Hobbyking Extra 260 3D EPO

alexssm
J_MoToR:

циакриНом (полностью - циакринакрилат) можно и нужно…

Регент клей. “Родной” клей для подобного материала. Обладает нормированным вспениванием, заполняя все полости. Полимиризатором является вода. Не сочтите за рекламу. Пользуюсь им давно.

Pompx

Облетал сегодня данный аппарат… Я не сильно опытный пилот, из подобных самолетов есть только Як-54, поэтому сравнить могу только с ним. Планер Экстры сделан достаточно качественно (смотрится очень симпатично), чего не скажешь о начинке. Как уже было отмечено в одном из предыдущих постов, сервы в крыло не вклеены, шасси действительно очень хлипкое и свободно гнется как угодно. К тому же колея явно маловата для такого размаха, что чревато опрокидываниями. При вращении мотора от руки иногда слышны какие-то стуки (подшипники?). Винт что-то вроде 10*4,7. Место для аккумулятора выбрано очень хорошо (я воткнул 2200-3S), однако он никак не крепится. Наклеил 2 липучки и лямкой между ними закрепил акк. Кстати, поверхность литья модели такова, что липучка на циакрине держится плохо. Зачистил нужные места шкуркой и тогда липучка нормально приклеилась. Вообще возникло ощущение, что китайцы вчистую передрали чью-то модель, а комплектующие подбирали второпях абы какие и насчет крепления аккумулятора вообще не заморачивались. Про тяги и кабанчики уже отмечалось раньше. Сразу обратил внимание на серьезную массу (жаль, весов нет в хозяйстве). Посмотрел на достаточно тонкое крыло, мелькнула мысль, что при таком весе самолет должен летать быстро. Понравилась жесткость конструкции.
Испытания решил проводить без шасси (ну его от греха подальше), хотя плюхать в траву этот самолет несколько рискованно из-за компенсаторов руля высоты - ими можно зацепиться за траву. Ну да ладно, уж больно охота было испробовать новую технику.
Взлетел с рук нормально. Как и предположил раньше, скорость больше и, что несколько огорчило, нет такого приятного торможения самолета при уборке газа, как на Яке. Но, может, на таких самолетах этого и не должно быть? Не знаю. Ведь, напомню, я очень неопытный в этих делах. Мотор поначалу иногда издавал посторонние звуки, потом, вроде, они пропали (обкатка?😛) Сразу бросилась бОльшая чувствительность и четкость изменения траектории самолета на отклонение рулей. Тут, я думаю, сыграла свою роль ранее отмеченная жесткость конструкции. Плотно сидит в воздухе, слабо реагирует на ветер (вес, скорость?). Немного покрутил бочки, идет достаточно ровно, не колбасит особо. Но нужна скорость.
Тяговооруженность больше 1, но не намного. На вертикалях при уборке газа скорость теряет очень быстро, при снижении так же быстро ее набирает (опять вес и тонкое крыло?). Прямые петли рисует четко, обратные не делал (боялся потерять фонарь), но, похоже, там проблем тоже не будет. Но, опять же, нужно подразогнаться.
Попробовал немного малые скорости и большие углы атаки. Тут мне не очень удалось совладать с аппаратом из-за недостатка опыта. Но одно стало понятно сразу - самолет не срывной, ведет себя предсказуемо, слушается рулей. Немного прозевал момент, когда регулятор начал обрезать тягу и на небольшой высоте без скорости и тяги начал разворачивать самолет к себе. Ничего плохого не случилось - он поворачивал ко мне, никуда не валился и плашмя терял высоту. В общем, тут он вел себя молодцом.
Аккумулятора 2200 хватило на 6,5 мин такого, не сильно напряженного полета. Мотор после посадки был очень горячим, рука не терпела и от него чуть попахивало. Регулятор горячий, но не так чтобы очень.
В общем первые итоги следующие: Экстра оставила у меня двойственные впечатления. Очень красивая, но с серьезными огрехами по начинке. Послушная на всех режимах, но явно перетяжеленная. О 3D с этим мотором можно забыть однозначно. Его скоро, похоже, придется менять по любому. И вообще, у меня есть серьезные сомнения относительно 3D на этой модели. Хотя я не исключаю того, что я просто еще не дорос до нее. В любом случае, я не пожалел, что Экстра появилась в моем авиапарке. Смотрится в небе она очень красиво и удовольствие доставила. И надеюсь, что со временем мы с ней подружимся.

