Самолёт на коленке или наш ответ сомневающимся

modsley

Приветствую, уважаемые!
Человек я вроде равнодушный к чужим мнениям, однако фраза

“И не надо городить огород самоделками, лучше проф разработки и сборки Вы ничего не противопоставите, кроме амбиций и напрасно потраченого времени, материалов и денег.”
из этой темы rcopen.com/forum/f36/topic150158/7
как-то вот задела меня за живое, понял я, что вот-вот еще один может попасть с цепкие ногти потребительства и решил возразить делом.
Да, я естественно понимаю, что “лучше проф разработки и сборки Вы ничего не противопоставите”, но нужно ли это? Лично мне пока нет.
Итак, я пока только учусь, максимум, что получается кроме бочек (ровных 😃 ), петель туда и сюда, короткого висения, штопора обычного и плоского, это восьмерка кверху пузом да кружок на ноже. Ну, начинающий, одним словом. И нужно мне на чем-то учиться, как мы понимаем.

Лирика, это всё лирика… О чем это я? А, да. Так вот, этот пост затеян дня того, чтобы показать сомневающимся, что вместо того, чтобы пойти и купить за 2000-2500р. что-то типа такого

можно и на мой взгляд нужно это сделать самому.

Здесь конечно есть одно но, а именно, для того, чтобы сделать это самому нужны навык и некоторые инструменты и материалы. Ну, навык нарабатывается где-то на 4-5 самолёте. Инструмента особого тоже не требуется (ну, кроме лобзика, но и без того можно обойтись). С материалами проблем нет.

Всё, я всех достаточно утомил.
Итак, возражаем сомневающимся не словом, но делом.
Строим самолёт на коленке.

Размах 75-80см.
Вес - около 350гр.
Это исключительно мои предпочтения. Просто для меня это самый комфортный весоразмах.
Материал - экструдированный пенополистирол (потолочка, изополин)
Должен быть прост, быстро собираем, пригоден для обучения тому, что я выше перечислил. Без особых украшательств, но чтобы и стыдно за него не было.
Нам понадобятся:

  1. Изополин 3мм;
  2. Карбоновый пруток 1,5 - 2мм;
  3. Чуть бальсы 3мм;
  4. Скотч армированный шириной 19 - 25мм;
  5. Скотч бумажный (малярный);
  6. Скотч цветной;
  7. Рояльная проволока 1.8 - 2мм;
  8. Фанерка 2-3мм.;
  9. Чуть пенопласта желательно потвёрже (находится на ближайшей помойке);
  10. Клей - UHU Por (не экономьте на клее, купите тюбик за 130р. Его хватит на 2 таких самолёта), чуть циакрина для пенопласта с активатором (можно в принципе и без циакрина), 5 мин эпоксидка, горячий клеевой пистолет. Всё это разнообразие можно купить в хозяйственном за исключением циакрина, но, как я уже сказал, можно и без него.
  11. Всеразличная фурнитура типа кабанчиков, вилочек, колёсиков и пр.

Всё есть? Приступаем.

Spidi

Очень любопытно))) Не против попробовать!

modsley

Что-то какая-то беда с вложениями, ну, ладно, уж, как есть, но на старом форуме с этим было как-то удобнее

Ravex.zip

modsley

Как мы понимаем, первое, что нам нужно, это чертеж.
За основу использован следующий
www.aeroplaza.nl/images/Raven1.jpg
Сам чертеж - www.aeroplaza.nl/drawings/RavenDXF.zip
Только крыло было решено сделать более пухлым и толстым. Чтобы поспокойнее всё это летало.
Крыло делалось по этому чертежу
www.profili2.com/ip_eng/download_plan.asp?Id=662
Он был уменьшен до размаха 76см. Итоговый чертеж во вложении. Есть в нем пара косяков

  1. Элероны не вырезаем. Велики. Элероны сделаем по месту.
  2. Днище слишком широкое. Потом подрежем.

Поскольку основа - Raven, а крыло от Экстры, условно назовем этот самолёт Ravex

В качестве материала используем изополин 3мм

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Вырезаем внутренность крыла

Циакрином (ну или что там у нас есть) клеим из этого всего каркас

Теперь вырезаем обшивку крыла. Примерно, чуть побольше, чем каркас. Главное отметить центральную линию, по которой будем потом всё это гнуть.

