Bellanca Decatlon - новый кит для мотора 45 - 50 см3.

VOX

Самолёт Bellanca очень популярен среди моделистов. Различные версии и под различные моторы выпускаются многими фирмами. Я, как и многие среди моих знакомых в клубе моделистов, купил себе кит от фирмы Эксклюзив Моделлбау. Опыт его сборки навёл меня на мысль, что кит хотя и хорош по многим своим параметрам, но всё-же уже морально устарел. Сборка его прояснила и выявила некоторые негативные моменты. Сборку этого кита можно посмотреть здесь banned link

Посоветовавшись с моим партнёром, мы решили создать новую конструкцию этого популярного самолёта в трёх версиях под моторы соответственно 45-100-150см3.Также по моей просьбе ещё одну эксклюзивную - под мотор под мотор 400см3 в масштабе 45% . В настоящий момент готова первая модель из запланированной серии. О ней я и хочу немного рассказать…

Цель наша при проектировании конструкции сводилась к простоте сборки, к достижению максимальной жесткости при минимальном весе конструкции. Из механизации - во всех вариантах обязательное наличие закрылков и механизма для буксировки планеров. Остальные требования стандартны для моделей этого класса.

Началось всё с чертежей…Каждый узел продумывался и отрабатывался, так шаг за шагом вырисовывался наш будущий самолёт. Конечно опыт сборки подобных самолётов очень пригодился, но помимо этого было прочитано и изучено много тем на различных форумах.

Затем все детали были разложены для резки и переданы нашему партнёру, который и нарезал первый тестовый комплект.

Нарезка выполнена нашим партнёром очень качественно и аккуратно. Это конечно-же радует! Единственная погрешность - толщина материала, из которой наш партнёр нарезал этот комплект. К моему сожалению толщина на фанере вместо заказанных 5мм составляет 5,45мм. Партнёр поставлен в известность и на следующих комплектах этого уже не повторится. Уверенный в том, что даже этот досадный факт не повлияет на конечный результат - я начал сборку.

Мне не пришлось даже вышкуривать детали от облоя. В начале я проверил все детали на совместимость, да так увлёкся, что собрал почти полфюзеляжа… Остановившись, я разобрал полученную конструкцию и начал делать пошаговые фото этой сборки.

В начале были приклеены силовые панели и уже к ним передний шпангоут. Благодаря нашей технологии с большим колличеством шиповых соединений конструкция очень лего позиционируется и склеивается.

Далее вклеиваются нижние полушпангоуты и формообразующие пластины воздушного канала. После того, как эти пластины приклеились на них приклеивается бальзовая обшивка, она собственно и завершает эту конструкцию(Её размер 140 х105 мм). Пока производится сборка только элементов носовой части фюзеляжа. Затем уже на стапеле будет произведена окончательная сборка фюзеляжа.

Надо особо отметить продуманность многих узлов этого самолёта. Это позволяет не только производить точную сборку, но и в последствии без проблем установить всю бортовую аппаратуру.

Вклейка шпангоутов, благодаря всё тем-же шиповым соединениям, без проблем позволяет вставать им под заданным углом, что значительно упрощает сборку. Даже на этой стадии сборки я заметил значительную разницу между собираемой мной Белланкой от Эксклюзив Моделлбау и нашим комплектом. Жёсткость конструкции многократно больше, при том-же весе. Это только радует!

Завершением работы сегодняшнего дня стала вклейка третьего и четвёртого шпангоутов. Между ними вклеиваются две пластины с большим колличеством отверстий. На первый взгляд трудно понять для чего они сделаны… На самом деле в конструкции предусмотрено место крепления батарей бортового питания. Сделано это умышленно - во-первых для положения центра тяжести, во-вторых для удобства эксплуатации. Также эти пластины намертво связывают два шпангоута, точно позиционируя их в конструкции.

Хочу ещё немного забежать вперёд и сказать, что практически все посадочные места подготовлены как для рулевых машинок, так и для остальных бортовых элементов…

VOX

После сборки носовой части, необходимо получившуюся конструкцию перенести на прилагаемый стапель. Его применение в дальнейшей сборке просто необходимо для получения идеально ровного фюзеляжа.

Шпангоуты точно позиционируются на отведённых им местах. Далее в комплекте уже имеются полностью готовые к склейке формообразующие пластины из фанеры 3мм. Их необходимо вставитьв пазы шпангоутов, тем самым получить практически замкнутый контур фюзеляжа.

