МиГ-3 - информация.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Вот точностей я незнаю когда нам англичане начали присылать свои подарки.
Но Спит отличался хорошей устойчивостью и пр. летными характеристиками но не маневреностью. Хотите ищите сами опрвержения по скорости разворота и скорости подъема . Мне будет интересно почитать и возможно изменить свое мнение.

Prophead
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Вот точностей я незнаю когда нам англичане начали присылать свои подарки.
Но Спит отличался хорошей устойчивостью и пр. летными характеристиками но не маневреностью. Хотите ищите сами опрвержения по скорости разворота и скорости подъема . Мне будет интересно почитать и возможно изменить свое мнение.

Материалы ОНТИ ЦАГИ :rapidshare.com/…/519-2712-Spitfire-01-11.rar
Ccылка на последующий архив внутри 😎

Андрей_Михайлов
ЕВГЕНИЙ-ARM:

МиГ-у еще повезло он был воостребоан и выпущен в ограниченной партии (3000 против 9000 яков).

Именно повезло и очень. Хорошо, что хоть в 42-м разобрались, что к чему и прекратили это везение.

Почему же МиГ меньше 3000 не отличается способностями хорошего пилотажа…

А вот _почему_ это, на мой взгляд, в данном случае, не так важно.

Как можно сравнивать две разные техники под одним ракурсом.

Если эти “техники” (по назначению или вынужденно) являются техникой одного применения - вполне.

Насчет вооружения 5 пулеметов вполне хватало МиГ для эфективного боя . И появившиеся трех точки это не от того что их поснимали чтоб уменьшить вес , а по причине недокомплекта - заводы неуспевали производить комплектующие.

Три точки не “появившиеся”, а были изначально, появились как раз - пять, когда стало ясно, что трех _таких_ очень мало, сразу понять это оказалось конструкторам непросто.

Здесь (и не только) пишут несколько другое, нежели Вы (привожу второй раз, уже целиком абзац, и подчеркиваю главное, что б позаметнее было):

-----
С 20 февраля 1941 г. на заводе №1 выпускали самолеты МиГ-3 с пятью огневыми точками. Под крылом дополнительно устанавливались два пулемета БК с боезапасом по 145 патронов. Однако из-за дефицита пулеметов БК заводу №1 по указанию НКАП пришлось часто переправлять их на другие авиазаводы. _Кроме того, значительно возросший вес самолета привел к еще большему снижению его летных характеристик_. В связи с этим выпуск МиГ-3 с пятью огневыми точками ограничили 821 самолетом, а в дальнейшем со всех выпущенных истребителей пулеметы БК были сняты.
-----

Я прикинул массу двух БК с боекомплектом и контейнерами - это около 70 кг минимум, плюс заметное ухудшение аэродинамики крыла. Для самолета и так перетяжеленного, со ставкой на аэродинамику - это должно быть очень не здорово.

Дальнейшая модификация вооружения вообще была удачной.

Я считаю, что главный агрумент в оценке удачности модификаций - длительность производства и количество выпущенных экземпляров.

Ну еще момент - прозвучала фраза что МиГ изночально нудачный самолет по своим характеритикам который был запущен в серию. чтож сравним с конкурентом который был запущен с в серию и с какими данными , это конечно Спитфаер

Со Спитом хотите сравнивать. Флаг, как говорится, в руки… 😃 Посчитайте нарузку на крыло, на мощность, сравните универсальность, модернизационный ресурс планера (в т. ч. по вооружению) и двигателя, маневренность, простоту управления, длительность и объем производства (с которым британские рабочие успешно справлялись благодаря, в том числе, и “высокоточным и специфичным стапелям”).

Кстати, приведенная мощность двигателя МиГ-1/3 (1350) - взлетная, номинальная - 1250.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Кто разобрался , чего уж лукавить. И разбору небыло никакого дефицит моторов и необходимость выпуска ИЛ-2 остановила производство. А что хорошего в ЯК-1 с его максимальным потолком в 3000 метров и скоростью 400 км в час. Он немного превосходил И16 и и 153.
-----------
А сравнивать со Спитом это намного правильней все таки это самолеты более сравнимы чем ЯКи.
Да шлепали спиты от души . Но не надо забывать про консерватизм и то что в англии заводы не перезжали по причине захвата территории немцами.
Еще положительный момент что спит был создан намного раньше чем МиГ и при соответсвующих производственных мощностях о которых у нас могли только мечтать. Но при этом параметры скорости набора высоты у мига выше и скорости боевого разворота. Да нагрузка меньше чем у МИГ - но Миг изночально расценивался как перехватчик и ему меньшая нагрузка не к чему . А Спит это унифицированный проект для великобритании , с него и штурмовик делали и разведчик . Поэтому такая компановка и способствовала именно таким геометрическим параметрам. И если б задача была получить чисто истребитель перехватчик то вполне допускаю что пораметры были намного превосходящие и именно засчет изменения размеров .
И опять Факты дело неоспоримая и я их уже привел и повтарюсь (если нужна ссылка то чуть позже скину.

