Контроль разряда лития ?
То что литий-полимеры заряжают через балансир для 100 % побаночной набивки - ни для кого не секрет. Но эти акки так-же “капризны” и при разряде. Даже при небольшой разнице в емкости, какая-то из банок опустится ниже 3,0 В первой, тогда как применяемые индикаторы (и мониторы питания в регуляторах) показывают общее напряжение на батарее и отсекают при 2 х 3 = 6 В либо 3 х 3 = 9 В и т.д. При этом у первой банки шансы вспухнуть возрастают многократно. Сейчас практически все более-менее серьезные литиевые батареи имеют разъем под балансир. Пробовал кто-нибудь побаночный мониторинг батареи, используя этот разъем , чтобы общая отсечка батареи срабатывала по достижении любой банкой 3 В ? По-моему такой девайс может многократно продлить жизнь батарей. Или я неправ?
Мысль интересная.
НО это ж потребуется регулятору хода в душу лезть.
Не ставить же ключ на полный ток?
Не обязательно. Можно отсекать регулятор по входному импульсу. Батарейка разрядилась - девайс, подключенный в разрыв между приемником и регулятором, дает на рег канальный импульс 1 мс (отключение). Либо просто начинает моргать красным вместо зеленого, а пилот уже сам решает, чего ему больше хочется - летать или беречь 😈 …
Можно отсекать регулятор по входному импульсу. Батарейка разрядилась - девайс, подключенный в разрыв между приемником и регулятором, дает на рег канальный импульс 1 мс (отключение).
Будете делать экспериментальный образец?
Чтобы определить насколько велика польза от прибора надо испытания как у медиков проводить: на акк. из одной партии и с контрольной группой.
😇
Можно, в принципе и слонов реинкарнировать, но из-за одного девайса стоит ли? Да и есть ли добровольцы лечь под скальпель ? Пока желающих только двое, включая хирурга 😈 .
Просто пытаюсь понять общественное мнение, стоит ли вообще затеваться, поскольку уже есть недавний печальный опыт с сенсорным бортовым выключателем.
Да и стандарт разъемов под балансир как таковой отсутствует, каждая фирма лепит свое. Это надо с кем-то из магазинов связываться, но им такой девайс точно не нужен, поскольку будет ограничивать кругооборот лития в природе 😃 .
Да и есть ли добровольцы лечь под скальпель ? Пока желающих только двое, включая хирурга .
Да ниша узковата получается.
Вот, если окажется, что прибор на заметную величину (на треть, на четверть) увеличивает ресурс акк., то может народ и проникнется необходимостью.
Хотя, вот ещё ситуация, где прибор полезен будет.
У меня на Торе стоит регулятор ЖВСный с отсечкой на 5(?)вольт. Под никель в общем. Когда ставлю на неё литиевый, летаю с опаской и ограничиваюсь по времени. Акк. конечно используется не полностью. 😦
У меня на Торе стоит регулятор ЖВСный с отсечкой на 5(?)вольт. Под никель в общем. Когда ставлю на неё литиевый, летаю с опаской и ограничиваюсь по времени. Акк. конечно используется не полностью. 😦
Смотри соседнюю тему 😃 Я как раз на этот случай сделал только что девайс. Отсечку он не обеспечивает (рассчитан на установку на вертолете, где цена неожиданного отключения выше), но визуально показывает статус батареи.
По сути, если выкинуть входы управления, то запросто повеситься на балансирный разъем и мерять все три банки (или даже 4, если выкинуть также один из светодиодов). Только вот эксперименты что-то проводить ломает.
Пустое всё это. Балансируйте банки хорошенько при зарядке и наступит щастье.
Гиперионом LBA6 один раз привел в порядок всеи свои старые батареи, в т.ч. годовалой давности, и после полётов перед зарядкой теперь всегда наблюдаю количество миганий (диагностику разбаланса). Никаких проблем нет, изредка мигание двойное (баланс удоволетворительный), после зарядки одиночное (баланс хороший, разбаланс 0.01В). Большинство батарей и после полётов теперь показывают “хороший” баланс, в т.ч. старые.