--------------------------------------------------------------------------------
Верхняя часть фюзеляжа в месте крепленя крыла сделана из фанеры 6мм. Деталь эта полностью готова, на её поверхности уже вырезаны отверстия под крепление штекерного разъёма Мультиплекс, силовой соединяющей крылья трубы диаметром 25мм, отверстия под штыри крыла и крепёжный грибок М6. Смазываем клеем и соединяем. Всё очень точно встаёт на своё место! Меня очень радует такое плотное соединение. Через мои руки прошло достаточно много комплектов и, поверьте, мне есть с чем сравнивать…

--------------------------------------------------------------------------------
Все формобразующие детали заняли своё место и аккуратно сошлись в хвостовой части. Этот узел тоже имеет своё оригинальное решение. В связи с тем, что рулевая машинка руля направления перенесена ближе к центру тяжести, хвостик получается очень компактным, неся в себе только пару серв на рули высоты. Точность установки киля гарантирована пазами на пластине его крепления.

VOX

Ну, вот и прошли выходные дни… Немного отдыха и много полётов. С огромным желанием я взялся за дальнейшую сборку.

Собирать фюзеляж - это просто удовольствие для меня. Не обошлось без казусов… Каким-то образом мы пропустили при проверке деталей во время передачи в нарезку отсутствие на раскладке второго шпангоута!! Всё есть , а этого шпангоута нет… Я долго его искал в коробке и у себя по дому. Потом только решил проверить раскладку… Долго мы смеялись от всей души на этим фактом!! Пришлось мне взять лобзик и выпилить этот самый горе-шпангоут ручками. Да, на долго мы запомним эту первую нашу нарезку!

В остальном всё сложилось как нельзя лучше. Собрал я в начале конструкцию без клея. Лучше-б не делал этого, так-как разбирать оказалось сложнее из-за страха поломать детали. Дело в том, что абсолютно все шиповые соединения очень плотно подогнаны друг к другу и детали с большим трудом вынимаются обратно.

Заранее, чтобы потом без проблем поставить на свои места рулевые машинки, я просверлил в соответствующих деталях крепёжные отверстия. Затем всё промазал клеем и собрал, что называется " на мертво".

--------------------------------------------------------------------------------
Правая половина силовой обшивки, левая половина, гартгрот… Так шаг за шагом всё собирается в единую конструкцию.

Жесткость фюзеляжа,собранного по этой схеме, с применением большого колличества шиповых соединений выше всяких похвал. Это абсолютно стабильная и прочная конструкция специально заложена в проекте, так-как мы предусматривали, что именно этот самолёт станет для многих моделистов первой, по настоящему большой моделью! А как и положену тренеру, в него заложены несколько большие прочностные характеристики.

--------------------------------------------------------------------------------
На верхнем основании третьего шпангоута закрепляется пластина из 6мм фанеры. В ней отверстие для крепления буксировочного устройства. На шпангоуте уже предусмотрено место для рулевой машинки. А как-же без этого, ведь не только для пилотажа и полетов создана эта модель. На всех европейских площадках это самая настоящая рабочая лошадка по затяжке планеров.

Боковины модели вырезаются из бальзы. Сейчас я это сделал руками, а в серийных комплектах эти детали будут уже готовые, отфрезерованые. Это вообще снимет все проблемы!

В переднем шпангоуте по всему его периметру расположены шесть пазов для крепления проушин для установки капота. Они умышленно сделаны торчащими из общего габарита для того, чтобы при обработке их после склейки они в точности повторили форму фюзеляжа.

Приклейка бальзовых боковин, оклейка гаргрота - это очень простые операции, которые под силу даже начинающим моделистам. Но, не надо обольщаться! В действительности сборка этой модели доступна моделистам уже имеющим достаточный опыт сборки. Конечно мы старались всё упростить и сделать качественно! Но опыт в коробку с деталями мы положить не сможем…

Как я уже писал в одном из постов - качество фрезеровки и высокий уровень предподготовки деталей находится на очень высоком уровне. Я практически ничего не вышкуриваю и не подгоняю, только клеевые швы. Я был очень удивлен и конечно-же обрадован, когда уже под конец моего рабочего дня я решил проверить совместимость деталей формирующих форму окна. Поразительно - просто вставил и ВСЁ!!Я даже крупным планом снял это место, чтобы обратить на это внимание. Радует, очень радует,что наша цель по достижению максимально возможного качества наших наборов уже близка…

VOX

Ешё на стадии сборки предыдущей Белланки был отмечен факт, что стёкла модели не соответствуют прототипу. Особенно первое боковое стекло. Нами было решено этот факт исправить и, как итог этого, вполне копийные по форме окна.

