Bellanca Decatlon - новый кит для мотора 45 - 50 см3.
--------------------------------------------------------------------------------
Стабилизатор собирается по стандартной технологии. Рейки из бальзы 13х2,5мм предварительно намоченные в воде изгибаются по контуру и прижимаются гвоздиками. Они очень легко принимают нужную форму.
Раскосы в фюзеляже выполнены из буковой палочки диаметром 5мм. В некоторых шпангоутах палочку необходимо углубить, чтобы небыло изгиба.
После высыхвния бальзы, снимаем полученные заготовки и повторяем ту-же операцию, только уже предварительно смазав клеем эти детали. Так-как форма бальзовым пластинам уже предана, то вполне хватит обычных прищепок для фиксации.
Крестовые раскосы верхней части фюзеляжа тоже из буковой палочки. Эта операция по соединению места склейки требует некоторых навыков , чтоб получилось красивое и прочное соединение.
Место крепления рулевых машинок в начале было запланировано “зашить” кусочком фанеры толщиной 1мм. Но, уже в процессе сборки выяснилось, что лучше применить для этого лёгкую “трёшку”. Так я и сделал, немного углубив внутрь необходимые поверхности вдоль стыка.
После склейки деталей хвоста модели я снял со стапеля уже очень прочный и жёткий фюзеляж. Действительно получилась очень стабильная конструкция!
Теперь можно всё основательно вышкурить и заняться нижней частью фюзеляжа. Не удержался и примерил корневую нервюру к месту стыка…А ведь сошлось!!
Раскосы нижней части фюзеляжа, установленные диаметрально противоположно верхним, окончательно " связали воедино фюзеляж. Теперь, даже приложив большое усилие, его невозможно даже немного пошевелить. Это только радует!
В хвостовой части осталось только установить место крепления хвостового колеса и и вклеить киль. Этим я и займусь…
Написано уже достаточно много… А у Вас есть какое-то мнение по поводу нашей Белланки? Может со стороны видно то, что от нас попросту ускользает…
--------------------------------------------------------------------------------
Конечно во время сборки первой модели “выплывают” различные мелочи. Что-то исправляется сразу, некоторые изменения появятся в последующих моделях этой серии.
Я взвесил новый фюзеляж. Вес оказался очень близким к расчётному. Небольшой избыток веса обусловлен тем, что модель предполагалась для использования в качестве первого большого тренера, а именно поэтому она имеет соответствующие прочностные характеристики. Некоторые детали конструкции сделаны специально " с запасом", чтоб простить новичкам и грубую посадку, и случайные падения… Тренер - есть тренер!!
Хвостовое оперение уже закончено в сборке. Многие мелочи, которые заложены в нашу конструкцию только радуют меня.
Тренер - есть тренер!!
Слежу за темой с самого ее начала… Очень жаль, что кроме автора, никто не дает комментариев 😦
Поэтому, чтобы поддержать автора, хочу выразить ему огромный респект - работа действительно кропотливая и при этом очень качественная (насколько можно судить по фото)… Лично я бы не отказался иметь такой “тренер” в своей коллекции моделей, ибо в отличие от массовых китайских АРФ, это настоящая авторская работа 😃 и уж сколько терения требуется, чтобы все это задокументировать и выложить на форуме.
Успехов и ждем продолжения (ну. как минимум, я жду 😉 )
Во-первых я хочу сказать спасибо за интерес к нашей работе. Во-вторых необходимо напомнить, что этот проект выполняется двумя людьми. Так вот за то,что всё сходится без подгонок и утомительных вышкуриваний надо отдать должное моему другу и партнёру. Он в прямом смысле день и ночь отдаёт нашим совместным разработкам. А я взял на себя труд собирать и облётывать наши самолёты. Такое вот у нас разделение труда!
Так как скоро я начну собирать крыло, то в перерывах между работой по сборке хвостового оперения я согнул по той-же схеме законцовки крыла.
Работа с килём и стабилизатором практически завершена. Осталось только вклеить латунные трубочки и усилить это место кусочком фанеры.
В нашем наборе все кабанчики системы управления уже готовые. Они отфрезерованы из композитной пластины толщной 1мм. При малом весе они обладают большой прочностью. На каждом руле их по две штуки - это гарантированная стабильность.
а позвольте спросить, для чего Вы разработали этот проект, да еще и в трех размерах? Для личного использования или для коммерческого распространения? Сколько в последнем случае ожидается примерная стоимость кита под двигатель 50сс с доставкой в Москву?