arsi
Pompx:

Послушная на всех режимах, но явно перетяжеленная

Есть соображения как ее облегчить? Сколько весит пустой планер? Новый мотор и регуль явно будут еще тяжелее…

Pompx
arsi:

Есть соображения как ее облегчить?

Облегчить? Это вряд-ли…

Pompx

Сегодня решил поставить другой винт, начал закручивать кок на место и он остался в руках - гайка была вклеена в кок на что-то вроде герметика. Кстати, шпангоут двигателя приклеен на такой-же клей. Но там, похоже, держит нормально. Полетал с винтом 9*4,7. Тяги, конечно, стало поменьше, но с этим винтом и без кока мотор после посадки уже не такой горячий. Вполне нормально. Заметил еще одну особенность: при полете по ветру на малых скоростях пару раз без моего участия порыв ветра “забрасывал” хвост так, что в итоге получался плоский разворот на 180 градусов. При этом по тангажу и крену абсолютно никаких колебаний и заваливаний - все чисто. Со стороны выглядело, как резкий разворот на пятачке. Парировать можно было, но я не мешал - прикольно. Теперь нужно разбираться с выкосом мотора - с уменьшением тяги начинает задирать нос.

arsi
Pompx:

Теперь нужно разбираться с выкосом мотора - с уменьшением тяги начинает задирать нос.

У крыла нулевой угол атаки (по отношению к продольной оси)? Ось мотора совпадает с хордой крыла?

Pompx

А кто ж его знает… На глаз, вроде, все по нулям. Вчера немного изменил выкос, все стало нормально. Но мотор однозначно менять - слаб. Попробовал зависающие элероны (типа закрылки) на посадке. Надо сказать, для этого аппарата весьма полезный режим. Скорость заметно падает, а самолет при этом ведет себя очень пристойно - не валится, летит ровно и устойчиво.
Никак не решу для себя, нужен мне этот самолет или продать его, пока цел. Надо полностью менять начинку (неохота) и, несмотря на хорошее поведение на малых скоростях, предназначена скорее для скоростного пилотажа. Ну а на скорости летит как по рельсам, рулей слушается очень хорошо, а уж как бочки крутит на полных расходах 😵… Очень чисто и с бешеной угловой скоростью, как сверло. И чертовски красива в полете. Вот и не определюсь никак…

arsi
Pompx:

несмотря на хорошее поведение на малых скоростях, предназначена скорее для скоростного пилотажа

Какой у него взлетный вес получился? Какая площадь крыла?

Pompx

Пардон, весов нет. Хотя, конечно, взвесить просто необходимо. Надо че-нть придумать… Площадь крыла могу измерить, но попозже - модель в гараже. Можно посмотреть на сайте.

J_MoToR
Pompx:

И надеюсь, что со временем мы с ней подружимся

Мне другой момент интересен - как с 2200 акком и родным двигателем Вы смогли попасть в центровку?

Ну, а то, что у Вас двигатель тянет больше 1 - чистой воды везение.

arsi:

Какой у него взлетный вес получился? Какая площадь крыла?

на первой страничке ссылка на РцГрупс - там с разными ВМГ с точностью до грамма…
Штатный комплект - легче 850 грамм не получится собрать, но, его и рассматривать не стоит.
С заменой ВМГ, стойки шасси, петель, кабанчиков и тяг - расчитывайте на 930 - 950 грамм.

Pompx
J_MoToR:

Мне другой момент интересен - как с 2200 акком и родным двигателем Вы смогли попасть в центровку?

