Поликарбонат, лексан, ПЭТ, вопросы.
Если не секрет, фотку болванки можно? А то не всякое можно отформовать…может чего подскажу, пока не поздно
Так подсказывать по поводу болваны думаю поздно! А вот на счет свойства ПЭТа по подробней пожалуйста.
Купил аж за 600 рублев кусок, хватило ровно на две попытки отформовать кузов. Получилась кАкА 😃
попытки:
- ПЭТ побелел в духовке, я так понял что перегрел. При чем там где побелел стал дубовым, и не гнется.
- как только увидел что в одном месте зарождается побеление понял что дальше держать нет смысла, мягче уже не станет. Попробовал натянуть на болванку. Фига с два у меня получилось это сделать. вытянулся на 20-25% от первоначальной прощади. Другими словами почти не растянулся. От чего болванку покрыло всего на 30% прощади на крыше и капельку на капоте.
Подскажите какой марки ПЭт вы используете, как определяете что материал готов для обтяжки и какой запас по бокам оставляете. Я смотрел ролики, там люди оставляют буквально пару сантиметров. При чем у них материал тянется чуть ли не на 150-220% от первоначальной прощади. Не понимаю что делаю не так…
Нда…для первого раза вы поставили перед собой сложнейшую задачу… Форма сложная .
600 за кусок?..Вы богатый человек, может вам и не стоит формовкуой парится.
А если серьезно:
- да, перегрел. Обычно делается так: небольшой кусок кладут на 2 подставки нагревают, засекая время. Как только провисать начало, надо вынимать. Время засекают и потом все остальные заготовки по времени и греют. Если белеть начал, сразу в помойку, даже если чуть чуть.
2)натягивать лучше на теплую болванку. В болванке во всех местах перегиба(вогнутости) должны быть отверстия 2-3мм максимум. Если все не проформовалось, дальнейшее формование осуществляют подогревая феном, но опять надо отработать нагрев и движения руки на кусочке, опять же, чтобы материал тянулся, но не белел!
А еще по подмодельнику не понятно, где у вас был материал?
Я обычно формую в 2 этапа:
а)(предварительный после общего нагрева при среднем вакууме) - материал сверху рамки и на сколько сможет, на столько опустится
б)рамку убираю, накрываю вокруг пленкой для герметизации и феном прорабатываю углы и протягиваю пластик до дна.
Пластик на рамке не фиксирую! Иначе будет сильное утонение и трудней формовать
У меня нет проблем с материалом, поэтому запас по 20-30см, что бы герметизацией не заниматься😈
Пару сантиметров запаса - это если печь нормальная с возможностью локальной регулировки накала(т.е. над крышей меньше нагрев, над капотом больше)
ПЭТ подбираю зажигалкой. Выбираю что тянется лучше. И интервал температуры больше. Конкретные марки не назову. Мне пофиг, подбираю режим к любому пластику. Тем более от партии к партии свойства меняются. Видимо поставщик не особо парится с дозировкой компонентов:)
Что делаете не так:
- форма авто “не правильная”. Вашу машинку не отформовать качественно.
- Лучше первый лист потратить на эксперименты с нагревом и локальной обтяжкой характерных областей. т.е. тренироваться и почувствовать материал
- желательно, что бы рамка могла опускаться на уровень плиты, а у вас она торчит на полмашины! Не протяните так.
- перегреваете материал. Заблуждение, что чем больше нагрел, тем лучше тянется. Нет! Тянется материал в строго определенном диапазоне температур. при повышении ее идет потеря эластичности, утонение и в конце концов белесость
Что делаете не так:
- форма авто “не правильная”. Вашу машинку не отформовать качественно.
- Лучше первый лист потратить на эксперименты с нагревом и локальной обтяжкой характерных областей. т.е. тренироваться и почувствовать материал
- желательно, что бы рамка могла опускаться на уровень плиты, а у вас она торчит на полмашины! Не протяните так.
- перегреваете материал. Заблуждение, что чем больше нагрел, тем лучше тянется. Нет! Тянется материал в строго определенном диапазоне температур. при повышении ее идет потеря эластичности, утонение и в конце концов белесость
-Легких путей не ищем. А вот что у нас дешевого ПЭТа нету так тут не ко мне вопросы а к барыгам которые у нас им торгуют! 😈 в три шкуры дерут ((( Да ещё и хамят. Вообще поражаюсь их “культуре”.
