Метровый Як-55 из 3мм потолочки

AlexGold

Итак, я уже рассказывал историю своей авиажизни в этой теме: rcopen.com/forum/f81/topic32242/422 и вот хочу продолжить.

С детства я мечтал стать авиаконструктором, но данная область была признана моими родителями не перспективной. Мама хотела, чтобы я шел на эконом, папа - на физ. фак. В итоге выбрал последнее. Это всё к чему, полетав на Зуме и более менее освоившись в воздухе, мне захотелось построить самолёт самому. При чём захотелось чтобы он именно был похож на самолёт и летал как самолёт.

Изучив материалы форума, сначала решил построить Як-54 из этой темы: rcopen.com/forum/f36/topic149843. Даже распечатал чертежи и попробовал склеить стабилизатор. Но потом подумал что для этой модели мне придется покупать новые мотор и регулятор, а пока хочется попробовать просто построить самолет самому и оценить, насколько это интересно, насколько хороший получается результат, сколько на это нужно времени. Ведь может для меня окажется проще покупать готовые комплекты?

В общем еще немного почитав форум, я решил строить метровую модель Як-55. Почему Як-55? Внешне он мне больше нравится. На модель будет переставлено всё оборудование с моего Зума, за исключением машинок. Машинки приобретены HXS-900, в количестве 3-х штук. На элероны будет одна машинка, потому что реализовать флапероны на своей аппаратуре я всё равно не могу.

Не найдя никаких моделей в 3Д, решил нарисовать сам. Вот что получилось: rcopen.com/forum/f7/topic226702

Начал было детализировать крыло, рисовать нервюры и лонжероны, но понял что это ни к чему и обошёлся сечениями на чертежах. В проекте присутствуют оси всех управляемых поверхностей, сначала эти узлы тоже детализировал, но потом кое-что в проекте пришлось переделать и вставлять обратно оси элеронов с качалками уже не стал - слишком заморочно у меня получилось со связями. В общем в реальном проекте буду делать всё по месту.

По началу рисовал всё под 4мм потолочку, которую и купил на пробу в количестве 4-х плиток. Когда же пришло время покупать опять, купил по ошибке 3-х миллиметровую. И та и другая весят одинаково - 30гр лист, 3-х миллиметровая легче гнется, зато не такая жесткая. В общем я расстроился, но решил раз 3мм, пусть будет 3. Да, с 3-х миллиметровой я намучился со сгибом, когда делал из нее пробный элерон. Плитка упорно не хотела гнуться по прямой линии, а всё старалась куда-то изломиться. Надрезы тоже ничего особо не дали. Помучавшись, я всё же склеил элерон. Но передняя кромка вышла корявая. Уже было расстроился и подумал, что придется всё-таки выкинуть эту никчемную 3-х мм плитку и купить 4-х мм, как вдруг на следующем листе обратил внимание, что по одному направлению он гнется легко, а по другому - нет. Если посмотреть на плитку вдоль - видны полосы, вдоль которых она и гнется. В общем после этого второй элерон получился уже ровный и красивый. В элероне только нервюры, продольная жёсткость обеспечивается обшивкой.

Кроме отработки навыков работы с криволинейными поверхностями в солиде, моя цель так же отработка технологий, которые потом можно будет применять на больших самолетах. Так что некоторые решения применяются не смотря на больший вес и сложность. Все рулевые поверхности хочется сделать на настоящих петлях, зазоры минимизировать. Привод сделать не кабанчиками, а непосредственно на осях. Так привод элеронов будет вынесен стальной или углепластиковой осью внутрь фюзеляжа. Но это всё мысли. Пока не знаю, удастся ли так сделать. Потому что кое-что из задуманного уже пошло не так.

С крылом моя конструкторская мысль сразу же полетела вперед. Мне хотелось обойтись без дерева в силовых элементах. Ну не доверяю я ему. Особенно сосне. Идея родилась сразу - сделать основной лонжерон из потолочки и обтянуть стеклотканью (по случаю приобрел стеклоткань, да всё никак не находилось достойной задачи чтобы ее применить). Потом мысль пошла дальше - зачем обтягивать весь, если достаточно наклеить полоску сверху и снизу, а в продольном направлении жесткость крыла и так достаточная. В общем был вырезан лонжерон из потолочки и к нему приклеены нервюры. Чтобы было проще клеить, протыкал лонжерон насквозь зубочисткой и с двух сторон насаживал на нее половинки нервюры. Только потом прочитал и понял что проще было бы делать надрезы на нервюре и лонжероне и просто вставлять их друг в друга.

