Bellanca Decatlon - новый кит для мотора 45 - 50 см3.
--------------------------------------------------------------------------------
Пришло время сделать отделку внутри фюзеляжа. Много времени отнимает работа, чтобы закрыть все наружние детали и поверхности от попадания краски. Но - это необходимо!
После этого красим краской внутренюю поверхность. Мой сын увидив это сказал: - Что ты наделал!! Но, в действительности модель выгдядит более аккуратной… Есть и другие варианты отделки. Тут уж кому как нравится!
В модели ВСЁ должно быть красиво! Проводка - как один из самых главных элементов отделки.
Я тоже постарался уложить все провода ровно. Вот что получилось… Это конечно ещё не завершённая работа, но уже можно представить себе, как это будет выглядеть по окончанию работы.
--------------------------------------------------------------------------------
Как вариант я поставил аккумулятор NiMH, чтобы удостовериться в правильности его установки на предусмотренных пластинах. Этот вариант тоже очень просто применим, благодаря универсальной пластине внутри фюзеляжа. Каждый может выбрать по своему желанию тип аккумулятора.
Сервомашинка привода системы отцепа затяжного леера тоже заняла своё место. Провода от этой машинки уложены вдоль борта и закреплены пластиковыми хомутами.
Надо особо отметить, что проводка в моделях подобного класса делается полностью и ДО полной обтяжки фюзеляжа и крыльев. Ведь многие вещи монтируются один раз и на полный период эксплуатации самолёта. Всё многократно проверяется и только потом модель обтягивается плёнкой.
Сенсорный выключатель занял положенное ему место на борту. Мы в начале планировал и его установку внутри фюзеляжа, но потом пришли к выводу, что это разумней сделать в доступном рукам месте, пусть даже с некоторым ущербом внешнему виду.
--------------------------------------------------------------------------------
Обтяжка… Меня часто спрашивают как это правильно сделать. Вообщем-то это совсем не сложный процесс, главное применять некоторые простые правила. Основные это:
- начало обтяжки всегда с нижней стороны, чтобы получившийся долевой шов на месте стыка небыл виден сверху.
- кромки припуска должны быть не более 2-3 мм( этого просто добиться специальным ножём).
- начало обтяжки со сложных поверхностей, например торчащих деталей, затем периметр и только потом полностью вся поверхность.
- работать не перегретым утюгом.
- утюгом приклеиваются только кромки. Далее только фен и мягкая руковица. В противном случае Вам не избежать следов от утюга!
Конечно научитесь правильно делать выкройку, от этого зависит очень многое. Я работаю только с плёнкой ORASTIK, с самоклеющейся поверхностью. Годами проверенное на практике качество!!
На примере элерона можно посмотреть поэтапную работу.
И ещё один совет. ВСЕГДА старайтесь проклеить плёнкой внутреннюю часть отверстия или какого либо выреза. Во-первых это аккуратно смотрится, во-вторых никогда не утянет плёнку обнажив материал конструкции.
День добрый ,а скажите чем это дерево покрыто внутри серово цвета.
День добрый ,а скажите чем это дерево покрыто внутри серово цвета.
Это обычная краска “под гранит”… У нас продаётся практически в любом строительном магазине. Цвета и оттенки можно подобрать любые…
Обтяжка…Решил я подробно это отснять. Может кому-то это будет интересно увидеть шаг за шагом…
Модельным утюжком принципиально не пользуетесь?
много раз встречал, в основном на “не русскоговорящих” сайтах, что обтягивают плоскости модели со всеми деталями, кабанчиками и петлями.
сам же поступал наоборот.
обтягивал деталь (хоть элерон) а потом вклеивал кабанчик, в заранее подготовленное место.
вклеить его одинаково, до или после обтяжки, а вот обтягивать - уууу… 😁
настройки? можно ж прихватить кабанчик циакрином, расклинить клином из бальзы и пр…, настроить, а потом демонтировать перед обтяжкой. обтяжка любого самолета тогда не сложнее тренера.
есть какое то логическое объяснение тому, чтобы сначала все вклеить, а потом потеть с обтяжкой?