Из 4200 немецких самолетов, совершивших налеты на Москву с 22 июля по 1 октября 1941 года, к городу прорвалось лишь 120. Более половины уничтоженных под Москвой самолетов противника были сбиты МиГами.

Вот как хотите так и оперируйте но это исторический факт учитывая что количество других самолетов превышало количество МиГ-ов в небе Москвы.

Сории очепятался насчет скорости Як.

И еще все негативные моменты которые вы высказываете насчет МиГ я вот вижу в ЯК (опускаю назночение самолета) - mkmagazin.almanacwhf.ru/avia/yak_1.htm
***************************
Запустили в серию сырой самолет и всю войну перестраивали.

Андрей_Михайлов
ЕВГЕНИЙ-ARM:

И разбору небыло никакого дефицит моторов и необходимость выпуска ИЛ-2 остановила производство.

А, по моему мнению, будь МиГ-3 удачным самолетом, хрен бы его это остановило.

…очепятался насчет скорости Як.

Бывает, я поправлю 😃

Як-1 (1940 г)
Максимальная скорость (км/ч)
у земли - 472
на высоте - 569

Еще положительный момент что спит был создан намного раньше чем МиГ и при соответсвующих производственных мощностях о которых у нас могли только мечтать.

У нас производственных мощностей не хватало?! Культуры производства - да, но это англичанам впору было мечтать о наших мощностях.

Но при этом параметры скорости набора высоты у мига выше и скорости боевого разворота.

Удачный самолет - это, прежде всего, правильный баланс множества параметров и характеристик, часто противоречивых. И, чтобы понять, почему один самолет оказался удачным, а другой - нет, недостаточно сравнить данные, хорошо подходящие под убеждения, тут нужна комплексная непредвзятая (по возможности) оценка. А объемы и длительность производства, в большинстве случаев, говорят о машине не меньше, чем ее ТТХ.

Да нагрузка меньше чем у МИГ - но Миг изночально расценивался как перехватчик и ему меньшая нагрузка не к чему .

Меньшая нагрузка всегда “к чему”, поскольку легко разменивается на более мощное оружие, боезапас, топливо.

Запустили в серию сырой самолет [Як] и всю войну перестраивали.

Тогда и Спита, число модификаций которого перевалило за двадцать, “запустили сырым” и “всю войну перестраивали”, и Bf-109, и много еще кого… 😃

ЕВГЕНИЙ-ARM

Ох нехочу вдоваться в политику тех времен о которых ничего незнаю.
Но странно почему моторы применявшиеся на Як небыли востребованны в других производствах.
Покрайнее мере на момент выпуска модификации самолета где мотор ставился на ЯКа 😃 .
-------------------------
Честно говоря я уже устал от такого рода прений .
Пойду Нью Бии доделывать , достали ваши истребители 😃

DAN-nn

Тогда и Спита, число модификаций которого перевалило за двадцать, “запустили сырым” и “всю войну перестраивали”, и Bf-109, и много еще кого…

Все самолеты в военное время выходят сырыми - это вызвано отсутствием времени на доработку, к тому же на доведение до ума самолета в мирное время нужны месяци, годы, а в боевых условиях самолеты дорабатывались буквально за дни(зачастую механиками прямо на аэродромах).

Петрович

Да уж! Как сказал Киса Воробьянинов…
А Аркадий Райкин по этому поводу сказал бы:
Если бы с умом затраченную энергию спорщиков да в нужное русло… Сколько бы кВт электроэнергии можно было сыкономить!?
Нельзя так однозначно оценивать две совершенно разные машины! Это равносильно спрашивать, что лучше МиГ-25 или МиГ-29? Оба истребители, оба стояли на вооружении в одно и тоже время, но предназначались для разных задач! Также и Як-и и МиГ-и Второй Мировой! Як это спортивный самолет Ут-1 несколько увеличенных размеров, с более мощным мотором и вооружением, конструкция планера практически не изменилась! Зачем изобретать велосипед, если сроки поджимают, есть освоенная технология и завод, если его не загрузить гос. заказом, отберут под другую машину… Естесно Яковлев зубами держался за свой завод и проталкивал свою машину! МиГ изначально разрабатывался как высотный, но целей ему не досталось, бои проходили в основном до 3000м на которых он терял все свои преимущества в скорости и становился обычной посредственностью! Потому их и собрали почти всех в ПВО Москвы, т.к. ожидались налеты на больших высотах! Вы почитайте воспоминания ветеранов, они даже кислородным оборудованием не пользовались, а на многих Яках его и в помине небыло! Потом где то читал, у немцев на Ме-109 стояли 3 ступенчатые нагнетатели с автоматическим переключением, поэтому он вертикальный маневр делал практически без потери скорости, отсюда и их тактика… На наших стоял 2 ступенчатый нагнетатель с ручным переключением, при переключении происходил провал в мощности и требовалось делать площадку для разгона!!! ФВ-190 уже сколько хаяли, тяжелый, неповоротливый и т.п. Однако кроме скорости и времени виража есть куча других немаловажных параметров! Например реакция на элероны, наши Яки, МиГи, Лавочкины в этом параметре проигрывали ФВ! И опытные летчики ФВ застигнутые в расплох использовали это, начиная перекладывать самолет из одного крена в другой и выходили из под удара! Далее скорость пикирования, ФВ-190 мог догнать только более тяжелый Тандерболт! Очень важный параметр: вес секундного залпа! У ФВ вообще небыло конкурентов, даже штурмовые версии Москито и Митчелов уступали!!!
Спорить можно до бесконечности, всеравно каждый останится пи своем мнении!!!