Вообще в рамках созданной фирмы разрабатываются и внедряются проекты для коммерческой реализации… Дело в том, что наш проект расчитан на многие типы самолётов, которые, по нашему мнению, должны быть востребованы рынком не только европейского континета. Перед началом работы был сделан серьёзный маркетинг, который и помог опрелелить именно те типы моделей на которые имеется спрос. Я не хочу далее заниматься саморекламой, цель этой темы - это небольшой расказ о том КАК создаётся модель… Если Вас интересует более подробная информация, то пожалуйста пишите в личку…
Работа с хвостовым оперением практически завершена. Латунные трубочки вклеены на свои места. Всё прошкурено. Теперь необходимо только приклеить киль к фюзеляжу.
Стоит отметить, что в комплекте находятся все необходимые детали для сборки шарнирных соединений. Они отфрезерованы из композитного материала. Их наличие и точное изготовление очень ускоряет процес сборки.
--------------------------------------------------------------------------------
Стабилизатор соединяется с килем при помощи проволоки диаметром 3мм., вставленной в латунную трубку. Это соединение годами проверено на многих самолётах. Удобно и практично! При окончательной сборке троса расчалок свяжут жестко всё хвостовое оперение.
Сборка крыла производится на прилагаемом в комплекте стапеле. Он собирается в считанные минуты! А насколько он упрощает сборку!! Он - гарантия ровного крыла и точной сборки.
Рейки, уложенные в направляющие стапеля, точно позиционируют лонжероны крыла. Нервюры вставляются в пазы стапеля идеально точно попадая на лонжерон. После предварительной сборки начинаем склейку…
--------------------------------------------------------------------------------
Большая часть сборки крыла происходит на стапеле. И только уже потом, когда конструкция станет стабильной от смешений и сгибов, его можно снимать. Во время этой первой сборки возникли некоторые проблемы по технологичности сборки. В следующих комплектах видимо будет изменена конструкция стапеля. Это позволит ещё быстрее, а главное точнее производить сборку. На то она и тестовая сборка, чтоб выявить недостатки.
Всего 14 нервюр… А вчера наши споры и разговоры о сборке первого крыла длились с небольшими перерывами почти 12 часов. И эти часы потрачены не зря!! Был выведен алгоритм сборки, устранены неточности, даже одна лишняя деталь оказалась…Во как ведь бывает! А всё это для того, чтобы наш потенциальный покупатель, открыв коробку с набором материалов, не ломал себе голову, что и куда должно подходить и как это надо собирать. Рабочий процесс так-сказать…
После вклеивания нервюр в нижний лонжерон и приклейки верхнего лонжерона необходимо вставить фанерные усилительные пластины. Для этого мне пришлось снять получившуюся конструкцию со стапеля. Такой вариант вклейки не понравился нам обоим, поэтому было решено переделать конструкцию стапеля, чтоб не снимая крыла проводить эту операцию. Будет намного лучше, если почти до окончательной сборки верхней части крыла оно останется зафиксированным.
--------------------------------------------------------------------------------
После высыхания вставок, я возвратил крыло опять на стапель. В местах крепления рулевых машинок основная нервюра тоже усиливается накладкой. Их необходимо приклеить ещё до наклейки лобика крыла.
Передняя кромка из бальзы. После высыхания клея ей надо придать рубанком и шкуркой форму профиля, а затем уже приклеивать лобик крыла.
--------------------------------------------------------------------------------
Пара реек, иголки и прищепки. Немного терпения и лобик крыла занял своё место. Затем приклеивается сразу и задняя кромка из того-же бальзового шпона. Между лобиком и кромкой укладываем накладки. Классика!! Подсохнет - немного вышкурим и перевернём крыло, чтоб завершить работу с противоположной стороны.
Шарнирные петли на этой, да и на всех последующих моделях закрепляются в специальных отфрезерованных под их размер гнёздах. Это в значительной степени упрощает установку рулей.
На трубе из бальзы выгибаются две детали. Они оформят внутреннюю часть между закрылком и крылом. Кстати, по той-же схеме будет изготовлен и лобик элерона…
Форма закрылка выбрана для этой модели специально. На наш взгляд это позволит в большей степени его работу на малых скоростях.
После высыхания согнутой бальзы, она снимается с трубы. Теперь необходимо снять фаску с края бальзы, чтобы при склейке получить максимально тонкий кант. Рубанок и шкурка - лучший инструмент для этой операции.
Для склеивания таких поверхностй я использую толстую бальзовую рейку. В неё при помощи иголок прикалываем деталь. Обратите внимание - никогда не вкалывай иглу непосредственно в бальзу детали, обязательно только через рейку. В противном случае всегда останутся следы от иголок, которые потребуют шпаклевания.
Раскос крыла крепится за проушину, которая изготовлена из композитной пластины. Для усиления места крепления необходимо вклеить фанерные вставки. А уже через них, при помощи винтов М3 закрепить саму деталь.
После этого можно “зашивать” нижнюю часть крыла бальзой.
Приятно посмотреть на мастерскую работу
Вот и пришло время ставить на место законцовку крыла. Она точно заняла своё место,отцентрировавшись по пазам на нервюре. Внутрь её только несколько вставок, которые помогут создать необходимую жёсткость и в последствии поддержат натяжение обшивки.