Затем берем вилку (желательно с острыми зубьями) и по этой самой центральной линии продавливаем 8 полос по четыре справа и слева. Если вилка трезудая, соответственно будет 6 полос. Двузубые вилки использовать нерекомендуется.

Берем обшивку крыла и идем в ванную, где у нас есть замечательный полотенцесушитель. Если его нет, можно подогреть на газе трубу от пылесоса (если она у вас маталлическая) до состояния руке горячо, но держать скривившись еще можно. Потом по центральной линии гнем обшивку. С другой (внешней стороны проклеиваем полосу широкого малярного скотча)

В итоге получаем

Ровненько приклеиваем ухупором к обшивке каркас (пока только одну сторону)

Затем прорезаем отверстия для сервомашинок и вклеиваем пару кусочков бальсы 3мм, в которую потом будем ввинчивать шурупчики 2мм для крепления серв. Пока сервы не крепим. Вклеиваем по их размеру и сервы вынимаем. Ну, и соответственно проделываем в нервюрах отверстия, через которые пройдут провода

Затем протягиваем через заготовленные отверстия веревочку за которую мы потом протянем провода. Ведь к тому моменту, как мы будем устанавливать сервы клыло уже будет склеено.

Ну а затем промазав нервюры и обшивку (ну, не всю конечно, а только там, где она соприкасается с нервюрами) спокойненько приклеиваем другую честь обшивки, закрывая тем самым крыло

Почему я рекомендую именно UHU Por? потому, что схватывает от мгновенно. Да, возможности позиционировать детали после того, как мы их друг к другу прижали нет и нужно быть внимательным склеивая правильно с первого раза, но зато никаких иголочек, прищепочек и ожидания пока высохнет. Быстро в общем.

Обрезаем лишнее… Крыло готово

Жизнерадостно гнем фюзеляж (не забываем про вилку) и вклеиваем в заднюю часть… Гм, как это назвать… Растопырка? В общем разберетесь.

Аналогично крылу устанавливаем сервы. Эти уже совсем устанавливаем. Насовсем.
Когда-то я не морочился с бальсой и шурупчиками и просто намертво вкорячивал сервы горячим пистолетом. Но после того, как самолёт прожил долше, чем серва, я всё же заморочился сделать их съемными.

Гнем и склеиваем переднюю верхнюю часть фюзеляжа.

С обратной стороны приклеиваем для усиления полоску изополина. Если просто склеить встык будет слабовато.

Фотки не всегда попорядку, простите.
Вот так мы гнем верхнюю переднюю часть фюзеляжа

Далее понадобится лобзик. Можно конечно и ножом вырезать… Но упреешь пока это сделаешь. Так что лучше разжиться лобзиком.

modsley

Берем фанерку (лучше тонкослойную), утюг и напечатанный на лазернике чертеж того, к чему мы будем крепить мотор. Кладем чертеж на фанерку и, поставив утюг на троечку (самое горячее) сильно прижимая проглаживаем всё это дело. В результате на фанерке отпечатывается наш чертеж.

Затем усиленно орудуя лобзиком выпиливаем искомое (самая мной нелюбимая часть работы)

Не заморачиваясь дрелью и прочими жужащими причиндалами проделываем отверстия круглым надфилем. Нажимаем и вертим. Отверстие в 2мм фанерке - 20 сек.

Склеиваем перед фюзеляжа

Фанерку (края и отверстия личше промазать циакрином, чтобы не шелушились) приклеиваем на 5мм изополин. Ну, или как мы понимаем, на 2 слоя 3мм.

Затем кусочком наждачки воронкообразно раздеклешиваем то, что мы приклеили, чтобы моторчику было посвободнее. Можно конечно просто проделать в фанерке дырку под вал и прикрутить к ней мотор, но тогда практически невозможно будет на собранном самолёте поменять выкос.

Заготавливаем 4 кусочка по 1,5 - 2 см тонкого карбонового прутка, заточив один их конец. Зубочистки тоже пойдут.

Примерив мотор проделываем выемку под провода

Разводим эпоксидку и вклеиваем сотворённое. Пока эпоксидва не застыла втыкаем для крепости кусочки прутка так, чтобы они были между фанеркой и изополином.

Вырезаем из бальсы 3мм (линейки) полоски шириной около 1см и вклеиваем. Наверное можно этого не делать, но мне так спокойнее.