ЕВГЕНИЙ-ARM

Не ну польза все равно есть от этого спора. Раньше только при случае и свободном времени столько инфы перелистал. А тут пришлось более подробно её ковырять. К примеру начало топа я резко отрицал конкурентность Спита с МиГ - уж больно размеры Спита не коректно великоваты с ювелирными обводами и пропорциями МиГ-а. Но пролистав пришел к выводу что это наиболее близкий конкурент 😃 .
Просто отношение к Спиту как к технике было более завидное нежели у нас . В нашей стране некогда было выжидать когда кто то типа дядьки Митчела будет несколько недель сидеть и рождать возможность решения проблеммы. Делали просто куча организаций и всем задача . Сделали отсеяли и на основе полученного опять новая задача . Таким образом все решалось не годами как за кардоном а гораздо быстрее. Правдо летящий паровоз к светлому будущему ломал жизни и судьбы.
Вот как рождалась техника у немцев незнаю.

Palar

У В.Мессершмитта тоже не всё гладко с властями было. Министр промышленности Мильх его не взлюбил и постоянно ставил палки в колёса. Его фирму чуть было не прикрыли из-за отсутствия заказов. Конструктор остался не у дел, зарабатывал производством бытовых изделий из алюминия. 109-й проектировал на свой риск. Потом власти спохватились, проект был представлен на конкурс, помогли связи. Образовалась Bayerische Flugzeugwerke, со смешанным с государством капиталом. Проблем со 109-м было выше крыши, но было и достаточно времени на доработку. Собственно одни и те же проблемы, с которыми мучались и наши конструкторы, но у наших уже не было ни запаса времени ни алюминия.

Почти всегда при обсуждении самолётов ВОВ звучат одни и те же стереотипы навязанные в своё время Верхним Руководством, видимо, чтобы оправдать свои решения.
Один из них, что бои на восточном фронте велись на высотах до 3000 м и редко выше. Бои то действительно велись по прикрытию бомбардировщиков и ИЛов на этих высотах, но только атаки немцы начинали с высот 4500-5000 метров, где наши мстребители почти не появлялись, благодаря “мудрым” приказам - не отрываться от коллектива по причине отсутствия нормальных самолётов. В воспоминаниях советских пилотов постоянно встречается стандартная фраза - “…мы сопровождали штурмовики ( или бомбардировщики - это обычно на 3000-4000 м , высоте относительно безопасной от огня “эрликонов”) , неожиданно сверху были атакованы группой мессеров … сбив N-е количество наших, мессеры ушли в облака”. Потом атака повторялась. Тактика " этажерки" помогала, но мало - несколько раньше её придумали немцы, а Покрышкин только скопировал. Немецкие эксперты в своих мемуарах часто упоминают высоту начала атаки на восточном фронте - это около 5000 м. Вот тут и нужен был МИГ-3.
Как только у наших появился опыт и самолёты с хорошей скоростью набора, были отмечены участившиеся случаи боёв на 5000 - 6000 м и даже выше, немцы снова полезлм вверх, но уже по другой причине.
По поводу сравнения ТТХ тоже надо быть очень осторожным, тут врали или лукавили все.
Англичане пишут:
«Спитфайр» и «Харрикейн» в 1940 году не могли набрать высоту 8000 метров быстрее чем за 20 минут…». - Противовоздушная оборона Англии (август 1940 г.). См. Denis Richards and Hilary Saunders. Royal Air Force 1939-1945. London.

Сравнивать Спит с МИГом, дело неблагодарное, Спит применялся большее время в совершенно других условиях и до появленния Mk V в конце 1940 , ничем выдающимся не отличался, англичанам раньше пришлось думать о том, как когти точить. Вот тактика взаимодействи Спитфайр - Харрикейн была очень правильная, она Спиту крылья развязывала, что при наличии малого радиуса действия 109-го было хорошо. А после 1940 до 1943 всех Спитов вместе взятых спокойно сдерживал один А.Галланд - с Микки маусом. Шампанское, омары и сигары для начальства Галланд при этом всегда возил в своём 109-м, опасаясь больше всего своих зенитчиков.

Спитфайр был великолепен тем, что конструктор заложил в него огромный потенциал для модернизации, да и алюминиевый он был.

Андрей_Михайлов
Palar:

…атаки немцы начинали с высот 4500-5000 метров, где наши мстребители почти не появлялись, благодаря “мудрым” приказам - не отрываться от коллектива по причине отсутствия нормальных самолётов.
[…]
Немецкие эксперты в своих мемуарах часто упоминают высоту начала атаки на восточном фронте - это около 5000 м. Вот тут и нужен был МИГ-3.

