CHARTER - самолёт для первой самостоятельной постройки.
Всё началось до банальности просто…Мой восьмилетний сынишка налетавшись на папиных самолётах вволю задался мыслью о постройке первого СВОЕГО самолёта. А почему-бы и не сделать, решили мы с ним. К моему глубокому сожалению у нас только ещё в планах создание подобного самолёта, а сыну надо прямо сейчас! Такой порыв нельзя гасить,я только могу это приветствовать! Засели мы за каталоги и стали выбирать кит - простой, чтоб по рукам подходил для сынишки. Много перебрали вариантов и остановились на строительном наборе фирмы ROBBE, самолётик очень простой, классический можно сказать.
Заказал я с утра его в Германии, на следующий день мы уже имели долгожданную коробку у себя дома…Радости сына небыло предела!! Он сам перебрал и перещупал каждую детальку! Естественно в тот-же день начали собирать это чудо технической мысли немецких инженеров.
Естественно, не каждая операция была сыну доступна в силу его возраста, поэтому оговорюсь сразу - он делал действительно очень много и старательно, ну а я что-то исправлял, а что-то делал сам. Вообщем мы от этого процеса совместной постройки получили огромное удовольствие!
Я думаю, что надо сразу отметить очень высокое качество этого набора.Мне действительно было приятно, что ребёнку в руки попал именно этот кит. Всё запаковано, всё расписано до мельчайших подробностей. Это как раз тот вариант, когда ребёнок смотрит в прекрасную фотоинструкцию и практически не задаёт вопросов. Вопросы только по приёмам работы с той или иной деталью или материалом. Но, эти вопросы так естественны в этом возрасте!
Начали по инструкции собирать крыло. Сын выдавил нервюры из фанерного листа. Нарезка лазером - всё очень точно и красиво!Облоя практически никакого. Конечно-же я попросил сына вышкурить все детали. К этому ребёнок должен привыкнуть сразу и навсегда. Чисто и аккуратно сделанная модель хорошо летает. Эта прописная истина, к этому надо приучать сразу! Видя интенсивный труд за рабочим столом, к нам присоединился и самый младший сын моего семейства. Ах, с каким азартом они шкурили детали! Ну, так как-же они САМИ делают самолёт!!
Склейка крыла не вызвала никаких проблем. Сын всё делал точно по фотографиям. Он уже был знаком со многими приёмами работы, ведь он каждый день видит как работает его папа. Он так старался не сделать плохо, так старательно убирал излишки клея, многократно всё перепроверял угольником углы установки…Я думаю, что в этот момент он ощущал себя настоящим моделистом…
Крыло собралось в течении пары дней. Приклейка лобиков вызвала некоторые неудобства у сына. Особенно верхних. Попасть иголкой в нервюру, которую он не видит оказалось сложно!! пришлось и мне тут подключится, ведь клею не объяснишь, что ребёнок работает. Ведь через пять минут он засохнет!
От сборки фюзеляжа сын был в восторге. Вот тут у него всё получалось!
--------------------------------------------------------------------------------
- Полезная вещь струбцинка!- сказал мой сын. Ему очень понравилось с ними работать. Усилия его детских рук под час не хватало, чтобы сжать фанерные детали. А тут, “легким движением руки…”
Стабилизатор. Реек мой сын тут попортил основательно и до слёз! Видимо такой расклад событий был предусмотрен изготовителем, т.к. их колличество явно привышало необходимое. Ножем, естественно ровный рез не получался. Тогда я дал ему японскую ножовку, или шлицерезку, как её ещё называют и тогда работа стала получаться. Сделать распил оказалось для ребёнка намного проще , чем разрез!
Собранный фюзеляж вышкуривался долго и упорно! Так, чтоб папа проведя пальцем по поверхности и граням только молча улыбнулся…Такое моё молчание для него - наивысшая похвала, я это знаю! Между нами, угодить мне сложно…Но если постараться…
Помня проблемы с одной из половинок крыла при сборке лобиков, я показал сыну несколько иную технологию этой работы, без иголок.
- Здорово! - сказал он - теперь всегда буду так делать. Действительно , работая прищепками и клейкой лентой получается намного быстрее и качественней.
--------------------------------------------------------------------------------
Деталь за деталью, шаг за шагом - вот и потихонечку мы продвигаемся к финалу. Собрав до конца фюзеляж, мы должны были решить с каким мотором будет наш самолёт. Тут я дал право выбора сыну. Он летал и с электромоторами, и с ДВС… Мне было интересно, что он предпочтёт? Только ДВС, таков его выбор! Я вздохнул с облегчением… мне тоже нужен в воздухе звук мотора.
