Сигнализация севших аккумуляторов для бензинового ДВС..

El_Chupacabra

Доброго времени суток. Ваяю свой первый бензиновый самолет, много новых задач стоит перед мною. Задумался о контроле состояния аккумуляторов, питающих электронное зажигание. На мой взгляд, на капоте нет места для светодидного индикатора заряда, поскольку как ни крути, от мотора будет лететь и масло и топливо и гарь. Тянуть провод с индикатором в защищенное место не хочу, дабы избежать лишних источников помех. Есть идея устроить там же, под капотом какую нибудь пищащую штуковину, чтобы при падении напряжения до определенного порога она подавала сигнал, и не отключала бы его до выключения питания. Свего рода “low voltage warning buzzer”. Например, что бы при питании от 4-х банок NiMh сигнал включался по достижении уровня 4,5 вольт- даже если этот уровень достигнут в воздухе, остатка заряда (при не угробленных аккумуляторах) еще достаточно для 10-15 мин полета и последующей безопасной посадки. А когда самолет посажен, то пилот наконец услышит пикание, сигнализирующее о том, что пора заряжаться. Сам я не силен в разработке таких вещей, но наверняка кто нибудь уже додумался до чего либо подобного. Никто не встречал?

BALAL

Вот такая схемка отвечает Вашим запросам. Операционник LM 358, например (пара в корпусе) или любой другой, стабилитрон на половину (примерно) напряжения питания, резистор в цепи стабилитрона - исходя из его (стабилитрона) характеристик, остальные резисторы (включая подстроечный) - килоом 100. На выходе схемы - звуковой пьезоизлучатель. Конденсатор - пикофарад 500 - 6000, его ёмкостью задаётся частота звукового сигнала.
Должно работать! 😁

Ах, да. Подстроечником выставляется напряжение - порог срабатывания.

an2an
BALAL:

Вот такая схемка отвечает Вашим запросам.

Два замечания, во-первых в этой схеме не помешал бы гистерезис. А во-вторых, сейчас можно купить пьезоизлучатель со встроеным генератором, так что схему можно упростить в двое.

El_Chupacabra
BALAL:

Вот такая схемка отвечает Вашим запросам. Операционник LM 358, например (пара в корпусе) или любой другой, стабилитрон на половину (примерно) напряжения питания, резистор в цепи стабилитрона - исходя из его (стабилитрона) характеристик,

Простите мне мое невежество- чукча не радиоинженер, чукча только паять может. Нашел описание LM 358 в корпусе DIP8. Там два усилителя в корпусе, т.е. девайс обещается быть достаточно миниатюрным. НО есть ряд вопросов. Буду использовать излучатель с встроенным генератором, но все равно, хочется, что бы при достижении критического напряжения звук был не просто ПИ_И_И_И_И…, а ПИ-ПИ-ПИ-ПИ… 😃 ну, вы меня поняли, короче, надо питание на излучатель подавать с частотой 2-3 Гц. Реально ли подобрать такой номинал этого кондесатора для выполнения этой блажи? Еще вопрос- как подобрать стабилитрон и резистор для 4-х баночного NiMh акка, т.е. исходя из каких характеристик стабилитрона и как расчитать сопротивление? Какой диод фтыкать? И на 4 и 8 ногу микросхемы питание надо же тоже подавать? А что такое гистерезис применительно к данной схеме?

an2an
El_Chupacabra:

…как подобрать стабилитрон и резистор для 4-х баночного NiMh акка, т.е. исходя из каких характеристик стабилитрона и как расчитать сопротивление?..

Стабилитрон такой, что бы его напряжение было гарантированно ниже минимального рабочего, 3V или 3.3V подойдет.

Резистор подбирается из диапазона рабочих токов стабилитрона. Т.е. у Вас есть входное напряжение 5.6V до 4V, и стабилитрон на 3V с рабочим током 5mA и макс. током 120mA, значит на резисторе должен упасть 1V при токе 5mA, т.е. 1V/5mA=200Ом, при полном напряжении ток составит (5.6 - 3)/200=13mA, что тоже в пределах нормы.

El_Chupacabra

Спасибки. Если я планирую минимальное рабочее напряжение считать 4,5 В, то стабилитрон можно ставить и на 3,6 В?

PigTail

Не проще на TL431 по популярной схеме балансира для Липолей, вместо нагрузочного резистрора пищалку с генератором и вроде все?

BALAL

Продолжим…
Стабилитрон лучше ближе к половине питания - 2,4 В, например…, про подбор резистора Вам написали. Полезно параллельно стабилитрона добавить конденсатор электролитический микрофарад на 5.