Что-то я не понимаю - не сходится. Какое “отсутствие нормальных самолётов”? Ведь МиГ-3, который, согласно бытующему мнению, был более чем нормален, прекратили выпускать только в 42 году (наделав более 3000 экземпляров и восполнив потери первых месяцев войны). Хотя бы до этого времени он должен был огненным смерчем своих пулеметов расстраивать боевые порядки врага на больших высотах. Где он был? Или немцы МиГ-а настолько боялись, что начали залезать на пять тыщ только, проведав о том, что у нас они почти закончились?

Петрович

А реплика Галланда в лицо Герингу после провала Битвы за Британию на вопрос: Что я для вас могу сделать?
Дайте мне Спитфаеры!!!
Она даже вошла в фильм Битва за Британию! Это не англичане придумали, это есть и в немецких мемуарах!
С 43г Яки применялись в основном для сопровождения штурмовиков Ил-2/10, а они выше 3000 не забирались! Пешки и Тушки сопровождали либо Ла либо Кобры и тоже выше 5000 не подымаись! Кобры ветераны тоже сильно хаят, что возили в носу свинцовые кирпичи и ниже 3000 они уступали темже Якам… А вобще сама машина какая бы супер-пупер не была не воюет, ей управляет пилот!!! Все зависит от его опыта и подготовки! Если желторотика после школы с налетом 10-20 часов на томже МиГе бросали в бой он был просто пушечным мясом! Или взять 41г когда по вине саперов не взорвали мост, сверху приказ уничтожить любой ценой и вот полками ТБ-3 без прикрытия шли на этот мост… Разумное применение, а у нас возмите всю историю, человеческая жизнь никогда не ценилась! Шапками закидаем, бабы еще нарожают! Конев малыми силами делал то, на что Жуков гробил целые армии! Однако он герой, а Конева сейчас еще не каждый вспомнит!

Андрей_Михайлов
Петрович:

А реплика Галланда в лицо Герингу после провала Битвы за Британию на вопрос: Что я для вас могу сделать?
Дайте мне Спитфаеры!!!
Она даже вошла в фильм Битва за Британию! Это не англичане придумали, это есть и в немецких мемуарах!

Для меня Спитфайр (до ранней “девятки” включительно) был, есть и, скорее всего, будет любимым самолетом WWII, но, считаю, что немецкие истребители Спитам большую часть войны, в целом, не уступали (как минимум), а Галланд свою знаменитую фразу сказал Герингу, думаю, в полемическом задоре, в ответ на претензии по потерям бомбардировщиков.

а у нас возмите всю историю, человеческая жизнь никогда не ценилась!

Согласен, думаю, что большинство наших проблем во многих областях из-за этого и, садясь на любимую лошадь, считаю, что и массовые сложнопилотируемые самолеты корнями уходят туда же.

Palar
Андрей_Михайлов:

Что-то я не понимаю - не сходится. Какое “отсутствие нормальных самолётов”? Ведь МиГ-3, который, согласно бытующему мнению, был более чем нормален, прекратили выпускать только в 42 году (наделав более 3000 экземпляров …

Бытующее мнение про МИГ - плохой самолёт. Про участие МИГ в обороне Москвы , вероятно, ничего неизвестно, про потери немцев при этом тоже. Про полк Супруна и его результативность забыли. Про успешное использование МИГ в Одесском военном округе в самом начале войны история, наверное, тоже умалчивает? Про привлечение МИГ к несвойственным его ТТХ заданиям по штурмовке наземных целей и сопровождению бомбардировщиков тоже тайна? Про отсутствие каой либо разумной тактики советского командования по применению авиации в начале войны говорить не нужно ?

Петрович
По поводу Яка - интервью с И.И.Кожемяко: “При проектировании «Яка», похоже, исходили совершенно из другого принципа. «Як», прежде всего, задумывался как истребитель для непосредственного сопровождения ударных машин …”.
www.airforce.ru/history/ww2/…/page_6.htm
К сожалению действительно, человеческую жизнь у нас не ценили. Налёт у немцев до допуска к боевым действиям 150 час. , у американцев 300. Подготовка пилота имеет решающее значение. Герман Граф пишет о бое под Сталинградом:
www.world-war.ru/article_603.html
Альфред Гриславски: www.airforce.ru/staff/grislawski/index.htm

  • “Да все – Яки, МиГи, ЛаГГи – все они были очень опасны. Было много боев…”.
    Интервью с Гриславски 13 апреля 2003 г.: www.airforce.ru/history/ww2/grislawsky/index.htm

Галланд был большой “артист”, “сгоряча” свой рыцарский крест при Геринге сорвал, но несомненно, что Спит он считал достойным противником, не более того. Основные потери всех типов самолётов в битве за Англию немцы понесли от Харрикейнов - 7 из 10 сбитых истребителями. Это данные англичан.
Вернер Мелдерс после испытаний в Рехлине ( вторая половина 1940 г.), назвал Харрикейн “летающей баржой”, а о Спите отозвался хорошо - равным мессеру, но отметил плохой двухпозиционный ВИШ и глохнущий при отрицательных перегрузках мотор. Эти недостатки были устранены только на Марк V в 1941 г. с новым мотором, на нём же впервые появились штатные пушки. Этот Спит стал действительно хорош. Только в результате многочисленных и долгих доработок по опыту боёв (серийная девятка появилась только в 1943 г.) Спитфайр стал первоклассным самолётом.

