Правило гироскопа простое: берём вектор силы приложенной к оси вращающего диска и поворачиваем налево на 90 градусов. Представьте что фузеляж - ось диска. когда модель поворачивает в верх, сила толкает ось сверу вниз. поверните налево на 90 градусов и получается что модель уводит вправо. ну наоборот когда модель делает поворот вниз.
Кстати, термины вниз/вверх это для упрощения обьяснения. На самом деле это поворот по часовой или против часовой когда смотришь на модель из круга. ВСЕ обратные повороты(повороты против часовой или “вниз”) уводят модель в круг. Чем сильнее поворот, тем больше уводит.
Модель заварачивает из круга при повороте по часовой и во внутрь круга при повороте против часовой. Чем больше винт и чем быстрее обороты, тем этор эффект заметен.
Почему сомнения? Потому что исторически, модели в странах бывшего СССР использовали двигатели с очень низкими оборотами(5,000-7,000) в то время как зарубежные модели крутили 9,500-11,000. Вот и получилось что большинство не замечало эти эффекты.
Этот эффект слегка описан в статье “Волчок на корде” в Моделисте конструкторе, правда в применении к автомоделям, но кой-чего черпнуть можно. modelist-konstruktor.com/…/volchok-na-korde
В дополнение к разъяснению Славы: Кориолисово ускорение и, соответственно и сила.
В каждом дембельском альбоме советского призывника была такая эпитафия: “Кто не был - тот будет, кто был - тот не забудет…” А вспомнилась она к чему: в нашем детстве не было такого материального изобилия, да и средств было тоже немного, поэтому немногочисленные и, как правило, раздолбанные велосипеды ремонтировали своими силами. Ну и как не попросить товарища раскрутить снятое с вилки колесо, держа его при этом за ось с двух сторон руками. Все четко, как описывает Слава. Ощущения были - просто восторг! Ты его пытаешься повернуть в горизонтальной плоскости, а оно поворачивается в вертикальной. Ну и наоборот… Какой там Кориолис! Мы тогда и “словов” то таких не знали… Но явление запомнилось на всю жизнь…
Применительно к моделям - наверное, явление не очень заметное: обороты двигателя хоть и очень большие, но масса получившегося из него “маховика” небольшая и все поглощается массой модели… Формулу не помню…
А попробовать “ручками” советую! Велосипеды теперь есть у каждого… Ощущения - фантастические! Мозг просто отказывается это явление понять…
Накинем на вентилятор…
Информации об этом явлении в моделизме мало. Толика её проскакивала в Моделисте-конструкторе modelist-konstruktor.com/…/istoriya-odnogo-zabluzh…
и ещё в парочке статей о скоростных судомоделях (не помню названия статей).
Плюс ещё чуток из учебников по физике и… вот и все мои знания о гироскопическом эффекте…
в довесок
Да, бурная тема была! Но как мы все не бушевали, в конце все разашлись с взаимным уважением. Приятно жить в мире где можно остатся друзьями после столь бурных дебатов…
We use cookies and web analytics services. By continuing to use our
website, you consent to the use of cookies or similar technologies on
this website, including third-party statistics and web analytics services,
which may in some cases collect and process information about your visit
and activity. To find out more, see rules of this website.