Самолет задирает нос

zuza

Самолет собственной конструкции при добавлении газа задирает нос вверх.Приходится орудовать рулем высоты. При планировании, на min оборотах полет почти идеальный. Из пикирования выходит сам по довольно большому радиусу.
Выкос движка следующий: вправо - 2 град.
вниз - почти 3 град.
Профиль крыла плосковыпуклый, угол атаки крыла около 2 град
Тренер верхнеплан
размах крыла 1300мм;
длина - 900мм;
вес взлетный почти полтора кило;
нагрузка - 65-67 г/дцм.кв.

Подскажите плиз в чем проблема, а то летать постоянно орудуя рулем высоты тяжко!

foxtrot
zuza:

Профиль крыла плосковыпуклый, угол атаки крыла около 2 град

Мож многовато будет? У меня кажись в ноль и все здорово.

Ну а вообще ничего креминального - настоящие самолеты кажись так и должны делать - даешь газ, нос к верху задирает - посмотри, например, в симе Ил-2 там кстати управление рулями должно быть постоянно связано с работой мотора - иначе не литит 😃 .

Если не нравится - поищи тут где-то была статейка из буржуинского журнала по насторойке выкосов движка.

Василий_Афанасъев

Крылъя в ноль ОБЯЗАТЕЛЬНО !
Далее летни -посмотришь как что ,возможно потребуется ещё выкосить мотор вниз на1-2 градуса .

new225
zuza:

***

Закосите мотор еще капельку вниз и посмотрите что получается… Может придется еще и угол установки крыла уменьшить, но сначала движок …

zuza

В симе ИЛ-2 нос задирается но немного, а здесь даеш газ и он градусов 30-40 сразу задирается и дальше доходит почти до вертикали и сваливается (у движка тяга меньше веса) вот и приходится постоянно вмешиваться.

Вообще то у меня есть подозрение что угол атаки всеже великоват, хотя во многих чертежах на тренере с плосковыпуклым профилем угол атаки 1-1,5 град.

Ладно, попробую поменять угол атаки (проще всего, крыло на резинках), а потом выкос вниз добавлю на пару градусов и отпишусь.

AndreykA

А центровка какая? Может быть слишком задняя, вот и задирает нос, чуть газу даете…
Хотя может и изменение угла атаки крыла решит проблему.

P_33

Крыло в ноль однозначно ставить

Vladimir_T

Коллеги, где-то в интернете нарыл информацию по вашей проблеме, сразу говорю- это не мое, автора этого документа не знаю. Информация интересная, может что и пригодится. Здесь как раз есть рекомендации по вопросу “цИнтровки 3d самика размером 2.4м”

…По иностранным материалам

Грамотно спроектировать (или достать хорошие чертежи) и аккуратно построить модель - это еще далеко не все. Во многом основные летные свойства зависят от регулировки (этот процесс называют еще “настройкой”).
Заметьте, что нередко изначально неплохая машина объявляется “тупой”, “кривой” или просто нелетучей. Что тогда происходит? Как правило, ее хозяин тяжело вздыхает, и идет покупать материал для новой модели, даже не подозревая, что попросту не справился с регулировкой уже имеющейся. Чтобы избавить вас от подобных психологических потрясений, мы предлагаем познакомиться с упрощенной методикой настройки пилотажной модели. Этот способ годится не только для пилотажек, но и для любых других радиоуправляемых самолетов.
Еще перед выездом на полеты необходимо проверить модель на отсутствие круток, и проконтролировать углы установки крыла, стабилизатора и двигателя. Если позволяет аппаратура, полезно установить экспоненту равную 10-30%, при параболической зависимости.
Прибыв на место стартов, запустите и отрегулируйте двигатель. Не должно быть заметных “провалов” при переходе с малого газа на максимальный, а сам процесс должен занимать не более 2-3 секунд. Добившись этого, поверните модель носом вверх. Значительное изменение оборотов, а тем более перебои в работе недопустимы. Проверьте реакцию двигателя на ручку газа при этом положении модели. Уточните время работы на максимальном режиме с данным топливным баком.

