МиГ-3 - информация.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Вот точностей я незнаю когда нам англичане начали присылать свои подарки.
Но Спит отличался хорошей устойчивостью и пр. летными характеристиками но не маневреностью. Хотите ищите сами опрвержения по скорости разворота и скорости подъема . Мне будет интересно почитать и возможно изменить свое мнение.

Prophead
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Вот точностей я незнаю когда нам англичане начали присылать свои подарки.
Но Спит отличался хорошей устойчивостью и пр. летными характеристиками но не маневреностью. Хотите ищите сами опрвержения по скорости разворота и скорости подъема . Мне будет интересно почитать и возможно изменить свое мнение.

Материалы ОНТИ ЦАГИ :rapidshare.com/…/519-2712-Spitfire-01-11.rar
Ccылка на последующий архив внутри 😎

Андрей_Михайлов
ЕВГЕНИЙ-ARM:

МиГ-у еще повезло он был воостребоан и выпущен в ограниченной партии (3000 против 9000 яков).

Именно повезло и очень. Хорошо, что хоть в 42-м разобрались, что к чему и прекратили это везение.

Почему же МиГ меньше 3000 не отличается способностями хорошего пилотажа…

А вот _почему_ это, на мой взгляд, в данном случае, не так важно.

Как можно сравнивать две разные техники под одним ракурсом.

Если эти “техники” (по назначению или вынужденно) являются техникой одного применения - вполне.

Насчет вооружения 5 пулеметов вполне хватало МиГ для эфективного боя . И появившиеся трех точки это не от того что их поснимали чтоб уменьшить вес , а по причине недокомплекта - заводы неуспевали производить комплектующие.

Три точки не “появившиеся”, а были изначально, появились как раз - пять, когда стало ясно, что трех _таких_ очень мало, сразу понять это оказалось конструкторам непросто.

Здесь (и не только) пишут несколько другое, нежели Вы (привожу второй раз, уже целиком абзац, и подчеркиваю главное, что б позаметнее было):

-----
С 20 февраля 1941 г. на заводе №1 выпускали самолеты МиГ-3 с пятью огневыми точками. Под крылом дополнительно устанавливались два пулемета БК с боезапасом по 145 патронов. Однако из-за дефицита пулеметов БК заводу №1 по указанию НКАП пришлось часто переправлять их на другие авиазаводы. _Кроме того, значительно возросший вес самолета привел к еще большему снижению его летных характеристик_. В связи с этим выпуск МиГ-3 с пятью огневыми точками ограничили 821 самолетом, а в дальнейшем со всех выпущенных истребителей пулеметы БК были сняты.
-----

Я прикинул массу двух БК с боекомплектом и контейнерами - это около 70 кг минимум, плюс заметное ухудшение аэродинамики крыла. Для самолета и так перетяжеленного, со ставкой на аэродинамику - это должно быть очень не здорово.

Дальнейшая модификация вооружения вообще была удачной.

Я считаю, что главный агрумент в оценке удачности модификаций - длительность производства и количество выпущенных экземпляров.

Ну еще момент - прозвучала фраза что МиГ изночально нудачный самолет по своим характеритикам который был запущен в серию. чтож сравним с конкурентом который был запущен с в серию и с какими данными , это конечно Спитфаер

Со Спитом хотите сравнивать. Флаг, как говорится, в руки… 😃 Посчитайте нарузку на крыло, на мощность, сравните универсальность, модернизационный ресурс планера (в т. ч. по вооружению) и двигателя, маневренность, простоту управления, длительность и объем производства (с которым британские рабочие успешно справлялись благодаря, в том числе, и “высокоточным и специфичным стапелям”).

Кстати, приведенная мощность двигателя МиГ-1/3 (1350) - взлетная, номинальная - 1250.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Кто разобрался , чего уж лукавить. И разбору небыло никакого дефицит моторов и необходимость выпуска ИЛ-2 остановила производство. А что хорошего в ЯК-1 с его максимальным потолком в 3000 метров и скоростью 400 км в час. Он немного превосходил И16 и и 153.
-----------
А сравнивать со Спитом это намного правильней все таки это самолеты более сравнимы чем ЯКи.
Да шлепали спиты от души . Но не надо забывать про консерватизм и то что в англии заводы не перезжали по причине захвата территории немцами.
Еще положительный момент что спит был создан намного раньше чем МиГ и при соответсвующих производственных мощностях о которых у нас могли только мечтать. Но при этом параметры скорости набора высоты у мига выше и скорости боевого разворота. Да нагрузка меньше чем у МИГ - но Миг изночально расценивался как перехватчик и ему меньшая нагрузка не к чему . А Спит это унифицированный проект для великобритании , с него и штурмовик делали и разведчик . Поэтому такая компановка и способствовала именно таким геометрическим параметрам. И если б задача была получить чисто истребитель перехватчик то вполне допускаю что пораметры были намного превосходящие и именно засчет изменения размеров .
И опять Факты дело неоспоримая и я их уже привел и повтарюсь (если нужна ссылка то чуть позже скину.

