Метровый Як-55 из 3мм потолочки
Итак, я уже рассказывал историю своей авиажизни в этой теме: rcopen.com/forum/f81/topic32242/422 и вот хочу продолжить.
С детства я мечтал стать авиаконструктором, но данная область была признана моими родителями не перспективной. Мама хотела, чтобы я шел на эконом, папа - на физ. фак. В итоге выбрал последнее. Это всё к чему, полетав на Зуме и более менее освоившись в воздухе, мне захотелось построить самолёт самому. При чём захотелось чтобы он именно был похож на самолёт и летал как самолёт.
Изучив материалы форума, сначала решил построить Як-54 из этой темы: rcopen.com/forum/f36/topic149843. Даже распечатал чертежи и попробовал склеить стабилизатор. Но потом подумал что для этой модели мне придется покупать новые мотор и регулятор, а пока хочется попробовать просто построить самолет самому и оценить, насколько это интересно, насколько хороший получается результат, сколько на это нужно времени. Ведь может для меня окажется проще покупать готовые комплекты?
В общем еще немного почитав форум, я решил строить метровую модель Як-55. Почему Як-55? Внешне он мне больше нравится. На модель будет переставлено всё оборудование с моего Зума, за исключением машинок. Машинки приобретены HXS-900, в количестве 3-х штук. На элероны будет одна машинка, потому что реализовать флапероны на своей аппаратуре я всё равно не могу.
Не найдя никаких моделей в 3Д, решил нарисовать сам. Вот что получилось: rcopen.com/forum/f7/topic226702
Начал было детализировать крыло, рисовать нервюры и лонжероны, но понял что это ни к чему и обошёлся сечениями на чертежах. В проекте присутствуют оси всех управляемых поверхностей, сначала эти узлы тоже детализировал, но потом кое-что в проекте пришлось переделать и вставлять обратно оси элеронов с качалками уже не стал - слишком заморочно у меня получилось со связями. В общем в реальном проекте буду делать всё по месту.
По началу рисовал всё под 4мм потолочку, которую и купил на пробу в количестве 4-х плиток. Когда же пришло время покупать опять, купил по ошибке 3-х миллиметровую. И та и другая весят одинаково - 30гр лист, 3-х миллиметровая легче гнется, зато не такая жесткая. В общем я расстроился, но решил раз 3мм, пусть будет 3. Да, с 3-х миллиметровой я намучился со сгибом, когда делал из нее пробный элерон. Плитка упорно не хотела гнуться по прямой линии, а всё старалась куда-то изломиться. Надрезы тоже ничего особо не дали. Помучавшись, я всё же склеил элерон. Но передняя кромка вышла корявая. Уже было расстроился и подумал, что придется всё-таки выкинуть эту никчемную 3-х мм плитку и купить 4-х мм, как вдруг на следующем листе обратил внимание, что по одному направлению он гнется легко, а по другому - нет. Если посмотреть на плитку вдоль - видны полосы, вдоль которых она и гнется. В общем после этого второй элерон получился уже ровный и красивый. В элероне только нервюры, продольная жёсткость обеспечивается обшивкой.
Кроме отработки навыков работы с криволинейными поверхностями в солиде, моя цель так же отработка технологий, которые потом можно будет применять на больших самолетах. Так что некоторые решения применяются не смотря на больший вес и сложность. Все рулевые поверхности хочется сделать на настоящих петлях, зазоры минимизировать. Привод сделать не кабанчиками, а непосредственно на осях. Так привод элеронов будет вынесен стальной или углепластиковой осью внутрь фюзеляжа. Но это всё мысли. Пока не знаю, удастся ли так сделать. Потому что кое-что из задуманного уже пошло не так.
С крылом моя конструкторская мысль сразу же полетела вперед. Мне хотелось обойтись без дерева в силовых элементах. Ну не доверяю я ему. Особенно сосне. Идея родилась сразу - сделать основной лонжерон из потолочки и обтянуть стеклотканью (по случаю приобрел стеклоткань, да всё никак не находилось достойной задачи чтобы ее применить). Потом мысль пошла дальше - зачем обтягивать весь, если достаточно наклеить полоску сверху и снизу, а в продольном направлении жесткость крыла и так достаточная. В общем был вырезан лонжерон из потолочки и к нему приклеены нервюры. Чтобы было проще клеить, протыкал лонжерон насквозь зубочисткой и с двух сторон насаживал на нее половинки нервюры. Только потом прочитал и понял что проще было бы делать надрезы на нервюре и лонжероне и просто вставлять их друг в друга.