Устанавливаем и вклеиваем крыло. Я делаю это горячим пистолетом, поскольку вырезать дырку в фюзеляже точно по размеру крыла у меня еще ни разу не получилось. А при фиксации горячим полиэтиленом небольшой зазор не страшен.

Пассатижи и проволока. Шасси готово.

Вырезаем два кусочка пенопласта и, орудуя горячим пистолетом делаем крепление шасси

Тем же горячим пистолетом вклеиваем шасси в фюзеляж

Вырезаем из передней части фюзеляжа часть, под которой будет батарейка. Перед тем как это делать хорошо прикинуть итоговое положение батарейки хотя бы приблизительно проверив центровку, временно навесив всё на свои места (малярный скотч нам поможет)

modsley

Вклеиваем рейки бальсы (линейки) в морду для пущей крепости.

Передним концом они упираются в фанерку, крепящую мотор. От морковки не спасёт, но от среднего тычка мордой - вполне. Рейка поломается, но морду не сомнёт.

Заклеиваем перед (заготовки для этого в чертежах нет). Просто приклеиваем кусочек изополина, обрезаем, обрабатываем наждачкой и получается вполне культурно.

Затем вклеиваем днище. Гм, у самолёта, если это не амфибия, вроде нет днища?
Пузо вклеиваем. На чертеже оно шире, чем нужно. Примериваем, обрезаем.

Теперь хотелось бы остановиться на таком материале, как вспененный ПВХ. А именно его листовой разновидности толщиной 1мм.
www.masstar.ru/pvh/
Рекомендую обзавестись. Лёгок. Режется ножницами. Нагретый гнется как угодно. Не упруг, но если вырезать полоску, намазать горячим пистолетом (при этом ПВХ становится мягким от тепла и его можно приклеить на скольугодно изогнутую поверхность) и приклеить на изополин получается весьма крепко. Таким образом усиливаем морду (опционально)

Устанавливаем регулятор. Для этого используем “липучку” на клеевой основе, которая продается в швейных магазинах, клеится также успешно, как и то, что продается в магазинах модельных, но стоит в 5 раз дешевле. Если пенопласт, из которого делалось крепление шасси (а именно к нему мы и клеим регулятор) шершав, намажте его тонким слоем клея, подождите 5 мин и приклейте липучку. Не оторвать

Далее мы берем магнитики, выколупанные из ненужного БК моторчика, эпоксидку, пенопласт, и делаем модный капот под батарейку (ну, всё как у взрослых)

Здесь уже вклеена площадка под батарейку (вспененный ПВХ или любая пластмасска/тонкая фанерка). Красненькое - это то, что на предыдущей картинке.

А так выглядит наш капот

Уф…

Вклейку хвостового оперения, навеску рулевых поверхностей, обклейку скотчем, раскрашивание, установку серв и изготовление тяг я думаю пожно пропустить. Тут уж кому как нравится.
Я особо раскрашиванием не утруждаюсь. Главное, чтобы четко отличался верх и низ.

Собственно вот что у нас получилось

Делать фонарь это отдельная песня. Поэтому просто вклеиваем переднее стекло (ну, как раньше). Так даже интереснее.

Итого полётный вес - 300гр.

crafter

зачетно. самолет сделанный руками всегда лучше покупного) ждем информации уже о полетных характеристиках.

modsley

ВМГ: AXi 2208/34, APC 9x3.8SF
Батарея - 3S1P 850 mAh 20C
Регулятор - Hyperion Titan 20A (велик, но другого не было)
Полётное время 10-12 мин.

Хвостовое оперение кажется маленьким по сравнению с крылом, но за счет того, что удлиннение фюзеляжа невелико, свою роль выполняет исправно.

Площадь крыла - 17 дм кв.
Нагрузка на крыло - 17.6 гр/дм. кв. (если конечно я правильно помню, как вычислить площадь трапеции)

crafter:

ждем информации уже о полетных характеристиках.

Дык, ну как сказать… Летает 😃
Неплохо летает. Хотя как мы понимаем это же субъективно в многом. Кому-то хочется, чтобы так летал, а кому-то чтобы по-другому.
Камеры к сожалению нет, видео сделать не смогу.
Площадь РН маловата. На ноже круг сделать не получается. Ну, увеличить - это 20 мин. 😃

Всем удачи.
Если будут вопросы, обращайтесь.