“при достижении критического напряжения звук был не просто ПИ_И_И_И_И…, а ПИ-ПИ-ПИ-ПИ… 😃 ну, вы меня поняли, короче”
Ага, конденсатор, имеющийся на схеме, поднять микрофарад до 10 (заменить на электролитический). В этом случае он станет на длительность ПИ-ПИ-ПИ-ПИ влиять. Тонкость в этом - убедиться, что ток, потребляемый пищалкой, ниже возможного выходного тока операционника, иначе на выход добавить транзистор npn базой на выход операционника, эмиттером - на пищалку, коллектором - на + питания.

Какой диод фтыкать?
Любой, соответственно, минимальных размеров… КД102, например…

И на 4 и 8 ногу микросхемы питание надо же тоже подавать? - Обязательно!

А что такое гистерезис применительно к данной схеме?
Для его обеспечения нужно добавить резистор сопротивлением 2 - 5 МОм с выхода первого операционника на его вход “+” (именно вход, а не +питания!). Так же полезно номинал подстроечного резистора повысить килоом до 470 - 680.
Успехов!

El_Chupacabra

Итак, собрал. Работает не совсем так как хочется. Сейчас все выглядит так-

  1. Подключаю хорошо заряженный 4-х баночный аккумулятор с напряжением 5,2 к схемке- тишина как и положено. Далее цепляю нагрузку (цифровая зарядка в режиме разряда, очень удобно, можно и напряжение контролировать) и постепенно разряжаю его, по достижении напряжения 4,55 в девайс начинает пикать, вроде бы все хорошо можно радоваться. (кстати при емкости кондера 10 мкф частота “пиков” получилась примерно 0,5-0,7 Гц, наверно можно еще меньше емкость ставить)
  2. При тех же настройках подстроечника подключаю прибор к не свежезаряженному акку, но все еще имеющему на борту вполне легитимные 4,85 В и он сразу же начинает пищать.

Почему при плавном снижении напряжения с 5,2 он начинает пищать только по достижении 4,55 а при подключении еще вполне не критичных 4,8 пищит сразу же? Как сделать, что бы прибор срабатывал ТОЛЬКО ПРИ ОДНОМ ОПРЕДЕЛЕННОМ ЗНАЧЕНИИ НАПРЯЖЕНИЯ, независимо от алгоритма подключения и разряда?

стабилитрон поставил на 3,3 В, резистор 390 Ом, подстроечник на 500 кОм, резистор “для обеспечения гистерезиса” поставил 2 мОм.

ubd

Видимо, сама схема индикатора, потребляет, какой то ток. По этому если без нагрузки на аккуме 4,85В, а с нагрузкой, в качестве которой этот индикатор с пищалкой, напряжение падает до 4,55В. Вот он и начинает пищать. Ты подключи вольтметр цифровой, и смотри напряжение при подключении индикатора. Можно замерить ток, потребляемый индикатором. Но он не будет большой.

Я скажу, что если аккум на холостую показывает 4,85, это значит, что он разряжен, почти полностью. И да же при небольшой нагрузке, напряжение может падать до 4,5В. Вот и пищит индикатор.

Всем известно, что напряжение на аккумуляторах, замеряют с нагрузкой. Нагрузка в районе 15-20 Ом, ток 250 - 330 мА. А без нагрузки это не объективно.

Если быть точным, то нагрузка во время контроля, должна быть, немного большей чем потребляет, твоя схема которую ты хочешь запитывать от этих аккумуляторов. Тогда можно объективно сказать о напряжениии на аккумуляторе.

El_Chupacabra
ubd:

… а с нагрузкой, в качестве которой этот индикатор с пищалкой, напряжение падает до 4,55В. Вот он и начинает пищать.

Не-а. При подключении прибора напруга не падает. Собака прорылась где то в другом месте…

BALAL
El_Chupacabra:

подстроечник на 500 кОм, резистор “для обеспечения гистерезиса” поставил 2 мОм.

Прошу прощения, попутал…
Гистерезис в данном случае - это зависимость порога переключения от состояния схемы. Нужен он для предотвращения возможного возникновения автоколебательного процесса. В данном случае обеспечивается введением 2 МОм. Изменение порога примерно равно отношению сопротивления подстроечника к 2 МОм на 100%…
И чего - то я не то посоветовал: подстроечник надо наоборот поменьше, килоом 10 - 50… Предлагаю исправить!

Alex
El_Chupacabra:

Доброго времени суток. Ваяю свой первый бензиновый самолет, много новых задач стоит перед мною. Задумался о контроле состояния аккумуляторов, питающих электронное зажигание.

Вы лучше задумайтесь о контроле состояния борта, когда акк. на зажигании сядет и так услышите по мотору, при этом сможете спокойно сесть. И если поставить обычный индикатор на или под капот ничего ему не будет.
Но если охота руки приложить тогда другое дело.

El_Chupacabra

Поменял подстроечник на 10 кОм и заодно конденсатор на 4,7 мкф. По достижении 4,75 В начинает пищать. Спасибо!