Полбиплана или А4/2

azgar

Рисую комнатную модель. Для спокойного полёта, без особенного пилотажа.
Хорошо бы вообще иметь возможность планировать с выключенным двигателем. Управление РН, РВ, газ.

Подкосный высокоплан, прямое крыло без сужения. Двигатель на крыле.
Каркас из угольных стержней. Обтяжка крыла и оперения плёнкой.
Вот такой примерно схемы:

Размах 600 мм, вес хотелось бы уложить в 30 г.
Есть маленький бесколлекторник, корнтроллер на 3А, сервы 1.7 г линейные, приёмник. (общий вес около 17г)

Вопрос сейчас в профиле крыла.
Думаю об однослойном крыле вроде f1d.
Какой профиль выбрать? Сегментный? или сместить максимальную толщину вперёд? Какую толщину делать?

Будут ли на таком крыле сколько-нибудь эффективны элероны?
Или можно управлять по крену перекосом крыла?

azgar

О! Это прекрасно.
Спасибо!

Правда по ссылке не нашёл, но нагуглил чертежи тут.

К сожалению, с имеющейся техникой в 13 граммов не уложиться. Так что безмоторно оно у меня вряд ли будет хорошо летать – нагрузка на крыло раза в два больше будет.
Пока есть неделя отпуска ещё, буду пробовать.

SkyBark

Тут же ж вопрос в другом. 😃
Для комнатной модели нагрузка нужна что-то в районе 3-4 г / кв.дм, вряд ли не согласитесь. При планируемом Вами весе в 30 г… 😃 площадь получаем 10 дм. Т.е. даже при биплане обычной аэросхемы размерчик весьма не комнатный, а уже зальный. Либо городим аэродинамические тормоза и т.п, очень сильно меняя облик модели.
Я бы, ещё и тяготея к ретро-обликам, делал под имеющуюся начинку модель дА, не комнатку, но для штиля на небольшое поле. Или зал.
Несмотря на часто ведущиеся разговоры, что на таких скоростях делать профиль - только тратить время, моя практика показывает, что НАДО. Очень понравился профиль “ноу-нейм” от планера HUGO. Относительная толщина ~9-10%. Элероны всё равно рабОтают, что там тоже не говори, хоть и притормаживают с реакцией на стики.
На мой взгляд, опять субъективный, есть смысл покопошиться с наборным крылом из пены. Получается совершенно невесомое (возможный путь влезть не только в 30, но и меньше, грамм). Размахом 600 мм, хорда 100 мм получилось 6 гр не слишком “ловя блох”.

azgar

По моим прикидкам, сейчас хотелось бы уместиться в 30 г при 6 дм2 площади. Получается 5 г/дм2.
Планировать хорошо будет вряд ли, но при тяге около 20 граммов, вроде, вполне должно летать?
Скажу сразу, я чайник.

И да, немного покривил душой, комната под эту модель есть достаточно большая.

Наборное крыло из пены это как? Так же как из бальзы только из пены? 😃

Пока у меня в плане карбоновый самолёт, о котором сейчас речь, планер бальзовый вроде того, что Андрей показал (на приёмник и актуаторы, я посмотрел, цена кусается), пенолёт в том же весовом классе или чуть тяжелее.

SkyBark
azgar:

Планировать хорошо будет вряд ли, но при тяге около 20 граммов, вроде, вполне должно летать?

При тяговооружённости 2/3 лететь такой аппарат бУдет, но “копийно”, т.б. спокойно, без резких телодвижения и тем более пилотажа.
С планированием вообще разговор особый. Увидеть бы чертёжик чуда из начала темы - можно б было б прикинуть из опыта, будет ли планировать с выключенным двигателем.

azgar:

Наборное крыло из пены это как? Так же как из бальзы только из пены?

Ага. Набор из потолочки. Обтяжка плёнкой или длинноволоконкой с натяжкой эмалитом (или его заменой).

azgar

Чертёж пока только в голове.
На днях, как дела раскидаю, собираюсь на бумаге нарисовать.
Вот, думаю за площадь оперения теперь.

