Як-54 центровка на облет

Alex
giantflier:

центровка зависит не от размера самаолета, а от манеры летания. если вы в основном летаете 3D, то вам естественно нужна максимально критичная центровка.

Мы говорим про облет. чем больше самолет, тем он менее критичен к центровке.

FAV112

Сегодня примерял капот…(не ставил его по причине постоянной регулировки движка,он новый и проходит обкатку).Первый полет думал делать без него.Но чувствую что поставлю и полечу))))).
Капот +кок весит 350грамм.Остальное решил скомпенсировать смещением движка вперед на 2см(получилось что он сейчас стоит так что винт от капота отстает на 5мм).

giantflier
Alex:

… чем больше самолет, тем он менее критичен к центровке.

вот это новость… законы гравитации наконец побеждены!
буду теперь строить только “боинги”… им, наверное, вообще будет все равно где ц.т. 😃

an2an:

Вы уж определитесь, или точность или скорость…

я уже давно определился.
можно (и нужно) добиться и того и другого, если грамотно настраивать и аэроплан и радио. нельзя также забывать, что кроме скорости и точности существует еще и крутящий момент, который нужно передать с машинки на плоскость.

FAV112:

Сегодня примерял капот…

думаю, что если вы установите капот на место, все у вас встанет на свои места и самолет полетит гораздо лучше.

FAV112
giantflier:

думаю, что если вы установите капот на место, все у вас встанет на свои места и самолет полетит гораздо лучше.

Капот весит300гр,груз480.То и выйдет,груз придется оставить…

lyoha

центровка зависит не от размера самаолета, а от манеры летания. если вы в основном летаете 3D, то вам естественно нужна максимально критичная центровка. если вы летате FAI или IMAC - вам нужен более устойчивый самолет.

Центровку лучше использовать рекомендованную производителем. 2% назад от рекомендуемой это не критически-задняя центровка, а тенденция к несколько задневатой центровке, особенно у яков с большой разницей по корневой хорде и законцовке. Равно как и расходы на облет тоже установить рекомендуемые как по малым расходам так и по большим. В воздухе всегда можно определиться с какими комфортно лететь. А вот после облета и некоторого привыкания к модели уже регулировать их под свои предпочтения.

Летать лучше с капотом. Поведение самолета без капота может очень сильно отличаться от поведения с капотом. Если считаете, что будет сложно регулировать карбюратор, то просто оденьте на иглы направляющие из коктейльных соломинок и выведите их наружу через отверстия в капоте.

Creator991

У меня тоже Як54 и тоже проблема с центровкой. На облет на фаирвол повесил 500гр свинца, центровка ГУД, вес но ГУД. Я сделал проставку между капотом и фюзом, 20мм и выставил мотор вперед на 25мм (дополнительные проставки к родным добавил) и при заправленом самолете центровка нормальная а на сухую все равно центровка немного задняя. по моим расчетам надо еще вперед на 15-20мм выставить мотор чтобы центровка была 28-30% на сухом самолете.

an2an
giantflier:

я уже давно определился.
можно (и нужно) добиться и того и другого, если грамотно настраивать и аэроплан и радио. нельзя также забывать, что кроме скорости и точности существует еще и крутящий момент, который нужно передать с машинки на плоскость.

Вы, уж если написали глупость, то хотя бы не начинайте изворачиваться. При изменении передаточного отношения связки машинка/руль, момент+точность и скорость+отклонения меняются в разном направлении. Если одно растет, то другое уменьшается. По-этому фраза: “…лучше иметь короткие рычаги и большие расходы на машинках, зато длинные рычаги и небольшие расходы на рулях. точность и быстрота отработки будет гораздо выше…”, выглядит как бред, потому что гораздо выше будет только что-то одно, за-то другое гораздо ниже.

giantflier:

вот это новость… законы гравитации наконец побеждены!

А какое отношение имеет центровка к законам гравитации? Это чистая аэродинамика. И это факт, что бОльшие самолеты менее чувствительны к изменению центровки, чем меньшие…

Alexey_T

У меня аналогичный Як-54 от HobbyPro как у Creator991.
Мотор DL-50
Поначалу тоже пришлось на фаервол повесить 360 гр.