Из 4200 немецких самолетов, совершивших налеты на Москву с 22 июля по 1 октября 1941 года, к городу прорвалось лишь 120. Более половины уничтоженных под Москвой самолетов противника были сбиты МиГами.

Вот как хотите так и оперируйте но это исторический факт учитывая что количество других самолетов превышало количество МиГ-ов в небе Москвы.

Сории очепятался насчет скорости Як.

И еще все негативные моменты которые вы высказываете насчет МиГ я вот вижу в ЯК (опускаю назночение самолета) - mkmagazin.almanacwhf.ru/avia/yak_1.htm
***************************
Запустили в серию сырой самолет и всю войну перестраивали.

Андрей_Михайлов
ЕВГЕНИЙ-ARM:

И разбору небыло никакого дефицит моторов и необходимость выпуска ИЛ-2 остановила производство.

А, по моему мнению, будь МиГ-3 удачным самолетом, хрен бы его это остановило.

…очепятался насчет скорости Як.

Бывает, я поправлю 😃

Як-1 (1940 г)
Максимальная скорость (км/ч)
у земли - 472
на высоте - 569

Еще положительный момент что спит был создан намного раньше чем МиГ и при соответсвующих производственных мощностях о которых у нас могли только мечтать.

У нас производственных мощностей не хватало?! Культуры производства - да, но это англичанам впору было мечтать о наших мощностях.

Но при этом параметры скорости набора высоты у мига выше и скорости боевого разворота.

Удачный самолет - это, прежде всего, правильный баланс множества параметров и характеристик, часто противоречивых. И, чтобы понять, почему один самолет оказался удачным, а другой - нет, недостаточно сравнить данные, хорошо подходящие под убеждения, тут нужна комплексная непредвзятая (по возможности) оценка. А объемы и длительность производства, в большинстве случаев, говорят о машине не меньше, чем ее ТТХ.

Да нагрузка меньше чем у МИГ - но Миг изночально расценивался как перехватчик и ему меньшая нагрузка не к чему .

Меньшая нагрузка всегда “к чему”, поскольку легко разменивается на более мощное оружие, боезапас, топливо.

Запустили в серию сырой самолет [Як] и всю войну перестраивали.

Тогда и Спита, число модификаций которого перевалило за двадцать, “запустили сырым” и “всю войну перестраивали”, и Bf-109, и много еще кого… 😃

ЕВГЕНИЙ-ARM

Ох нехочу вдоваться в политику тех времен о которых ничего незнаю.
Но странно почему моторы применявшиеся на Як небыли востребованны в других производствах.
Покрайнее мере на момент выпуска модификации самолета где мотор ставился на ЯКа 😃 .
-------------------------
Честно говоря я уже устал от такого рода прений .
Пойду Нью Бии доделывать , достали ваши истребители 😃

DAN-nn

Тогда и Спита, число модификаций которого перевалило за двадцать, “запустили сырым” и “всю войну перестраивали”, и Bf-109, и много еще кого…

Все самолеты в военное время выходят сырыми - это вызвано отсутствием времени на доработку, к тому же на доведение до ума самолета в мирное время нужны месяци, годы, а в боевых условиях самолеты дорабатывались буквально за дни(зачастую механиками прямо на аэродромах).

