Метровый Як-55 из 3мм потолочки

Тим-практик-теоретик

После усадки бутылки, при ее остывании, она сжимается на столько что очень сильно обхватывает банку (болванку), в итоге просто так стянуть “готовый” капот с болванки практически не возможно - слишком велика сжимающая сила и, как результат, трение. Вот для того что бы подрастянуть капот и снять его, через нипель загоняется воздух под большим давлением, выйти воздух может только растянув стенки капота и образовав зазор между стенками капота и болванкой.

Pereplet54

Спасибо, большое!
Теперь со схемой все понял.
Я, грешным делом подумал что с ума схожу. 😁
Большая банка… Маленькое горлышко бутылки… Фокусник Акопян… Тьфу-тьфу-тьфу…
Честное слово, сначала не понял.
Удачи Вам.
А технология правда интересная.

AlexGold

По технологии уже на все ответили, а по размеру банки - диаметр капота выходит в районе 10см (сейчас точно не помню) - это 2-х литровая банка. До такого размера 5 литровая пластиковая бутылка у меня не усадилась.

Стройка пока стоит по причине нехватки времени. Буду продолжать на майских праздниках.

3DSMax

Подскажите, выше (в первом посте ) выложенные чертежи в компасовском формате под какой компас? И еще, ИМХО, конечно, элерон неоправданно сложен. Достаточно верхней, нижней обшивки, а в районе лобика бросить просто полоску 10-15 мм шириной. А потом все это сухариком закруглить. Не примите в поучения, плз, просто я строю так.

AlexGold

Чертежи в 11 компасе, SP1 (проверено, просто 11 без СП не открывает).
Как делать элерон, подсмотрел в теме про 1.3 метровый Як-54, согласен, ваш способ проще. Приму к сведению.

1 month later
AlexGold

Стройка медленно продвигается.
Повозившись с крылом, понял что не хватает технологического опыта работы с материалами. Да тут еще заинтересовался KFm профилями, захотелось построить под симметричный KFm самолет. Выбрал Слойку С. Построил, летаю.
В процессе строительства понял, что работа с потолочкой - это чистое творчество, когда расквасил нос из-за отказа аппаратуры, новый нос резал без чертежей, строго на глаз. Переделал немного геометрию под свой мотор, который длиннее чем тот, на который расчитаны чертежи, да сместил мотор ближе к оси фюзеляжа. Так поведение самолет нравится больше.

В общем после этого строительство Яка сразу пошло веселее. Главное что меньше стал заморачиваться на точное следование своим чертежам: где надо - подточим, где надо - подрежем. С такой подгонкой по месту дело идет быстрее и лучше. А ± пара миллиметров роли не играет.


Нарезал нервюры, собрал на трубе, бальзовые рейки может и толстоваты, зато жестко. За весом сильно не гонюсь, хочу уложиться грамм в 600-700.


Обшивку клеил сразу по всему периметру (кроме места стыка). Стягивал резинками, где надо поджимал грузом. С резинками немного перестарался - от них кое-где остались продавленные канавки. Надо было прокладывать бумагу или туже потолочку. Думаю что после обтяжки скотчем это будет не заметно.


Дырку под крыло вырезал так: приложил фюзеляж к чертежу, примерно разметил где что, потом нашел точки на диаметре носовой части, перпендикулярные хвосту, от них - прямые линии до точек на хвосте, найденных согласно чертежу, проходящих через законцовку крыла. Потом приложил корневую нервюру и по ней вырезал. Вставил крыло, проверил перпендикулярность, подрезал еще кое-где и вклеил.


Так как проект для меня больше экспериментальный, решил попробовать побольше поработать с бальзой. Вырезал из нее нервюры хвостового оперения.


Сделал таким образом стабилизатор и уже когда он был готов, понял что значительно проще было бы сделать его сразу вместе с рулем высоты а потом разрезать. Но уже поздно. Теперь еще руль высоты делать.