Тут хочется отвлечься на процесс вырезания нервюр. Сначала по наивности я попробовал делать это ножницами - получилось отвратительно. Потом взял канцелярский/строительный нож со сменными лезвиями (ну которые отламываются, как его правильно назвать?) - мне тоже не понравилось. Сталь не очень качественная, быстро тупится, сложно обрабатывать скругления. После этого, порывшись в своём инструментальном ящике, нашёл старый скальпел. Это просто песня, скажу я вам. Режет потолочку вместе с наложенным на нее распечатанным чертежом как бумагу. Да, вначале я накалывал иголкой чертеж на потолочке, потом обводил и потом вырезал. Но с хорошим ножом я стал просто прикалывать чертеж сверху к потолочке и вырезать сразу по чертежу. Это, конечно, сильно ускорило процесс.
Вернемся к крылу. После того, как лонжерон с нервюрами были собраны, я вырезал лонжероны из бальзы для передней и задней кромок и прикеил их. Вот тут то я и понял всю порочность моей идеи. Конструкцию повело. Центральный лонжерон из потолочки не мешал всей конструкции изгибаться как угодно. Ну чтож, я решил что клеить буду в стапеле. Для стапеля были вырезаны профили крыла в одинаковых по высоте кусках плиток в количестве равном количеству нервюр. Клеил все “Титаном”, на центральный элерон уложил полоски стеклоткани, промазав их эпоксидкой. Стеклоткань оказалась отдельной историей. В условиях квартиры работать с ней очень сложно. При нарезании волокна разлетаются во все стороны и уборка занимает в 5 раз больше времени чем сама работа. Резал в перчатках.
На этом этапе пока и остановился. Пока сделано крыло, один элерон (один надо переделать) Следующий этап - доработка крыла (радиус под переднюю кромку элерона) и элеронов, навеска элеронов.
Фото выложу чуть позже.
Выкладываю чертежи, по которым делал. Чертежи делались в процессе постройки модели, так что получились немного корявые. Кому-то может они пригодятся, но лучше построить заново, используя модель. В будущем постараюсь чертежи обновить.
"…Мне хотелось обойтись без дерева в силовых элементах. Ну не доверяю я ему. Особенно сосне. Идея родилась сразу - сделать основной лонжерон из потолочки и обтянуть стеклотканью (по случаю приобрел стеклоткань, да всё никак не находилось достойной задачи чтобы ее применить). "
Жесть!
Почему бы не начать строить то, что уже разработано? Вы тут столько “велосипедов” напридумываете, что всех китайцев на них посадить можно будет! И грабель (граблей) на всх фермеров мира.
По существу - Почему не сделали заднюю кромку крыла сплошной?
То что уже разработано - не интересно. Мне интересней процесс, чем результат.
Про сплошную кромку, не совсем понял вопрос. В смысле, почему не делал крыло целиком и потом не вырезал элероны, или почему там дырка посередине?
За основу надо брать тот ЯК, 1300, он неплохо сконструирован. А про кромку, надо было так сделать :
Как я уже сказал, хотелось всё сделать самому. Все этапы. Повторять готовое не интересно. А вообще из темы про тот Як я многое почерпнул.
Про кромку понял, да так было бы правильнее. Учту на будущее.
вскрыть обшивку снизу, вклеить соединение кромок, закрыть обшивку, заделать дырку.Дело не в том, что надо повторять готовое. Надо делать правильно. А правильные конструкции все как одна - похожи 😉
вскрыть обшивку снизу, вклеить соединение кромок, закрыть обшивку, заделать дырку…
Смысл?
Обшивка несущая, ей не дать смяться (чем занимается каркас) и она многое выдержит.
у него потолочный лонжерон, общивка не имеет общей целостности, еще и кромки декоротивные - нифига это крыло не выдержит…
Сейчас крыло очень жесткое, так что вклеивать перемычку смысла нет (Сравниваю крыло с моим зумом. Продольная жесткость чуть меньше, а вот на скручивание оно жестче). Но она существенно бы упростила сборку, потому что каркас изначально лучше бы держал форму.