😁

crafter

а главное вам удачи, и мягких посадок. а вообще модель планировалась как пилотага? или для 3д элементов?

modsley
crafter:

а главное вам удачи, и мягких посадок. а вообще модель планировалась как пилотага? или для 3д элементов?

Да как вам сказать. Модель для тех, кто пока не ощущает особой разницы между этими двумя понятиями 😃
С одной стороны, да, вышел против ветра, остановил самолёт, сделал петлю и остановился на том же месте, откуда ее начал. Приятно… 😃 А с другой стороны, порой у земли такое 3Д выпишешь, что потом сам удивляешься, как это вырулить удалось.

В общем - для начинающих, таких как я.

Чертеж же я не зря переработал. Делал я того Raven-а. Шустр. Морду пока склеешь - употеешь. Делал я ту Экстру. Неспешна и величава.
Это замысливалось как что-то среднее.

Да собственно не в этом дело. Летать-то есть на чем. Как я уже отметил, всё это было сделано для того, чтобы еще один человек не попал в лапы потребительства.
Я просто хотел показать, что вот потратил я вечер четверга, вечер пятницы и пол субботы и в результате появилось нечто, что никаким АРФ не купишь. Нечто, что я сделал под себя.

collapse
modsley:

Я просто хотел показать, что вот потратил я вечер четверга, вечер пятницы и пол субботы и в результате появилось нечто, что никаким АРФ не купишь. Нечто, что я сделал под себя.

Так и не узрел, что ТАКОГО было сделано ПОД СЕБЯ, что не купить в виде АРФ.
Очередной пенолет из изополина (почему не депрон, который конструктивно лучше?), один из сотен “потолочных” проектов, выкладываемых на форуме. С характеристиками, которые автор сам не состоянии объективно оценить, ввиду (по его же словам) отсутствия должного летного опыта…
Поймите правильно, я не хочу критиковать самолет, просто пафоса в словах

Как я уже отметил, всё это было сделано для того, чтобы еще один человек не попал в лапы потребительства.

уж слишком много.
Звучало многообещающе, и брало на себя довольно много… но выхлоп - увы, такого пафоса не стоил…

Боюсь, что многие захотят стать “потребителями”, сравнив фотографии из Вашей же темы…

Brik

а мне больше нравится то, что получилось у автора темы, чем то, то представленно на фотографии из магазина!

modsley
collapse:

Боюсь, что многие захотят стать “потребителями”, сравнив фотографии из Вашей же темы…

Сравнив фотографии может и да. А вот пощупав руками то и другое - врядли. Я знаю, я щупал.

А выхлоп состоял в тоом, чтобы показать, что ничего сложного в том, чтобы быстро и просто сделать нормальный самолёт нет. Мне кажется что выхлоп этот состоялся. И что за пренебрежение звучит в ваших словах о сотнях потолочных проектов? Не у всех есть условия для чего-то большего. У вас они судя по всему есть, но это еще не повод относиться свысока к тем, кто лепит самолёты на коленке, летает на них и получает от этого удовольствие.

Brik

а вот у меня например нет возможности покупать самолёты в магазине, т.к. просто нет их, магазинов этих и я сам делаю модели из упомянутой потолочки и считаю, что в них есть особая красота и прелесть.

crafter

а у меня и изоплина нет, одна потолочка, один раз депрон 6мм по случайности проскочил, и ничего плохого. Самолеты всегда получались лучше покупных. Потому что собрал сам, слабые места знаешь сам, да и относишься не так, как к покупному.

gennadi16
crafter:

зачетно. самолет сделанный руками всегда лучше покупного) ждем информации уже о полетных характеристиках.

Спорное утверждение. Просто все мы прошли путь разной длины. Тех, кто не дошел до уровня автора темы или прошел его, тема оставляет равнодушным или раздражает. Но это нормально. Я сам полгода назад хотел открыть подобную. А сейчас летаю на покупной ARF-модельке, по летным качествам которой мои самоделки и в хрен не торохтят.

crafter

Не буду спорить, руки у всех разные и произрастают из разных мест. Я сам имею и АРФ и самопальные, самопальные не выглядят хуже арф ни на сколько и летают, так же. Просто те кто производят АРФ делают до этого несколько прототипов, прежде чем пустить в производство. Так и когда сам делаешь, не с первого раза получаешь, то что хочешь. Но так приходит опыт, а с опытом делается все гораздо проще и с первого раза.

