Як-54 центровка на облет

FAV112

Приветствую всех!
Такой вопросик назрел(точнее проблемка)
Приобрел вот такого яка: www.rc-ocean.ru/168118.html
Собрал,все усилил,проклеил.Снабдил движком ДЛ-50.
Проблема с центровкой:по мануалу-182мм от передней кромки по корневой нервюре(приблизительно 1см позади оси трубы).Прикинул геометрически-это почти 35% САХ 😃 😃 😃
На собранном самолете получилось 200 мм от передней кромки.(порядка 37 % САХ).Аккумуляторы оба в носу.Повесил груз порядка 480 гр чтобы загнать центровку хотябы по трубе.(правда капот весом 300гр еще не ставил).Вес с топливом в собранном виде (без капота) получился порядка 8400 гр.

Знающие,подскажите,это нормально???
Больно сцыкотно облет выполнять с такой центровкой…

Есть два выхода из ситуации:
-Перенос серв РВ в центр фюза и провести тросовые тяги(или карбоновые трубчатые)
-Удлинением фаерволла на 15мм и смещением двигателя вперед(посчитал методом сил и моментов)

Что лучше выбрать,ПОСОВЕТУЙТЕ!!! 😃 😃 😃

sgon

А почему без капота? Чем обусловлено?
Не сцы, центровка 37% для Яков норма, резким не станет, зажми расходы и экспоненты по 50%, скорость на посадке будет очень медленной.
А почему такой большой вес получился, чё туда насовал?

giantflier
FAV112:

Капот пока не ставил.

не надо никаких тросов
переместите все, чт можно в нос. постаьте капот, кок.
еще раз просчитайте центровку. может ошибка?
37% для любого самолета очень критична. я бы на такой не стал летать.

MWW

Страно как-то… Грузы вешаете, а капот весом аж 300 грамм не ставите…
А двигатель на месте? В смысле, если по капоту смотреть? Может он смещен назад, и это как раз и является причиной,
отчего капот не ставите? 😃 Тогда однозначно новые стойки точите, и будет вам счастье 😃

Alex
giantflier:

37% для любого самолета очень критична

Вот это новость! Для больших самолетов это норма.

giantflier
Alex:

Вот это новость! Для больших самолетов это норма.

центровка зависит не от размера самаолета, а от манеры летания. если вы в основном летаете 3D, то вам естественно нужна максимально критичная центровка. если вы летате FAI или IMAC - вам нужен более устойчивый самолет.
нужно летать на оптимальной центровке для конкретного пилота.
лично мне летать на задней центровке не нравится - слишком критично, неустойчиво. самолет ведет себя не как самолет, а как муха-дрозофила.

зажимать расходы на машинках - значит терять разрешение, точность отработки, другими словами. лучше иметь короткие рычаги и большие расходы на машинках, зато длинные рычаги и небольшие расходы на рулях. точность и быстрота отработки будет гораздо выше.
экспонента, конечно, нужна.

еще раз повторюсь, центровка должна быть определяться наиболее оптимальным поведением самолета, а не понтами.
первый признак неправильной центровки - самолет нужно все время подправлять рулями, чтобы поддерживать прямой горизонтальный полет. при правильной центровке, модель летит прямо, не отклоняясь ни вверх ни вниз, как по рельсам.

P_33
giantflier:

при правильной центровке, модель летит прямо, не отклоняясь ни вверх ни вниз, как по рельсам.

тут надо дописать- в полете на спине.
Самолет должен при этом быть правильно отримирован.

При задней центровке на посадке надо от себе давать, штоб не завалить, что может вызывать некоторые трудности…

2 FAV112 **** капот лучше поставить, тк он может заметно влиять на аэродимнамику.

an2an
giantflier:

зажимать расходы на машинках - значит терять разрешение, точность отработки, другими словами. лучше иметь короткие рычаги и большие расходы на машинках, зато длинные рычаги и небольшие расходы на рулях. точность и быстрота отработки будет гораздо выше.

Вы уж определитесь, или точность или скорость… Понятно, что в описанной Вами конфигурации, скорость будет меньше.

Alex
giantflier:

центровка зависит не от размера самаолета, а от манеры летания. если вы в основном летаете 3D, то вам естественно нужна максимально критичная центровка.

Мы говорим про облет. чем больше самолет, тем он менее критичен к центровке.

