Реверс на реле

wallie

Честно говоря, жаба душит покупать дорогой регулятор для слаботочного движка, а ПИКи шить так и не научился 😃
А что если так: берем плату от сервы (я читал сообщения, как из нее сделать реверсивный регулятор - мне не нравится), оба выходных канала через диоды к мощному транзистору, реверсный канал - резистор с конденсатором на базу npn, в коллектор реле на 2 группы. Вот и весь реверс. Не надо городить схему с кучей полевиков.
Как считаете?

radioham

Так нет проблем!
И так тоже можно сделать
Только не будет возможности регулировать обороты на двигателе.
Или вперед или в зад
Так ведь тогда и эффект не тот!!
Плавности ведь не будет !!!
А вообщем - каждый имеет своих богов !

wallie

Гм… Обороты на двигателе будут регулироваться электроникой сервы, причем в обе стороны - вперед и назад. Реле просто исключает мост на 4 полевиках - он заменяется одним транзистором.
Я, наверное, плохо объяснил.

Vasily_A
wallie:

Гм… Обороты на двигателе будут регулироваться электроникой сервы, причем в обе стороны - вперед и назад. Реле просто исключает мост на 4 полевиках - он заменяется одним транзистором.
Я, наверное, плохо объяснил.

для слабого движка можно использовать низковольтный мостовой УНЧ, тапа как от автомагнитолы - получаем мост с драйверами в одной микросхеме. еще можно использовать драйверы шаговых двигателей (например MTD2017 - 1.4А договременно на канал) от неисправных принтеров - два движка с реверсом и шимом в одном корпусе.

wallie

Народ! Ну посоветуйте!
Просто у меня dedline 2 дня, либо заказывать платы по 32$ и программатор за 25, либо закупаться сервами по 300 р. и TIP127 по 12 😃. Нужно будет для начала штук 10, потом - промышленные размеры…

6wings

интересно, это что ж такое будет?

Blaster
wallie:

Гм… Обороты на двигателе будут регулироваться электроникой сервы, причем в обе стороны - вперед и назад. Реле просто исключает мост на 4 полевиках - он заменяется одним транзистором.
Я, наверное, плохо объяснил.

Ничего там не надо ! Просто правильно скомутировать исполнительный каскад как на цыфровых сервах ! Я на рисунке поправил как смог ! По этой схеме точно ни кокого тормоза колектором 😃 Надо только правильно подать сигнал (выбрать перечёркнутый или не перечёркнутый вариант) ! На опто паре тоже просто реализуется. При правильной работе, мотор стартует как бешанный и с инерции ещё пол часа крутится (в обе стороны одинакого). Если убрать тример, максимальные обороты не выдает, по этому желательно в реверсе оставить менше чувствительности, чем в форварде 😛
Удачи !

А может с точностью на оборот ? В полевиках всегда путаюсь 😵

wallie

Дык, в этом и весь вопрос. IRF4905 по 50 р. за штуку - 200 р. + стоимость платы (как и писал, 32$ в единичном, при количестве - до 10$). А реле + TIP127 - всего 28 р. в рознице. Если нужно от 100 штук - разница весьма существенная…

Blaster
wallie:

Дык, в этом и весь вопрос. IRF4905 по 50 р. за штуку - 200 р. + стоимость платы (как и писал, 32$ в единичном, при количестве - до 10$). А реле + TIP127 - всего 28 р. в рознице. Если нужно от 100 штук - разница весьма существенная…

ничего не догоняю 😃 А вчём тогда плавность хода состоит ? Какая плата ? Монтажка 150 рб. ну и сам чип от сервы на барахолке, ну и весь регуль обошолся в среднем 800 рб. за то максимально мошный ! Можно и паралелить, но цена взетает 😇
Вообшем конкретизируйте ситуацию с илюстрациями (можно обучаюшие видео материали 😈 ), а то похожа каждый разговаривает на своём языке ! Прошу прощения если не так понял 😊

BALAL
wallie:

оба выходных канала через диоды к мощному транзистору, реверсный канал - резистор с конденсатором на базу npn, в коллектор реле на 2 группы. Вот и весь реверс. Не надо городить схему с кучей полевиков.
Как считаете?

Во, вчитался - понял!
Всё - таки реле для таких вещей с токами и индуктивностями - не очень надёжная вещь… Игрался с регулятором с автомобильным реле (ну, для авто 1:1), контакты раз сварились - знатно полыхнуло… Но для меньшего тока, может и пойдёт, только реле помощнее…
Далее, рекомендую реле с одним комплектом переключающих контактов заменить только “верхние” (положительные) ключи, а два нижних оставить…
Но ключи вместо реле удобнее, и, наверное, технологичнее…
“IRF4905 по 50 р. за штуку” - Ну, наверное, что - то и попроще бывает? Рекомендую обратить внимание на сборки двух ключей в одном корпусе, вот сдесь подробности: rcopen.com/blogs/2016/2659 , спасибо автору за материалы.

radioham

Скажите все-таки какой ток будете коммутировать?
Може все и проще получится
Мало исходных данных!!

Тем более пишете про маломощный двиг.

wallie

Привет всем. Спасибо за участие 😃
Ток - до 3 А, в режиме КЗ может быть и 5. Больше - врядли 😃
На макетке можно сделать макет 😃, дальше все равно платы… Просто стоит задача - как можно проще и дешевле - 800 р. не подходит по ТУ 😃 Хотелось бы в пределах 300 по себестоимости (без работы).
А это либо ЗЧ от серв заказывать у китайцев, либо опять ПИКи. Ничего проще пока в голову не идет.