Петрович

Да уж! Как сказал Киса Воробьянинов…
А Аркадий Райкин по этому поводу сказал бы:
Если бы с умом затраченную энергию спорщиков да в нужное русло… Сколько бы кВт электроэнергии можно было сыкономить!?
Нельзя так однозначно оценивать две совершенно разные машины! Это равносильно спрашивать, что лучше МиГ-25 или МиГ-29? Оба истребители, оба стояли на вооружении в одно и тоже время, но предназначались для разных задач! Также и Як-и и МиГ-и Второй Мировой! Як это спортивный самолет Ут-1 несколько увеличенных размеров, с более мощным мотором и вооружением, конструкция планера практически не изменилась! Зачем изобретать велосипед, если сроки поджимают, есть освоенная технология и завод, если его не загрузить гос. заказом, отберут под другую машину… Естесно Яковлев зубами держался за свой завод и проталкивал свою машину! МиГ изначально разрабатывался как высотный, но целей ему не досталось, бои проходили в основном до 3000м на которых он терял все свои преимущества в скорости и становился обычной посредственностью! Потому их и собрали почти всех в ПВО Москвы, т.к. ожидались налеты на больших высотах! Вы почитайте воспоминания ветеранов, они даже кислородным оборудованием не пользовались, а на многих Яках его и в помине небыло! Потом где то читал, у немцев на Ме-109 стояли 3 ступенчатые нагнетатели с автоматическим переключением, поэтому он вертикальный маневр делал практически без потери скорости, отсюда и их тактика… На наших стоял 2 ступенчатый нагнетатель с ручным переключением, при переключении происходил провал в мощности и требовалось делать площадку для разгона!!! ФВ-190 уже сколько хаяли, тяжелый, неповоротливый и т.п. Однако кроме скорости и времени виража есть куча других немаловажных параметров! Например реакция на элероны, наши Яки, МиГи, Лавочкины в этом параметре проигрывали ФВ! И опытные летчики ФВ застигнутые в расплох использовали это, начиная перекладывать самолет из одного крена в другой и выходили из под удара! Далее скорость пикирования, ФВ-190 мог догнать только более тяжелый Тандерболт! Очень важный параметр: вес секундного залпа! У ФВ вообще небыло конкурентов, даже штурмовые версии Москито и Митчелов уступали!!!
Спорить можно до бесконечности, всеравно каждый останится пи своем мнении!!!

ЕВГЕНИЙ-ARM

Не ну польза все равно есть от этого спора. Раньше только при случае и свободном времени столько инфы перелистал. А тут пришлось более подробно её ковырять. К примеру начало топа я резко отрицал конкурентность Спита с МиГ - уж больно размеры Спита не коректно великоваты с ювелирными обводами и пропорциями МиГ-а. Но пролистав пришел к выводу что это наиболее близкий конкурент 😃 .
Просто отношение к Спиту как к технике было более завидное нежели у нас . В нашей стране некогда было выжидать когда кто то типа дядьки Митчела будет несколько недель сидеть и рождать возможность решения проблеммы. Делали просто куча организаций и всем задача . Сделали отсеяли и на основе полученного опять новая задача . Таким образом все решалось не годами как за кардоном а гораздо быстрее. Правдо летящий паровоз к светлому будущему ломал жизни и судьбы.
Вот как рождалась техника у немцев незнаю.

Palar

У В.Мессершмитта тоже не всё гладко с властями было. Министр промышленности Мильх его не взлюбил и постоянно ставил палки в колёса. Его фирму чуть было не прикрыли из-за отсутствия заказов. Конструктор остался не у дел, зарабатывал производством бытовых изделий из алюминия. 109-й проектировал на свой риск. Потом власти спохватились, проект был представлен на конкурс, помогли связи. Образовалась Bayerische Flugzeugwerke, со смешанным с государством капиталом. Проблем со 109-м было выше крыши, но было и достаточно времени на доработку. Собственно одни и те же проблемы, с которыми мучались и наши конструкторы, но у наших уже не было ни запаса времени ни алюминия.

Почти всегда при обсуждении самолётов ВОВ звучат одни и те же стереотипы навязанные в своё время Верхним Руководством, видимо, чтобы оправдать свои решения.
Один из них, что бои на восточном фронте велись на высотах до 3000 м и редко выше. Бои то действительно велись по прикрытию бомбардировщиков и ИЛов на этих высотах, но только атаки немцы начинали с высот 4500-5000 метров, где наши мстребители почти не появлялись, благодаря “мудрым” приказам - не отрываться от коллектива по причине отсутствия нормальных самолётов. В воспоминаниях советских пилотов постоянно встречается стандартная фраза - “…мы сопровождали штурмовики ( или бомбардировщики - это обычно на 3000-4000 м , высоте относительно безопасной от огня “эрликонов”) , неожиданно сверху были атакованы группой мессеров … сбив N-е количество наших, мессеры ушли в облака”. Потом атака повторялась. Тактика " этажерки" помогала, но мало - несколько раньше её придумали немцы, а Покрышкин только скопировал. Немецкие эксперты в своих мемуарах часто упоминают высоту начала атаки на восточном фронте - это около 5000 м. Вот тут и нужен был МИГ-3.
Как только у наших появился опыт и самолёты с хорошей скоростью набора, были отмечены участившиеся случаи боёв на 5000 - 6000 м и даже выше, немцы снова полезлм вверх, но уже по другой причине.
По поводу сравнения ТТХ тоже надо быть очень осторожным, тут врали или лукавили все.
Англичане пишут:
«Спитфайр» и «Харрикейн» в 1940 году не могли набрать высоту 8000 метров быстрее чем за 20 минут…». - Противовоздушная оборона Англии (август 1940 г.). См. Denis Richards and Hilary Saunders. Royal Air Force 1939-1945. London.