FAV112

Сегодня примерял капот…(не ставил его по причине постоянной регулировки движка,он новый и проходит обкатку).Первый полет думал делать без него.Но чувствую что поставлю и полечу))))).
Капот +кок весит 350грамм.Остальное решил скомпенсировать смещением движка вперед на 2см(получилось что он сейчас стоит так что винт от капота отстает на 5мм).

giantflier
Alex:

… чем больше самолет, тем он менее критичен к центровке.

вот это новость… законы гравитации наконец побеждены!
буду теперь строить только “боинги”… им, наверное, вообще будет все равно где ц.т. 😃

an2an:

Вы уж определитесь, или точность или скорость…

я уже давно определился.
можно (и нужно) добиться и того и другого, если грамотно настраивать и аэроплан и радио. нельзя также забывать, что кроме скорости и точности существует еще и крутящий момент, который нужно передать с машинки на плоскость.

FAV112:

Сегодня примерял капот…

думаю, что если вы установите капот на место, все у вас встанет на свои места и самолет полетит гораздо лучше.

FAV112
giantflier:

думаю, что если вы установите капот на место, все у вас встанет на свои места и самолет полетит гораздо лучше.

Капот весит300гр,груз480.То и выйдет,груз придется оставить…

lyoha

центровка зависит не от размера самаолета, а от манеры летания. если вы в основном летаете 3D, то вам естественно нужна максимально критичная центровка. если вы летате FAI или IMAC - вам нужен более устойчивый самолет.

Центровку лучше использовать рекомендованную производителем. 2% назад от рекомендуемой это не критически-задняя центровка, а тенденция к несколько задневатой центровке, особенно у яков с большой разницей по корневой хорде и законцовке. Равно как и расходы на облет тоже установить рекомендуемые как по малым расходам так и по большим. В воздухе всегда можно определиться с какими комфортно лететь. А вот после облета и некоторого привыкания к модели уже регулировать их под свои предпочтения.

Летать лучше с капотом. Поведение самолета без капота может очень сильно отличаться от поведения с капотом. Если считаете, что будет сложно регулировать карбюратор, то просто оденьте на иглы направляющие из коктейльных соломинок и выведите их наружу через отверстия в капоте.

Creator991

У меня тоже Як54 и тоже проблема с центровкой. На облет на фаирвол повесил 500гр свинца, центровка ГУД, вес но ГУД. Я сделал проставку между капотом и фюзом, 20мм и выставил мотор вперед на 25мм (дополнительные проставки к родным добавил) и при заправленом самолете центровка нормальная а на сухую все равно центровка немного задняя. по моим расчетам надо еще вперед на 15-20мм выставить мотор чтобы центровка была 28-30% на сухом самолете.

an2an
giantflier:

я уже давно определился.
можно (и нужно) добиться и того и другого, если грамотно настраивать и аэроплан и радио. нельзя также забывать, что кроме скорости и точности существует еще и крутящий момент, который нужно передать с машинки на плоскость.

Вы, уж если написали глупость, то хотя бы не начинайте изворачиваться. При изменении передаточного отношения связки машинка/руль, момент+точность и скорость+отклонения меняются в разном направлении. Если одно растет, то другое уменьшается. По-этому фраза: “…лучше иметь короткие рычаги и большие расходы на машинках, зато длинные рычаги и небольшие расходы на рулях. точность и быстрота отработки будет гораздо выше…”, выглядит как бред, потому что гораздо выше будет только что-то одно, за-то другое гораздо ниже.

giantflier:

вот это новость… законы гравитации наконец побеждены!

А какое отношение имеет центровка к законам гравитации? Это чистая аэродинамика. И это факт, что бОльшие самолеты менее чувствительны к изменению центровки, чем меньшие…

Alexey_T

У меня аналогичный Як-54 от HobbyPro как у Creator991.
Мотор DL-50
Поначалу тоже пришлось на фаервол повесить 360 гр.

Потом весь груз убрал. Заменил родное заднее колесо на легкое (всю систему)
Заменил на карбон трубку в стабилизаторе. Установил алюминиевый кок.
Аккумуляторы стоят на мотокорбе.

И все - центровка как в мануале. т.е. 30% CAX

Потом еще штатный бензобак заменил на “шишкин лес”
В Итоге сухой вес 7770 гр.