История радиоуправляемых автомоделей в нашей стране
С 1983 ( или 84) года участвовал в чемпионатах и кубках РСФСР и СССР по радиоуправляемым автомоделям, легендарном кубке Кузнецова, закрытии сезона в Киеве. Медали только и сохранились. Но, не увлекался фотографией. Поэтому есть пара фоток того периода. Может у кого-нибудь сохранились фото тех времен (80-90годы). Хотелось бы увидеть знакомые лица. Может и себя, если повезет.
Сейчас это уже история. Предполагаю, что будет интересна не только ее участникам, но и современным моделистам.
Если не изменяет память, то в начале появились классы: РЦБ (электрическая фигурка), Ф-1 (1/8 с ДВС 3,5 и открытыми колесами) и Ф-2 (с закрытыми колесами). Потом РЦЕ-12 (групповая гонка 1/12 с электромотором). Электрички и ДВС 1/10 появились последними.
Помню, как на одном шасси 1/8 меняли корки с Ф-1 на Ф-2 и выступали в двух классах. В 80-х на Ф-2 появился кузов “Лола” и его используют ( с небольшой модификацией кабины) по сей день. Вот рекорд долгожительства.
Для большей части моделистов тогда - радиоавтомодель - недоступный космос… Подозреваю, что большая часть автомоделистов этого форума пришли в радиоклассы с 2000-х годов. Тут на форуме появлялся Е.Петров - вообще-то легендарная личность в радиоавтомоделях в нашей стране. - Он наверное много чего мог бы рассказать. Вообще - выкладывайте ваши фотки (их можно посканировать). Хотелось бы в этой теме посмотреть на фото людей и техники - эволюция была бы очень познавательна. Довольно много чертежей публиковалось в М-К, Моделяре и т.д. - это всё можно найти, но впечатления от людей и реальные фото сейчас были бы интереснее.
[QUOTE=vasya_y;4796216]Для большей части моделистов тогда - радиоавтомодель - недоступный космос…
Не согласен. В 80-х дети ездили на радио. Аппаратура была ужасная (Супранар и Новопроп). Огромные приемники, медленные и большие сервы. Но ездили. Позже стали Сигнал (ГДР) использовать. Но спортсмены ездили на приличной аппаратуре. У меня к 85 году была Футаба. Примерно в 84 году мы уже делали детали для моделей методом литья под давлением. Попросил воспитаника порыться в гараже и сделать фото модели тех времен. У меня где-то в инструментах валяются некоторые детальки от моделей того времени . Попобую их пофоткать. Фоток тех времен практически нет у меня. Поэтому и прошу “стариков” выложить здесь, что у кого сохранилось.
Вобщем, были уже радиоклассы. Техника была попроще, большей частью самодельная. Году в 86 сделал полноприводную ременную электричку. Выступал на ней в РЦБ . Официальные результаты (на соревнованиях с отметкой в зачетке) были в районе 23-24 сек. На тренировках из 21сек выезжали. В РЦЕ-12 результаты были ниже сегодняшних. В основном сдерживали аккумуляторы. Разрешалось ехать на 5-ти банках серебра 1,5 Ач. или 6-ти банках кадмия 1,2 Ач. Токоотдача была невысокая. Регуляторы имели немногие. Потому скорости и были небольшими.
В Ф-ках Витя Жолудев делал модели с применением литых деталей. Кузова делали из Полистирола. Лексан был в дефиците.
Не так все было печально.
Для большей части моделистов тогда - радиоавтомодель - недоступный космос.
первый раз автомодель RC я увидел в Таганроге,в 90-ом году,по цене не помню уже сколько сказали но помню что меня в шок повергла эта цифра,))
Чем отличались 80-е, так это САМОДЕЛЬНОЙ техникой. Уровень ее был очень высоким. Материалы применялись качественные. Комплектующие тоже. Например, подшипники брал у киевлян. Так они для космоса делались. Каждый в отдельной упаковке с номером сборщика. Полиамид для литых деталей был ГОСТовский. Аллюминиевые детали делались из Д16Т. И многое другое. Недьзя забывать, что мы были обеспечены станками, доступом на заводы (могли там заказывать сложные детали). И занимались этим профессионально.
вот уж не знаю было -ли что то подобное в нашей стране, но я тут случайно на e-bay наткнулся на очень древние бензиновые модели вот что удалось выяснить
На счет доступности: в 85-86 году, точно не помню, мне тогда было 11-12 лет, я увидел как взрослые ребята лет по 18 катали двсные радиоуправляемые модели авто. Интерес захлестнул меня и я расспросил что да как и сколько стоит. Один парень меня спросил-“Ты знаешь сколько стоит запорожец?” Тогда запорожец стоил 3000 рублей. Так вот говорит, эта модель стоит примерно так же.