у него потолочный лонжерон, общивка не имеет общей целостности, еще и кромки декоротивные - нифига это крыло не выдержит…
Когда-то делал метровую игрушку. Обшивка - потолочка, распущенная пополам, лонжерон - потолочка. В воздухе сама себя не ломала до тех пор, пока при транспортировке вмятину в обшивке не сделали. Обшивка из 3-4мм потолочки выдержит многое. Для метрового размаха лонжерона из потолочки вполне достаточно. Можно еще “по полкам” нитку пустить, чтобы на разрыв работала. Ну и не перетяжелять! Все выдержит!
Последнее мое сообщение исчезло, так что постараюсь восстановить его содержание.
Постройка продвигается медленно, осложнённая различными техническими трудностями, а также необходимостью периодического ремонта моего Зума.
Пока собрал только крыло.
Процесс склейки элерона.
Петли для навески элерона. Со стороны фюзеляжа вклеивается корневая нервюра из стеклотекстолита, в нее углепластикоый стержень 3мм диаметром, который вставляется в стержень от гелиевой ручки, вклеенный в крыло. Наверное, корневая нервюра вышла у меня слишком брутальной, но так спокойнее. Думаю, достаточно было бы сделать ее из бальзы.
Крыло до навески элеронов и обтяжки
Крыло после навески элеронов и обтяжки скотчем.
После вклейки крыла в фюзеляж на углепластиковый стержень будет наклеен кабанчик.
Фюзеляж решил начать делать с капота. Чтобы подогнать по диаметру. Капот по баночно-бутылочной технологии. Пока один раз неудачно усадил 5-ти литровую бутылку - до нужного диаметра садиться не захотела. Купил 3-х литровую, с ней пока не пробовал.
Наконец капот получился. Сначала пробовал мазать банку подсолнечным маслом, потом мылом, потом обматывать банку плёнкой для запекания. Всё без толку. После усаживания бутылки снять ее невозможно - только разрезать. Даже не знаю, как другим удаётся, может мне банка по форме не правильная попалась? Сужающаяся от дна к горлышку?
В общем снять удалось только при помощи такого устройства:
Это велосипедный нипель. Капот сошел с характерным хлопком 😉 Теперь можно делать фюзеляж.
В общем снять удалось только при помощи такого устройства:
А можно по-подробнее, пажалуйста!
А можно по-подробнее, пажалуйста!
Воздухом под давлением разъединяет болванку и готовую деталь, воздух накачивается через крышку пластиковой бутылки, которая как раз и усаживалась на болванке, в крышку вставлен нипель.
Поняно?😃
п.с. на работе аналогичным образом извлекали литые детали из полужестких форм, только пользовались “воздушным пистолетом” (похож на пулевизатор) и компрессором.
Поняно?
Не понятно.
Тимур!
Какого размера банка? Надо понимать, банка это форма (болван) для капота?
Почему у Вас бутылка емкостью 5 литров не осела на банку? Банка слишком маленькая?
Теперь самый не понятный для меня вопрос.
Каким образом, Вы заталкивали банку в бутылку?
Я представляю, что банка всетаки больше размером чем горлышко… Блин! Даже мысль продолжить не могу. Как то запутался.
Давайте, колитесь.
Вашу технологию уже приводят в пример на других форумах, а тут ни как понять не получается.
“Абидно, панимаешь” - из х/ф “Кавказская пленница”. 😢
После усадки бутылки, при ее остывании, она сжимается на столько что очень сильно обхватывает банку (болванку), в итоге просто так стянуть “готовый” капот с болванки практически не возможно - слишком велика сжимающая сила и, как результат, трение. Вот для того что бы подрастянуть капот и снять его, через нипель загоняется воздух под большим давлением, выйти воздух может только растянув стенки капота и образовав зазор между стенками капота и болванкой.
Спасибо, большое!
Теперь со схемой все понял.
Я, грешным делом подумал что с ума схожу. 😁
Большая банка… Маленькое горлышко бутылки… Фокусник Акопян… Тьфу-тьфу-тьфу…
Честное слово, сначала не понял.
Удачи Вам.
А технология правда интересная.