После приклейки верхних стрингеров их необходимо сверху обклеить ещё полоской шпона 2,5мм. Такая переклейка очень сильно упрочняет эту конструкцию. Нижние-же стрингера будут поставлены сосновые сечением 5х6мм.

Гаргрот модели из бальзы 2,5мм. Такую толщину вообщем-то можно изогнуть и без распаривания бальзы. Но, если делать всё-же предварительно намочив эти подготовленные заготовки , то можно очень точно их согнуть. Я так и сделал , на некоторое время закрепил детали клейкой лентой. После просушки приклеил.

Окончательная обработка верхних стрингеров чуть позже. А сейчас они ровно и точно приклеились, связав воедино конструктив самолёта.

Теперь время завершить обшивку боковин фюзеляжа. Работа не сложная, но требует времени!

Вот и “зашиты” обе стороны фюзеляжа бальзой. Какой-то завершенный вид получается после этого! Немного вышкурил швы, позже подготовлю целиком поверхность под оклейку. Теперь только раскосы фюзеляжа и хвостовая часть фюзеляжа.

VOX

--------------------------------------------------------------------------------
Стабилизатор собирается по стандартной технологии. Рейки из бальзы 13х2,5мм предварительно намоченные в воде изгибаются по контуру и прижимаются гвоздиками. Они очень легко принимают нужную форму.

Раскосы в фюзеляже выполнены из буковой палочки диаметром 5мм. В некоторых шпангоутах палочку необходимо углубить, чтобы небыло изгиба.

После высыхвния бальзы, снимаем полученные заготовки и повторяем ту-же операцию, только уже предварительно смазав клеем эти детали. Так-как форма бальзовым пластинам уже предана, то вполне хватит обычных прищепок для фиксации.

Крестовые раскосы верхней части фюзеляжа тоже из буковой палочки. Эта операция по соединению места склейки требует некоторых навыков , чтоб получилось красивое и прочное соединение.

Место крепления рулевых машинок в начале было запланировано “зашить” кусочком фанеры толщиной 1мм. Но, уже в процессе сборки выяснилось, что лучше применить для этого лёгкую “трёшку”. Так я и сделал, немного углубив внутрь необходимые поверхности вдоль стыка.

После склейки деталей хвоста модели я снял со стапеля уже очень прочный и жёткий фюзеляж. Действительно получилась очень стабильная конструкция!

Теперь можно всё основательно вышкурить и заняться нижней частью фюзеляжа. Не удержался и примерил корневую нервюру к месту стыка…А ведь сошлось!!

Раскосы нижней части фюзеляжа, установленные диаметрально противоположно верхним, окончательно " связали воедино фюзеляж. Теперь, даже приложив большое усилие, его невозможно даже немного пошевелить. Это только радует!

В хвостовой части осталось только установить место крепления хвостового колеса и и вклеить киль. Этим я и займусь…

Написано уже достаточно много… А у Вас есть какое-то мнение по поводу нашей Белланки? Может со стороны видно то, что от нас попросту ускользает…

VOX

--------------------------------------------------------------------------------
Конечно во время сборки первой модели “выплывают” различные мелочи. Что-то исправляется сразу, некоторые изменения появятся в последующих моделях этой серии.

Я взвесил новый фюзеляж. Вес оказался очень близким к расчётному. Небольшой избыток веса обусловлен тем, что модель предполагалась для использования в качестве первого большого тренера, а именно поэтому она имеет соответствующие прочностные характеристики. Некоторые детали конструкции сделаны специально " с запасом", чтоб простить новичкам и грубую посадку, и случайные падения… Тренер - есть тренер!!

Хвостовое оперение уже закончено в сборке. Многие мелочи, которые заложены в нашу конструкцию только радуют меня.

Yamarin
VOX:

Тренер - есть тренер!!