Начальная регулировка. Тщательно подберите положение всех триммеров на средней скорости полета. Потом, делая пролеты в разных направлениях (чтобы исключить влияние ветра), резко увеличивайте обороты двигателя, и наблюдайте за поведением самолета. Если модель будет уходить вверх или вниз, нужно отклонить двигатель соответственно вниз или вверх. Если же модель стремится влево или вправо, - поверните ось двигатель в обратную сторону. За одну регулировку мотор отклоняют не более чем на 1 мм (по носку коленвала) и, желательно, в одном направлении, например, только в вертикальной или только в горизонтальной плоскости. После этого обязательно проверяют поведение модели, и при необходимости продолжают процесс настройки до получения требуемых результатов. Если в процессе регулировки потребуется триммировать рули, а на передатчике нет их “памяти”, длину тяг желательно в конце вновь выставить “в ноль”.
Хода элеронов и рулей. Для контроля выполните две-три правые и левые бочки со скоростью вращения примерно 1 об/с. При необходимости увеличьте или уменьшите хода элеронов. Затем сделайте несколько прямых и обратных петель. Расход руля высоты должен обеспечивать выполнение квадратных петель размером около 25 м с четко выраженными гранями. Руль поворота должен обеспечивать плоский разворот на 180° не более чем за 5 с.
Центровка модели. Полубочкой переведите модель в перевернутый полет. Если для поддержания горизонтального полета требуется более 1/3 хода ручки (экспонента руля высоты 0%), это означает, что центровка слишком передняя. Если же поддержки практически не требуется - центровка задняя. Заметьте, что правильная регулировка углов отклонения руля и центровки обеспечивает свободное выполнение штопорных бочек, как прямых, так и обратных.
Угол установки крыла. Разверните модель к себе боком (ветер должен дуть в лицо или спину пилота, а модели в борт). Теперь сбросьте газ, и переведите модель в вертикальное пикирование. Руль высоты поставьте в нейтраль. Если окажется, что самолет самовольно выходит из пикирования, нужно уменьшить угол установки крыла. Модель уходит на спину, - увеличивайте этот угол. Учтите, что по окончании регулировки, возможно, понадобится небольшое триммирование.
Нейтраль руля поворота (точная установка). Разверните модель от себя или к себе (ветер должен дуть в спину или лицо пилота). После разгона переведите самолет в вертикальный набор высоты, и потом сбросьте газ. Сделайте так три-четыре раза. Если модель будет заваливаться вправо, триммером отклоните руль поворота влево. При заваливании влево выведите триммер вправо. Отрегулировав этот параметр, посмотрите, не нужно ли теперь немного скорректировать нейтраль элеронов.
Поперечный угол крыла. В горизонтальном полете полностью отклоните руль поворота. Сделай три-четыре попытки с поворотом вправо и влево. Отследите реакцию модели. Если она будет крениться в сторону поворота руля, - уменьшите угол V. А если модель станет крениться в противоположную сторону, - увеличьте его.
Положение двигателя (точная регулировка в горизонтальной плоскости). Разверните модель так, чтобы она летела от вас по ветру. На среднем газу переведите ее в вертикальный набор высоты, и увеличьте обороты до максимальных. Сделайте три-четыре попытки. Если во время увеличения газа самолет разворачивается вправо, нужно уменьшить правый выкос двигателя. В обратном случае правый выкос придется увеличить.
Положение двигателя (точная регулировка в вертикальной плоскости). Разверните модель так, чтобы она летела к вам боком (ветер в спину или в лицо). На среднем газу переведите ее в вертикальный набор высоты, и увеличьте обороты до максимальных. Сделайте три-четыре попытки. Если самолет при этом заваливается на спину, увеличьте наклон двигателя вниз. Если же он пытается перейти в горизонтальный полет, поднимите двигатель вверх…

Есть еще сводная таблица по регулировкам модели, на данный момет ее под рукой нет, когда найду, размещю на данной ветке.