При склейке очень удобно ислользовать скрепки для бумаги (то что на фото, как их правильно назвать?) Но они слишком мощные и мнут потолочку. Чтобы этого не происходило, можно ослабить их, надев на рычаги резинку.


Отверстие под фонарь кабины пока примерное. Надо делать болванку, сам фонарь, и тогда уже подгонять его по месту.


В РН снизу заложена нервюра их бальзы. Хочу вклеить в нее заднее колесо, чтобы не заморачиваться на поворотную стойку. Изначальный проект с петлями как на элеронах решил изменить. Во-первых с ними много мороки, а во-вторых, хотел попробовать технологию навески на майларовые петли. РН будет на двух больших петлях. Каждая половинка РВ - тоже на двух.


Вот такая моторама. Не знаю, может тоже перебрал с усилением, а может наоборот надо сделать еще диагональные растяжки из углепластика.

Тим-практик-теоретик

А деревяшка у моторамы просто бальза? Если да, то хлипко очень, тем более с этой кучей отверстий в совершенно не правильных местах.

AlexGold

Моторама из линейки. Сама по себе она очень жесткая, не смотря на отверстия.

19 days later
AlexGold

Честно говоря, мне было страшно опозорится. Это моя первая самостоятельная модель, что выйдет - никто не знает, критики много, вот я и решил для спокойной работы не выкладывать ничего до первого полета. Но обо всем по порядку.

Шасси. Разрезал фюзеляж, приклеил площадку из линейки к бальзовым лонжеронам фюзеляжа. Стойку согнул из 2мм дюраля. В будущем надо будет сделать её сужающейся к колесам. Колеса купил сначала 35мм диаметром (других не было), но понял что с такими на нашей полосе даже взлететь не получится. Купил 60мм - великоваты, по пропорциям идеальны были бы 45, но таких нет в наличии, зато никакая трава с ямами не помеха.
Ошибки совершил две: шасси слишком близко к ЦТ - велика вероятность опрокидывания, площадка, на которой установленны шасси оказалась слишком не серьезной.

Сервы и привод рулевых поверхностей.
Сначала сервы РН и РВ хотел поставить в хвост, ну что бы меньше возиться. Уже прорезал под них отверстия и тут решил проверить, а что же выходит с ЦТ. Оказалось, что с таким положением серв, никакое положение аккумулятора не позволяет получить ЦТ на 30% средней хорды. Значит сервы надо ставить внутрь, как в общем-то и планировал с самого начала. Дело это оказалось не таким уж и сложным. Прорезал примерно входные отверстия для тяг, дальше, покручивая тяги, проколол ими нервюры фюзеляжа и со второй попытки каждая пришла в нужное место внутри кабины. Лишние дырки в нервюрах на скорость не влияют.

По креплению серв, поскольку вообще никак этот вопрос не продумывал изначально, не смог придумать ничего лучше, как просто приклеить их к элементам крыла, дополнительно усилив кусками потолочки, намотанными вокруг. После того как Титан как следует просох, оказалось что сервы держаться очень даже хорошо, а когда уже после облета пришлось снимать сервы элеронов, они отдирались с кусками потолочки и бальзы.

Заднее колесо вклеено в РН на майларовой петле (подсмотрел идею здесь на форуме). Так же сделано у меня на Зуме - вроде конструкция прочная.

От страшного переплетения проводов буду избавляться после окончательного устранения косяков, когда самолет будет летать нормально.


С центром тяжести возникли проблемы. Я перетяжелил хвост, заложив слишком много силовых элементов в оперение, в результате чего, правильного положения ЦТ можно было добиться только сдвинув аккумулятор вперед до самого мотора. Может быть в будущем это окажется и лишним, может быть идеально положение ЦТ более заднее, но для облета хотелось получить самолет скорее с более передней центровкой. Так что пришлось делать для аккумулятора удлинитель внутрь капота.

Полетный вес получился 640г. Как и планировалось - между 600 и 700.

Кабину для облета временно сделал из потолочки. Дома пилить фанеру для болвана кабины не хотелось, а на дачу можно съездить только на выходных. Облетать же самолет хотелось побыстрее.