Регулярно следить надо за этим делом - и всё.
Все так, если банки в батарее из одной партии и производитель батарей при сборке их изначально селектировал по емкости. Тогда исход : “они жили долго, но счастливо и умерли в один день” вполне вероятен. И балансировки для этого щастья вполне достаточно.
Что касаемо вертолетного девайса из соседнего поста : в задаче два-три уровня напряжения, которые надо мерить относительно друг друга с точностью 0,01-0,02 В. АЦП потянет? А проблесковый девайс для оценки состояния аккумулятора был сделан лет десять назад, когда это было актуально для ДВС-ных вертолетов с механическим гироскопом. Без контроллера 😃 …
Я такой девайс еще раньше сделал - даже два таких 😜 см. мой блог. Один пищит а другой банки на видео накладывает. Ха.
Все так, если банки в батарее из одной партии и производитель батарей при сборке их изначально селектировал по емкости. Тогда исход : “они жили долго, но счастливо и умерли в один день” вполне вероятен. И балансировки для этого щастья вполне достаточно.
В том-то и дело, что из разных партий. С разницей аж в год. Т.е. из помятых в поле старых и новых батарей постепенно собирались новые работоспособные сборки. Батареи, кстати - пресловутый и так не любимый многими IRate (но я его горячо люблю, т.к. по соотношению вес/емкость при разумных размерах и небольшой цене для, к примеру, 3s1500 ничего более подходящего пока что не нашел)
Что касаемо вертолетного девайса из соседнего поста : в задаче два-три уровня напряжения, которые надо мерить относительно друг друга с точностью 0,01-0,02 В. АЦП потянет?
В AVR 10-битный АЦП. При внешнем смещении уровня операционниками вполне реально.
А проблесковый девайс для оценки состояния аккумулятора был сделан лет десять назад, когда это было актуально для ДВС-ных вертолетов с механическим гироскопом.
Никто не претендует на оригинальность. Просто решение из разряда недорогих. А народ до сих пор механические мекшеры кое-где обсуждает 😃
Попробую вкинуть идею:
Берём схему от побаночной разрядки металгидридных аккумов, выкидываем все элементы разряда, оставшуюся схему перещитываем с напряжения металгидрида на напряжение лития, вместо светодиодов ставим, к примеру оптроны, и простенькую логику…
Вот вам и побаночный контроль напряжения…
В том-то и дело, что из разных партий. С разницей аж в год. Т.е. из помятых в поле старых и новых батарей постепенно собирались новые работоспособные сборки.
Ясно, спасибо, значит девайс неактуален для практических целей.
Ясно, спасибо, значит девайс неактуален для практических целей.
Если Вы о побаночном контроле борта, то да - пожалуй, вопрос не актуален.
Не стоит заморачиваться, т.к. на земле “свехумные” балансиры вроде этого нового Гипериона очень неплохо делают свое дело. И стоят вполне разумных денег - чуть больше 1000 руб.
Если Вы о побаночном контроле борта, то да - пожалуй, вопрос не актуален.
Не стоит заморачиваться, т.к. на земле “свехумные” балансиры вроде этого нового Гипериона очень неплохо делают свое дело. И стоят вполне разумных денег - чуть больше 1000 руб.
Гляньте у меня в блоге видео с борта с напряжением на каждой банке. Акк Pilotage XPower отлетал 2 полета и заряжался током 0.8C через балансир. Вы увидите, что одна из банок просаживается гораздо раньше другой. При покупке напряжение на банках были равны до сотой.
Гляньте у меня в блоге видео с борта с напряжением на каждой банке. Акк Pilotage XPower отлетал 2 полета и заряжался током 0.8C через балансир. Вы увидите, что одна из банок просаживается гораздо раньше другой. При покупке напряжение на банках были равны до сотой.
Да, в общем-то, пусть просаживается. На это повлиять никак невозможно кроме замены банок.
Зато на земле хороший балансир всё выровняет.