Тут опять можно вспомнить о Поликарпове. Он создал с нуля перспективный самолёт превосходящий 109-й , хотя бы на больших высотах и в пикировании, к чему всё время стремились англичане. И, кроме того к началу войны имел почти готовый к бою и испытанный на Калининском фронте И-185 для средних высот.
У нас же всю войну серийно строился “обречённый” ЛАГГ, и только из-за больших запасов !!! хороших моторов воздушного охлаждения Швецова появился ЛА-5, который первоначально уступал И-185 и только позже с последним сравнялся. Надуманная причина невозможности переоснащения производства в военное время для перехода на И-185 несостоятельна, т.к. всю войну производство только и делало, что переоснащалось. Кроме того начался выпуск “спортивно-массовых” ЯК 7-9, которые уступали по ТТХ ЯК-1 и имели частично другую конструкцию.

Петрович

Приятно читать мнения начитанных опонентов!
На счет постоянного переоснащения, 41-42г сущетвовал запрет, любые изменения в конструкции влияющие на количество производимых самолетов согласововалось и утверждалось лично Сталиным! Все деректора заводов ежедено отчитывались о количестве выпущенных самолетов в наркомат и чуть что не так ОГПУ работало быстро и без сбоев! Поизводительность подымали драконовскими методами, уход или опоздание на работу на 15 мин, за брак и тп. сразу под трибунал! Квалифицированных рабочих было мало, работали в основном старики и женщины, много было подросков… Чем Як так же как и Т-34 выигрывал - простотой конструкции! Т.е. за теже затраченные денежные и людские ресурсы можно было выпустить один МиГ или два Як, естесно преоритет отдавался Якам! Одна из возможных причин почему не поставили на поток Ту-2 в 42г, а только в 44… Просто за это время можно было выпустить большее количество Пешек, пусть уже устаревших и с худшими параметрами… Потом до конца 42г в основном оборонялись, поэтому больше нужно было истребителей, как перешли в наступление, стало больше требоватся бомбардировщиков…

А_Г_О
Петрович:

Приятно читать мнения начитанных опонентов!
На счет постоянного переоснащения, 41-42г сущетвовал запрет, любые изменения в конструкции влияющие на количество производимых самолетов согласововалось и утверждалось лично Сталиным! Все деректора заводов ежедено отчитывались о количестве выпущенных самолетов в наркомат и чуть что не так ОГПУ работало быстро и без сбоев! Поизводительность подымали драконовскими методами, уход или опоздание на работу на 15 мин, за брак и тп. сразу под трибунал! Квалифицированных рабочих было мало, работали в основном старики и женщины, много было подросков… Чем Як так же как и Т-34 выигрывал - простотой конструкции! Т.е. за теже затраченные денежные и людские ресурсы можно было выпустить один МиГ или два Як, естесно преоритет отдавался Якам! Одна из возможных причин почему не поставили на поток Ту-2 в 42г, а только в 44… Просто за это время можно было выпустить большее количество Пешек, пусть уже устаревших и с худшими параметрами… Потом до конца 42г в основном оборонялись, поэтому больше нужно было истребителей, как перешли в наступление, стало больше требоватся бомбардировщиков…

Про Пе2 улыбнуло честно говоря.Это чем же он хуже чем Ту2?Тем что Ту 2 проэктировался как пикировщик и как пикировщик не состоялся?
Кроме бомбовой нагрузки и дальности достоинств у Ту2 нет.
Скорость у Пе2 выше маневренность лучше.Конструкция расчитана на 11g.
"Около пятидесяти электромоторов пяти типов мощностью от 30 до 1700 Вт обслуживали агрегаты самолета: они открывали и закрывали створки радиаторов, меняли шаг винтов, приводили в действие насосы, клапаны, щитки, а также по командам автомата пикирования АП-1 выпускали : убирали аэродинамические тормоза -решетки и стальных труб, подвешенные под консолями крыла. Благодаря этим тормозам скорость при пикировании не превышала допустимых пределов. "

Да и вообще не много другая весовая категория.Всеже Пе2 имеет истребительные корни.
Ту2 это больше фронтовой бомбер,так как бомбили в основном с горизонта.Всетаки масса более11тонн,
Этоже какие нагрузки в пике с загрузкой в 2-3 тоны.

Если сравнивать то сравнивать ПЕ2 Ме 110 Ту2 Ю88 все же они ближе по весогабаритам

Во тпро так Тушку сняли с производства:Будущее Ту-2 казалось достаточно безоблачным.

