Парусник на подводных крыльях - версия №2

Volmir

Выбрал удачный момент - испытал модель на воде. Ветер был 3 м/с (с порывами до 6-7 м/с). Модель движется по воде, не переворачивается, но - не так как ожидалось.

Вместо курса бакштаг она разворачивается на курс бейдевинд. Т.е. - носом к ветру (вместо того, чтобы быть кормой к ветру). Причина (как я понял) - неверное соотношение ЦП и ЦБС. Центр парусности смещен к корме - вот модель под ветром и поворачивает.

Второй парус (с стакселем впереди) я, к сожалению, не взял. Придется еще раз выезжать на испытания 😃 😦

При протяжке вперед (прилагая усилие спереди) - модель выходит из воды, движется на подводных крыльях.

Выводы:

  • создать подъемную силу на подводных крыльях относительно легко
  • уравновесить, сбалансировать тягу от парусов (чтобы получить устойчивую систему в движении) сложно.
Volmir

Нужна помощь (оценка со стороны).

Проверьте (подтвердите | опровергните | подкорректируйте) правильность моих рассуждений. Хочу сначала “подумать”, а потом уже браться за изменения в модели.

Суть вопроса: Что именно не так в текущей модели? Из-за чего ее приводит носом к ветру (вместо прямолинейного движения вперед). Требуется взаимная корректировка положения ЦП и ЦБС.

Теория говорит следующее (см. схему внизу):

У меня первый случай (самый левый, модель поворачивает вправо, на ветер). Причем - этот поворот делается резко и быстро, почти без какого-либо отрезка прямолинейного пути, с сильным доворотом.

Значит, паруса вынесены слишком далеко назад, либо - площадь подводных килей/рулей такова, что их центр вынесен слишком далеко вперед. Верно?

Вот фото моей модели в профиль:

Какие корректировки я хочу внести:

  • уменьшить площадь (глубину погружения) переднего подводного крыла/киля
  • увеличить площадь (глубину погружения) задних подводноых крыльев/килей
  • сместить мачту немного вперед
  • установить стаксель

Ожидаю, что это приведет к новому балансу сил (новому положению ЦП и ЦБС), которое и требуется для обеспечения прямолинейного движения модели.

Так же для примера привожу референсы (отсылки на предыдущие подобные парусники). Для сравнения, анализа, обобщения. Как по мне - то во всех них ЦП расположен очень близко с ЦБС, почти что они вокруг одной линии колеблются.

Volmir

Вот еще нашел необычное решение, как люди решают проблему центровки на hydrofoil моделях. А именно - на подводные крылья внизу добавляются вертикальные отрезки, кили дополнительные. Их длину можно регулировать прямо в процессе, устанавливать/снимать во время испытаний.

Надо будет взять себе на заметку (это - как частичный ответ на мой вопрос, заданный в предыдущем сообщении).

Источник: www.stephan-brunker.de/…/hydrofoils.html

Volmir

Внес в модель следующие доработки:

  • уменьшил площадь переднего подводного крыла/киля (-20 мм по высоте)
  • увеличил площадь задних подводных крыльев/килей (+30 мм по высоте каждый)
  • установил стаксель
  • добавил съемные кили (см. подробности ниже)

Съемные кили - это небольшие отрезки металла, которые можно будет быстро установить/убрать с модели при испытаниях (в случае, если величины бокового сопротивления окажется недостаточно для обеспечения прямолинейного движения):

Volmir

Испытал текущую версию модели. Ветер был примерно 3-5 м/с.

Из “+” - баланс найти удалось, модель идет по ветру и против ветра.

Из “-” - при курсе бакштаг модель переворачивается. Площадь парусов (и создаваемое ветром давление) выше, нежели устойчивость модели.

Насколько я подумал, это “лечится”:

  • добавлением грузов на подветренную сторону
  • уменьшение площади парусов
  • изменением количества (расположения) опор об водную поверхность

Из самого простого - это грузики прицепить на подветренную сторону.

7 days later
Dìsw

Треугольным парус делайте и будет движение…)