Yak-54 - контурный Shock Flyer
Смотрел я на ваши самолеты, читал, думал…
И несмотря на всю нелюбовь к “салфеточной” авиации, решил сделать себе контурного “шокера”. 😒
Попытался найти чертежи уже готового Як-54 но не нашел - оказалось сложным делом… В итоге руководствуясь фотками с http://www.airliners.net и взятыми с форумов планами самолета, разработал свой чертеж самолета для постройки.
Габаритные размеры:
длина - 730 мм
размах - 840 мм
ширина фюзеляжа (в самом широком месте) - 100 мм.
В качестве материала решил использовать “Теплон” толщиной 3 мм. Лист размером 500х1000, в упаковке 10 листов. Все купил в “OBI” на Теплом Стане.
Вот что получается по основным деталям…
По мере готовности модели буду выкладывать чертежи (возможно будут изменения в конструкции) и фото процесса постройки.
Ну, и конечно же, буду обращаться к вам за помощью. Ну, если что… 😒
Продолжаю свои изыскания!
Сегодня вечером занимался нарезкой и склейкой деталей…
Вот что получилось:
Крылья я решил усилить (сделать их более жесткими) с нижней стороны карбоновой соломкой 1,8 мм. придав определенную форму расположения лонжерона я его обрисовал и вырезал для него паз с заглублением порядка 2 мм.
Руль направления я решил усилить бальсой - и прочнее узел с петлями будет и заодно выпрямил профиль руля.
Тоже самое сделал и с хвостовой частью фюзеляжа.
Примерное (предварительное) взвешивание всех деталей самолета показало вес в 44 гр. Ну, если учесть еще всякий там клей, петли, будущее шасси и пр., то вес планера должен получиться примерно 55 гр.
Продолжение следует! 😉
а электронная начинка какая планируется?
общий вес с электроникой и аккумуляторами сколько будет? (~250гр?)
Попытался найти чертежи уже готового Як-54 но не нашел - оказалось сложным делом…
Плохо искал однако.
а электронная начинка какая планируется?
Вот с этим я пока не совсем определился…
Есть регулятор для б/к от “Protech” на 10А. Есть мини-приемник от “ParkFun” на 40 мНц. Шесть микро-серв: 3 от Futaba и 3 от E-Sky. Вес у них, естественно, разный… Нет пока мотора - я с ним еще не определился, так как в электро-авиации опыта нет. 😃
Аккумуляторы - LiPo 7,4v 15С 850 мАч из двух банок.
общий вес с электроникой и аккумуляторами сколько будет? (~250гр?)
Относительно массы всей начинки пока не могу сказать - нужно все достать из “пыльных углов” и положить на весы. Один компонент уже правда известен - аккумулятор. Вес батареи - 40 гр.
Думаю, что если за отправную точку брать вес сервомашинок примерно 6 гр., то можно предположить, что:
- сервомашинки 6,0х3=18 гр
- регулятор - ~ 20 гр с проводами и разъемами
- удлинитель серв 2х4=8 гр
- приемник (с кварцем) ~ 28 гр
- мотор с пропеллером - пока не понятно
Ну и граммов 10-15 можно накинуть на мотораму и пр. издержки производства.
Думаю, что в 170-180 гр полетного веса можно уложиться…
Но, как говорится - вскрытие покажет! 😃
Плохо искал однако.
Да, судя по всему… Ну, да ладно - уже строю пока этот.
Спасибо за чертеж! 😎
Посмотри www.foamyfactory.com/airplanes.htm.
Я делал от туда mini 3DX.
Борт типа этого.
сервы banned link
регулятор banned link
banned link
батарея banned link
мотор banned link
ставил и такой banned link
почти одинаково с винтом GWS 8х4.3 или 8х3.8
Чем легче тем лучше. В зале летает и на улице правда почти в штиль 😁.
подобного плана як55, тоже, кстати, из теполна сделанный по ветке rcgroups вместе с подсветкой (самодельная из 8 диодов), и с полностью китайской начинкой с хоббисити (2205, сервы - одна HXT900 и две 500) + карбон 1.8 + трубка полая карбон 3 мм + приемник футаба 4 канала самый мелкий + не самая аккуратная сборка+ акки 460 мА 2 банки Рино и обклейка цветным скотчем для красоты уложилось в 180 грамм.
летает шикарно, но, как вы и говорили, желательно в штиль, максимум 2 мс, иначе его уносит ветром
с вашим подходом (теплон 3мм, шип-паз) должено быть меньше по весу. Я брал 6 мм теплон, детали просто сплошной склейкой. Кстати, теплон уж больно хрупок… будет интерсено посмотреть на прочность вашей конструкции с усилением карбоном на изгиб. У меня при падениях всегда ломается на стыках горизонтальных элементов.
Да, пока полетов нет мне тяжело предположить возможные последствия крашев…
Кстати в варианте подобного Як-54 от Grate Planes также используется 3 мм дипрон. при этом вся конструкция усилина разного рода косынками и вставками, которые для облегчения даже имеют отверстия. Плюс к этому - очень много тончайшего карбона в виде растяжек…
Я себе тоже взял 0,40" (1,0 мм) в “Столице Хобби” пару прутков длиной 60 см для этих целей. Ну, и для использования их в качестве тяг управления.
Кстати, возник первый вопрос: чем лучше клеить карбоновую соломку, которую я размещаю в качестве лонжеронов?
Для склейки модели я использую клей UHU Por. Может быть лучше эпоксидку?
Строительство продолжается.
Вот что было сделано…
Все-таки я вклеил уголь в плоскости на UHU Por. После внедрения такого усиления жесткости крыла, птичка перестала ими “махать”. 😃
Попутно отклеил элероны - получилось достаточно жестко и ровно. Вес каждого - 4 гр.