collapse

Хм. Да, у меня есть условия для работы, чего и всем желаю… Но дело не в условиях. Поймите одну вещь. Вы пытаетесь сделать “объект для подражания”. Типа - “вот я щас докажу что самостой из потолочки лучше АРФ-а, и научу, как надо их делать”. Не получается.
Пригялдатесь к своим же фотографиям. Все что сделано - дейсвительно “сделано на коленке”, на большее не тянет. Ни одного ровного шва, ни одного аккуратного реза. Даже скотч (не тот, кстати) наклеен на уровне упаковки коробок на рынке… По сути, Вы сейчас пропагандируете пренебрежение к культуре работы, призывая при этом - “делай как я”… Нельзя так делать. Вы себе лично можете клепать что угодно и как угодно, хоть руками рвать изополин, и клеить его на ленты для ловли мух… Но выкладывать это как пример для подражания - это по меньшей мере неуважение к самому себе.
Пренебрежение у меня не к потолочке, а к сотням моделей такого же уровня. Если человек делает что-то себе, без претензии на поучение других - это одно. Можно любой хлам выкладывать на форум, чтоб спросить совета или еще с какой-то целью. Критики не будет. Но выкладывать такое с претензией на пример - получайте критику в полном объеме.

Тот же crafter, который так Вас рьяно защищает - посмотрите как строится его Як-54. У него как я понимаю тоже нет ни мастерской, ни фирменного депрона. Но у него нож заточен хотя бы, и терпение, видимо, адекватное поставленной задачи. И получается все очень аккуратно. Даже если мне что-то не нравиццо у него конструктивно, максимум что я могу себе позволить - аккуартно дать совет или спросить про мотивы его решения.

Brik

а мне больше нравится то, что получилось у автора темы, чем то, то представленно на фотографии из магазина!

Я Вам не верю, уж извините.

Brik

и я сам делаю модели из упомянутой потолочки и считаю, что в них есть особая красота и прелесть.

Так и слава богу, молодец. Вы просто не понимаете, что я хочу донести. Строить самому нужно, тем более в такой ситуации, когда нет под боком никаких магазинов. Впорос в другом - на каком уровне и с каким отношением это делать. Если выкладываешь что-то с претензией на образец для подражания - делай аккуартно.
Кто-то делает ради самого процесса. Кто-то делает чтоб летать. Я например отношусь ко второй категории. Я тоже изредка делаю самолеты из пены. Сам. У меня правда другая причина - просто не осталось больше пилотажных и 3Д АРФ-ов из ЕПП, которых у меня еще не было бы… Поэтому приходиться делать что-то новое, именно под себя, т.к. то что мне нужно просто отсутвует в продаже. Понимая что, зачем и как делается, на опыте пары десятков хороших “фирменных” пенолетов.
Меня что задело - человек утвердительно сравнивает свой самострой и АРФы, которые сам не имел возможность сравнить. Я вот облетал почти всю АРФ-ную пену (кроме безымянных китайцев) - я хотя бы имею представление что хорошо летает, что не очень. И я могу со всей ответсвенностью сказать - да, можно сделать очень качетвенный самомстрой из потолочки, который будет не хуже АРФа. Но вот так, с наскока и на коленке - это не получиццо.
Скажем, пенолеты от Хакера, МС-Композит, или РЦ-фактори - ВСЕ отлично летают. И продумывались они далеко не дилетантами. Чтоб сделать “не хуже” - надо хотя бы знать как они сделаны, полетать на них немало, чтоб потом пытаться придумать свое, которое будет обладать лучшими характеристиками. Это достаточно серьезная задача, требующая помимо опыта работы руками и аккуратности еще и летных навыков, позволяющих объетивно оценить самолет в полете. Даже плоские депронолеты - посмотрите на чем летают на зальных чемпионатах. Сложилось 3-4 типа самолетов, которые как две капли воды похожи друг на друга, и отличаются очень незначительно. Попробуйте сделать хотя бы не хуже - потребуется не один год налета и участия в соревнованиях, чтоб создать нечто свое, с похожими характеристиками. Разумнее скопировать 1:1 один из них, либо купить готовый КИТ (не для сборки, а чтоб сделать шаблоны для последующей резки нескольких самолетов - они идут пачками, как расходный материал)… Вот собственно, мое видение ситуации с противостоянием АРФ vs самострой …
Все писал про пену, естессно. С бальзой ситуация немного иная…

gennadi16
crafter:

Не буду спорить, руки у всех разные и произрастают из разных мест. Я сам имею и АРФ и самопальные, самопальные не выглядят хуже арф ни на сколько и летают, так же. Просто те кто производят АРФ делают до этого несколько прототипов, прежде чем пустить в производство. Так и когда сам делаешь, не с первого раза получаешь, то что хочешь. Но так приходит опыт, а с опытом делается все гораздо проще и с первого раза.