У нас есть несколько различных моторов, которые подходят для этой модели. Я подумал , что “ослик” - это именно то, что нужно. Решено, делаем мотораму под него.
Вот её-то в комплекте и не оказалось, зато оказалось в папиной “заначке”. Покапавшись с сыном в коробочках (ох, как он это дело любит!) мы отыскали сей предмет, чему были очень обрадованы. Моторчик, стоявший до этого пару лет на маленьком Пайпере, теперь перекочует на новое место жительства. Работает он как часы, не подведёт…
--------------------------------------------------------------------------------
По инструкции рекомендуется в начале обклеить стабилизатор и киль, а затем их вклеить на свои места. Я никогда так не делаю! Всегда будет "стягать "по глазам клеевой шов. Я знаю и умею обклеивать эти детали прямо на месте. Решил и сына этому научить, чтоб сразу понял, как красиво это можно сделать.
Половинки крыла состыковались. Всё сошлось и получилось! В тот-же вечер сын начал примерять крыло к фюзеляжу. Сколько гордости за содеяное в нем было!!
Так он и уломал меня на ночь глядя начать обклейку. Ну, не в терпёж ему! Ну, хоть только белой плёнкой…
--------------------------------------------------------------------------------
С утра клеили самолёт в цвете уже. Окраску мой сын выбрал “как на коробке”. Да, нет проблем, плёнки любой есть в запасе, от разных самолётов осталось. Здесь много и не надо, самолёт-то маленький.
Шасси запаивали “по месту”…Впервые сын держал в руках паяльник, впервые сам паял! Вот уж не думал, что этот процес так ему понравится! Каждый день сын открывал для себя что-то новое, ещё им не познанное. То, что для меня было просто и обыденно - для него оказывалось целым открытием!
--------------------------------------------------------------------------------
Вот пришло время установить мотор на своё место и подогнать глушитель к фюзеляжу. Это делал я, т.к. сын ещё не в состоянии это сделать. Мальчишка за этим наблюдал очень внимательно. Когда я закончил, он сказал, что в следующий раз сделает это сам…Вот так , безаппеляционно!
Машинки рекомендованы саме простые Футаба 3001. Вообщем и правильно! Все посадочные места под них уже вырезаны. Я только в крыло поставил Хайтек мальнькую сервушку. И то , только по той причине, что у меня их много есть, а вот 3001 только четыре , а не пять штук.
Вот и собрался наш самолёт! Монтаж всего, что было в комплекте завершен. Мотор стоит, бак стоит. Сделали мы ему “взрослую” заправочную систему, с клапаном, всё “по уму…”
--------------------------------------------------------------------------------
Хвостового колеса в наборе нет. Производитель рекомендует только фанерный костыль… Это не есть гуд! Проволочку согнули как надо, колёсик подобрали (всё в той-же папиной “заначке”!) Получилось даже очень ничего!! Кататься самолёт стал на много лучше.
В самолёт установлен приемник Jeti 7 DPI, 2600 мА аккумуляторы.
Вот вообщем-то и вся история. Это был экспромт для меня, совершенно внеплановая работа. Сын очень доволен нашей совместной работой и очень горд , что имеет собственный самолёт!
Поздравляю вас и вашего сына!!! А вот у меня была ситуация недавно, когда купили первый самолет - тренер арф, ждал я 4 дня пердлагая папе вместе собрать, мне было бы оч приятно и интересно, но так и не дождался…Уж оч было интересно и потом за 2 вечера собрал(с 15 до 19 часов)…Вот так 😦
С детьми надо такими вещами заниматься 😃 респект!
Самолёт настолько устойчив и хорош в воздухе, что его делают и в виде увеличенной копии под мотор 62см3…
вопрос:
там угол диадрали задается прямой соединительной пластиной, в крыльях, только окна под нее в нервюрах так, что они на этой пластине угол “V” принимают?
вопрос:
там угол диадрали задается прямой соединительной пластиной, в крыльях, только окна под нее в нервюрах так, что они на этой пластине угол “V” принимают?
Да, именно так…Склеиваются две половинки вместе с пластиной. Кажется на первый взгляд, что хлипковато, однако летает и ни каких проблем. Модель удачно выдержала не совсем, скажем так, мягкую посадку моего юного пилота…задев плоскостью землю. Никаких повреждений, хотя со стороны я думал , что крыло будет нам везти домой в виде двух половинок.
Очень летучий самолётик, даже в руках ребёнка. Первое впечатление сына - мало мощности. Да, после 50-кубового Ультимейта я-бы тоже так сказал! Вот так учить детей сначала летать , а потом строить!!