Сравнивать Спит с МИГом, дело неблагодарное, Спит применялся большее время в совершенно других условиях и до появленния Mk V в конце 1940 , ничем выдающимся не отличался, англичанам раньше пришлось думать о том, как когти точить. Вот тактика взаимодействи Спитфайр - Харрикейн была очень правильная, она Спиту крылья развязывала, что при наличии малого радиуса действия 109-го было хорошо. А после 1940 до 1943 всех Спитов вместе взятых спокойно сдерживал один А.Галланд - с Микки маусом. Шампанское, омары и сигары для начальства Галланд при этом всегда возил в своём 109-м, опасаясь больше всего своих зенитчиков.

Спитфайр был великолепен тем, что конструктор заложил в него огромный потенциал для модернизации, да и алюминиевый он был.

Андрей_Михайлов
Palar:

…атаки немцы начинали с высот 4500-5000 метров, где наши мстребители почти не появлялись, благодаря “мудрым” приказам - не отрываться от коллектива по причине отсутствия нормальных самолётов.
[…]
Немецкие эксперты в своих мемуарах часто упоминают высоту начала атаки на восточном фронте - это около 5000 м. Вот тут и нужен был МИГ-3.

Что-то я не понимаю - не сходится. Какое “отсутствие нормальных самолётов”? Ведь МиГ-3, который, согласно бытующему мнению, был более чем нормален, прекратили выпускать только в 42 году (наделав более 3000 экземпляров и восполнив потери первых месяцев войны). Хотя бы до этого времени он должен был огненным смерчем своих пулеметов расстраивать боевые порядки врага на больших высотах. Где он был? Или немцы МиГ-а настолько боялись, что начали залезать на пять тыщ только, проведав о том, что у нас они почти закончились?

Петрович

А реплика Галланда в лицо Герингу после провала Битвы за Британию на вопрос: Что я для вас могу сделать?
Дайте мне Спитфаеры!!!
Она даже вошла в фильм Битва за Британию! Это не англичане придумали, это есть и в немецких мемуарах!
С 43г Яки применялись в основном для сопровождения штурмовиков Ил-2/10, а они выше 3000 не забирались! Пешки и Тушки сопровождали либо Ла либо Кобры и тоже выше 5000 не подымаись! Кобры ветераны тоже сильно хаят, что возили в носу свинцовые кирпичи и ниже 3000 они уступали темже Якам… А вобще сама машина какая бы супер-пупер не была не воюет, ей управляет пилот!!! Все зависит от его опыта и подготовки! Если желторотика после школы с налетом 10-20 часов на томже МиГе бросали в бой он был просто пушечным мясом! Или взять 41г когда по вине саперов не взорвали мост, сверху приказ уничтожить любой ценой и вот полками ТБ-3 без прикрытия шли на этот мост… Разумное применение, а у нас возмите всю историю, человеческая жизнь никогда не ценилась! Шапками закидаем, бабы еще нарожают! Конев малыми силами делал то, на что Жуков гробил целые армии! Однако он герой, а Конева сейчас еще не каждый вспомнит!

Андрей_Михайлов
Петрович:

А реплика Галланда в лицо Герингу после провала Битвы за Британию на вопрос: Что я для вас могу сделать?
Дайте мне Спитфаеры!!!
Она даже вошла в фильм Битва за Британию! Это не англичане придумали, это есть и в немецких мемуарах!

Для меня Спитфайр (до ранней “девятки” включительно) был, есть и, скорее всего, будет любимым самолетом WWII, но, считаю, что немецкие истребители Спитам большую часть войны, в целом, не уступали (как минимум), а Галланд свою знаменитую фразу сказал Герингу, думаю, в полемическом задоре, в ответ на претензии по потерям бомбардировщиков.

а у нас возмите всю историю, человеческая жизнь никогда не ценилась!

Согласен, думаю, что большинство наших проблем во многих областях из-за этого и, садясь на любимую лошадь, считаю, что и массовые сложнопилотируемые самолеты корнями уходят туда же.