Неожиданно, в начале четвертого квартала 1942 г., когда завод вышел на устойчивый ритм выпуска Ту-2, пришел приказ НКАП №763 от 10 октября 1942 г.:

«В исполнение постановления ГКО в целях увеличения выпуска самолетов-истребителей, ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Директор/ завода №166 тов. Соколову: а) прекратить на заводе №166 производство самолетов Ту-2. Имеющуюся на заводе оснастку, приспособления и техническую документацию по самолету Ту-2 сохранить полностью; б) поставить на заводе №166 производство самолетов Як-9…6. Директору завода №381 т. Журавлеву: а) прекратить на заводе №381 производство самолетов Ил-2, б) поставить на заводе №381 производство самолетов Ла-5… /Шахурин/»

Все - и заводчане и работники ОКБ - были ошеломлены. За год колоссальных усилий, в неимоверно трудных условиях, был налажен серийный выпуск фронтовых бомбардировщиков, так необходимых на полях сражений, а тут…

Приказы не обсуждают. Производство Ту-2 на заводе №166 закончилось в октябре 1942 г. на 7-ой серии. Всего с марта по октябрь 1942 г завод выпустил 80 самолетов.

Андрей Николаевич тяжело переживал принятое решение. Он вышел с предложением организовать производство истребителей на уже подготовленной и работающей площади бывшего завода автоприцепов. Это позволяло наряду с совершенно самостоятельным предприятием по выпуску истребителей не разрушать налаженного строительства Ту-2. Звонил Сталину. Напрасно… Кто-то, как теперь говорят, небезуспешно лоббировал «истребительные» интересы. Об этом, на наш взгляд, свидетельствуют некоторые факты. Вот изложение событий в воспоминаниях наркома А.И.Шахурина:

«…Полк Ту-2 направили на Калининский фронт для войсковых испытаний. Командующим авиацией фронта был в то время бывший начальник Летно-исследовательского института генерал М.М.Громов - человек, как уже говорилось, очень основательный и неторопливый в выводах. Почти каждый день я звонил по телефону командиру дивизии, в которой испытывались Ту-2, узнавал об их участии в боях. Мне отвечали, что летчики отзываются о самолете высоко, боевые и летные качества бомбардировщика хорошие, он не только метко поражает цели, но и успешно сражается с истребителями противника.

А к Сталину никаких сообщений не поступало. То, что говорил я, его почему-то не убеждало. Положение на фронтах было в ту пору острым, а так как испытания затягивались, он стал настаивать на снятии Ту-2 с производства».

(Сталина почему-то не убеждают слова наркома. Более авторитетного человека в НКАП быть не может. Может быть только лицо более доверенное. Сталин любил иметь полную информацию, т.е. приходящую из разных источников. Это естественно и разумно. Так почему он ею не интересовался? Предположить, что Сталин стеснялся поторопить Громова или хотя бы выяснить, не врет ли Шахурин, невозможно. Пока на это нет ответов).

«Как мог, я доказывал, что этого делать не следует, надо, мол, дождаться официального отчета о фронтовых испытаниях самолета…

А через два дня, вызвав меня к себе, сказал:

  • Пишите: Снять с производства самолет Ту-2 Обязать НКАП Шахурина и директора завода Соколова организовать на этом заводе производство истребителей…

Производство Ту-2 прекратили и начали готовиться к выпуску истребителей, как всегда, когда есть решение, в очень высоком темпе. А дней через двадцать приходит акт о фронтовых испытаниях туполевского бомбардировщика - объемистая прошнурованная книга с грифом «Совершенно секретно»… Оценка самолета очень высокая.

Примерно часов в пять-шесть вечера меня вызвали к Сталину. Вхожу в кабинет. Сталин один. На длинном столе, покрытом синим сукном, лежит экземпляр акта испытаний Ту-2.

  • Оказывается, хвалят машину. Вы читали?

  • Да, читал. Зря сняли самолет с производства. И сколько я упреков от вас получил.

  • И все-таки Вы неправильно поступили, -вдруг сказал Сталин.

  • В чем?

  • Вы должны были жаловаться на меня в ЦК… В ЦК на Сталина, как нетрудно догадаться, не жаловался никто…»

Из диалога видно, что Сталин признал ошибочность решения о снятии машины с производства.

Зато стали клепать Яки.
Тоже самое и с И-185 произошло,кто то лобировал чьи то интересы.

Петрович

Так было, есть и будет!!!
В любом деле у всех участников или причастных к нему есть свои интересы и кто как может (прав тот у кого больше прав) их реализовывает!!!
В 42 нужнее были истребители и это исходило от Сталина!
К сожалению у меня нет такой обширной библиотеки, что бы выдавать цитатами… Про Пешку лучше не трогать, отдельная и большая тема полностью не раскрытая! 20 лет прожив около завода на котором всю войну их клепали, слышал в разговорах разное мнение и не всегда лесные! К сожалению пацанами были и не задумывались, что уходят из жизни свидетели этого народного подвига, сейчас бы с нашими мозгами в то время, наверное все записывал бы, а так что то выплывает из памяти на уровне баек…
Вы например знаете, что за войну на могиле Петлякова 4 раза меняли памятник!? Можете догадатся по чему? Опять уходим от темы… Сейчас полно биллетристов писающих на тему: Что былобы если бы!? Вот только это самое бымешает!!! Ненадо им уподоблятся!!! Что было, то было и не нам судить о том кто был прав, а кто виноват!