-По рамке вы не поняли, я креплю ПЭт к нижней части рамки так что он смыкается со столом. Между столом и рамкой уплотнитель.
-А на счет прогретой формы то тут проблема. Внутреннюю часть формы я запенил что бы её не вело вертолетиком. Но эпоксидка весьма хороший материал, она плохо проводит тепло по этому ПЭТ долго на ней остывает.
Значит надо идти сразу на склад и просить тонкие нарезки… Что ж, будем пробовать…
Сегодня купил автомобильную шпатлевку, хочу ещё раз по форме пройтись что бы никаких зазубрин и пузырьков не осталось…
Легче всего тянуть такого типа кузова:
www.micromachine.ru/images/hpi/HPI-7384_3.jpg
www.micromachine.ru/images/proline/PL1501-00.jpg
www.micromachine.ru/images/proline/PL1610.jpg
- меньше высота
- большие формовочные уклоны
- минимум поднутрений
- максимально плавный переход от формы к подложке
- чем больше похоже на каплю\мыльницу, тем легче формовать
Что можно сделать с вашим авто для облегчения формовки:
- убрать спойлер(делать отдельно)
- к аркам колес поставить бобышки, пластик в этом месте не потянется вниз, а “потечет” в сторону элементов кузова.
-По рамке вы не поняли, я креплю ПЭт к нижней части рамки так что он смыкается со столом. Между столом и рамкой уплотнитель.
Ясно. Вы пытаетесь действовать по промышленной технологии😈
Всетаки попробуйте доформовать недотянутый кузов с помощью фена. Опыт получите неоценимый по доводке мелочей и формованию углов.
А вакуум включаете когда? Заранее или как только рамка ляжет на стол?
В том то и дело пока были две попытки 😃
Обе описаны и в обоих случаях я даже на 30 % не смог опустить рамку… То есть до смыкания со столом оставалось ещё 70% высоты кузова… Не было ни одного смыкания 😃))
Как что то получится отпишусь 😃
Вот она где собака порылась))))
Вакуум должен начать всасывать пластик вместе с вашей рамкой практически сразу с касанием кузова. Ну хотя бы слабый вакуум 😉
Т.е. либо сделать так, что бы рамка опускалась будучи относительно герметичной, либо болвака должна быть ниже стола и подниматься как только рамка сомкнется со столом. Руками ничего протянуть не получится(скорее всего).
Есть конечно вариант намного увеличить напуск материала(20-30см), и сделать огромную рамку, тогда все получится, но это видимо не ваш случай, кузов будет золотым…
Ну фиг с ним с золотым 😃 у меня рамка чуть по больше в духовку не влезет)
Причин почему рамка именно такая много 😃 и одна из них именно небольшой размер духовки… Значит ПЭТ сам по себе плохо я так понимаю тянется даже в подогретом состоянии… Плохо. Надо думать как изменить технологию…
Тонкий ПЭТ конечно не самый тянучий материал…
Но тут главное правильно тянуть и сама форма. Я относительно качественно тяну ПЭТ на стенку с уклоном 5-10град. и по высоте 80-100мм.
В углах бывает “схлопывается” материал, но я так понял до этой стадии еще не дошло 😉
Кстати, если под рукой есть любой другой пластик, на нем тоже можно потренироваться. и советую начинать эксперименты с малых деталей: радиобокс, спойлер, пыльник на агрегаты, колесные колпаки и т.п.
А вообще не можете подсказать максимальное увеличение листа ПЭТ при протяжке в процентах. Ну на сколько первоначальная прощадь ПЭТ может максимально увеличится именно в зоне протяжки, не включая пустых кусков по бокам???
Там не линейная зависимость.
Мне кажется, оценивать надо с позиции температуры.
Автомобильные кузова содержат характерные выступающие элементы.
- крыша. Получается всегда. При касании материала болванки, температура резко падает. Вытяжка минимальная 5-10% и то если есть рельеф (как у меня дуги). Макс. толщина и прочность
- лобовое стекло\капот\багажник(при условии плавности форм) 15-20% при условии, что материал “течет” больше с припуска. Тут непосредственный контакт с болванкой не плотный аж до финальной стадии формовки температура долше держится, течет лучше.
- боковины примерно от 50% в верхней части, до 100% в нижней. Но тут постоянный нагрев феном, вытяжка без него уже не возможна(во всяком случае у меня).
