Метровый Як-55 из 3мм потолочки
Итак, я уже рассказывал историю своей авиажизни в этой теме: rcopen.com/forum/f81/topic32242/422 и вот хочу продолжить.
С детства я мечтал стать авиаконструктором, но данная область была признана моими родителями не перспективной. Мама хотела, чтобы я шел на эконом, папа - на физ. фак. В итоге выбрал последнее. Это всё к чему, полетав на Зуме и более менее освоившись в воздухе, мне захотелось построить самолёт самому. При чём захотелось чтобы он именно был похож на самолёт и летал как самолёт.
Изучив материалы форума, сначала решил построить Як-54 из этой темы: rcopen.com/forum/f36/topic149843. Даже распечатал чертежи и попробовал склеить стабилизатор. Но потом подумал что для этой модели мне придется покупать новые мотор и регулятор, а пока хочется попробовать просто построить самолет самому и оценить, насколько это интересно, насколько хороший получается результат, сколько на это нужно времени. Ведь может для меня окажется проще покупать готовые комплекты?
В общем еще немного почитав форум, я решил строить метровую модель Як-55. Почему Як-55? Внешне он мне больше нравится. На модель будет переставлено всё оборудование с моего Зума, за исключением машинок. Машинки приобретены HXS-900, в количестве 3-х штук. На элероны будет одна машинка, потому что реализовать флапероны на своей аппаратуре я всё равно не могу.
Не найдя никаких моделей в 3Д, решил нарисовать сам. Вот что получилось: rcopen.com/forum/f7/topic226702
Начал было детализировать крыло, рисовать нервюры и лонжероны, но понял что это ни к чему и обошёлся сечениями на чертежах. В проекте присутствуют оси всех управляемых поверхностей, сначала эти узлы тоже детализировал, но потом кое-что в проекте пришлось переделать и вставлять обратно оси элеронов с качалками уже не стал - слишком заморочно у меня получилось со связями. В общем в реальном проекте буду делать всё по месту.
По началу рисовал всё под 4мм потолочку, которую и купил на пробу в количестве 4-х плиток. Когда же пришло время покупать опять, купил по ошибке 3-х миллиметровую. И та и другая весят одинаково - 30гр лист, 3-х миллиметровая легче гнется, зато не такая жесткая. В общем я расстроился, но решил раз 3мм, пусть будет 3. Да, с 3-х миллиметровой я намучился со сгибом, когда делал из нее пробный элерон. Плитка упорно не хотела гнуться по прямой линии, а всё старалась куда-то изломиться. Надрезы тоже ничего особо не дали. Помучавшись, я всё же склеил элерон. Но передняя кромка вышла корявая. Уже было расстроился и подумал, что придется всё-таки выкинуть эту никчемную 3-х мм плитку и купить 4-х мм, как вдруг на следующем листе обратил внимание, что по одному направлению он гнется легко, а по другому - нет. Если посмотреть на плитку вдоль - видны полосы, вдоль которых она и гнется. В общем после этого второй элерон получился уже ровный и красивый. В элероне только нервюры, продольная жёсткость обеспечивается обшивкой.
Кроме отработки навыков работы с криволинейными поверхностями в солиде, моя цель так же отработка технологий, которые потом можно будет применять на больших самолетах. Так что некоторые решения применяются не смотря на больший вес и сложность. Все рулевые поверхности хочется сделать на настоящих петлях, зазоры минимизировать. Привод сделать не кабанчиками, а непосредственно на осях. Так привод элеронов будет вынесен стальной или углепластиковой осью внутрь фюзеляжа. Но это всё мысли. Пока не знаю, удастся ли так сделать. Потому что кое-что из задуманного уже пошло не так.
С крылом моя конструкторская мысль сразу же полетела вперед. Мне хотелось обойтись без дерева в силовых элементах. Ну не доверяю я ему. Особенно сосне. Идея родилась сразу - сделать основной лонжерон из потолочки и обтянуть стеклотканью (по случаю приобрел стеклоткань, да всё никак не находилось достойной задачи чтобы ее применить). Потом мысль пошла дальше - зачем обтягивать весь, если достаточно наклеить полоску сверху и снизу, а в продольном направлении жесткость крыла и так достаточная. В общем был вырезан лонжерон из потолочки и к нему приклеены нервюры. Чтобы было проще клеить, протыкал лонжерон насквозь зубочисткой и с двух сторон насаживал на нее половинки нервюры. Только потом прочитал и понял что проще было бы делать надрезы на нервюре и лонжероне и просто вставлять их друг в друга.