Далеко не все взрослые дядьки тогда могли позволить себе запорожец.
Есть несколько моделей для истории, специально хочу сохранить, показываю детям в кружке. Фотки выложу позже.
Модели если серьезно к этому подходить и сейчас не дешего за 50-60тр можно приличную ВАЗ 2106 купить
Масштаб всё-же разный - Запорожец в советское время относительно доходов и уровня жизни - ну как сейчас нечто средне-приличное из хороших корейцев или дешёвых японцев. А Шестёрка - на уровне Мерседеса сейчас, а Волга - вообще лимузин. Так что доступность модели сейчас ближе сравнительно к какой-нибудь высококлассной аудиотехнике того времени.
При этом не забывайте, что самая дорогая часть модели тогда - та самая ненадёжная и плохо работающая радиоаппаратура, всё остальное делали… Годами делали, а ездить научиться уже было некогда…😦. Ну и потом - те самые “космические подшипники” … как тут написано - “брали…”, а на самом деле вы все прекрасно понимаете, что под этим имеется ввиду так или иначе 😉. И фактическая их стоимость тоже была запредельной, т.к. делались, как штучные поделки отечественных “левшей” для высокотехнологических изделий военпрома, на который денег не жалели… (в ущерб тому всему что окружало…) и если бы вдруг их продавали, цена такого подшипника была бы запредельной (но не из-за жадности цепочки продавцов, как сейчас, а из-за экономики такого высококачественного производства). Но это так, комментарий, без обид 😉.
У мну не было тогда цифирного аппарата, а делать фото как то было не принято, но в 7-80 годах ездили ходили и летали достойно, на наших пронопропах и привозных Футабах, сигналах, вариках…
И акки СЦС и АА от слуховых аппаратов 50 мАч, всё было…
И моторы от Маликова по космическим ценам…
Вот, старый улей разворошили.
Найти стариков сложно, тем паче фото, свои с посудного дела отрыл, там всё пред и после стартов, расслабон, некогда было этим заниматься, соревнования типа;)
Да кузова делал Витя Жолудев , детали из полиамида лили многие. Моей первой Формулой была " Альфа" , пластик отливали ребята из Тулы, железо точил сам. Модель была заднеприводная, с цепной передачей. Потом по случаю досталась мне полноприводная версия с двумя цепями, одна шла на задний мост, а другая на передний. Следующей моделью был " Серпент 3000" производства Никишова Николая и Юдаева Вити. Потом появилась “BMT” которая и сейчас на ходу и иногда гоняю её для души.
Вот навскидку несколько ссылок из Гугла по истории “за рубежом”, о которой у нас нигде не писали. -
www.classic.rc-junkies.net
www.rc-museet.com
На первый сайт даёт ссылку ЕФРА…
Вот нашел единственную свою фотку с закрытия сезона в Киеве. Год восемьдесят какой-то. Тренировка перед стартами.
А еще брошурку со списком участников первого кубка в закрытых помещениях в Вильниусе. Помню, ездили в легкоатлетическом манеже. Покрытие, по-моему, тартам. Вобщем, резина. Перезацеп был страшный.
Следующей моделью был " Серпент 3000" производства Никишова Николая
С оригинальным Серпентом у Коли была интересная история. В Рубежном проходил кубок СССР в середине 80-х. Коля долго занимался только РЦБ. А на этом кубке выступал еще и в Ф-2. Серпент чуть не похитил зритель. Во время тренировки зритель поставил машину недалеко от трассы и из нее наблюдал за процессом. Коля разогнался на прямячке. Что-то отказало, машина попала на ограждение трассы в месте ее крепления к асфальту треугольным брусочком. Этот брусочек выступил в роли трамплина. Модель пролетает по воздуху несколько метров (немало), и врезается в дверь машины зрителя, пробивает ее и застревает. Тот от испуга дает по газам. И пытется скрытся вместе с торчащей моделью в двери. Народ во главе с Никишовым бросается в догонку. Зритель, видя толпу разъяренных моделистов, добавляет газу. Модель отделяется от двери, зритель исчезает за горизонтом, забыв предъявить претензию за покалеченную дверь. После это зрители Рубежного по другому реагировали на призыв судьи отойти от трассы на безопасное расстояние.
Найти стариков сложно, тем паче фото, свои с посудного дела отрыл, там всё пред и после стартов, расслабон, некогда было этим заниматься, соревнования типа
Точно. Мало фотографировались. Сейчас посмотрел список сборной. И увидел, что основная часть состояла из ребят из Грузии и Прибалтики. Теперь это другие страны. Найти их сложно. Тем более на форуме.