Слежу за темой с самого ее начала… Очень жаль, что кроме автора, никто не дает комментариев 😦
Поэтому, чтобы поддержать автора, хочу выразить ему огромный респект - работа действительно кропотливая и при этом очень качественная (насколько можно судить по фото)… Лично я бы не отказался иметь такой “тренер” в своей коллекции моделей, ибо в отличие от массовых китайских АРФ, это настоящая авторская работа 😃 и уж сколько терения требуется, чтобы все это задокументировать и выложить на форуме.
Успехов и ждем продолжения (ну. как минимум, я жду 😉 )

VOX

Во-первых я хочу сказать спасибо за интерес к нашей работе. Во-вторых необходимо напомнить, что этот проект выполняется двумя людьми. Так вот за то,что всё сходится без подгонок и утомительных вышкуриваний надо отдать должное моему другу и партнёру. Он в прямом смысле день и ночь отдаёт нашим совместным разработкам. А я взял на себя труд собирать и облётывать наши самолёты. Такое вот у нас разделение труда!

Так как скоро я начну собирать крыло, то в перерывах между работой по сборке хвостового оперения я согнул по той-же схеме законцовки крыла.

Работа с килём и стабилизатором практически завершена. Осталось только вклеить латунные трубочки и усилить это место кусочком фанеры.

В нашем наборе все кабанчики системы управления уже готовые. Они отфрезерованы из композитной пластины толщной 1мм. При малом весе они обладают большой прочностью. На каждом руле их по две штуки - это гарантированная стабильность.

Yamarin

а позвольте спросить, для чего Вы разработали этот проект, да еще и в трех размерах? Для личного использования или для коммерческого распространения? Сколько в последнем случае ожидается примерная стоимость кита под двигатель 50сс с доставкой в Москву?

VOX

Вообще в рамках созданной фирмы разрабатываются и внедряются проекты для коммерческой реализации… Дело в том, что наш проект расчитан на многие типы самолётов, которые, по нашему мнению, должны быть востребованы рынком не только европейского континета. Перед началом работы был сделан серьёзный маркетинг, который и помог опрелелить именно те типы моделей на которые имеется спрос. Я не хочу далее заниматься саморекламой, цель этой темы - это небольшой расказ о том КАК создаётся модель… Если Вас интересует более подробная информация, то пожалуйста пишите в личку…

VOX

Работа с хвостовым оперением практически завершена. Латунные трубочки вклеены на свои места. Всё прошкурено. Теперь необходимо только приклеить киль к фюзеляжу.

Стоит отметить, что в комплекте находятся все необходимые детали для сборки шарнирных соединений. Они отфрезерованы из композитного материала. Их наличие и точное изготовление очень ускоряет процес сборки.

--------------------------------------------------------------------------------
Стабилизатор соединяется с килем при помощи проволоки диаметром 3мм., вставленной в латунную трубку. Это соединение годами проверено на многих самолётах. Удобно и практично! При окончательной сборке троса расчалок свяжут жестко всё хвостовое оперение.

Сборка крыла производится на прилагаемом в комплекте стапеле. Он собирается в считанные минуты! А насколько он упрощает сборку!! Он - гарантия ровного крыла и точной сборки.

Рейки, уложенные в направляющие стапеля, точно позиционируют лонжероны крыла. Нервюры вставляются в пазы стапеля идеально точно попадая на лонжерон. После предварительной сборки начинаем склейку…

VOX

--------------------------------------------------------------------------------
Большая часть сборки крыла происходит на стапеле. И только уже потом, когда конструкция станет стабильной от смешений и сгибов, его можно снимать. Во время этой первой сборки возникли некоторые проблемы по технологичности сборки. В следующих комплектах видимо будет изменена конструкция стапеля. Это позволит ещё быстрее, а главное точнее производить сборку. На то она и тестовая сборка, чтоб выявить недостатки.

Всего 14 нервюр… А вчера наши споры и разговоры о сборке первого крыла длились с небольшими перерывами почти 12 часов. И эти часы потрачены не зря!! Был выведен алгоритм сборки, устранены неточности, даже одна лишняя деталь оказалась…Во как ведь бывает! А всё это для того, чтобы наш потенциальный покупатель, открыв коробку с набором материалов, не ломал себе голову, что и куда должно подходить и как это надо собирать. Рабочий процесс так-сказать…

VOX

После вклеивания нервюр в нижний лонжерон и приклейки верхнего лонжерона необходимо вставить фанерные усилительные пластины. Для этого мне пришлось снять получившуюся конструкцию со стапеля. Такой вариант вклейки не понравился нам обоим, поэтому было решено переделать конструкцию стапеля, чтоб не снимая крыла проводить эту операцию. Будет намного лучше, если почти до окончательной сборки верхней части крыла оно останется зафиксированным.