Тут хочется отвлечься на процесс вырезания нервюр. Сначала по наивности я попробовал делать это ножницами - получилось отвратительно. Потом взял канцелярский/строительный нож со сменными лезвиями (ну которые отламываются, как его правильно назвать?) - мне тоже не понравилось. Сталь не очень качественная, быстро тупится, сложно обрабатывать скругления. После этого, порывшись в своём инструментальном ящике, нашёл старый скальпел. Это просто песня, скажу я вам. Режет потолочку вместе с наложенным на нее распечатанным чертежом как бумагу. Да, вначале я накалывал иголкой чертеж на потолочке, потом обводил и потом вырезал. Но с хорошим ножом я стал просто прикалывать чертеж сверху к потолочке и вырезать сразу по чертежу. Это, конечно, сильно ускорило процесс.
Вернемся к крылу. После того, как лонжерон с нервюрами были собраны, я вырезал лонжероны из бальзы для передней и задней кромок и прикеил их. Вот тут то я и понял всю порочность моей идеи. Конструкцию повело. Центральный лонжерон из потолочки не мешал всей конструкции изгибаться как угодно. Ну чтож, я решил что клеить буду в стапеле. Для стапеля были вырезаны профили крыла в одинаковых по высоте кусках плиток в количестве равном количеству нервюр. Клеил все “Титаном”, на центральный элерон уложил полоски стеклоткани, промазав их эпоксидкой. Стеклоткань оказалась отдельной историей. В условиях квартиры работать с ней очень сложно. При нарезании волокна разлетаются во все стороны и уборка занимает в 5 раз больше времени чем сама работа. Резал в перчатках.
На этом этапе пока и остановился. Пока сделано крыло, один элерон (один надо переделать) Следующий этап - доработка крыла (радиус под переднюю кромку элерона) и элеронов, навеска элеронов.
Фото выложу чуть позже.
Выкладываю чертежи, по которым делал. Чертежи делались в процессе постройки модели, так что получились немного корявые. Кому-то может они пригодятся, но лучше построить заново, используя модель. В будущем постараюсь чертежи обновить.
"…Мне хотелось обойтись без дерева в силовых элементах. Ну не доверяю я ему. Особенно сосне. Идея родилась сразу - сделать основной лонжерон из потолочки и обтянуть стеклотканью (по случаю приобрел стеклоткань, да всё никак не находилось достойной задачи чтобы ее применить). "
Жесть!
Почему бы не начать строить то, что уже разработано? Вы тут столько “велосипедов” напридумываете, что всех китайцев на них посадить можно будет! И грабель (граблей) на всх фермеров мира.
По существу - Почему не сделали заднюю кромку крыла сплошной?
То что уже разработано - не интересно. Мне интересней процесс, чем результат.
Про сплошную кромку, не совсем понял вопрос. В смысле, почему не делал крыло целиком и потом не вырезал элероны, или почему там дырка посередине?
За основу надо брать тот ЯК, 1300, он неплохо сконструирован. А про кромку, надо было так сделать :
Как я уже сказал, хотелось всё сделать самому. Все этапы. Повторять готовое не интересно. А вообще из темы про тот Як я многое почерпнул.
Про кромку понял, да так было бы правильнее. Учту на будущее.
вскрыть обшивку снизу, вклеить соединение кромок, закрыть обшивку, заделать дырку.Дело не в том, что надо повторять готовое. Надо делать правильно. А правильные конструкции все как одна - похожи 😉
вскрыть обшивку снизу, вклеить соединение кромок, закрыть обшивку, заделать дырку…
Смысл?
Обшивка несущая, ей не дать смяться (чем занимается каркас) и она многое выдержит.
у него потолочный лонжерон, общивка не имеет общей целостности, еще и кромки декоротивные - нифига это крыло не выдержит…
Сейчас крыло очень жесткое, так что вклеивать перемычку смысла нет (Сравниваю крыло с моим зумом. Продольная жесткость чуть меньше, а вот на скручивание оно жестче). Но она существенно бы упростила сборку, потому что каркас изначально лучше бы держал форму.