Внизу прочность минимальна, поэтому я стараюсь не тупо “тянуть” в этой области, а стягивать материал с углов авто и с зон вырезов под колеса и еще поджимаю ПЭТ с припуска (иногда просто рукой). Т.е. у меня материал не крепится жестко к рамке, а потихоньку стягивается к болванке. В этом и секрет прочности кузова, несмотря на небольшую исходную толщину материала. 😉
А вообще сильно тянуть не советую. Чем меньше воздействие на материал, тем прочнее кузов.
Еще можно попробовать формануть с пленкой, но это только если технология будет досконально отработана. Иначе получится только хуже. Кузов не полочка для этажерки;)
Да, и помните, если включен вакуум, то температкра материала падает практически мгновенно! Поскольку, когда материал приближается к болванке, в этом зазоре образуется очень мощный поток воздуха.
первые более менее вменяемые опытные образцы! 😃
После 6-8-и попыток вменяемый образец который доказывает что формовка возможна! 😃
Решил что конструкция стола не совершенна, и нужно изменить её кардинально. Уже разработал новую концепцию, и задумался над устройством которое будет поднимать болванку при не подвижном ПЭТе со включенным вакуумом. Так же продумываю устройство для регулировки силы всасывания. Скорее всего это будет что то в виде водопроводного крана, но с затычкой из плотно скрученной ткани.
То что имею сейчас это плохо отформованные пробники с большим количеством нахлестов и перегретых участков. Ручной труд всегда приводит к ошибкам… тем более если греть ПЭТ строительным феном 😃
Опытным путем понял что вытянуть ПЭТ большой площади разом обычным пылесосом не получится в любом случае и доводку мне кажется придется всё равно делать феном. Но сейчас для меня важно правильно распределить ПЭТ по поверхности болваны так как отформованные мною корпуса в нижней части получаются на столько тонкими что просто рвутся от всасывающей силы пылесоса. Хочу решить проблему именно поднимающейся болванкой, а не опускающейся рамкой как было до этого. 😒
2-а часа ночи а в голове уже кипит работа… Хотел было нарезать брус для новой рамки, но нельзя шуметь… 😦 скажите, ну кто придумал что в 2-а часа ночи все должны спать 😃
Поздравляю!
Поднимающийся стол действительно позволяет точнее рулить процессом особенно на высоких заготовках.
Такое количество “схлопываний” материала связано с большим количеством углов заготовки и не правильным нагревом. Запомнив место схлопования на пробнике, старайтесь локальным нагревом перераспределить материал с углов в сторону больших вертикальных вытяжек.
Помогает и правильное распределение отверстий для вакуума в болванке. Как только увидили, что материал хочет схлопываться, подогрейте немного сбоку в районе отверстий, и вакуум стянет туда материал, убрав нахлест или как минимум его уменьшит, что вполне допустимо для кузова на “побесится”.
Внизу прорывает пластик не потому, что пылесос мощный, а потому, что материал слишком вытянулся. Что бы избежать этого: перед доформовкой феном, снять фиксирующую рамку и дать материалу сдвинуться к болванке.
И, если есть возможность разумеется, увеличить площадь материала заготовки и рамки разумеется.
Если формуется одним хлопком, то уменьшить нагрев над самой болванкой и побольше погреть переферию, чтобы материал лучше тянулся именно с зон напуска. В этом случае, толщина и прочность стенок внизу буде достаточная.
Переделал коробку для формования. И Результатом доволен!)))
Вырезал в старой крышке коробки квадратное отверстие, и использовал вырезанный кусок как стол к которому прибил 4-е ножки как к стульчику. Ножки вывел через 4-е квадратных отверстия в нижней части коробки. Рамку для ПЭТ сделал больше и посадил на саморезы проклеив между рамкой и коробкой оконный уплотнитель. Этот уплотнитель не дает ПЭТу соскользнуть и очень хорошо держит герметичность!)
ПЭТа оставалось на одну пробу:
Теперь нахлестов стало меньше, да и с фиксацией лексана всё намного проще. Единственная проблема это нагреть весь лексан разом. Думаю нужно собрать крышку с электро подогревом. Перед началом формовки прогревать этой крышкой ПЭТ резко скидывать крышку, поднимать стол в верхнюю точку и включить пылесос! 😃 результат должен себя оправдать!! Я просто в этом уверен.