SkyBark
azgar:

Чертёж пока только в голове

Я ж про чертёж прототипа. Или хотя б “три вида”. Неужто всё только по этой фотке?
Кстати по прототипу. Расположение пилота принципиально обеспечивает нужное положение ЦТ и устройчивость. Соответственно - батарейку, приёмник и машинки - туда.

azgar

Не, эту картинку я искал специально, чтобы здесь, на форуме мысль проиллюстирировать.
А вообще, черпал вдохновение в DeHavilland DH.2, планерах двадцатых годов, вроде того, что Андрей показал тут. В самодельных советских СЛА восьмидесятых. И в ветке про карбоновые пилотажки здесь, на форуме.
В итоге получилось примерно то, что я на картинке показал, чтолько с подкосами, а не расчалками. И размахом 600 мм.

SkyBark

Вот на мой взгляд DeHavilland DH.2 даже больше покатит как прототип - биплан-таки.
Оооочень схожее с Goat - почти легендарный БРО-11. Для него у меня где-то даже есть уже готовый раскрой, надо покопаться. Делал просто “для прикола”, но это чудище размахом ~160 мм взяло и улетело из окна куда-то вдаль 😃 Кстати, тоже делался “профиль”, срезая лишнее со слоя потолочки. Вес не скажу, не мерял. Да и был он свободнолётом, чудовищно догруженным фигуркой пилота из пластилина.
В общем, по делу.
На мой взгляд задачка решается вполне несложно. Прорисовать можно уже к выходным. Вот только в технологии стыковки угольков для получения ферм я не силён 😃 (Так, чтоб вес не набрать) Крыло для невесомости, и с учётом невеликих нагрузок, предлагаю наборное из потолочки. Его и оперение прикинуть по правилам для планеров, поскольку хочется “парить” без мотора.

azgar

Вот, про правила прикидки оперения для планеров пожалуйста поподробнее.

Dh.2 будет в следующей серии. На этом аппарате мало-мало хотелось бы, всё же, попланировать. А биплан, мне кажется, не очень склонен. Кроме того, боязна мне излишняя управляемость бипланов по крену.

Ну и угля на биплан сейчас не хватит. Я малость просчитался и палок хватит на первоначальный проект без большого запаса. Так что будет из пены.

Догружено фгуркой пилота это хорошо. На этот счёт вот чужая модель.

azgar

Прочитал собственный ответ, ничего не понял.

На том аппарате, который я проектирую сейчас хочется добиться планирования. Так что биплан, мне кажется, не очень подходит. И угля мне на биплан сейчас не хватит. И выносить “пилота” сильно вперёд не хочется для центровки, а дх.2 с центральным расположением двигателя этого требует.

DH.2, точнее аппарат по мотивам, будет следующим номером программы. Очевидно из пены.
По симуляторам мне бипланы показались излишне вертлявыми по крену. Хотя, конечно, всё в руках конструктора.

И хотелось бы узнать о методиках прикидки оперения для планеров.
Спасибо.

ЗЫ сегодня получил на почте купленный на ebay передатчик. Забиндил с приёмником, который планируется на обсуждаемую модель (как её обозвать пока не придумал). Работает. Правда пока с 4.8 В питанием. 3.7 пока подключить нечем, разъёма нету.

SkyBark
azgar:

вот чужая модель

Классная штука 😃 Интересно, как они её запускали? - а-ля копийно, резиной с земли?

azgar:

хочется добиться планирования. Так что биплан, мне кажется, не очень подходит

И вот как раз рядом с той моделью есть видео по поводу планирования бипланов. Так что это у Вас предрассудок. 😃

azgar:

мне бипланы показались излишне вертлявыми по крену

Вертлявы они бывают, когда элероны на всех поверхностях. А если летали в симуляторе на Fokker Dr.I фон Рихтгофена - так небось и тем более.

azgar:

хотелось бы узнать о методиках прикидки оперения для планеров

Банально, но это книжки. Мне нравится Мерзликин, “Радиоуправляемые модели планеров”. Прикидки соотношений крыла и оперения - примерно 50-е страницы. Пример полного расчёта - 90-е.

azgar

Они её никак не запускали, потому что на тот момент модель была не вполне закончена.
Но замок на носу у неё есть, можно и по-бурлацки, я думаю. И лебёдкой и за самолётом.