Как говорил один мой приятель, когда кто-нибудь ему жаловался, что купил диск с неинтересной музыкой - “Купил, так слушай!” 😁
… Берём схему от побаночной разрядки металгидридных аккумов, выкидываем все элементы разряда, …
Чет сложно как то… А источник опорного напряжения + 2…4 компаратора (по числу банок) + логика “или”, либо ОК у компараторов + ключ либо светодиод… И все…
После сборки зарядника для LiPo (по схеме, предложенной adver’ом) rc54.ru/forum/viewtopic.php?t=1882 встал вопрос о балансировке сборки. Понятно, что лучшим решением было бы сделать пару-тройку подобных зарядников, чтобы заряжать банки по-раздельности и гарантированно не перезарядить их: после зарядки банки точно будут “отбалансированы”. Но: 1) не очень-то это интересно, повторять пройденное; 2) хотелось бы применить и мои знания и умения, а я только программировать умею; 3) отличное развлечение на выходные в плохую погоду (а уже дожди пошли…).
Правда, пока мне балансир не нужен; за время, прямо скажем, не очень интенсивной эксплуатации у моих аккумуляторов банки разошлись менее, чем на 5 мВ. Но в будущем наверняка потребуется, а, как говорит народ, готовь сани летом…
Друг придумал и спаял простую схему, а я занялся программированием. Схема сделана так, что позволяет обойтись без внешнего питания вообще, т.е. просто подключил батарейку через балансирный разъзм и все - от батарейки питается, ее же и балансирует. Ну еще хитрость, которую товарищ применил - на одной банке замеряется напряжение, а для другой разность между общим напряжением и первой банкой. В общем, как всегда ловко обошелся минимальным набором деталей! Вот что получилось www.excelsior.ru/~sleepyhead/balancer.jpg
В общем, ничего сложного в программировании балансира не было, но прошлось повозиться с подбором конкретных параметров. Дело в том, что при разряде одной банки с бОльшим напряжением необходимо разрядить ее ниже напряжения второй банки, так как после снятия нагрузки напряжение вновь поднимется. В зависимости от нагрузки восстановление напряжения может быть довольно большим. В моем случае нагрузка была всего 300 мА, так что напряжение поднималось на несколько десятых вольта. Во время работы контролируется напряжение на обеих банках: если напряжение хотя бы на одной банке меньше минимально допустимого, работа завершается с выдачей сигнала ошибки.
Для грубого выравнивания напряжения в пределах 50 мв нужно дясяток минут, при условии, конечно, что банки хоть чуть-чуть похожие. У меня банки идеально сбалансированы, поэтому я одну из них специально разряжал, а затем смотрел, что получится после балансировки. У этого процессора на борту 10-битный АЦП, а значит с учетом погрешностей измерения (шума, вычисления, сравнение 2 банок…) точность балансировки примерно 20 мВ. Это уже неплохо, но чуток подумал и оказалось, что можно получить и лучшую точность! Для совсем точной балансировки сейчас нужно до получаса и больше, зато после этого напряжение на банках различается не более чем на 5 мВ (проверял внешним 16-битным АЦП)!
Если после и/или во время заряда подключать балансир, все с банками будет хорошо. И не надо делать прибора, который бы специально НА БОРТУ отключал нагрузку (мотор). Сейчас у меня сразу же после полета банки остаются сбалансироваными, по крайней мере, мой девайс различий в напряжении не видит.
У меня этим занимается такой девайс:
hobbyforyou.ru/catalog/614-10730.html
Вешается на балансировочный разъём и между регом и приёмником. Как только одна из банок просела включает светодиод и ограничивает обороты примерно вдвое.
Видимо это уже разработали,внедрили и рынок уже захвачен:
THIS IS THE HIMODEL NEW BALANCER SERIES BRUSHLESS SPEED CONTROLER:
●Great innovation: First on earth with Lithium battery Balance Discharge Monitoring and Protecting Design, real time monitoring the discharge voltage of each lithium (Li-ion/Li-poly) cell in a battery pack. No longer worry about over discharge problem, your lithium battery pack will have much longer life. (Remark: This function is ONLY available for “BALANCER” series ESC)
В общем всё так, только производит это hobbywing, остальные перепродают.