у него потолочный лонжерон, общивка не имеет общей целостности, еще и кромки декоротивные - нифига это крыло не выдержит…
Когда-то делал метровую игрушку. Обшивка - потолочка, распущенная пополам, лонжерон - потолочка. В воздухе сама себя не ломала до тех пор, пока при транспортировке вмятину в обшивке не сделали. Обшивка из 3-4мм потолочки выдержит многое. Для метрового размаха лонжерона из потолочки вполне достаточно. Можно еще “по полкам” нитку пустить, чтобы на разрыв работала. Ну и не перетяжелять! Все выдержит!
Последнее мое сообщение исчезло, так что постараюсь восстановить его содержание.
Постройка продвигается медленно, осложнённая различными техническими трудностями, а также необходимостью периодического ремонта моего Зума.
Пока собрал только крыло.
Процесс склейки элерона.
Петли для навески элерона. Со стороны фюзеляжа вклеивается корневая нервюра из стеклотекстолита, в нее углепластикоый стержень 3мм диаметром, который вставляется в стержень от гелиевой ручки, вклеенный в крыло. Наверное, корневая нервюра вышла у меня слишком брутальной, но так спокойнее. Думаю, достаточно было бы сделать ее из бальзы.
Крыло до навески элеронов и обтяжки
Крыло после навески элеронов и обтяжки скотчем.
После вклейки крыла в фюзеляж на углепластиковый стержень будет наклеен кабанчик.
Фюзеляж решил начать делать с капота. Чтобы подогнать по диаметру. Капот по баночно-бутылочной технологии. Пока один раз неудачно усадил 5-ти литровую бутылку - до нужного диаметра садиться не захотела. Купил 3-х литровую, с ней пока не пробовал.
Наконец капот получился. Сначала пробовал мазать банку подсолнечным маслом, потом мылом, потом обматывать банку плёнкой для запекания. Всё без толку. После усаживания бутылки снять ее невозможно - только разрезать. Даже не знаю, как другим удаётся, может мне банка по форме не правильная попалась? Сужающаяся от дна к горлышку?
В общем снять удалось только при помощи такого устройства:
Это велосипедный нипель. Капот сошел с характерным хлопком 😉 Теперь можно делать фюзеляж.
В общем снять удалось только при помощи такого устройства:
А можно по-подробнее, пажалуйста!
А можно по-подробнее, пажалуйста!
Воздухом под давлением разъединяет болванку и готовую деталь, воздух накачивается через крышку пластиковой бутылки, которая как раз и усаживалась на болванке, в крышку вставлен нипель.
Поняно?😃
п.с. на работе аналогичным образом извлекали литые детали из полужестких форм, только пользовались “воздушным пистолетом” (похож на пулевизатор) и компрессором.
Поняно?
Не понятно.
Тимур!
Какого размера банка? Надо понимать, банка это форма (болван) для капота?
Почему у Вас бутылка емкостью 5 литров не осела на банку? Банка слишком маленькая?
Теперь самый не понятный для меня вопрос.
Каким образом, Вы заталкивали банку в бутылку?
Я представляю, что банка всетаки больше размером чем горлышко… Блин! Даже мысль продолжить не могу. Как то запутался.
Давайте, колитесь.
Вашу технологию уже приводят в пример на других форумах, а тут ни как понять не получается.
“Абидно, панимаешь” - из х/ф “Кавказская пленница”. 😢
После усадки бутылки, при ее остывании, она сжимается на столько что очень сильно обхватывает банку (болванку), в итоге просто так стянуть “готовый” капот с болванки практически не возможно - слишком велика сжимающая сила и, как результат, трение. Вот для того что бы подрастянуть капот и снять его, через нипель загоняется воздух под большим давлением, выйти воздух может только растянув стенки капота и образовав зазор между стенками капота и болванкой.
Спасибо, большое!
Теперь со схемой все понял.
Я, грешным делом подумал что с ума схожу. 😁
Большая банка… Маленькое горлышко бутылки… Фокусник Акопян… Тьфу-тьфу-тьфу…
Честное слово, сначала не понял.
Удачи Вам.
А технология правда интересная.
По технологии уже на все ответили, а по размеру банки - диаметр капота выходит в районе 10см (сейчас точно не помню) - это 2-х литровая банка. До такого размера 5 литровая пластиковая бутылка у меня не усадилась.
Стройка пока стоит по причине нехватки времени. Буду продолжать на майских праздниках.