И вот он первый полет. Для уверенности полетал сначала на Зуме, потом достал Як. Руки тряслись, но как только взялся за стики - успокоился. А когда самолет легко оторвался от полосы и стал набирать высоту, вообще чуть не расслабился. И тут то он мне преподнес сюрприз. Сначала я решил что это какая-то помеха - самолет резко дернуло по крену в одну, потом в другую сторону. Ко всему прочему, надо было оттримировать РВ - самолет сильно тянуло вверх (умышленно поставл РВ в такое положение, психологически мне легче триммировать, когда самолет тянет вверх), пока триммировал, отвлекся от проблемы с помехой, увел самолет повыше.
Оттримировав и опустив его обратно, обнаружил странные провалы на крыло при выполнении разворотов, петель. И тут вдруг понял. Привод элеронов - ось из 3мм углепластика слабовата на кручение. Поскольку кабанчики на ось можно было вклеить только после окончательной сборки, то что оси скручиваются я понял, когда уже переделать что-либо было очень тяжело. Так что решил не переделывать, не такие там усилия, подумал я, чтобы элероны сами отклонялись. Оказалось что был не прав. Такие.
Окончательно убедился, когда из ровного полета резко дал РВ на себя - самолет просел вниз, то-есть одновременно оба элерона отклонились вверх. Это уж точно не могла быть помеха.
Полетав еще чуть чуть, понял что надо сажать самолет, пока не поздно. Несколько раз заходил на полосу, но поскольку самолет все время норовил провалиться вниз, оценить правильную скорость так и не смог. Ну и на одном из пролетов, похоже, провалился один из элеронов и самолет пошел вниз. Пытался его поддернуть, но из-за упавшей подъемной силы мне это не удалось.
Отделался на удивление легко - подломившейся площадкой крепления шасси.

Я со своим “выводком”. Глаза бешеные, еще под впечатлением от первого полета на Яке.

Приехав домой, внимательно ощупал элероны взвесил все “за” и “против”, и понял, что надо переставлять машинки в крыло. А за одно добавить еще одну петлю, совмещенную с кабанчиком.

Pereplet54

Что же , Алексей!
Поздравляю Вас с облетом.

Не смотря на падение, общий результат у Вас хороший.
Творческая личность обязательно найдет в своей конструкции какой то недостаток: “ну, вот, знал же, что можно было сделать лучше/крепче/надежней, но, как то так, не сделал…”.
Это нормальное состояние человека. Тем более, что то переделывается, что то дорабатывается, что то изменяется. Это нормально.
И свойство каких то материалов мы знаем ни с рождения. Все приходит с практикой.
А главное, самолет полетел. Полетел не плохо.
Очень хорошо, что Вы умеете анализировать. Сразу поняли причину нестабильного полета.
Значит найдете способ устранить эту причину. Тут, скорей всего, советы не нужны.
Судя по глянцу, Вы поверхности защитили скотчем? Однако, ровно скотч наклеили. Хорошие, ровные поверхности.

Первый самолет, далеко, не комом.
Стройте смелей, у Вас хорошо получается.
Удачи Вам!

AlexGold

Спасибо за отзыв и поддержку. Да, весь самолет покрыт скотчем.

Долго думал, как наносить раскраску. Сначала хотел цветным скотчем, но у него, во-первых, страшные ядерные цвета, а, во-вторых, в тех местах, где скотч клеится внахлест (а на криволинейных участках это неминуемо) цвет получается темнее. Все размышлял, можно ли красить по скотчу или нет, даже экспериментировал. Вроде держится. Потом случайно попал на эту тему: rcopen.com/forum/f82/topic178430 и окончательно решил, что буду красить. Но до облета, опять же, не стал ничего делать.

Итак, ближайший список дел.

