывается это явление понять…

RandomJ

Накинем на вентилятор…
Информации об этом явлении в моделизме мало. Толика её проскакивала в Моделисте-конструкторе
modelist-konstruktor.com/…/istoriya-odnogo-zabluzh…
и ещё в парочке статей о скоростных судомоделях (не помню названия статей).
Плюс ещё чуток из учебников по физике и… вот и все мои знания о гироскопическом эффекте…
в довесок

Из той же оперы:

смежная тема (но прикольно)

Если сие кого-то наведёт на свежие мысли, будет замечательно.

Слава_Ямпольский
RandomJ:

Однако тема уже обсуждалась здесь
rcopen.com/forum/f95/topic544590

Да, бурная тема была! Но как мы все не бушевали, в конце все разашлись с взаимным уважением. Приятно жить в мире где можно остатся друзьями после столь бурных дебатов…