Подскажите, выше (в первом посте ) выложенные чертежи в компасовском формате под какой компас? И еще, ИМХО, конечно, элерон неоправданно сложен. Достаточно верхней, нижней обшивки, а в районе лобика бросить просто полоску 10-15 мм шириной. А потом все это сухариком закруглить. Не примите в поучения, плз, просто я строю так.
Чертежи в 11 компасе, SP1 (проверено, просто 11 без СП не открывает).
Как делать элерон, подсмотрел в теме про 1.3 метровый Як-54, согласен, ваш способ проще. Приму к сведению.
Стройка медленно продвигается.
Повозившись с крылом, понял что не хватает технологического опыта работы с материалами. Да тут еще заинтересовался KFm профилями, захотелось построить под симметричный KFm самолет. Выбрал Слойку С. Построил, летаю.
В процессе строительства понял, что работа с потолочкой - это чистое творчество, когда расквасил нос из-за отказа аппаратуры, новый нос резал без чертежей, строго на глаз. Переделал немного геометрию под свой мотор, который длиннее чем тот, на который расчитаны чертежи, да сместил мотор ближе к оси фюзеляжа. Так поведение самолет нравится больше.
В общем после этого строительство Яка сразу пошло веселее. Главное что меньше стал заморачиваться на точное следование своим чертежам: где надо - подточим, где надо - подрежем. С такой подгонкой по месту дело идет быстрее и лучше. А ± пара миллиметров роли не играет.
Нарезал нервюры, собрал на трубе, бальзовые рейки может и толстоваты, зато жестко. За весом сильно не гонюсь, хочу уложиться грамм в 600-700.
Обшивку клеил сразу по всему периметру (кроме места стыка). Стягивал резинками, где надо поджимал грузом. С резинками немного перестарался - от них кое-где остались продавленные канавки. Надо было прокладывать бумагу или туже потолочку. Думаю что после обтяжки скотчем это будет не заметно.
Дырку под крыло вырезал так: приложил фюзеляж к чертежу, примерно разметил где что, потом нашел точки на диаметре носовой части, перпендикулярные хвосту, от них - прямые линии до точек на хвосте, найденных согласно чертежу, проходящих через законцовку крыла. Потом приложил корневую нервюру и по ней вырезал. Вставил крыло, проверил перпендикулярность, подрезал еще кое-где и вклеил.
Так как проект для меня больше экспериментальный, решил попробовать побольше поработать с бальзой. Вырезал из нее нервюры хвостового оперения.
Сделал таким образом стабилизатор и уже когда он был готов, понял что значительно проще было бы сделать его сразу вместе с рулем высоты а потом разрезать. Но уже поздно. Теперь еще руль высоты делать.
При склейке очень удобно ислользовать скрепки для бумаги (то что на фото, как их правильно назвать?) Но они слишком мощные и мнут потолочку. Чтобы этого не происходило, можно ослабить их, надев на рычаги резинку.
Отверстие под фонарь кабины пока примерное. Надо делать болванку, сам фонарь, и тогда уже подгонять его по месту.
В РН снизу заложена нервюра их бальзы. Хочу вклеить в нее заднее колесо, чтобы не заморачиваться на поворотную стойку. Изначальный проект с петлями как на элеронах решил изменить. Во-первых с ними много мороки, а во-вторых, хотел попробовать технологию навески на майларовые петли. РН будет на двух больших петлях. Каждая половинка РВ - тоже на двух.
Вот такая моторама. Не знаю, может тоже перебрал с усилением, а может наоборот надо сделать еще диагональные растяжки из углепластика.
А деревяшка у моторамы просто бальза? Если да, то хлипко очень, тем более с этой кучей отверстий в совершенно не правильных местах.
Моторама из линейки. Сама по себе она очень жесткая, не смотря на отверстия.
Честно говоря, мне было страшно опозорится. Это моя первая самостоятельная модель, что выйдет - никто не знает, критики много, вот я и решил для спокойной работы не выкладывать ничего до первого полета. Но обо всем по порядку.
Шасси. Разрезал фюзеляж, приклеил площадку из линейки к бальзовым лонжеронам фюзеляжа. Стойку согнул из 2мм дюраля. В будущем надо будет сделать её сужающейся к колесам. Колеса купил сначала 35мм диаметром (других не было), но понял что с такими на нашей полосе даже взлететь не получится. Купил 60мм - великоваты, по пропорциям идеальны были бы 45, но таких нет в наличии, зато никакая трава с ямами не помеха.