Palar
Андрей_Михайлов:

Что-то я не понимаю - не сходится. Какое “отсутствие нормальных самолётов”? Ведь МиГ-3, который, согласно бытующему мнению, был более чем нормален, прекратили выпускать только в 42 году (наделав более 3000 экземпляров …

Бытующее мнение про МИГ - плохой самолёт. Про участие МИГ в обороне Москвы , вероятно, ничего неизвестно, про потери немцев при этом тоже. Про полк Супруна и его результативность забыли. Про успешное использование МИГ в Одесском военном округе в самом начале войны история, наверное, тоже умалчивает? Про привлечение МИГ к несвойственным его ТТХ заданиям по штурмовке наземных целей и сопровождению бомбардировщиков тоже тайна? Про отсутствие каой либо разумной тактики советского командования по применению авиации в начале войны говорить не нужно ?

Петрович
По поводу Яка - интервью с И.И.Кожемяко: “При проектировании «Яка», похоже, исходили совершенно из другого принципа. «Як», прежде всего, задумывался как истребитель для непосредственного сопровождения ударных машин …”.
www.airforce.ru/history/ww2/…/page_6.htm
К сожалению действительно, человеческую жизнь у нас не ценили. Налёт у немцев до допуска к боевым действиям 150 час. , у американцев 300. Подготовка пилота имеет решающее значение. Герман Граф пишет о бое под Сталинградом:
www.world-war.ru/article_603.html
Альфред Гриславски: www.airforce.ru/staff/grislawski/index.htm

  • “Да все – Яки, МиГи, ЛаГГи – все они были очень опасны. Было много боев…”.
    Интервью с Гриславски 13 апреля 2003 г.: www.airforce.ru/history/ww2/grislawsky/index.htm

Галланд был большой “артист”, “сгоряча” свой рыцарский крест при Геринге сорвал, но несомненно, что Спит он считал достойным противником, не более того. Основные потери всех типов самолётов в битве за Англию немцы понесли от Харрикейнов - 7 из 10 сбитых истребителями. Это данные англичан.
Вернер Мелдерс после испытаний в Рехлине ( вторая половина 1940 г.), назвал Харрикейн “летающей баржой”, а о Спите отозвался хорошо - равным мессеру, но отметил плохой двухпозиционный ВИШ и глохнущий при отрицательных перегрузках мотор. Эти недостатки были устранены только на Марк V в 1941 г. с новым мотором, на нём же впервые появились штатные пушки. Этот Спит стал действительно хорош. Только в результате многочисленных и долгих доработок по опыту боёв (серийная девятка появилась только в 1943 г.) Спитфайр стал первоклассным самолётом.

Тут опять можно вспомнить о Поликарпове. Он создал с нуля перспективный самолёт превосходящий 109-й , хотя бы на больших высотах и в пикировании, к чему всё время стремились англичане. И, кроме того к началу войны имел почти готовый к бою и испытанный на Калининском фронте И-185 для средних высот.
У нас же всю войну серийно строился “обречённый” ЛАГГ, и только из-за больших запасов !!! хороших моторов воздушного охлаждения Швецова появился ЛА-5, который первоначально уступал И-185 и только позже с последним сравнялся. Надуманная причина невозможности переоснащения производства в военное время для перехода на И-185 несостоятельна, т.к. всю войну производство только и делало, что переоснащалось. Кроме того начался выпуск “спортивно-массовых” ЯК 7-9, которые уступали по ТТХ ЯК-1 и имели частично другую конструкцию.

Петрович

Приятно читать мнения начитанных опонентов!
На счет постоянного переоснащения, 41-42г сущетвовал запрет, любые изменения в конструкции влияющие на количество производимых самолетов согласововалось и утверждалось лично Сталиным! Все деректора заводов ежедено отчитывались о количестве выпущенных самолетов в наркомат и чуть что не так ОГПУ работало быстро и без сбоев! Поизводительность подымали драконовскими методами, уход или опоздание на работу на 15 мин, за брак и тп. сразу под трибунал! Квалифицированных рабочих было мало, работали в основном старики и женщины, много было подросков… Чем Як так же как и Т-34 выигрывал - простотой конструкции! Т.е. за теже затраченные денежные и людские ресурсы можно было выпустить один МиГ или два Як, естесно преоритет отдавался Якам! Одна из возможных причин почему не поставили на поток Ту-2 в 42г, а только в 44… Просто за это время можно было выпустить большее количество Пешек, пусть уже устаревших и с худшими параметрами… Потом до конца 42г в основном оборонялись, поэтому больше нужно было истребителей, как перешли в наступление, стало больше требоватся бомбардировщиков…

А_Г_О
Петрович:

Приятно читать мнения начитанных опонентов!
На счет постоянного переоснащения, 41-42г сущетвовал запрет, любые изменения в конструкции влияющие на количество производимых самолетов согласововалось и утверждалось лично Сталиным! Все деректора заводов ежедено отчитывались о количестве выпущенных самолетов в наркомат и чуть что не так ОГПУ работало быстро и без сбоев! Поизводительность подымали драконовскими методами, уход или опоздание на работу на 15 мин, за брак и тп. сразу под трибунал! Квалифицированных рабочих было мало, работали в основном старики и женщины, много было подросков… Чем Як так же как и Т-34 выигрывал - простотой конструкции! Т.е. за теже затраченные денежные и людские ресурсы можно было выпустить один МиГ или два Як, естесно преоритет отдавался Якам! Одна из возможных причин почему не поставили на поток Ту-2 в 42г, а только в 44… Просто за это время можно было выпустить большее количество Пешек, пусть уже устаревших и с худшими параметрами… Потом до конца 42г в основном оборонялись, поэтому больше нужно было истребителей, как перешли в наступление, стало больше требоватся бомбардировщиков…

Про Пе2 улыбнуло честно говоря.Это чем же он хуже чем Ту2?Тем что Ту 2 проэктировался как пикировщик и как пикировщик не состоялся?
Кроме бомбовой нагрузки и дальности достоинств у Ту2 нет.
Скорость у Пе2 выше маневренность лучше.Конструкция расчитана на 11g.
"Около пятидесяти электромоторов пяти типов мощностью от 30 до 1700 Вт обслуживали агрегаты самолета: они открывали и закрывали створки радиаторов, меняли шаг винтов, приводили в действие насосы, клапаны, щитки, а также по командам автомата пикирования АП-1 выпускали : убирали аэродинамические тормоза -решетки и стальных труб, подвешенные под консолями крыла. Благодаря этим тормозам скорость при пикировании не превышала допустимых пределов. "

Да и вообще не много другая весовая категория.Всеже Пе2 имеет истребительные корни.
Ту2 это больше фронтовой бомбер,так как бомбили в основном с горизонта.Всетаки масса более11тонн,
Этоже какие нагрузки в пике с загрузкой в 2-3 тоны.

Если сравнивать то сравнивать ПЕ2 Ме 110 Ту2 Ю88 все же они ближе по весогабаритам

Во тпро так Тушку сняли с производства:Будущее Ту-2 казалось достаточно безоблачным.

Неожиданно, в начале четвертого квартала 1942 г., когда завод вышел на устойчивый ритм выпуска Ту-2, пришел приказ НКАП №763 от 10 октября 1942 г.:

«В исполнение постановления ГКО в целях увеличения выпуска самолетов-истребителей, ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Директор/ завода №166 тов. Соколову: а) прекратить на заводе №166 производство самолетов Ту-2. Имеющуюся на заводе оснастку, приспособления и техническую документацию по самолету Ту-2 сохранить полностью; б) поставить на заводе №166 производство самолетов Як-9…6. Директору завода №381 т. Журавлеву: а) прекратить на заводе №381 производство самолетов Ил-2, б) поставить на заводе №381 производство самолетов Ла-5… /Шахурин/»

Все - и заводчане и работники ОКБ - были ошеломлены. За год колоссальных усилий, в неимоверно трудных условиях, был налажен серийный выпуск фронтовых бомбардировщиков, так необходимых на полях сражений, а тут…

Приказы не обсуждают. Производство Ту-2 на заводе №166 закончилось в октябре 1942 г. на 7-ой серии. Всего с марта по октябрь 1942 г завод выпустил 80 самолетов.

Андрей Николаевич тяжело переживал принятое решение. Он вышел с предложением организовать производство истребителей на уже подготовленной и работающей площади бывшего завода автоприцепов. Это позволяло наряду с совершенно самостоятельным предприятием по выпуску истребителей не разрушать налаженного строительства Ту-2. Звонил Сталину. Напрасно… Кто-то, как теперь говорят, небезуспешно лоббировал «истребительные» интересы. Об этом, на наш взгляд, свидетельствуют некоторые факты. Вот изложение событий в воспоминаниях наркома А.И.Шахурина:

«…Полк Ту-2 направили на Калининский фронт для войсковых испытаний. Командующим авиацией фронта был в то время бывший начальник Летно-исследовательского института генерал М.М.Громов - человек, как уже говорилось, очень основательный и неторопливый в выводах. Почти каждый день я звонил по телефону командиру дивизии, в которой испытывались Ту-2, узнавал об их участии в боях. Мне отвечали, что летчики отзываются о самолете высоко, боевые и летные качества бомбардировщика хорошие, он не только метко поражает цели, но и успешно сражается с истребителями противника.