Тут хочется отвлечься на процесс вырезания нервюр. Сначала по наивности я попробовал делать это ножницами - получилось отвратительно. Потом взял канцелярский/строительный нож со сменными лезвиями (ну которые отламываются, как его правильно назвать?) - мне тоже не понравилось. Сталь не очень качественная, быстро тупится, сложно обрабатывать скругления. После этого, порывшись в своём инструментальном ящике, нашёл старый скальпел. Это просто песня, скажу я вам. Режет потолочку вместе с наложенным на нее распечатанным чертежом как бумагу. Да, вначале я накалывал иголкой чертеж на потолочке, потом обводил и потом вырезал. Но с хорошим ножом я стал просто прикалывать чертеж сверху к потолочке и вырезать сразу по чертежу. Это, конечно, сильно ускорило процесс.

Вернемся к крылу. После того, как лонжерон с нервюрами были собраны, я вырезал лонжероны из бальзы для передней и задней кромок и прикеил их. Вот тут то я и понял всю порочность моей идеи. Конструкцию повело. Центральный лонжерон из потолочки не мешал всей конструкции изгибаться как угодно. Ну чтож, я решил что клеить буду в стапеле. Для стапеля были вырезаны профили крыла в одинаковых по высоте кусках плиток в количестве равном количеству нервюр. Клеил все “Титаном”, на центральный элерон уложил полоски стеклоткани, промазав их эпоксидкой. Стеклоткань оказалась отдельной историей. В условиях квартиры работать с ней очень сложно. При нарезании волокна разлетаются во все стороны и уборка занимает в 5 раз больше времени чем сама работа. Резал в перчатках.

На этом этапе пока и остановился. Пока сделано крыло, один элерон (один надо переделать) Следующий этап - доработка крыла (радиус под переднюю кромку элерона) и элеронов, навеска элеронов.

Фото выложу чуть позже.

Выкладываю чертежи, по которым делал. Чертежи делались в процессе постройки модели, так что получились немного корявые. Кому-то может они пригодятся, но лучше построить заново, используя модель. В будущем постараюсь чертежи обновить.

Чертежи.rar

LUX

"…Мне хотелось обойтись без дерева в силовых элементах. Ну не доверяю я ему. Особенно сосне. Идея родилась сразу - сделать основной лонжерон из потолочки и обтянуть стеклотканью (по случаю приобрел стеклоткань, да всё никак не находилось достойной задачи чтобы ее применить). "
Жесть!
Почему бы не начать строить то, что уже разработано? Вы тут столько “велосипедов” напридумываете, что всех китайцев на них посадить можно будет! И грабель (граблей) на всх фермеров мира.
По существу - Почему не сделали заднюю кромку крыла сплошной?

AlexGold

То что уже разработано - не интересно. Мне интересней процесс, чем результат.
Про сплошную кромку, не совсем понял вопрос. В смысле, почему не делал крыло целиком и потом не вырезал элероны, или почему там дырка посередине?

LUX

За основу надо брать тот ЯК, 1300, он неплохо сконструирован. А про кромку, надо было так сделать :

AlexGold

Как я уже сказал, хотелось всё сделать самому. Все этапы. Повторять готовое не интересно. А вообще из темы про тот Як я многое почерпнул.
Про кромку понял, да так было бы правильнее. Учту на будущее.

LUX

вскрыть обшивку снизу, вклеить соединение кромок, закрыть обшивку, заделать дырку.Дело не в том, что надо повторять готовое. Надо делать правильно. А правильные конструкции все как одна - похожи 😉

Alexm12
LUX:

вскрыть обшивку снизу, вклеить соединение кромок, закрыть обшивку, заделать дырку…

Смысл?
Обшивка несущая, ей не дать смяться (чем занимается каркас) и она многое выдержит.

LUX

у него потолочный лонжерон, общивка не имеет общей целостности, еще и кромки декоротивные - нифига это крыло не выдержит…

AlexGold

Сейчас крыло очень жесткое, так что вклеивать перемычку смысла нет (Сравниваю крыло с моим зумом. Продольная жесткость чуть меньше, а вот на скручивание оно жестче). Но она существенно бы упростила сборку, потому что каркас изначально лучше бы держал форму.

