Метровый Як-55 из 3мм потолочки

vlad_den

Извините, Алексей, можно маленькую поправку? - То, что Вы называете нервюрами в фюзеляже, - это шпангоуты, а то я сначала не понял, о чем речь. Нервюры только в крыле (и в стабилизаторе). И еще - полезно будет где-то внизу фюзеляжа сделать отверстие для выхода охлаждающего воздуха. А то в жару могут быть проблемы с перегревом. Самолетик получился очень симпатичный. Успехов в следующем проекте!

AlexGold

Спасибо за замечание, уже сам понял что не так называл эти штуки =)

Отверстие для выхода воздуха - щель между фюзеляжем и капотом в нижней части (именно поэтому там нет 4-го шурупа для крепления капота). Она низкая, зато широкая. Мне показалось что этого будет достаточно для охлаждения.

vlad_den

Хорошо бы еще подальше сзади - чтобы аккумулятор тоже получал охлаждение.

AlexGold

Посмотрю, будет ли он греться. Для аккумулятора режим работы дожен быть щедящий. Ну а если что, сделаю дополнительное охлаждение. Как вариант думал приделать снизу в районе стоек шасси масляный радиатор, с помощью которого организовать выдув воздуха из фюзеляжа.

Pereplet54
AlexGold:

… приделать снизу в районе стоек шасси масляный радиатор…

Однако, интересное и грамотное решение!

8 days later
AlexGold

Тяжела и терниста дорога в небо…

Пока не было погоды, решил начать красить самолет.

Схема раскраски - стандартная для более поздних моделей яков. Красные и синие “стрелы” на крыльях, верх синий, синее обрамление на киле. Низ фюзеляжа, вместо полос, сделаю просто весь синий, на крыльях снизу - синие полосы чтобы низ отверха отличался цветом и формой раскраски.

Заклеил молярным скотчем под нанесение красного цвета, вышел на улицу и задул весь самолет из баллона обычной автомобильной краской. Подготовка поверхности - мелкая шкурка и протирка спиртом.

Посмотрел на задутый красным самолет и подумал, может надо было делать такую раскраску:

Но нет, мы простых путей не ищем. После снятия скотча пришло разочарование. Толи скотч такой плохой (край был немного драный), толи наклеил я его плохо, толи вообще малярный не подходит под покраску жидкой краской из баллона, но краска местами затекла под скотч и край получился не ровный. Ну ладно, в полете это не заметно, с двух метров тоже. Второе разочарование пришло, когда оказалось (проверял на образце), что малярный скотч, наклеенный поверх краски отрывается затем вместе с краской. Зато без лишних нагрузок краска на скотче держится не плохо. Если мять, гнуть потолочку - не отлетает. Так что обклейка под покраску синего слоя обещает быть не простой. Уже покрашенные участки придется накрывать вырезанными кусочками бумаги, а скотч наклеивать на те места, которые должны остаться белыми.

И вот, после того как краска высохла, погода наладилась и я отправился на поле во второй испытательный полет.
Дорогу омрачил один инцидент. Кто-то раскидал хлеб, или зерна на проезжей части, и множество голубей и воробьев накинулись на еду. Они были слишком увлечены процессом, а я слишком спешил и недостаточно сбросил перед ними скороть. Удар, в зеркале заднего вида пара голубей покатились по дороге. Не знаю, выжили они или нет, но мне стало очень не по себе. И ведь можно было просто сильнее притормозить… Птицы, жители неба, любая из них, тот же воробей, летает в 10 раз лучше любого самолета. Они чувствуют небо, они в нем родились, в нем едят, в нем умирают, а мы вторгаемся на своих убогих деревянных, пенопластовых, железных и прочих изделиях, шумим, портим воздух и пытаемся что-то изобразить… В общем небо обиделось на мой поступок и не приняло Як.

Может быть я не достаточно тщательно подошел к измерению ЦТ, может быть просто был не прав в решении, где он должен быть, в любом случае опыта мне не хватило. Мой опыт с легкими пенолетами подсказывал, что задняя центровка - это мелкие неудобства, но вернуть самолет не составит труда. Первый в моей жизни настоящий, не управляемый штопор, развеял это заблуждение. По прямой самолет летел без проблем, плавные маневры тоже давались ему легко. Но стоило мне в повороте ускорить процесс взятием ручки на себя, как самолет выкинуло из виража наружу, как будто элероны самопроизвольно отклонились в обратную сторону. Вот тут мне и не хватило опыта, понять в чем дело. И пытаясь разобраться, умышленно заставляя самолет раскачиватсья, я попал в штопор.
Удар был сильный, но разрушения не большие. Пострадала стойка шасси, капот, моторама и появился залом на крыле. Капот подкрашивать не стал, мотораму с креплением стойки подклеил, а крыло, не смотря на залом, прочности не потеряло.

Я расстроился и пару дней самолет стоял на балконе в разбитом состоянии, я к нему не подходил. Зато починил фару на машине жены и сделал кое-какие домашние дела.