А к Сталину никаких сообщений не поступало. То, что говорил я, его почему-то не убеждало. Положение на фронтах было в ту пору острым, а так как испытания затягивались, он стал настаивать на снятии Ту-2 с производства».

(Сталина почему-то не убеждают слова наркома. Более авторитетного человека в НКАП быть не может. Может быть только лицо более доверенное. Сталин любил иметь полную информацию, т.е. приходящую из разных источников. Это естественно и разумно. Так почему он ею не интересовался? Предположить, что Сталин стеснялся поторопить Громова или хотя бы выяснить, не врет ли Шахурин, невозможно. Пока на это нет ответов).

«Как мог, я доказывал, что этого делать не следует, надо, мол, дождаться официального отчета о фронтовых испытаниях самолета…

А через два дня, вызвав меня к себе, сказал:

  • Пишите: Снять с производства самолет Ту-2 Обязать НКАП Шахурина и директора завода Соколова организовать на этом заводе производство истребителей…

Производство Ту-2 прекратили и начали готовиться к выпуску истребителей, как всегда, когда есть решение, в очень высоком темпе. А дней через двадцать приходит акт о фронтовых испытаниях туполевского бомбардировщика - объемистая прошнурованная книга с грифом «Совершенно секретно»… Оценка самолета очень высокая.

Примерно часов в пять-шесть вечера меня вызвали к Сталину. Вхожу в кабинет. Сталин один. На длинном столе, покрытом синим сукном, лежит экземпляр акта испытаний Ту-2.

  • Оказывается, хвалят машину. Вы читали?

  • Да, читал. Зря сняли самолет с производства. И сколько я упреков от вас получил.

  • И все-таки Вы неправильно поступили, -вдруг сказал Сталин.

  • В чем?

  • Вы должны были жаловаться на меня в ЦК… В ЦК на Сталина, как нетрудно догадаться, не жаловался никто…»

Из диалога видно, что Сталин признал ошибочность решения о снятии машины с производства.

Зато стали клепать Яки.
Тоже самое и с И-185 произошло,кто то лобировал чьи то интересы.

Петрович

Так было, есть и будет!!!
В любом деле у всех участников или причастных к нему есть свои интересы и кто как может (прав тот у кого больше прав) их реализовывает!!!
В 42 нужнее были истребители и это исходило от Сталина!
К сожалению у меня нет такой обширной библиотеки, что бы выдавать цитатами… Про Пешку лучше не трогать, отдельная и большая тема полностью не раскрытая! 20 лет прожив около завода на котором всю войну их клепали, слышал в разговорах разное мнение и не всегда лесные! К сожалению пацанами были и не задумывались, что уходят из жизни свидетели этого народного подвига, сейчас бы с нашими мозгами в то время, наверное все записывал бы, а так что то выплывает из памяти на уровне баек…
Вы например знаете, что за войну на могиле Петлякова 4 раза меняли памятник!? Можете догадатся по чему? Опять уходим от темы… Сейчас полно биллетристов писающих на тему: Что былобы если бы!? Вот только это самое бымешает!!! Ненадо им уподоблятся!!! Что было, то было и не нам судить о том кто был прав, а кто виноват!

А_Г_О
Петрович:

Так было, есть и будет!!!
В любом деле у всех участников или причастных к нему есть свои интересы и кто как может (прав тот у кого больше прав) их реализовывает!!!
В 42 нужнее были истребители и это исходило от Сталина!
К сожалению у меня нет такой обширной библиотеки, что бы выдавать цитатами… Про Пешку лучше не трогать, отдельная и большая тема полностью не раскрытая! 20 лет прожив около завода на котором всю войну их клепали, слышал в разговорах разное мнение и не всегда лесные! К сожалению пацанами были и не задумывались, что уходят из жизни свидетели этого народного подвига, сейчас бы с нашими мозгами в то время, наверное все записывал бы, а так что то выплывает из памяти на уровне баек…
Вы например знаете, что за войну на могиле Петлякова 4 раза меняли памятник!? Можете догадатся по чему? Опять уходим от темы… Сейчас полно биллетристов писающих на тему: Что былобы если бы!? Вот только это самое бымешает!!! Ненадо им уподоблятся!!! Что было, то было и не нам судить о том кто был прав, а кто виноват!