Htyrman

Спасибо Vlagimiry за материал. Пытался устранить подобную проблему на тренере и то же вначале уменьшил угол атаки крыла, результат не понравился. Теперь скачал мануал к КИТУ тренера (правда на английском), где в разделе APPENDIX описывается настройка модели, и есть упомянутая выше таблица. Удалось понять, что настройку модели в полёте надо начинать именно с устранения подобного эффекта, для чего нужно увеличить выкос двс или переместить ц.т. вперёд, что из них менять, сказано установить опытным путём.
Есть там ещё интересное место. Сказано, что если заклеить щель между крылом и элеронами (отклонив их предварительно на максимум) липкой лентой, то возможно увеличение эффективности элеронов до 20%!!! Так же в последнем пункте таблицы описывается, как отрегулировать исходный угол установки обоих элеронов. Вес мануала
2.2 МВ. Мануал
Материал Владимира мне показался более конкретным, но вот пикировать вертикально вниз 😮 для определения угла атаки крыла я пока остерегусь, опыт не тот.
P.S А вообще если самолёт устойчив по скорости, то при увеличении оной, он должен стремится увеличить угол тангажа.

Vladimir_T

Я рад что помог. Есть еще одна таблица настройки модели. Правда хотелось кое-что уточнить, задать пару вопросов автору , но все-же, материал хороший и очень полезный. Сайт, где был размещен документ похоже уже не работает.

_________.zip

toreo

ВладимируТ благодарность с занесением в фак! 😃

zuza
toreo:

ВладимируТ благодарность с занесением в фак! 😃

АднАзначнА !!!

Действительно толковая инструкция и написана что “чайник” поймет.

Sergey=

Есть распространённое заблуждение, что самоль может задирать нос из-за задней центрови - на самом деле всё наоборот.
Если центровка передняя, то для того, чтобы самоль летел с выключенным мотором ровно приходится давать руля вверх или увеличивать угол атаки крыла, что по-сути тоже самое. А теперь если дать газку, мотор обдует стабильник и ещё добавит момент на кабрирование (ведь стабильник смотрит “вверх”). Если центровка задняя - эффект обратный.
Таким образом есть 2 причины:

  1. Ось двигателя не прохордит через центр давления крыла, а проходит сильно ниже - надо увеличивать выкос вниз. На некоторых тренерах добиться, чтобы ось винта проходила через крыло не реально, и придётся смириться с этим моментом.
  2. Центровка сильно передняя. Двигаем потихоньку назад и видим положительный результат. Главное - с этим не переусердствовать.

Правильно отрегулированный самик при даче газа начинает набирать высоту, но нос не задирает.

Удачи!

Htyrman

Увеличил центровку на своём тренере, при разгоне нос задирает меньше, выкос изменить не могу, двс стоит горизонтально.
Сергей абсолютно с Вами согласен по вопросу центровки, если речь идёт об увеличении скорости. Тогда при передних центровках на малых скоростях руль приходится сильней тримировать вверх для создания им достаточного момента обеспечивающего гор.полёт, с увеличением скорости произойдёт более сильное
увеличение момента стабилизатора на кабрирование и если его не парировать, самолёт переходит в набор.
А вот с обдувом стабилизатора возникли сомнения. Ведь при задней центровке самолёт менее устойчив в продольном отношении, а значит, будет задирать нос при возникновении гораздо меньших моментов стабилизатора на кабрирование.
И вопрос к автору, а Вы пробовали тримироаать модель на средней скорости?

zuza

Не понял как это “увеличил центровку”. Ее можно сместить вперед или назад ну или зделать более переднюю или заднюю. А увеличить это что увеличить общий взлетный вес!!!.

После полученных ответов попробовал убрать угол атаки почти до 0 град. Помогло значительно, но не полностью еще чуток задирается вверх при увеличении оборотов так что почти не орудую рулем высоты. хочу на следующих полетах попробовать выкос движка вниз увеличить (на поверку оказалось что меньше 3 град.) зато теперь стало заметно небольшое заваливание на левое крыло. Триммированием убирается но при изменении скорости полета меняется и картина в целом. Сразу оговорюсь что крутки крыла нет. Выкос вправо около 5 град.