Насчёт утюжка. Есть и не один. Только вот большие плоскости мне проще моим Сименсом. Поверхность у него идеально отполирована, да и мощнее он своих модельных собратьев. Ни в коем случае не притендую на аксиому! Тут уж кому как удобней и привычней…
А почему собственно потеть с обтяжкой?? Работа только с виду кажется такой сложной. Ведь умение обтягивать полностью готовое крыло сводится главным образом к умению точно сделать раскрой плёнки. Можно и на компе раскрой нарисовать… Но, для меня не проблема сделать это при помощи линейки и карандаша. Никакой логики в этом, естественно нет. Есть только привычка и опыт так работать. Кстати обтяжка со всеми вырезами под кабанчики и тому подобное заняла всего один час…
Не спорю, можно вклеить всю “арматуру” и после обтяжки. Но, к примеру, конструкция этого самолёта не позволяет это делать. А Вы можете гарантировать, что всё точно вклеилось? В последующих вариантах этой модели мы упростим этот узел, но сборка его всё равно будет производится на стапеле.
Небольшое дополнение к фотографиям касательно обтяжки крыла… Меня просили дать коментарии. Пожалуйста!
Итак - крыло. Размечаю лист плёнки с запасом по контуру примерно по 2 см. Затем начинаю приклеивать плёнку в торцевые участки крыла. чтобы потом закрыть шов верхней плёнкой.
После этого накладываю плёнку на крыло. С одной стороны отрываю плёнку от бумаги на 8 - 10 см и отрезаю этот конец бумаги. Это позволит приклеить нашу плёнку к крылу и не позволит плёнке перемещаться в дальнейшем.
Укладываем плёнку на крыло назад и приклеиваем руками.
Теперь переворачиваем плёнку бумагой наверх и начинаем плавно вытягивать бумагу, отрывая её от плёнки. Ничего разглаживать в этот момент не надо! Плёнка сама займёт нужное ей место.
Теперь достаточно горячим утюжком по всем кромочкам. Аккуратно не нажимая сильно, чтоб не повредить бальзу,лучше, если Вы сможете сделать небольшой погиб внутрь и приклеить его сразу утюгом. При правильном раскрое плёнки этот подгиб получается автоматически.
Проглаживаем торцы. Со стороны корневой нервюры это не вызывает сложностей, это практически прямолинейная поверхность. А вот законцовка обязательно создаст складки на плёнке. Не стоит этого бояться! Это решается очень просто. Возьмите утюг и установите температуру немного выше обычной для вашей плёнки. Теперь самым кончиком перегретого утюга начинайте греть плёнку на торце, одновременно растягивая её. Вы увидите как быстро разойдутся абсолютно все складки, даже самые “глубокие”. Помните, если Вы смогли разгладить на торце складку, то на основной поверхности она исчезнет ещё быстрее. Обычный фен это сделает в считанные секунды.
Совет. После обрезки всех кромок “пройдитесь” по ним именно перегретым утюжком. Эта процедура позволит Вам практически сгладить все швы.
После завершения работ с торцами, можно надеть варежку ( лучше специальную из хлопка!) и растянуть при помощи фена всю плёнку на поверхности крыла.
Вот и всё!!
Вырезаю рисунок окраски крыла. Аккуратно приклеваю его на поверхность. Затем утюгом и феном окончательно натягиваю плёнку. Окантовка из полоски чёрного цвета. Нож ,ножницы и две руки…Полчаса работы и с окантовкой работа завершена. Вот и можно уже получить представление о том, что получается…
Вновь к вопросу обтяжки…
Было много вопросов относительно обтяжки нижней части крыла, именно в том месте, где кронштейны закрылка. КАК это сделать? Я делаю очень просто и быстро. Размечаю на выкройке эти места. Делаю надрез вдоль начерченного прямоугольника точно по середине и по краям. Это позволит без труда надеть отклеенную от подлoжки выкройку на кронштейны крыла.
Далее укладываем выкройку на крыло. Приглаживаем и приклеиваем, не забывая, что в начале места около кронштейнов. Плёнка Орастик позволит вытянуть практически любые получившиеся складки. На фото это хорошо видно…
Помните, если Вам удалось растянуть складку на кромках, то феном Вам удастся вытянуть без труда на плоскости. Проверено!