Да спорить вобщем-то неочем. Желаю Вам осуществить свою мечту и купить acromaster от мультика.

crafter
collapse:

Тот же crafter, который так Вас рьяно защищает - посмотрите как строится его Як-54. У него как я понимаю тоже нет ни мастерской, ни фирменного депрона. Но у него нож заточен хотя бы, и терпение, видимо, адекватное поставленной задачи. И получается все очень аккуратно. Даже если мне что-то не нравиццо у него конструктивно, максимум что я могу себе позволить - аккуартно дать совет или спросить про мотивы его решения.

Тезка, всегда хотел услышать ваш комментарий в свой адрес, так как вы выдный человек на форуме. Спасибо.
Но насчет аккуратности я с вами согласен, человека я этого поддерживаю лишь потомучто он не боится в своих начинаниях, и закладывает душу. А споров кто лучше блондинки или брюнетки в модельном мире много, как например:

  1. пена и бальза
  2. ДВС и лепестричество
  3. ARF и HandMade
  4. Китай и Фирма
    Да пусть все летают на том, к чему душа ближе лежит, а может и не душа а кошелек, да и прочие факторы.
collapse:

Если выкладываешь что-то с претензией на образец для подражания - делай аккуартно.

Тут как говорится тоже не поспоришь, даже если у меня проскакивает не аккурат, мне маленько стыдно.😊

collapse:

Меня что задело - человек утвердительно сравнивает свой самострой и АРФы

Сначала я не понимал вашей критики а потом вспомнил как называется тема, и задумался, и правда 😎 раз уж пример для подражания для начинающих, то достойный.

gennadi16:

Да спорить вобщем-то неочем. Желаю Вам осуществить свою мечту и купить acromaster от мультика.

А вот это опять же как обидные слова прозвучали…😃 Посмотрите что строите вы, явно тоже не пример для подражания. Хотя конечно в каком смысле, если для тех кто в моделизме на вашем уровне, то возможно и пример.

collapse
crafter:

. А споров кто лучше блондинки или брюнетки в модельном мире много, как например:

  1. пена и бальза
  2. ДВС и лепестричество
  3. ARF и HandMade
  4. Китай и Фирма
    Да пусть все летают на том, к чему душа ближе лежит, а может и не душа а кошелек, да и прочие факторы.

Эээээ нет 😉 Тут не соглашусь, принципиально.
Это не блондинки и брюнетки, а РАЗНЫЕ ПОСТАВЛЕННЫЕ ЗАДАЧИ перед самолетом.
В каких-то ситуациях - “однозначно пена”. В чем-то - “однозначно бальза”.
ДВС и электро - тоже, только в зависимости от задачи (и от возможностей, увы)
В целом, ситуций где ДВС уместнее - с каждым годом становиться все меньше.
АРФ и хэнд-мейд - по пене уже обсуждаем. По бальзе/композитам - если человеку приятно имеенно строить - то это один вопрос. Если в приоретете “летать” - то строить только то, что невозможно купить (понимая, что качесвенная стройка обойдется дороже “дорогого” фирменного АРФа).
Китай и фирма - тоже зависит от задачи. Я не куплю китайский балансир для сборок в 8-10S. Я пользую китайские 6-граммовые сервы по 250 рублей на “расходном” шок-флаере с временем жизни в 30 полетов - редукторы на любой серве срежет все равно раньше, чем китайская серва начнет глючить 😉. Я не использую модули и приемники ASSAN и E-Sky на самолете стоимостью в 2000$. В небольшом самолете вполне уместны китайские батарейки по рупь за ведро… При токах в 50-60А лучше купить одну пару разъемов Deans Ultra за 200 рублей, чем 10 пар китайских копий по 25 рублей… Китайские моторы Turnigy вызывают у меня уважение. Вот такая у меня суровая ИМХА 😉 Каждой задаче - разумное решение. Вроде, неплохой девиз 😁