SAN

выкос изменить не могу, двс стоит горизонтально

Не знаю, надо ли это вам, но когда я игрался с выкосами, то ставил клинья из стеклотекстолита между моторамой и крепёжными “ушами” двигателя. Стеклотекстолит использовал разной толщины 1.5-4мм.

Htyrman

Не понял как это “увеличил центровку”. Ее можно сместить вперед или назад ну или зделать более переднюю или заднюю. А увеличить это что увеличить общий взлетный вес!!!.

Это я так поумничал. Имел в виду, что положение центровки измеряется в процентах от САХ (средней аэродинамической хорды) а увеличение этого значения и есть перемещение центровки назад.

1 year later
Captain_88
Htyrman:

Это я так поумничал. Имел в виду, что положение центровки измеряется в процентах от САХ (средней аэродинамической хорды) а увеличение этого значения и есть перемещение центровки назад.

Все правильно вы сказали. Увеличивать центровку означает - увеличивать её числовое значение, т.е. смещать центр тяжести модели назад. И для этого не надо увеличивать вес модели(смещение крыла, перемещение внутренних устройств и т.д.).

Уважаемый ZUZA! Поскольку модель ваше личное творение(надо понимать чертежи создавали сами), попробуйте найти ошибку в проектировании. Одна из вероятных причин, выше упоминали о ней, это слишком низкая децентрация тяги. Напомню - децентрация тяги это несовпадение оси тяги двигателя с центром тяжести самолета(но не с центром давления крыла) и выражается в линейных величина(мм. см. м.). Если не затруднит - покажите упрщенные чертежи или внешний вид модели. Успехов в настройке.

9 days later
zuza
Captain_88:

Все правильно вы сказали. Увеличивать центровку означает - увеличивать её числовое значение, т.е. смещать центр тяжести модели назад. И для этого не надо увеличивать вес модели(смещение крыла, перемещение внутренних устройств и т.д.).

К сожалению должен вас огорчить! У вас весьма низкое знание русского языка и еще ниже технические знания. Так как увеличить предмет и увеличить один из параметров какого-то предмета это совсем не одно и то же. Это примерно из серии: “увеличиваем длину в метрах на два литра и получаем сколько оно в килограммах”

Captain_88:


Уважаемый ZUZA! Поскольку модель ваше личное творение(надо понимать чертежи создавали сами), попробуйте найти ошибку в проектировании. Одна из вероятных причин, выше упоминали о ней, это слишком низкая децентрация тяги. Напомню - децентрация тяги это несовпадение оси тяги двигателя с центром тяжести самолета(но не с центром давления крыла) и выражается в линейных величина(мм. см. м.). Если не затруднит - покажите упрщенные чертежи или внешний вид модели. Успехов в настройке.

Творение действительно мое личное. Хотя идеи расположения и компоновки взяты с трех разных моделей. Кстати строилась она даже не по просчитанным чертежам, а по примерной схеме-рисунку с корректировкой в процессе постройки. И полетела с первого раза. Это уже когда столкнулся с таким поведением модели, то как инженер сел за карандаш и бумагу. Но и после этого выяснилось что расчетные параметры весьма не плохие и укладываются в подобные схемы самолетов.
По поводу децентрации тяги. Посмотрите на схемы гидросамолетов. Там децинтрация сил значительно больше, но не смотря на это вполне нормально летают.java script:emoticon(‘😎’, ‘smid_27’)

Вот мой птенчик:
rcopen.com/files/435c909a99707300770d86d7

Кстати модель претерпела много изменений: другое совершенно крыло, небольшое облегчение фюзеляжа, пара капитальных ремонтов моторамы, и т.д и т.п. Кроме того пережила две хорошие морковки и несколько довольно сильных падений и при этом менялась только моторама и две перегородки внутри фюзеляжа которые постоянно выносились аккумулятором и топливным бачком и еще один раз поломался правый элерон при посадке на пузо (цепанулся за что-то). java script:emoticon(‘😊’, ‘smid_8’)

P.S. А вообще-то подняли такую старую тему в форуме по необходимости или просто дату не посмотрели?!! Вообще-то тема актуальна для начинающих, по крайней мере многие сталкиваются с такой проблемой.