V_Alex

Схема с реверсом на реле известна со времен царя Гороха и хорошо расписана у Миля, хотя и переусложнена. В свое время (лет 10 назад) Ваш покорный слуга изготовил два десятка подобных девайсов для судомоделей с током коммутации до 6 А. До меня их делали Аркадьев (извините если ошибся) и Ефимов. Весчь очень капризная. При наличии помех начинает щелкать реле, как зубами. При превышении тока (а это происходит довольно часто), контакты реле привариваюся и ход остается “задним” на всю оставшуюся жизнь. Поэтому сперва перешел на мост на биполярниках, а чуть позже - на полевики с N-каналом, и наконец, вообще завязал с этим изделием по причине нерентабельности 😃
Вся логика прекрасно собирается и работает на 3 CD4001, включая умножитель напряжения.
Кстати, задайтесь вопросом, если экономика девайса столь хороша, почему нет китайских изделий этого типа. Даже на игрушках у них стоит “мост”.
И причем тут IRF4905 ? Поставьте 4 шт. IRFZ44N по червонцу и будет Вам щастье. Еще и по 10 А излишку останется.

Blaster

Алекс, Вы геный!
Вернея на ВСЁ дали ИЗЧЕПАЮЩИЙ ответ !
Автору теммы должно быть стыдно 😜 😝
Модераторам пледлога, закрыть темму 😈
Ой ! Чё я сказал 😇

wallie

Нифига не стыдно 😛
Автор - разработчик РЭА с 1981 г. 😠

Миля я читал в свое время. Идея пришла как раз после разбора очередной китайской игрушки, причем не из самых дешевых - там было сделано именно на реле.
Что касается залипаний и долговечности - реверс используется (у меня) очень редко. Кстати, во всех автосигнализациях коммутация актуаторов и моторов стеклоподьемников (да и света, стеклоочистителей и пр.) выполнена отнюдь не на ключах. Надежность правильно подобраных реле гораздо выше. А армейскую самолетную аппаратуру не разбирали? От МИГов, например.

Так что 1 реле, биполярник и пара резисторов проще и надежнее, чем 6 полевиков.
(Злые вы… Уйду я от вас… 😁 )

Blaster

Реле на авто вместо транзисторов, для чейников 😅 Плавкие предохранители тоже. Просто реле дешевле (пока на сегодняшьнийдень) и легко меняется, а на самолётах думаю еще не дошли до нормальной аппаратуры. Там наверное до сих пор летает П210 транзистор, а то и лампы 😜
От теммы откланились.
Не надо возвращатся в каменный век и делать ГРАМОЗКУЮ электронику 😇

V_Alex
wallie:

Нифига не стыдно 😛
Автор - разработчик РЭА с 1981 г. 😠

Миля я читал в свое время. Идея пришла как раз после разбора очередной китайской игрушки, причем не из самых дешевых - там было сделано именно на реле.
Что касается залипаний и долговечности - реверс используется (у меня) очень редко. Кстати, во всех автосигнализациях коммутация актуаторов и моторов стеклоподьемников (да и света, стеклоочистителей и пр.) выполнена отнюдь не на ключах. Надежность правильно подобраных реле гораздо выше. А армейскую самолетную аппаратуру не разбирали? От МИГов, например.

Так что 1 реле, биполярник и пара резисторов проще и надежнее, чем 6 полевиков.
(Злые вы… Уйду я от вас… 😁 )

Если аффтар, как разработчик РЭА с 1981 г., внимательно перечитает свое первое сообщение, то он убедится, что предложенное им схемное решение и без помех будет “трещать” реле вблизи нейтрали. В микросхеме стандартной сервоэлектроники (хоть NE544, хоть M51660L) отсутствует внешняя точка для подключения реле (она не выведена наружу 😃 ).
Так что я всего лишь попытался поделиться своим собственным опытом по данному девайсу. Если есть лишнее время и деньги - вперед на грабли 😈

22 days later
Blaster
V_Alex:

Если аффтар, как разработчик РЭА с 1981 г., внимательно перечитает свое первое сообщение, то он убедится, что предложенное им схемное решение и без помех будет “трещать” реле вблизи нейтрали. В микросхеме стандартной сервоэлектроники (хоть NE544, хоть M51660L) отсутствует внешняя точка для подключения реле (она не выведена наружу 😃 ).
Так что я всего лишь попытался поделиться своим собственным опытом по данному девайсу. Если есть лишнее время и деньги - вперед на грабли 😈

Вообще-то реле (дёшего и сердито), для аналогвого управения и не надо путать с пропорцианалним 😇 (ято инфа для автора теммы … вас Алекс не касается … мы зря время тратим - наверное 😅 )

wallie

Гы… Я думал, все забыли 😃
После того, как уважаемый V_Alex сказал про треск реле, эта идея отпала как класс. Не подумал я про нестабильность нейтрали 😃

Blaster
wallie:

… Не подумал я про нестабильность нейтрали 😃

Я наверное вообще поздно родился, (но то врема, когда экономили на транзисторах) и могу только догадыватся, что рев. регулятор можно построить и на одном транзиторе и реле - тогда экономия 3 транзистора и покупка копеешного реле чтоль ?
В полне приемлимо и такое. Ну и пусть трещить. На то оно и реле чтоб трещать 😂