--------------------------------------------------------------------------------
После высыхания вставок, я возвратил крыло опять на стапель. В местах крепления рулевых машинок основная нервюра тоже усиливается накладкой. Их необходимо приклеить ещё до наклейки лобика крыла.

Передняя кромка из бальзы. После высыхания клея ей надо придать рубанком и шкуркой форму профиля, а затем уже приклеивать лобик крыла.

--------------------------------------------------------------------------------
Пара реек, иголки и прищепки. Немного терпения и лобик крыла занял своё место. Затем приклеивается сразу и задняя кромка из того-же бальзового шпона. Между лобиком и кромкой укладываем накладки. Классика!! Подсохнет - немного вышкурим и перевернём крыло, чтоб завершить работу с противоположной стороны.

Шарнирные петли на этой, да и на всех последующих моделях закрепляются в специальных отфрезерованных под их размер гнёздах. Это в значительной степени упрощает установку рулей.

На трубе из бальзы выгибаются две детали. Они оформят внутреннюю часть между закрылком и крылом. Кстати, по той-же схеме будет изготовлен и лобик элерона…

VOX

Форма закрылка выбрана для этой модели специально. На наш взгляд это позволит в большей степени его работу на малых скоростях.

После высыхания согнутой бальзы, она снимается с трубы. Теперь необходимо снять фаску с края бальзы, чтобы при склейке получить максимально тонкий кант. Рубанок и шкурка - лучший инструмент для этой операции.

Для склеивания таких поверхностй я использую толстую бальзовую рейку. В неё при помощи иголок прикалываем деталь. Обратите внимание - никогда не вкалывай иглу непосредственно в бальзу детали, обязательно только через рейку. В противном случае всегда останутся следы от иголок, которые потребуют шпаклевания.

Раскос крыла крепится за проушину, которая изготовлена из композитной пластины. Для усиления места крепления необходимо вклеить фанерные вставки. А уже через них, при помощи винтов М3 закрепить саму деталь.

После этого можно “зашивать” нижнюю часть крыла бальзой.

VOX

Вот и пришло время ставить на место законцовку крыла. Она точно заняла своё место,отцентрировавшись по пазам на нервюре. Внутрь её только несколько вставок, которые помогут создать необходимую жёсткость и в последствии поддержат натяжение обшивки.

Кронштейны крыла… В первой модели нами было применено решение, которое я делал в предыдущей Белле. Т.е. готовый кронштейн устанавливается в крыло. Во всех последующих вариантах модели этой серии этот узел будет решён по иному. Нервюра крыла будет изготавливаться уже с кронштейном, а пластиковые накладки будут наклеиваться не нервюру для усиления. И уже в таком виде нервюра встанет в стапель для сборки.Конструкция крыла и сборка ещё более упростятся…

VOX

--------------------------------------------------------------------------------
После того, как была приклеена задняя кромка нижней поверхности крыла, в ней на месте крепения кронштейнов были прорезаны пазы. Через них вставлены готовые кронштейны и приклеены.

Теперь над сделать и поставить на место внутренюю проводку для рулевых машинок. Нами запланировано соединение при помощи разъёмов Мультиплекс. Под них в корневых нервюрах уже имеются готовые пазы. Сначала разъём вклеивается в крыло, а затем, при сборке, его ответная часть в фюзеляж. Это гарантирует точность соединения.

Накладки на законцовке завершают её окончательный вид. Теперь только остаётся приклеить переднюю кромку…

VOX

Interesno, a eto nado komu-nibud?? Ili zakryt temu?..

VOX

Не знаю, зачем я это делаю, но продолжу, раз уж начал… Привычка доводить всё до конца.

--------------------------------------------------------------------------------
Второе крыло идентично первому, с той лишь разницей, что оно зеркально. Собралось быстро, без проблем…

Теперь осталось из “деревяшек” собрать элероны и закрылки. Все детали нарезаны и их остаётся только склеить. Элерон выполнен с гнутым лобиком. Это позволяет очень точно сохранить форму, к тому-же выполняется легко из бальзы 1,5мм, намоченной в воде. В качестве оправки я использовал трубу стыковки крыла, она почти подходит по диаметру.