Вими прекрасен 😃 Но в том ролике видно, на сколько быстро он потерял высоту. Быстрее, чем набрал. А набирал он весьма резво. Т.е. качество у него так себе.
Планеров бипланов массово ж никогда и не было. Хотя, в моторном варианте они летают отлично.

Книгу смотрю, спасибо.

ЗЫ как-то я ощущаю себя не в том разделе. Чертежей тут пока нету…

azgar

Собрал каркас правого крыла.
Передняя и задняя кромка 1 мм уголь, нижние кромки нервюр тот же уголь. Нервюры бальза 1 мм. По углам бальзовые косынки. После того, как пролил швы циакрином, вес 2.0 г.
Сдаётся мне, из тридцати граммов я выпаду.

SkyBark

Чертёж, брат! Чертёж! Аль хоть схемку… Мнится мне, что дюже Вы, сударь, там всё переукрепили…

azgar

Сфотографировал крылышко.
Правда, ночь, темно, поэтому картинки паршивые.

SkyBark

Вот-вот… Объясните, коллега, необразованному коллеге, зачем нижние кромки нервюр углём пройдены? А вот нервюрок я б на парочку побольше установил. Ну и размерчики ж огласите.

azgar

Для вящей неубиваемости 😃
Там всего четыре палки на крыло. На законцовке и у корня надо в любом случае. На третью подкос пойдёт, в принципе, тоже не помешает. Остаётся одна, палка, которую можно выкинуть. Примерно четверть грамма можно сэкономить, да.
С другой стороны, если добавить по три нервюры на крыло, получится плюс примерно грамм.
Я посмотрел на другие (сверх)лёгкие аппараты, мне показалось, что там расстояние между нервюрами около хорды крыла? Тем более, что крыло прямое.
Попробую пока так, если будет плохо, добавлю ещё нервюр, лёгких, без усиления 😃
Или сразу добавить? Я в смятении.

Размеры ж в первоначальной постановке задачи оглашены. 300 мм полуразмах, 100 мм хорда. Если лист А4 пополам вдоль разрезать, как раз два крыла получатся 😃

Вчера хвост склеил и фюзеляж почти доделал. На всё пока 7.3 г.
Хвост перетяжелил. По идее, надо было целиком бальзовый делать. Но почему-то хочется этот аппарат весь в угле исполнить.

azgar

Несколько дней не занимался аппаратом.
После добавки тонких промежуточных нервюр текущий вес 8.1 г
Сегодня грамма полтора добавлю.

С удивлением обнаружил, что в нашей стране нет потолочки как таковой.
Пенопластовые панели для подвесных потолков только из шарикового пенопласта и только с рельефом.
Губчатый пенопласт не тоньше 25 мм. Купил одну плиту, надо приспособу для нарезки делать.
Видел в одном месте панели изоляционные 5 мм XPS. В тот момент они показались мне тяжёлыми. Надо будет туда заново наведаться, может, всё же, прикупить.

karkos

подложки под ламинат ЕППшные бывают, кроме прочих. и совершенно разной толщины. обычно идут с канавками, выбирать надо такую подложку, которая менее склонна по этим канавкам разламываться.

azgar

Не нашёл пока подложек. Только в виде рулонов мягкого вспененного пластика. Видимо, полипропилен, но совершенно мягкий. От 1 до 3 мм.

19 days later
azgar

В проекте произошла некоторая пауза, две недели почти я им не занимался.
Вчера кошка сбросила с полки детали аппарата, а сын умудрился на них наступить.
Хрустело здорово.
Полностью потерян фюзеляж и вертикальное оперение. Серьёзно пострадали крылья.
😦

sergetk

Сочувствую!

А “прототип” я знаю где видел! Это Santos-Dumont Demoiselle, его можно увидеть в замечательном фильме “Эти великолепные мужчины в их летающих машинах”, на нем летал француз - дамский угодник.

SkyBark

Не. Всё-таки не Demoiselle. Похожа самолётка, но лишь похожа. Сами ж посудите:

Та, что взята за прототип, явно более поздняя. Австрийская или немецкая постройка.