Я к сожалению ничего в разговорах не слышал.
Многого к сожалению не знаю.
Про Пе2 знаю то что это отличный пикирующий бомбардировщик.С хорошей маневренностью.
и Очень прочной конструкцией.
Минусы её были в том (по интервью и из мемуаров) что была она очень строгой на посадке и взлете.
Особенно на посадке.
Горела будь здоров если попадали.
Вот почитайте ,это не разговоры и не байки.
airforce.ru/history/ww2/punev/index.htm
А то смотрю большинство нынче модно все хаять ,все мол плохо самолеты никудышные и бла бла бла.
Даже МиГ-3 и тот неудачная конструкция.Был заказ на скоростной высотный перехватчик.сделали,
лучшие его ТТХ на высотах от 5 км,и не самолет виноват,что он на большой высоте быстрее и маневреннее всех,а те кто сидел ,стоял у руля партии.
Самолет свое дело делал и делал хорошо,а то что его использовали нетак как надо и не там где надо ,не его вина.

Андрей_Михайлов
Palar:

Бытующее мнение про МИГ - плохой самолёт.

Вот как? А по текущей дискуссии этого не скажешь. 😃

Про участие МИГ в обороне Москвы , вероятно, ничего неизвестно, про потери немцев при этом тоже.

Ну почему же, общеизвестно, что основа воздушной обороны Москвы 6-й истребительный авиационный корпус, к началу войны имел в своем составе 585 самолетов, из них 170 МиГ-3, 75 ЛаГГ-3, 95 Як-1, 200 И-16 и 45 И-153 (а потом еще Харрикейны, вроде, P-40 и Спитфайры). Что столько самолетов не обороняли ни Лондон, ни Берлин также ни для кого не секрет.

Про отсутствие каой либо разумной тактики советского командования по применению авиации в начале войны говорить не нужно ?

Понятно, виновата, как обычно организация. Но, самолеты-то для активных боевых действий на пяти тысячах были. Кстати, эта не такая уж большая высота и непонятно, почему для работы на ней нужны были именно МиГ-и, чьи боевые качества, считалось, должны были раскрываться сильно выше.

Теперь о Спите.

Эти недостатки были устранены только на Марк V в 1941 г. с новым мотором, на нём же впервые появились штатные пушки.

Что было до “пятерки”.

Первый бой пушечно-пулеметного Mk Ib (их произвели 30 штук для войсковых испытаний, несерийно, можно не считать) произошел 13 января 1939 года. А вот с октября 1940 в Бромвиче вполне серийно было выпущено 170 экземпляров пушечно-пулеметного Mk IIb. Кроме того, а из “единичек” (в том числе, и опытных) конвертировали еше 50 пушечно-пулеметных Mk IIc. Еще (для полноты справки) были два экземпляра пушечно-пулеметной “тройки” 40-го года (других Mk III и не было). Практически все указанные самолеты (не уверен только в “тройках”) воевали.

Тут опять можно вспомнить о Поликарпове. Он создал с нуля перспективный самолёт превосходящий 109-й , хотя бы на больших высотах и в пикировании, к чему всё время стремились англичане.

Не понимаю, как может считаться перспективным самолет без модернизационного ресурса. “Похудей” МиГ-3 на полтонны, тогда о серьезной перспективе можно было бы вести речь. Только я не вижу такой возможности даже, если дерево в его конструкции заменили бы на металл - больно тяжел микулинский двиг. Навскидку выигрыш в 200-250 кг, который дала бы такая замена (а это, считай, полная переделка машины), позволил бы поставить две ШВАК-и с боекомплектом по 60-70 снарядов, заменить ШКАС-ы на УБС-ы и еще выиграть около 70 кг, что дало бы приемлемый самолет с перспективой до конца 42 года примерно. Но это фантазии дилетанта (че-то накатило), а в реале же аппарат с массой и вооружением МиГ-а, по-моему, уже с кульмана на ладан дышал.

И, кроме того к началу войны имел почти готовый к бою и испытанный на Калининском фронте И-185 для средних высот.

К бою он может быть и был готов, а вот к серийному производству, как выяснилось - нет. Но это мелочи, наверное, и здесь “перспективность” рулит. 😃

Надуманная причина невозможности переоснащения производства в военное время для перехода на И-185 несостоятельна, т.к. всю войну производство только и делало, что переоснащалось.

Я не являюсь поклонником ни тогдашних методов, ни организаторских способностей руководства страны, но считаю, что все сегодняшние пляски вокруг И-185 носят во многом ритуальный характер и происходят в большой степени из-за желания гордиться отечественной техникой. Только вот, видимо, серийные отечественные машины по разным причинам (главная из которых - опыт эксплуатации) не очень к этому располагают, вот и выбрали опытный самолет опального (к моему сожалению, поздновато) конструктора.