  1. В данный момент вклеены петли и качалки элеронов. Жду когда затвердеет эпоксидка. Следующий этап - вклейка машинок и настройка. После этого планирую сделать еще один испытательный полет.
  2. Сделать болван фонаря кабины и саму кабину по бутылочной технологии.
  3. Покрасить самолет.
  4. Довести форму стоек шасси.
  5. Сделать имитацию вентилятора внутри капота.

Да, еще не рассказал про комплектацию.
Мотор: Пилотаж 2213/22 (перекочевал с Зума вместе с регулятором)
Винт: 10х6Е
Регулятор: Turnigy 20A
Сервы: 4 HXT900
Приемник: Turnigy 9X. Сейчас приехал более легкий Хоббикинговский 6-ти канальный. Может быть заменю на него.
Аккумулятор: Пилотаж 1800mAh 20С, в посылке едут еще два Flightmax 1800mAh 20C

AlexGold

Качалки элеронов по совместительству - дополнительные петли. Изначально думал делать 3 петли, потом решил что хватит 2-х, но теперь понял что не хватит. Надо было либо делать качалки в корне элерона, либо заодно усилить еще одной петлей. В этот раз сделал все наверняка, чтобы уже больше не возвращаться к этому вопросу.
Теперь осталось поставить тяги штатно (похоже придется увеличивать окошко в крыле), все настроить и можно отправляться в новый испытательный полет. Как раз пришли дополнительные аккумуляторы.


Боцман21

Бальса с ппленкой .Вес 970 с аппой. размах 1200. извените снять счас нечем.

vlad_den

Извините, Алексей, можно маленькую поправку? - То, что Вы называете нервюрами в фюзеляже, - это шпангоуты, а то я сначала не понял, о чем речь. Нервюры только в крыле (и в стабилизаторе). И еще - полезно будет где-то внизу фюзеляжа сделать отверстие для выхода охлаждающего воздуха. А то в жару могут быть проблемы с перегревом. Самолетик получился очень симпатичный. Успехов в следующем проекте!

AlexGold

Спасибо за замечание, уже сам понял что не так называл эти штуки =)

Отверстие для выхода воздуха - щель между фюзеляжем и капотом в нижней части (именно поэтому там нет 4-го шурупа для крепления капота). Она низкая, зато широкая. Мне показалось что этого будет достаточно для охлаждения.

vlad_den

Хорошо бы еще подальше сзади - чтобы аккумулятор тоже получал охлаждение.

AlexGold

Посмотрю, будет ли он греться. Для аккумулятора режим работы дожен быть щедящий. Ну а если что, сделаю дополнительное охлаждение. Как вариант думал приделать снизу в районе стоек шасси масляный радиатор, с помощью которого организовать выдув воздуха из фюзеляжа.

Pereplet54
AlexGold:

… приделать снизу в районе стоек шасси масляный радиатор…

Однако, интересное и грамотное решение!

8 days later
AlexGold

Тяжела и терниста дорога в небо…

Пока не было погоды, решил начать красить самолет.

Схема раскраски - стандартная для более поздних моделей яков. Красные и синие “стрелы” на крыльях, верх синий, синее обрамление на киле. Низ фюзеляжа, вместо полос, сделаю просто весь синий, на крыльях снизу - синие полосы чтобы низ отверха отличался цветом и формой раскраски.

Заклеил молярным скотчем под нанесение красного цвета, вышел на улицу и задул весь самолет из баллона обычной автомобильной краской. Подготовка поверхности - мелкая шкурка и протирка спиртом.

Посмотрел на задутый красным самолет и подумал, может надо было делать такую раскраску:

Но нет, мы простых путей не ищем. После снятия скотча пришло разочарование. Толи скотч такой плохой (край был немного драный), толи наклеил я его плохо, толи вообще малярный не подходит под покраску жидкой краской из баллона, но краска местами затекла под скотч и край получился не ровный. Ну ладно, в полете это не заметно, с двух метров тоже. Второе разочарование пришло, когда оказалось (проверял на образце), что малярный скотч, наклеенный поверх краски отрывается затем вместе с краской. Зато без лишних нагрузок краска на скотче держится не плохо. Если мять, гнуть потолочку - не отлетает. Так что обклейка под покраску синего слоя обещает быть не простой. Уже покрашенные участки придется накрывать вырезанными кусочками бумаги, а скотч наклеивать на те места, которые должны остаться белыми.