Ошибки совершил две: шасси слишком близко к ЦТ - велика вероятность опрокидывания, площадка, на которой установленны шасси оказалась слишком не серьезной.
Сервы и привод рулевых поверхностей.
Сначала сервы РН и РВ хотел поставить в хвост, ну что бы меньше возиться. Уже прорезал под них отверстия и тут решил проверить, а что же выходит с ЦТ. Оказалось, что с таким положением серв, никакое положение аккумулятора не позволяет получить ЦТ на 30% средней хорды. Значит сервы надо ставить внутрь, как в общем-то и планировал с самого начала. Дело это оказалось не таким уж и сложным. Прорезал примерно входные отверстия для тяг, дальше, покручивая тяги, проколол ими нервюры фюзеляжа и со второй попытки каждая пришла в нужное место внутри кабины. Лишние дырки в нервюрах на скорость не влияют.
По креплению серв, поскольку вообще никак этот вопрос не продумывал изначально, не смог придумать ничего лучше, как просто приклеить их к элементам крыла, дополнительно усилив кусками потолочки, намотанными вокруг. После того как Титан как следует просох, оказалось что сервы держаться очень даже хорошо, а когда уже после облета пришлось снимать сервы элеронов, они отдирались с кусками потолочки и бальзы.
Заднее колесо вклеено в РН на майларовой петле (подсмотрел идею здесь на форуме). Так же сделано у меня на Зуме - вроде конструкция прочная.
От страшного переплетения проводов буду избавляться после окончательного устранения косяков, когда самолет будет летать нормально.
С центром тяжести возникли проблемы. Я перетяжелил хвост, заложив слишком много силовых элементов в оперение, в результате чего, правильного положения ЦТ можно было добиться только сдвинув аккумулятор вперед до самого мотора. Может быть в будущем это окажется и лишним, может быть идеально положение ЦТ более заднее, но для облета хотелось получить самолет скорее с более передней центровкой. Так что пришлось делать для аккумулятора удлинитель внутрь капота.
Полетный вес получился 640г. Как и планировалось - между 600 и 700.
Кабину для облета временно сделал из потолочки. Дома пилить фанеру для болвана кабины не хотелось, а на дачу можно съездить только на выходных. Облетать же самолет хотелось побыстрее.
И вот он первый полет. Для уверенности полетал сначала на Зуме, потом достал Як. Руки тряслись, но как только взялся за стики - успокоился. А когда самолет легко оторвался от полосы и стал набирать высоту, вообще чуть не расслабился. И тут то он мне преподнес сюрприз. Сначала я решил что это какая-то помеха - самолет резко дернуло по крену в одну, потом в другую сторону. Ко всему прочему, надо было оттримировать РВ - самолет сильно тянуло вверх (умышленно поставл РВ в такое положение, психологически мне легче триммировать, когда самолет тянет вверх), пока триммировал, отвлекся от проблемы с помехой, увел самолет повыше.
Оттримировав и опустив его обратно, обнаружил странные провалы на крыло при выполнении разворотов, петель. И тут вдруг понял. Привод элеронов - ось из 3мм углепластика слабовата на кручение. Поскольку кабанчики на ось можно было вклеить только после окончательной сборки, то что оси скручиваются я понял, когда уже переделать что-либо было очень тяжело. Так что решил не переделывать, не такие там усилия, подумал я, чтобы элероны сами отклонялись. Оказалось что был не прав. Такие.
Окончательно убедился, когда из ровного полета резко дал РВ на себя - самолет просел вниз, то-есть одновременно оба элерона отклонились вверх. Это уж точно не могла быть помеха.
Полетав еще чуть чуть, понял что надо сажать самолет, пока не поздно. Несколько раз заходил на полосу, но поскольку самолет все время норовил провалиться вниз, оценить правильную скорость так и не смог. Ну и на одном из пролетов, похоже, провалился один из элеронов и самолет пошел вниз. Пытался его поддернуть, но из-за упавшей подъемной силы мне это не удалось.
Отделался на удивление легко - подломившейся площадкой крепления шасси.
Я со своим “выводком”. Глаза бешеные, еще под впечатлением от первого полета на Яке.
Приехав домой, внимательно ощупал элероны взвесил все “за” и “против”, и понял, что надо переставлять машинки в крыло. А за одно добавить еще одну петлю, совмещенную с кабанчиком.