Между делом звесил руль направления… Получилось ~ 1-1,5 гр.
Теперь начну вклеивать “матерчатые” петли оперения и элеронов “по-взрослому” - надрез в бальсе и вклейка на циакрин. 😃
Пока не могу найти маленькие (легкие) колесики для шасси…
Взвесил приемник… Он оказывается с кварцем 10 гр. весит! Это значительно меняет дело в сторону победы над излишним весом! 😃
Вам с мотором весом около 20 грамм надо акк. 2-х баночный не более 450 mah. Я на подобном шоке c акк. 2S 750 mah и c мотором Турниджи 2730 1500kv при полётном весе в 250 грамм на винте 8*3,8 SF летать устаю, минут 15 в смешанном режиме. Если жёстко крутить мотор то минут 10 точно.
А у вас вес будет меньше и мотор, судя по всему, тоже…просто незачем такой акк. лепить.
Ок! Обязательно учту информацию…
сервы не более 5 гр вместо тяг троссионы из ниток и в 150гр запрото лезиш
Вот здесь видео, как летают такие самики в зале radiopilot.ru/project.php?prid=204. Вот здесь, если интересно немного модифицированный як54 чертежи в автокаде (увеличена ширина крыла, на крыльях сделаны шайбы) rcopen.com/forum/f22/topic205810/943. Начинка:
www.hobbycity.com/hobbyking/…/uh_viewItem.asp?idPr…
www.hobbycity.com/hobbyking/…/uh_viewItem.asp?idPr…)
www.hobbycity.com/hobbyking/…/uh_viewItem.asp?idPr…
www.hobbycity.com/hobbyking/…/uh_viewItem.asp?idPr…
Делал из 5 мм теплона (кроме управляющих поверхностей из 3 мм теплона). Нос делал из 2 мм бальзы (чтобы при падении в зале не мялся). В крыло вклеивал по всей длине лонжерон из липы 3х10 мм (добавилось 7 грамм). Обязательно подкосы для крыльев и вдоль фюзеляжа (для экономии из бамбуковых палочек 3 мм от китайской салфетки). Общий вес с батарейкой 180 гр. Нагрузка на крыло 12 гр на дм2. В штопор вообще не сваривается, разворачивается на месте для полетов в зале или дворе самое то. Обязательно крыло по периметру сзади обклеить тонким канцелярским скотчем на ухопоре иначе разорвет при морковке. Внимательней отнеситесь к поперечной развесовке (если с одной стороны аккумулятор, то с другой регулятор и приемник)
Спасибо за комментарии и подсказки! Пошел делать дальше… 😃
Парапланерная стропа и есть кевлар в оплетке
Вот меня мучит вопрос, для меня новый:
а что если сделать растяжки из ниток. Точнее из лески плетёной.
И крыло усилить её же. Ну нипа преднатяг и приклеить с двух сторон к потолочке.
Вроде мосты через реки так сторят. Ну и телебашня в одной из азиопских столиц так устоена…
Да, съёживается потолочка очень сильно. Но вроде лето в переди, и я думаю что долго у меня не продержится самоль. Правда есть тенденция к увеличению сроков жизни моих зальников… Наверное МАСТЕРСВО растёт…
Ну посморим.
В конце концов попробовать хочу!
И вот - продолжение следует!
Сегодня выдалось немного времени вечером и строительство вновь продолжается…
Изготовил из 4 мм фанеры мотораму. Приклеил на фюзеляж “Титаном”. показалось как-то хило… Решил усилить и нос и мотораму на случай падений и втыканий.
Затем наклеил из 2 мм бальсы усилитель сервомашинки руля направления. Кстати, решил серву установить под углом к горизонту в 3 градуса.
Был окончательно доделан руль направления: на двух виниловых петельках вклеен на место. Честно говоря мне кажется, что площадь руля маловата… Посмотрим “на месте”! 😃
После обработки контуров и усилителей “капота” получилось вот что:
Ну, и закончил основные работы с плоскостями вклейкой двух 3х3 мм бальсовых реек для элеронов. Основная цель - усилить крыло в продольной плоскости.
Сейчас буду навешивать элероны… 😃
Сейчас буду навешивать элероны… 😃
Собственно говоря - навесил… Получилось нормуль вроде бы.
Взвесил сейчас все компоненты модели. Со всеми мыслимыми потрохами (включая тяги, их направляющие, кабанчики и шасси, получился взлетный вес предварительно 186 граммов. Мотор D2730 развивает тягу в 325 гр при 1500 кВ.
Интересно - не тяжеловат ли пепелац? 😃
Мотор занял свое место на мотораме. Решил крепить на два самореза 2 мм от каких-то сервомашинок.
навскидку (по фотографии сложно понять), руль направления кажется коротковатым (опять же сравниваю с як55, который буквально на месте разворачивается и вообще по РН управляется очень легко, но руль где-то в 2 раза длиннее).
186 грамм отлично для улицы и, наверное, хорошо для зала (где хотеось бы полегче, наверное??? - я в этом не спец). Сделаете легче для улицы - будете летать только в абсолютный штиль. 180 грамм позволяют справляться с 2м\с
Вопрос - может стоило взять теплон 5 мм, но отказаться от бальсового усиления?? разница между 3 и 5ю по упругости заметная
Вопрос - может стоило взять теплон 5 мм, но отказаться от бальсового усиления?? разница между 3 и 5ю по упругости заметная
Ну, над этим нужно подумать. Просто в день моего посещения OBI на Теплом Стане не было 5 мм…
Но опять же: все шокфлайеры класса F3P (серийного производства, KIT-набор из коробки) сделаны из 3 мм депрона.