Где-то на форуме увидел посты от Бориса Аркадьева, одного из старейших автомоделистов страны, который первым изготавливал самодельные регуляторы для коллекторных моторов. Мы друзьями не были. Просто встречались на соревнованиях регулярно. Поэтому просить его о фотках неудобно. Может кто-то его поближе знает и может о фотках попросить?
Есть несколько моделей для истории, Фотки
Модель №1- масштаб ближе к 12, производитель неизвестен.
остальные тут
Модель №2- масштаб ближе к 8, рукотворное творение мастер неизвестен, алюминиевые точеные колесные диски и микропора тех времен, электроника присутствует, попробую отремонтировать и оживить, так сказать что бы поехала, проблема с кузовом (придется колхозить) или как вариант искать
остальные тут
Вот нашел фотки http://rcracing.com.ua/gallery/carter/oldpics/ (не реклама)
Думаю у Качура Виктора Валентиновича должны быть фото.
Модель №2- масштаб ближе к 8, рукотворное творение мастер неизвестен, алюминиевые точеные колесные диски и микропора тех времен, электроника присутствует, попробую отремонтировать и оживить, так сказать что бы поехала, проблема с кузовом (придется колхозить) или как вариант искать
Могу вам помочь с этой моделью. Это РЦЕ-10 примерно 93-94 годов. Мастер известен. Идея Коли Никишова, исполнение моё и его вместе. Есть и у меня такая, оставил на память. Посмотрю в выходные в закромах и может найду запчасти.
Модель №3 - масштаб 8, ДВС, полный привод, рукотворное творение, мастер неизвестен, практически все детали сделаны вручную, детали из пластика похоже делали на заводе, пресс формой, в те времена это было возможно, сам помню как на Хруничева (Ракетно-космический завод ГКНПЦ им. М.В. Хруничева) заказывали детали из титана. Кузов формулы , похоже класс Ф-1 или Ф-2 точно не знаю, знающие поправьте, модель была куплена просили забрать а то выкинут или что то в этом роде, вот и забрали для истории.
Остальные тут
Это модель Ф-1. Это серпент4000 Никишова и Юдаева, если внимательно посмотреть, то на каждой детали стоит клеймо. На неё тоже должны быть запчасти, посмотрю. Пластик отливали сами не на заводе и пресс-формы тоже делали сами.
на каждой детали стоит клеймо
Посмотрю, пофотографирую.
Будете мимо проезжать , заходите в гости !!!
Думаю у Качура Виктора Валентиновича должны быть фото.
Спасибо за ссылку. Виктору привет. В 1991 навещал его в Киеве. С тех пор не виделись. Не могу на указаном форуме его контакты разыскать (скрыты). Нет, случайно, его контактов?
С 1983 ( или 84) года участвовал
Несколько пораньше все началось: мой тренер, В.А.Рослов, где то в середине 60х уже делал модели с самодельной аппаратурой на лампах, с кодировкой и декодировкой на шаговом искателе 😃
Я сам в 1969 году стал чемпионом РСФСР (в Ярославле проводилось), на модели УАЗ452 (УАЗ-“Буханка”)
Класс тогда не различался, но копийность оценивалась. Ну и проед трассы фигурной, 100 м, на время: чемпион СССР М.Осипов из Баку, помнится за 32 сек ездил.
Точно не скажу, но максимум стендовой оценки был где то 120 баллов, (я набирал 106-110), туда входило : наличие дифференциалов, сцепления, коробки скоростей, света, копийного салона/подвески, сигнала, дворников (работающих!) качества окраски…все делалось на станках, подшипники приборные 3х7, 4х9 применялись, жуткий дефицит! (ну, шестерни только из авиационных приборов доставались) аккумуляторы ходовые- сами делали, раздербанивая пластины от свинцовых и собирая в самодельные банки из целлулоида клееные. Потом уж потихоньку СЦ 1,5 стали появляться 😃 Регулятор хода был механический, переключал банки акумулятора.
Потом на этой же модели, в Таганроге в 1971г, опять всех задрал 😃
Аппаратура была дискретная, Граупнер- Вариофон 8С
Недьзя забывать, что мы были обеспечены станками, доступом на заводы
Не только доступом, но и выполнялись заказы СЮТ на фирме, при которой она была- молниеносно:)
Шестерни для кордовых гонок к примеру, делались в том же ЛИИ или ЦАГИ по всей технологии, из качественной стали, с цианированием или цементированием, зуб полировали.
Всё, как положено в авиакосмической отрасли.
Чемпион мира по гонкам 1,5 см Олег Маслов- работал на Ташкентском авиазаводе.
Всё, включая движки, делал там же- такого качества и не снилось никакому Супертигру или Росси.