Потом весь груз убрал. Заменил родное заднее колесо на легкое (всю систему)
Заменил на карбон трубку в стабилизаторе. Установил алюминиевый кок.
Аккумуляторы стоят на мотокорбе.

И все - центровка как в мануале. т.е. 30% CAX

Потом еще штатный бензобак заменил на “шишкин лес”
В Итоге сухой вес 7770 гр.

FAV112

Мой Як от фирмы FB-MODEL.Он чуть другой наверное,т.к меньше 8 кило неполучитсо никак((((

По поводу больших самолетов и изменению центровки:все дело в числе Рейнольдса.Но об этом многие не знают…

Alex
an2an:

А какое отношение имеет центровка к законам гравитации? Это чистая аэродинамика. И это факт, что бОльшие самолеты менее чувствительны к изменению центровки, чем меньшие…

Именно, Тоха, только, если я правильно все понимаю, там еще число Рейнольдса замешано. Пусть спецы поправят.

giantflier
an2an:

Вы, уж если написали глупость, …выглядит как бред,…
А какое отношение имеет центровка к законам гравитации? Это чистая аэродинамика. И это факт, что бОльшие самолеты менее чувствительны к изменению центровки, чем меньшие…

надеюсь, то что я скажу, не покажется вам глупостью.

то, что в просторечии называется “центровкой” - это расположение ц.т. модели относительно точки приложения подъемной силы крыла. назовем ее условно - центром давления - ц.д.
если ц.т. находится позади ц.д., то крутящий момент, который создается подъемной силой и весом модели будет стремиться задрать нос модели вверх.
если ц.т. находится впереди, то все будет наоборот - нос модели будет стремиться идти вниз.
если ц.т. и ц.д. совпадают, то модели будет находиться в относительном равновесии относительно набегающего потока.
это верно как для маленьких “пенопласок”, так и для больших моделей и вообще для всех прочих летающих аппаратов. я говорю о классической самолетной схеме - переднерасположенное несущее крыло и заднерасположенный стабилизатор с симметричным ненесущим профилем.

несколько другая картина с устойчивостью у свободнолетающих моделей планеров, посколько у них стабилизатор обычно имеет несущий профиль и также создает подъемную силу. в результате, равнодействующая подъемной силы смещена назад. если не ошибаюсь свободнолетающие модели могут иметь ц.т. в районе 60% и даже более о передней кромки САХ.

кстати о САХ - средней аэродинмаической хорде крыла. убедитесь, что вы отсчитываете положение вашего ц.т. от носика САХ, а не от передней кромки в корне крыла. если у вас крыло не прямоугольное, то это совершенно разные вещи. у Яка крыло далеко не прямоуголное. нужно измерить ваше крыло и вычилисть положение САХ. только после этого у вс будет ясная картина. может мы вообще зря копья здесь ломаем. 😁

что касается, силы гравитации, так она существуют в природе и действуют на все предметы, безоносительно их размера. это открыл еще Ньютон - сравнительно недавно - триста лет назад.
но, поверьте, эти силы действовали и до Ньютона - и триста, и тысячу, и миллиард лет назад. именно эти силы и определяют существование такого понятия, как тяжесть и, соответственно, центр тяжести.
также беразлично к нашим эмоциям и желаниям существовали все прочие окружающие нас силы. например, воздух обтекал различные предметы, точно так же как он делает это сегодня, и всегда создавал при этом и силу сопротивления и подъемную силу.

силы тяжести (сила гравитации) и подъемная сила совместно определяют повеждение самолета относительно земли.
не исключаю, что в состоянии невесомости, ваша модель, пусть даже и “большая”, будет вести себя по-другому. не могу сказать ничего определенного - пускать самолетики в невесомости никогда не пробовал. 😃

число рейнольдса описывает характер обтекания профиля, а вернее, поведение любого потока в переходных режимах от лаимнарного к турбулентному и это понятие не имеет никакого отношения к “правильному” положению ц.т.