А_Г_О
Петрович:

Так было, есть и будет!!!
В любом деле у всех участников или причастных к нему есть свои интересы и кто как может (прав тот у кого больше прав) их реализовывает!!!
В 42 нужнее были истребители и это исходило от Сталина!
К сожалению у меня нет такой обширной библиотеки, что бы выдавать цитатами… Про Пешку лучше не трогать, отдельная и большая тема полностью не раскрытая! 20 лет прожив около завода на котором всю войну их клепали, слышал в разговорах разное мнение и не всегда лесные! К сожалению пацанами были и не задумывались, что уходят из жизни свидетели этого народного подвига, сейчас бы с нашими мозгами в то время, наверное все записывал бы, а так что то выплывает из памяти на уровне баек…
Вы например знаете, что за войну на могиле Петлякова 4 раза меняли памятник!? Можете догадатся по чему? Опять уходим от темы… Сейчас полно биллетристов писающих на тему: Что былобы если бы!? Вот только это самое бымешает!!! Ненадо им уподоблятся!!! Что было, то было и не нам судить о том кто был прав, а кто виноват!

Я к сожалению ничего в разговорах не слышал.
Многого к сожалению не знаю.
Про Пе2 знаю то что это отличный пикирующий бомбардировщик.С хорошей маневренностью.
и Очень прочной конструкцией.
Минусы её были в том (по интервью и из мемуаров) что была она очень строгой на посадке и взлете.
Особенно на посадке.
Горела будь здоров если попадали.
Вот почитайте ,это не разговоры и не байки.
airforce.ru/history/ww2/punev/index.htm
А то смотрю большинство нынче модно все хаять ,все мол плохо самолеты никудышные и бла бла бла.
Даже МиГ-3 и тот неудачная конструкция.Был заказ на скоростной высотный перехватчик.сделали,
лучшие его ТТХ на высотах от 5 км,и не самолет виноват,что он на большой высоте быстрее и маневреннее всех,а те кто сидел ,стоял у руля партии.
Самолет свое дело делал и делал хорошо,а то что его использовали нетак как надо и не там где надо ,не его вина.

Андрей_Михайлов
Palar:

Бытующее мнение про МИГ - плохой самолёт.

Вот как? А по текущей дискуссии этого не скажешь. 😃

Про участие МИГ в обороне Москвы , вероятно, ничего неизвестно, про потери немцев при этом тоже.

Ну почему же, общеизвестно, что основа воздушной обороны Москвы 6-й истребительный авиационный корпус, к началу войны имел в своем составе 585 самолетов, из них 170 МиГ-3, 75 ЛаГГ-3, 95 Як-1, 200 И-16 и 45 И-153 (а потом еще Харрикейны, вроде, P-40 и Спитфайры). Что столько самолетов не обороняли ни Лондон, ни Берлин также ни для кого не секрет.

Про отсутствие каой либо разумной тактики советского командования по применению авиации в начале войны говорить не нужно ?

Понятно, виновата, как обычно организация. Но, самолеты-то для активных боевых действий на пяти тысячах были. Кстати, эта не такая уж большая высота и непонятно, почему для работы на ней нужны были именно МиГ-и, чьи боевые качества, считалось, должны были раскрываться сильно выше.

Теперь о Спите.

Эти недостатки были устранены только на Марк V в 1941 г. с новым мотором, на нём же впервые появились штатные пушки.

Что было до “пятерки”.

Первый бой пушечно-пулеметного Mk Ib (их произвели 30 штук для войсковых испытаний, несерийно, можно не считать) произошел 13 января 1939 года. А вот с октября 1940 в Бромвиче вполне серийно было выпущено 170 экземпляров пушечно-пулеметного Mk IIb. Кроме того, а из “единичек” (в том числе, и опытных) конвертировали еше 50 пушечно-пулеметных Mk IIc. Еще (для полноты справки) были два экземпляра пушечно-пулеметной “тройки” 40-го года (других Mk III и не было). Практически все указанные самолеты (не уверен только в “тройках”) воевали.

Тут опять можно вспомнить о Поликарпове. Он создал с нуля перспективный самолёт превосходящий 109-й , хотя бы на больших высотах и в пикировании, к чему всё время стремились англичане.

Не понимаю, как может считаться перспективным самолет без модернизационного ресурса. “Похудей” МиГ-3 на полтонны, тогда о серьезной перспективе можно было бы вести речь. Только я не вижу такой возможности даже, если дерево в его конструкции заменили бы на металл - больно тяжел микулинский двиг. Навскидку выигрыш в 200-250 кг, который дала бы такая замена (а это, считай, полная переделка машины), позволил бы поставить две ШВАК-и с боекомплектом по 60-70 снарядов, заменить ШКАС-ы на УБС-ы и еще выиграть около 70 кг, что дало бы приемлемый самолет с перспективой до конца 42 года примерно. Но это фантазии дилетанта (че-то накатило), а в реале же аппарат с массой и вооружением МиГ-а, по-моему, уже с кульмана на ладан дышал.