Кронштейны крыла… В первой модели нами было применено решение, которое я делал в предыдущей Белле. Т.е. готовый кронштейн устанавливается в крыло. Во всех последующих вариантах модели этой серии этот узел будет решён по иному. Нервюра крыла будет изготавливаться уже с кронштейном, а пластиковые накладки будут наклеиваться не нервюру для усиления. И уже в таком виде нервюра встанет в стапель для сборки.Конструкция крыла и сборка ещё более упростятся…
--------------------------------------------------------------------------------
После того, как была приклеена задняя кромка нижней поверхности крыла, в ней на месте крепения кронштейнов были прорезаны пазы. Через них вставлены готовые кронштейны и приклеены.
Теперь над сделать и поставить на место внутренюю проводку для рулевых машинок. Нами запланировано соединение при помощи разъёмов Мультиплекс. Под них в корневых нервюрах уже имеются готовые пазы. Сначала разъём вклеивается в крыло, а затем, при сборке, его ответная часть в фюзеляж. Это гарантирует точность соединения.
Накладки на законцовке завершают её окончательный вид. Теперь только остаётся приклеить переднюю кромку…
Interesno, a eto nado komu-nibud?? Ili zakryt temu?..
Не знаю, зачем я это делаю, но продолжу, раз уж начал… Привычка доводить всё до конца.
--------------------------------------------------------------------------------
Второе крыло идентично первому, с той лишь разницей, что оно зеркально. Собралось быстро, без проблем…
Теперь осталось из “деревяшек” собрать элероны и закрылки. Все детали нарезаны и их остаётся только склеить. Элерон выполнен с гнутым лобиком. Это позволяет очень точно сохранить форму, к тому-же выполняется легко из бальзы 1,5мм, намоченной в воде. В качестве оправки я использовал трубу стыковки крыла, она почти подходит по диаметру.
Элерон…
--------------------------------------------------------------------------------
Вот и добрался до закрылка…Схема сборки практически ни чем не отличается от элерона. Единственная отличительная черта - наличие кронштейнов. Не скажу, что их установка была достаточно сложной… Этому вопросу мы посвятили несколько часов обсуждения. Будет сделан специальный стапель и немного видоизменена конструкция элерона. Это упростит сборку в последствии. Простота сборки и точность - вот чего мы добиваемся от своих конструкций.
Хвостовая часть фюзеляжа тоже окончена. Тоже некоторое изменение по ходу сборки.
Сама стойка уже готовая, что в значительной степени ускоряет саму сборку. Сложностей там никаких…
Тяга закрылка убрана внутрь крыла, кронштейн её крепления монтируется при сборке.
--------------------------------------------------------------------------------
Работа с закрылком завершена. Сегодня собрал крыло. Поставил на свои места элероны и закрылки . Сошлось очень даже точно, что меня порадовало…
Проверил углы отклонения рулей. Теперь только остаётся вышкурить плоскости и установить серва. Но работы ещё достаточно много по окончательной сборке модели.
Пришло время подогнать стыки крыльев. Как я ни старался, фанера всё равно изгнулась по разному с двух сторон… Это было и на предыдущей модели. Этот узел будет решён неколько по другому в последующих вариантах.
Я в таких случаях беру тонкую фанеру, аккуратно вырезаю контурную нервюру с небольшим запасом. Приклеиваю плёнку на фюзеляж, для изоляции места стыка. Затем иголками закрепляю на фюзеляже, тем самым абсолютно точно повторяя контур. Затем развожу смолу, добавляю туда наполнитель до консистенции густой каши и намазываю этим корневую нервюру. Стыкую крыло, убираю выдавленные излишки смолы и жду пока полимеризуется смола. Потом снимаю крыло и вышкуриваю этот шов. В итоге - идеально подогнанный стык!!
Второй стык сделан по технологии, аналогичной первому. Таким образом работа с этим узлом крепления крыльев завершена.
На модели предусморена открывающаяся дверь, как и у оригинала. Это не только копийно смотрится, но и очень практично, т.к. через открытую дверь имеется возможность доступа к системам управления и питания модели.
Задняя стойка при примерке точно заняла своё место. Теперь, после монтажа руля направления, будет необходимо через пружины связать её с рулём.
Основная сборка завершена. Но мелочи отнимают массу времени! Тут зализ поставить надо, там стык отшкупить, петли подогнать… Иной раз целый день крутишься вокруг модели, а к вечеру глянешь - вроде и не видно твоей работы…
Работа движется… Дверь заняла положеное ей место. По-моему это очень удобно, открыв дверку получить доступ ко всем “внутренностям” самолёта.
Узел стыковки стабилизатора и киля с фюзеляжем выполняется из бальзовых кусков. После просыхания клея им легко придать необходимую форму.