я уже пару раз писал на эту тему в этом форуме.
я не являюсь пионером в этой области, все это открыто давным давно умными людьми. мне просто было интересно в свое время изучать все это дело в институте и я старался не пропускать мимо ушей то, что нам уговорили.

первый свой радиоуправляемый самолет я запустил в 1983 году, если не ошибаюсь.
в 80-х годах законы аэродинамики действовали точно так же. как и в нынешние “нулевые”.
я, конечно, могу ошибаться. вдруг, например, в России нынче все по другому. все таки она “встает с колен”, как никак. вдруг и аэроднамика там нынче другая.
вполне может быть! в свое время в ссср, например, кибернетика была “служанкой капитализма” и считалось, что ничего, кроме вреда она “народному хозяйству” не приносит.

вдруг, кто-то обнаружит, например, влияние каких-то торжественных дат или всенародных праздников на законы аэродинамики, такой человек заслуживает “нобелевки”, которая, кстати, нынче уже аж 1.200,000.00 баксов. стоит потрудиться. 😉

lyoha

несколько другая картина с устойчивостью у свободнолетающих моделей планеров, посколько у них стабилизатор обычно имеет несущий профиль и также создает подъемную силу. в результате, равнодействующая подъемной силы смещена назад. если не ошибаюсь свободнолетающие модели могут иметь ц.т. в районе 60% и даже более о передней кромки САХ.

Ошибаетесь. В случае с радио-планерами. Стабилизатор обычно делают с симметричным профилем. И центровку подбирают исходя из рекомендаций именно к профилю крыла. Смещают центровки назад для более чуткого реагирования планера на атмосферные возмущения, которые как правило индицируют потоки.

У свободного лета центровки смещают назад как для минимально возможной горизонтальной скорости модели, так и для более крпутого взлета на леере и возможности четкого схода с крючка. Модель в полете сидит на заднице постоянно, на грани кабрирования, что тоже позволяет довольно четко вставляться в малейший поток.

giantflier
lyoha:

Ошибаетесь. Стабилизатор обычно делают с симметричным профилем…

такое впечатление, что для вас важнее подловить меня на какой-то оговорке, а не выяснить как обстоит дело в реальности.

я упомянул “свободнолетающие” планера, то есть те, что не управляются с земли.
радио планера, например класса F3B летают по тем же законам, что и все прочие самолеты.
я лично видел свободнолетающие планера только с плоско-выпуклым профилем. но я никогда их не строил и не пускал. каюсь, я не видел ВСЕ свободнолетающие планера, существующие на этой планете.
всю жизнь занимаюсь только радиосамолетами.
если вам нравится летать на грани кабирирования - флаг вам в руки. никто ж не запрещает!

FAV112

поверьте уж,имею авиационное образование,и о числах Re и о методике расчета САХ я в курсе.

Alex

Вы, вот, много чего понаписали, а сути это не меняет. БОльшие модели, к центровке менее чувствительны, хоть вы там много теорий про Россию и невесомость выдвинули. И про планера Вам Леха написал не просто так…
А число Р, для маленьких и больших самолетов разное будет…И процессы все тоже отличаются. Именно по этому, для бОльших или больших самолетов 37% вполне комфортно.

giantflier

Вы, вот, много чего понаписали, а сути это не меняет. …

ну и отлично! вот все и решилось.

маленькое уточнение. запишу в свою базу данных и буду впредь умнее.
правильно ли я вас понимаю - чем больше число Рейнольдса тем меньше имеет значение положения тяжести?

FAV112

на самом деле,число РЕ влияет только на поведение самолета.Центровка же влияет на устойчивость и управляемость.

Alex
FAV112:

на самом деле,число РЕ влияет только на поведение самолета.Центровка же влияет на устойчивость и управляемость.

А это не взамозависимые вещи?

Alex
giantflier:

век живи век учись…

Тонко подмечено…

giantflier
FAV112:

на самом деле,число РЕ влияет только на поведение самолета…

все зависит от всего.
если строго придерживаться этого правила, настройка делается легко и приятно.