И вот, после того как краска высохла, погода наладилась и я отправился на поле во второй испытательный полет.
Дорогу омрачил один инцидент. Кто-то раскидал хлеб, или зерна на проезжей части, и множество голубей и воробьев накинулись на еду. Они были слишком увлечены процессом, а я слишком спешил и недостаточно сбросил перед ними скороть. Удар, в зеркале заднего вида пара голубей покатились по дороге. Не знаю, выжили они или нет, но мне стало очень не по себе. И ведь можно было просто сильнее притормозить… Птицы, жители неба, любая из них, тот же воробей, летает в 10 раз лучше любого самолета. Они чувствуют небо, они в нем родились, в нем едят, в нем умирают, а мы вторгаемся на своих убогих деревянных, пенопластовых, железных и прочих изделиях, шумим, портим воздух и пытаемся что-то изобразить… В общем небо обиделось на мой поступок и не приняло Як.

Может быть я не достаточно тщательно подошел к измерению ЦТ, может быть просто был не прав в решении, где он должен быть, в любом случае опыта мне не хватило. Мой опыт с легкими пенолетами подсказывал, что задняя центровка - это мелкие неудобства, но вернуть самолет не составит труда. Первый в моей жизни настоящий, не управляемый штопор, развеял это заблуждение. По прямой самолет летел без проблем, плавные маневры тоже давались ему легко. Но стоило мне в повороте ускорить процесс взятием ручки на себя, как самолет выкинуло из виража наружу, как будто элероны самопроизвольно отклонились в обратную сторону. Вот тут мне и не хватило опыта, понять в чем дело. И пытаясь разобраться, умышленно заставляя самолет раскачиватсья, я попал в штопор.
Удар был сильный, но разрушения не большие. Пострадала стойка шасси, капот, моторама и появился залом на крыле. Капот подкрашивать не стал, мотораму с креплением стойки подклеил, а крыло, не смотря на залом, прочности не потеряло.

Я расстроился и пару дней самолет стоял на балконе в разбитом состоянии, я к нему не подходил. Зато починил фару на машине жены и сделал кое-какие домашние дела.

Через пару дней поехали на дачу и я взял с собой лобзик, выкройки и напилил разрезов для болванки фонаря. Ошкуривал уже дома, в ванной. Пыли было очень много. Заодно помыл всю ванную комнату. Потом уничтожил все запасы пустых пластиковых бутылок. Натянуть бутылку целиком так и не удалось. Еще понял, что поверхность надо обязательно шпаклевать: не смотря на то, что на вид она гладкая, после обтяжки фонарь оказывается ребристым. Из-за разной жесткости дерева и клеевого слоя, они вышкуриваются по разному.

После этого занялся ремонтом и разбором полетов. На консилиуме с моим товарищем было решено, что проблема в центровке. Исследование данного вопроса в симуляторе (в ходе которого понял, что Phoenix - полная фигня, вынос ЦТ назад за пределы крыла не сказывается координальным образом на управляемости, увеличение веса в два раза не делает самолет настолько быстрее и неуправляемее, как в реальности ну и т.п. Поэтому использовался Real Flight G3) выявило, что поведение самолета объясняется ЦТ, сдвинутым назад и вверх. Да, действительно, аккумлятор (а это самый тяжелый элемент) располагается над крылом, а все из-за не продуманного конструктива. Больше засунуть его некуда, а вырезать крыло внутри фюзеляжа нельзя - нарушится жесткость. В общем проблема была решена добавлением 30г. свинца в нижнюю часть капота и установкой более тяжелого и большего диаметра кока. Кстати, кок оказался полезным. Из-за большего диаметра, уменьшилось лобовое сопротивление и самолет стал не так терять скорость, лучше планировать.