Стабилизатор… Рисунок на его поверхности должен совпадать с рисунком на крыле. Несколько минут работы карандашем и линейкой и выкройка готова. Приклеить полученые из Орастика детали рисунка стабилизатора дело не сложное. Более утомительно нанести окантовку из плёнки чёрного цвета шириной всего 2 мм.
Соединив обе половинки на фюзеляже можно посмотреть на практически обтянутую модель.Я думаю, что не зря я выбрал именно этот вариант раскраски!
В теперешнем состоянии, вместе с полностью укомплектованным бортом и без мотора модель весит ровно 5 кг.
Мотор для модели… Испытанный многократно и на разных самолётах DA-50. Глушитель Питтс очень гармонично вписывется в нашу конструкцию. Впереди его установка…
Продолжение начатой работы по обтяжке. Теперь остался киль, руль поворота и конечно-же сам фюзеляж. Начинаем с киля. Основа - белый цвет, затем приклеиваю звёзды…
Механизм буксировки встал на своё место, точно туда, где ему и положено быть на этой модели.
Здравствуйте, много полезного почерпнул из этой темы.
Скажите а как реализован механизм буксировки? из фото не понятно, т.е. интересует не только как сделано но и как будет работать.
Спасибо.
Здравствуйте, много полезного почерпнул из этой темы.
Скажите а как реализован механизм буксировки? из фото не понятно, т.е. интересует не только как сделано но и как будет работать.
Спасибо.
Механизм буксировки самый стандартный. Конструкция его очень проста. Я думаю, что на картинке всё будет понятно. В случае с этим самолётом я применил механизм фирмы Robbe, мне он больше как-то нравится. Принцип любого механизма заключается в том, что он удерживает петлю буксировочного фала. В случае черезвычайной ситуации этот фал можно отцепить. Как правило отцепляется конец фала на планере, но всяко бывает в жизни… Существует вариант с электромотором, которые позволяют очень быстро убрать фал и сесть уже без него. Тут уж каждый решает для себя как ему удобней и лучше.
Можете, как вариант посмотреть различные механизмы на этом сайте:
Вообще принцип работы заключается в том, что серво вытягивает металлический штырь, который имеет свободный ход внутри металлической оболочки. Его ход расчитан на то, чтобы в своём крайнем положении он полностью освобождал пространство в которое вставляется петля буксировочного фала. В других вариантах этого устройства отцеп происходит путём перемещения буксировочного кронштейна, который поднимаясь также освобождает петлю.
Спасибо, теперь все понятно. Просто я как то предполагал, что фал отцепляется именно на буксируемом планере, но если делают по разному тогда понятно. Как то все же не думается что легкому безмоторному планеру будет хорошо от того что у него с носа свисает длинный трос, вот как раз моторному “тягачу” это как то думаю особо по боку, что сзади будет трос болтаться, в таком случае думаю лучше как раз предусмотреть механизм скручивания этого фала после отцепки планера.
Работа по обтяжке фюзеляжа продолжается… Я начал эту работу именно с верхней части не случайно. В этом очень большой смысл, или правило, если хотите. Дело в том, что начиная обтяжку таким образом вы полностью можете скрыть швы на боках. Плёнка верхней части фюзеляжа, которая оказалась приклеенной на боковую поверхность будет целиком закрыта плёнкой обтяжки бока. Затем надо обклеить нижнюю часть, в моём случае тёмно-синим цветом. И поступить таким-же образом с синим цветом боковой поверхности.Швов не будет заметно вообще!
После натяжения плёнки феном вырезаются окна и дверь. Обязательно аккуратно надо прогладить торцевые поверхности горячим утюгом не задевая краску внутренней отделки. Это закрепит плёнку “на смерть”.
Киль тоже получил свою звёздную раскраску. Теперь по отделке цветом остался только фюзеляж…
Низ фюзеляжа синий, работа не заняла много времени. Главное сделать правильно и точно раскрой плёнки. Тогда она ляжет сразу как надо. У этой модели имеется сложный переход в том месте, где фюзеляж переходит в конус хвостовой балки. Получение в этом месте складки неизбежно. Всё как я и написал ранее. Растягиваем плёнку немного перегретым утюгом на самой на окановочной рейке, а затем натягиваем феном плёнку. Подгиб плёнки на рейку я тоже рекомендую сделать. Это только упрочнит место соединения нижней и боковой поверхности обтяжки.