Вот парочка фоток нового стола. В углу видно ещё одну пробную формовку. Правда я очень спешил веть на часах было 21:30 и соседи меня точно бы прибили к стенке 😃))
Владимир прочитал вашу тему очень интересно, скажите есть результаты, как процесс
проходит не молчите 😃
К великому моему сожалению у меня кончился отпуск 😃
ПЭТ кончился вместе с отпуском, и всё никак не найду пару часиков что бы сьездить за новой партией матеирала)
К тому же встал вопрос из чего делать крышку для подогрева. Фанера сразу отбрасывается из за своей не термостойкости. Металл не подходит из за электро проводности… Шифер отбрасываем сразу.
В выходные попробую продолжить работу, но ничего не обещаю 😃
Вот моё решение подогрева пластика,поскольку размер рамки не позволяет её засунуть в духовку,решил изготовить подогреватель бысрого действия.Коробка изготовлена из фанеры,и обклеена фольгой,лампы для подогрева 2.штуки производства Россий 1Kw каждая,установлены на алюминевых рейках,которые прикручены без всякой изоляций к коробке.
Вот моё решение подогрева пластика,поскольку размер рамки не позволяет её засунуть в духовку,решил изготовить подогреватель бысрого действия.Коробка изготовлена из фанеры,и обклеена фольгой,лампы для подогрева 2.штуки производства Россий 1Kw каждая,установлены на алюминевых рейках,которые прикручены без всякой изоляций к коробке.
Очень интересно!! 😃
А на сколько равномерно происходит нагрев и от чего эти лампы? Судя по мощности ваших ламп я наверное погорячился купив две спирали от электрических плиток в 2500ват каждая 😃
Скажите на сколько быстро камера разогревается и ПЭТ становится пригодным к формовке?
Относительно конструкции думаю что она может мне подойти после некоторой модернизации 😃 ПЭТ в моем случае фиксируется жестко и просто физически невозможно вытащить его из подогревателя и привинтить на рамку 😃 (хотя можно придумать какой то быстросьем, вполне решаемо) При близком расположении к ПЭТ нужен хороший рассеивающий эффект. Я хочу поставить 4-е больших куллера которые гнали бы воздух вниз обдувая ПЭТ.
Лампы эти от светильников,их обычно в свинофермах вешают.😁Коробка сделана под размер рамки,которая ставиться прямо на её.Но есть недостаток,при нагреве плёнка прогибаеться и по центру получает перегев.А нагреваеться быстро,ставлю рамку,включаю и примерно 1,5 мин.и можно натягивать.Всё это дело у меня пока в процессе,планируеться всё это добро собрать в единое целое с подогревом сверху и вакумной коробкой снизу,и чтобы рамка фиксировалась для подогрева и для формовки.
Лампы эти от светильников,их обычно в свинофермах вешают.😁Коробка сделана под размер рамки,которая ставиться прямо на её.Но есть недостаток,при нагреве плёнка прогибаеться и по центру получает перегев.А нагреваеться быстро,ставлю рамку,включаю и примерно 1,5 мин.и можно натягивать.Всё это дело у меня пока в процессе,планируеться всё это добро собрать в единое целое с подогревом сверху и вакумной коробкой снизу,и чтобы рамка фиксировалась для подогрева и для формовки.
На сколько я помню из детства в хозяйственных магазинах ещё в СССР продавали рассеиватели пламени для газовых комфорок. Выглядело это как лист с мелкими отверстиями. 😃 Может попробовать рассеивать тепло именно так??? При чем перфорацию по центре делать с большим шагом что бы тепло проходило меньше, а по краям с меньшим шагом что бы нагревалось сильнее 😃
А я пока думаю над материалом на который можно нанизить или прикрепить мои спиральки… Ведь просто так их не применишь, прожгут всё нафеГ 😦
Когда то давно занимался в автомодельном кружке и помню что делали корпуса машинкам по вакуумной технологии. В качестве материала правда был пластик, он раньше в хозмагах продавался, с одной стороны гладкий, а с другой рифлёный. Но суть не в этом… Разогрев пластика происходил по моему двумя (или одной??? деревья были большими…)) ИК лампами, такие ещё в инкубаторах применялись и на производстве я их встречал. Болванка кстати тоже была с шагом в 1 -2 см просверлена вся…
Болванка кстати тоже была с шагом в 1 -2 см просверлена вся…
Не, не стоит так делать. Отверстия помогают тянуть материал туда, куда надо на сложных кузовах. Всю сверлить стоит только если деталь совсем простая, а пластик мега жесткий\толстый