И вот, вчера снова в поле. Руки трясутся. Подключаю аккумулятор, проверяю рули. Унимаю дрожь в руках, разбег, взлет, медленный разворот, набор высоты. На высоте начинаю экспериментировать, закладываю резкий поворот - самолет уже наружу не вываливается. Хорошо. Резкая петля - на выходе самолет заваливается на одно крыло и пытается войти в штопор, даю газ, бросаю ручки. Набор скорости и плавный выход. Иду по прямой, постепенно сбрасывая скорость, неожиданно срыв и провал на клыло. Да, медленно он летать не может. Вес уже в районе 750г. (после последних переделок не взвешивал). Плавная петля, бочки - на хорошей скорости самолет идет как по рельсам, все маневры достаточно ровные. Ветер, порывы - все равно.
Писк таймера, пора садиться. Потихоньку снижаюсь, сбрасываю скорость, сильно сбрасывать страшно, потому что пока не понял в какой момент происходит сваливание и можно ли его упредить (кстати, вспоминаю полет, сваливался кажется только на правую сторону. Может крылья не одинаковые, или правый элерон отклонен чуть вверх. Надо проверить). Зато по крену и направлению самолет держать легко. Работая газом и рулем высоты очень медленно снижаюсь, касание полосы, выбег… черт, на ВПП попалась ямка точно по размеру колеса, стойку вырвало и самолет проехал остатки тормозного пути на брюхе. Циакрин, следующий аккумулятор и снова в полет. Аккумулятор другой, тяжелее на 15г. Такое ощущение, что с ним самолет еще стабильнее. Значит надо попробовать еще утяжелить нос и передвинуть ЦТ вперед. Пробую перевернутый полет - стабильно. По ощущениям даже стабильнее чем прямой. Ну не мудрено, ЦТ то смещен вверх. Полет на ноже - не хватает РН и обдува, но на большой скорости получается. Посадка, третий аккумулятор, еще две посадки - на этот раз без предательских ямок. Все штатно. Посадка на достаточно большой скорости, но плавно, без козления. Аж приятно так посадить самолет. Выглядит по копийонму. К сожалению видео нет.

Руки тряслись потом весь вечер. Самолетом, конечно, не очень доволен. Хотя по поведению, он ближе к реальному чем всякие 3D фан флаи. Нужна внимательность и четкость управления. Ошибки не прощаются и малейшая неточность на такой скорости приводит к большой потере высоты. Самолет дисциплинирует. Уже нельзя повернуть его так, как хочется, надо с ним советоваться, не давать упасть скорости в маневре, не пытаться развернуться резче на заходе на посадку, не пытаться маневром сбросить скорость. Чувствуешь себя пилотом, а не школьником, кидающим бумажный самолетик. И 10 полетных минут длятся очень долго и напряженно.

А вот проектом вцелом удовлетворен полностью. Если бы решил повторять уже опробованные варианты, так бы ничего и не понял. Впринципе, в будущем самолет можно повторить, внеся некоторые коррективы:

  1. Для фюзеляжа вместо бальзы 6х6 взять 4х4 и в хвосте, возможно, оставить 2 рейки вместо 4-х. Сейчас он избыточно прочен и тяжел.
  2. Оперение тоже собрать с меньшим количеством внутренних элементов и более тонкой бальзой это позволит получить нужный ЦТ без довеска в носу.
  3. Переработать конструктив крыла, чтобы аккумулятор располагался в нем, на оси двигателя.
  4. Немного увеличить угол отклонения и площадь РН.
  5. Возможно, немного увеличить площадь крыла, сделав его шире, а следовательно, увеличить площадь горизонтального оперения.

А сейчас в планах докрасить, сделать съемную кабину ну и вообще довести самолет до законченного состояния. Не люблю не завершенных дел. Ну и летать, тренироваться. Думаю, управление тяжелым и сложным самолетом - тоже очень хороший опыт.
А дальше - сборка новой модели, но уже большего размера.