Через пару дней поехали на дачу и я взял с собой лобзик, выкройки и напилил разрезов для болванки фонаря. Ошкуривал уже дома, в ванной. Пыли было очень много. Заодно помыл всю ванную комнату. Потом уничтожил все запасы пустых пластиковых бутылок. Натянуть бутылку целиком так и не удалось. Еще понял, что поверхность надо обязательно шпаклевать: не смотря на то, что на вид она гладкая, после обтяжки фонарь оказывается ребристым. Из-за разной жесткости дерева и клеевого слоя, они вышкуриваются по разному.

После этого занялся ремонтом и разбором полетов. На консилиуме с моим товарищем было решено, что проблема в центровке. Исследование данного вопроса в симуляторе (в ходе которого понял, что Phoenix - полная фигня, вынос ЦТ назад за пределы крыла не сказывается координальным образом на управляемости, увеличение веса в два раза не делает самолет настолько быстрее и неуправляемее, как в реальности ну и т.п. Поэтому использовался Real Flight G3) выявило, что поведение самолета объясняется ЦТ, сдвинутым назад и вверх. Да, действительно, аккумлятор (а это самый тяжелый элемент) располагается над крылом, а все из-за не продуманного конструктива. Больше засунуть его некуда, а вырезать крыло внутри фюзеляжа нельзя - нарушится жесткость. В общем проблема была решена добавлением 30г. свинца в нижнюю часть капота и установкой более тяжелого и большего диаметра кока. Кстати, кок оказался полезным. Из-за большего диаметра, уменьшилось лобовое сопротивление и самолет стал не так терять скорость, лучше планировать.

И вот, вчера снова в поле. Руки трясутся. Подключаю аккумулятор, проверяю рули. Унимаю дрожь в руках, разбег, взлет, медленный разворот, набор высоты. На высоте начинаю экспериментировать, закладываю резкий поворот - самолет уже наружу не вываливается. Хорошо. Резкая петля - на выходе самолет заваливается на одно крыло и пытается войти в штопор, даю газ, бросаю ручки. Набор скорости и плавный выход. Иду по прямой, постепенно сбрасывая скорость, неожиданно срыв и провал на клыло. Да, медленно он летать не может. Вес уже в районе 750г. (после последних переделок не взвешивал). Плавная петля, бочки - на хорошей скорости самолет идет как по рельсам, все маневры достаточно ровные. Ветер, порывы - все равно.
Писк таймера, пора садиться. Потихоньку снижаюсь, сбрасываю скорость, сильно сбрасывать страшно, потому что пока не понял в какой момент происходит сваливание и можно ли его упредить (кстати, вспоминаю полет, сваливался кажется только на правую сторону. Может крылья не одинаковые, или правый элерон отклонен чуть вверх. Надо проверить). Зато по крену и направлению самолет держать легко. Работая газом и рулем высоты очень медленно снижаюсь, касание полосы, выбег… черт, на ВПП попалась ямка точно по размеру колеса, стойку вырвало и самолет проехал остатки тормозного пути на брюхе. Циакрин, следующий аккумулятор и снова в полет. Аккумулятор другой, тяжелее на 15г. Такое ощущение, что с ним самолет еще стабильнее. Значит надо попробовать еще утяжелить нос и передвинуть ЦТ вперед. Пробую перевернутый полет - стабильно. По ощущениям даже стабильнее чем прямой. Ну не мудрено, ЦТ то смещен вверх. Полет на ноже - не хватает РН и обдува, но на большой скорости получается. Посадка, третий аккумулятор, еще две посадки - на этот раз без предательских ямок. Все штатно. Посадка на достаточно большой скорости, но плавно, без козления. Аж приятно так посадить самолет. Выглядит по копийонму. К сожалению видео нет.

Руки тряслись потом весь вечер. Самолетом, конечно, не очень доволен. Хотя по поведению, он ближе к реальному чем всякие 3D фан флаи. Нужна внимательность и четкость управления. Ошибки не прощаются и малейшая неточность на такой скорости приводит к большой потере высоты. Самолет дисциплинирует. Уже нельзя повернуть его так, как хочется, надо с ним советоваться, не давать упасть скорости в маневре, не пытаться развернуться резче на заходе на посадку, не пытаться маневром сбросить скорость. Чувствуешь себя пилотом, а не школьником, кидающим бумажный самолетик. И 10 полетных минут длятся очень долго и напряженно.

А вот проектом вцелом удовлетворен полностью. Если бы решил повторять уже опробованные варианты, так бы ничего и не понял. Впринципе, в будущем самолет можно повторить, внеся некоторые коррективы:

  1. Для фюзеляжа вместо бальзы 6х6 взять 4х4 и в хвосте, возможно, оставить 2 рейки вместо 4-х. Сейчас он избыточно прочен и тяжел.
  2. Оперение тоже собрать с меньшим количеством внутренних элементов и более тонкой бальзой это позволит получить нужный ЦТ без довеска в носу.
  3. Переработать конструктив крыла, чтобы аккумулятор располагался в нем, на оси двигателя.
  4. Немного увеличить угол отклонения и площадь РН.
  5. Возможно, немного увеличить площадь крыла, сделав его шире, а следовательно, увеличить площадь горизонтального оперения.

А сейчас в планах докрасить, сделать съемную кабину ну и вообще довести самолет до законченного состояния. Не люблю не завершенных дел. Ну и летать, тренироваться. Думаю, управление тяжелым и сложным самолетом - тоже очень хороший опыт.
А дальше - сборка новой модели, но уже большего размера.