И, кроме того к началу войны имел почти готовый к бою и испытанный на Калининском фронте И-185 для средних высот.

К бою он может быть и был готов, а вот к серийному производству, как выяснилось - нет. Но это мелочи, наверное, и здесь “перспективность” рулит. 😃

Надуманная причина невозможности переоснащения производства в военное время для перехода на И-185 несостоятельна, т.к. всю войну производство только и делало, что переоснащалось.

Я не являюсь поклонником ни тогдашних методов, ни организаторских способностей руководства страны, но считаю, что все сегодняшние пляски вокруг И-185 носят во многом ритуальный характер и происходят в большой степени из-за желания гордиться отечественной техникой. Только вот, видимо, серийные отечественные машины по разным причинам (главная из которых - опыт эксплуатации) не очень к этому располагают, вот и выбрали опытный самолет опального (к моему сожалению, поздновато) конструктора.

А_Г_О
Андрей_Михайлов:

Понятно, виновата, как обычно организация. Но, самолеты-то для активных боевых действий на пяти тысячах были. Кстати, эта не такая уж большая высота и непонятно, почему для работы на ней нужны были именно МиГ-и, чьи боевые качества, считалось, должны были раскрываться сильно выше.

Не понимаю, как может считаться перспективным самолет без модернизационного ресурса. “Похудей” МиГ-3 на полтонны, тогда о серьезной перспективе можно было бы вести речь. Только я не вижу такой возможности даже, если дерево в его конструкции заменили бы на металл - больно тяжел микулинский двиг. Навскидку выигрыш в 200-250 кг, который дала бы такая замена (а это, считай, полная переделка машины), позволил бы поставить две ШВАК-и с боекомплектом по 60-70 снарядов, заменить ШКАС-ы на УБС-ы и еще выиграть около 70 кг, что дало бы приемлемый самолет с перспективой до конца 42 года примерно. Но это фантазии дилетанта (че-то накатило), а в реале же аппарат с массой и вооружением МиГ-а, по-моему, уже с кульмана на ладан дышал.
К бою он может быть и был готов, а вот к серийному производству, как выяснилось - нет. Но это мелочи, наверное, и здесь “перспективность” рулит. 😃
.

Повторюсь.ЧИТАЙТЕ наставления потактике ВВС .если вы считаете ,что 3 самолетное звено это современно в 41 году,то вы ошибаетесь.Далее,к примеру на аэродроме под Белостоком.находилось окло 250 МиГ3 не считая И16 идругих.
Многие аэродромы на ходились вдоль границы СССР,и все они были разведаны. Основные удары были на несены именно по ним.
Если это ни есть ошибки и просчеты организации,то тогда 😵
Похудеть на пол тонны МиГ3 😂 Самолет почти 3400 весом.
Ставим шваки +убс и выигрываем 70 кг.Математика рулит 😂
МиГ3 перехватчик,его задача не пилить самолеты в воздухе,а их повредить и повозможности уничтожить.Сорвать прицельное бомбометание.
Если на Миг3 даже на 3 точечном сбивали противника,значит вооружения было достаточно.Слабое согласен.Но как уже приводили информацию по секундному залпу не уступающее Бф109 Ф2.
Сегодня интересовался у товарища кап.ВВС сравнивают именно секундный залп.не зависимо от того пушки или пулемет.и кстати в ВВС СССР все что было калибром от 20мм является пушкой.у немцев другая класификация.

Мне больше всего вот эта ваша фраза нравиться:“Но это фантазии дилетанта (че-то накатило), а в реале же аппарат с массой и вооружением МиГ-а, по-моему, уже с кульмана на ладан дышал”

Да конечно на ладан, только скорость более 600 и на вертикали мог любому мессу бой навязать

Про И 185 и готовность к производству есть исторические факты:4 февраля 1943 г. на имя Сталина обратил­ся Н.Н.Поликарпов. Свое послание он заключил словами: «И-185 М-71 ждет Вашего решения о запуске в серийное производство».

Трудно сказать, поспособствовали ли эти обращения к «вождю мирового пролетариата», однако в феврале-марте 1943 г. по заданию наркомата авиапромышленности на московс­ком авиазаводе №81 началась работа по под­готовке серийного производства И-185. Туда передали «образцовый» самолет для ремонта и изучения (при дополнительных испытаниях он получил небольшие повреждения).

Работы шли медленно, а в апреле прекра­тились вовсе. 5 апреля 1943 г. опытный И-185 М-71 из-за неисправности двигателя потерпел катастрофу. Погиб летчик-испытатель В.А.Степанчонок. Решением инстанции работы по внедрению самолета в серию прекратили. «Образ­цовый» И-185 М-71 после ремонта вернули в летном состоянии на завод №51.