Aleksey_Gorelikov
LUX:

у него потолочный лонжерон, общивка не имеет общей целостности, еще и кромки декоротивные - нифига это крыло не выдержит…

Когда-то делал метровую игрушку. Обшивка - потолочка, распущенная пополам, лонжерон - потолочка. В воздухе сама себя не ломала до тех пор, пока при транспортировке вмятину в обшивке не сделали. Обшивка из 3-4мм потолочки выдержит многое. Для метрового размаха лонжерона из потолочки вполне достаточно. Можно еще “по полкам” нитку пустить, чтобы на разрыв работала. Ну и не перетяжелять! Все выдержит!

9 days later
AlexGold

Последнее мое сообщение исчезло, так что постараюсь восстановить его содержание.

Постройка продвигается медленно, осложнённая различными техническими трудностями, а также необходимостью периодического ремонта моего Зума.

Пока собрал только крыло.
Процесс склейки элерона.

Петли для навески элерона. Со стороны фюзеляжа вклеивается корневая нервюра из стеклотекстолита, в нее углепластикоый стержень 3мм диаметром, который вставляется в стержень от гелиевой ручки, вклеенный в крыло. Наверное, корневая нервюра вышла у меня слишком брутальной, но так спокойнее. Думаю, достаточно было бы сделать ее из бальзы.

Крыло до навески элеронов и обтяжки

Голый элерон

Крыло после навески элеронов и обтяжки скотчем.

После вклейки крыла в фюзеляж на углепластиковый стержень будет наклеен кабанчик.

Петля элерона.

Фюзеляж решил начать делать с капота. Чтобы подогнать по диаметру. Капот по баночно-бутылочной технологии. Пока один раз неудачно усадил 5-ти литровую бутылку - до нужного диаметра садиться не захотела. Купил 3-х литровую, с ней пока не пробовал.

AlexGold

Наконец капот получился. Сначала пробовал мазать банку подсолнечным маслом, потом мылом, потом обматывать банку плёнкой для запекания. Всё без толку. После усаживания бутылки снять ее невозможно - только разрезать. Даже не знаю, как другим удаётся, может мне банка по форме не правильная попалась? Сужающаяся от дна к горлышку?
В общем снять удалось только при помощи такого устройства:

Это велосипедный нипель. Капот сошел с характерным хлопком 😉 Теперь можно делать фюзеляж.

10 days later
aleeex
AlexGold:

В общем снять удалось только при помощи такого устройства:

А можно по-подробнее, пажалуйста!

Тим-практик-теоретик
aleeex:

А можно по-подробнее, пажалуйста!

Воздухом под давлением разъединяет болванку и готовую деталь, воздух накачивается через крышку пластиковой бутылки, которая как раз и усаживалась на болванке, в крышку вставлен нипель.

Поняно?😃

п.с. на работе аналогичным образом извлекали литые детали из полужестких форм, только пользовались “воздушным пистолетом” (похож на пулевизатор) и компрессором.

Pereplet54
Тим-практик-теоретик:

Поняно?

Не понятно.

Тимур!
Какого размера банка? Надо понимать, банка это форма (болван) для капота?

Почему у Вас бутылка емкостью 5 литров не осела на банку? Банка слишком маленькая?

Теперь самый не понятный для меня вопрос.
Каким образом, Вы заталкивали банку в бутылку?

Я представляю, что банка всетаки больше размером чем горлышко… Блин! Даже мысль продолжить не могу. Как то запутался.
Давайте, колитесь.

Вашу технологию уже приводят в пример на других форумах, а тут ни как понять не получается.
“Абидно, панимаешь” - из х/ф “Кавказская пленница”. 😢

Тим-практик-теоретик

После усадки бутылки, при ее остывании, она сжимается на столько что очень сильно обхватывает банку (болванку), в итоге просто так стянуть “готовый” капот с болванки практически не возможно - слишком велика сжимающая сила и, как результат, трение. Вот для того что бы подрастянуть капот и снять его, через нипель загоняется воздух под большим давлением, выйти воздух может только растянув стенки капота и образовав зазор между стенками капота и болванкой.