Так уж получилось… Если смотреть по корневой хорде (она 27 см) от передней кромки 10 см.

J_MoToR:

Ну, а то, что у Вас двигатель тянет больше 1 - чистой воды везение.

С другим винтом уже нет, но к 1 очень близко. Мотор снова издает всяческие звуки.

Взвесил таки аппарат - с винтом 9*4,7 и аккумулятором Turnigy 2200-25C-3S без шасси 803 г. При площади крыла около 19,11 дм (уж сколько намерял…) получается нагрузка 42 г/дм.кв.

Pompx
arsi:

Ось мотора совпадает с хордой крыла?

Ось мотора проходит выше хорды.

J_MoToR
Pompx:

Так уж получилось…

Жесть!
Впечатление, что Вы о другой модели пишете…
Народ пишет, что с центровкой 95 летать не комфортно и рекомендуют 85… а Вы на 100 пишете о супер устойчивости!
Доставшийся мне двигатель оптимально работает с винтом 8х4 (бОльшие винты не подходят по оборотам) и таскает СуперЗум без особого избытка по тяге.
Видимо, стоило мне модель таки облетать, а не оставлять на сентябрь.

Pompx
J_MoToR:

Народ пишет, что с центровкой 95 летать не комфортно и рекомендуют 85… а Вы на 100 пишете о супер устойчивости!

Да, конечно, против народа переть трудно, однако у меня уже сформировалось свое мнение о модели. А про суперустойчивость я не писал, разве только немного вот здесь:

Pompx:

Плотно сидит в воздухе

Вообще, я писал вот это:

Pompx:

Сразу бросилась бОльшая чувствительность и четкость изменения траектории самолета на отклонение рулей.

А ведь управляемость - обратная сторона устойчивости! Хотя претензий к устойчивости Экстры не имею и дискомфорта не чувствую, хотя я еще по сути новичок. Постепенно она мне нравится все больше. Ей бы мотор помощнее… Порхать и куралесить, как мой Як (570 гр при размахе 900 мм) она, конечно не будет, но красивый и энергичный пилотаж у нее получится.

J_MoToR
Pompx:

А ведь управляемость - обратная сторона устойчивости

Не соглашусь!
Устойчивось зависит отцентровки и аэродинамики модели, а управляемость от эфективности рулевых поверхностей…
Другой вопрос, что при задней центровке снижается устойчивость… со всеми вытекающими.
Впрочем, речь не об этом… а о том, что модель летает и при такой центровке.

Pompx
J_MoToR:

Не соглашусь!

И совершенно напрасно.

J_MoToR:

Устойчивось зависит отцентровки и аэродинамики модели, а управляемость от эфективности рулевых поверхностей…

По отдельности выводы, в общем, правильные, но реально в комплексе картина будет посложнее - устойчивость и управляемость неразрывно связаны между собой. Но давайте не будем углубляться в научные дебри. Да и трудновато Вам будет переспорить выпускника МАИ, да еще и по специальности “Динамика полета ЛА”… 😃

J_MoToR:

Впрочем, речь не об этом… а о том, что модель летает и при такой центровке.

Хочу еще раз напомнить: мне не с чем сравнивать. До этого управлял только пилотажевской Цессной, Мультиплексовским Изиком и Як-54 с ХК (на нем до Экстры полетов 10). И мне, новичку, при практически полном отсутствии опыта в управлении подобными моделями, БЕЗ ПРОБЛЕМ удается совладать с Экстрой при этой центровке. Летаю и на полных расходах (естественно с экспонентами). Реакция на рули просто убойная, но и тут проблем не испытываю, кроме одной - как бы не зарулиться, тут Экстра вертится, как ужаленная, а я еще в ручках не перестал путаться… ЛИЧНО МЕНЯ баланс устойчивости и управляемости устраивает.

Кстати, чего боялся - случилось. Об траву надорвал руль высоты, посажу на петли. В связи с этим неприятным событием у меня появился вопрос: для пены нужны какие-то специальные петли, или подойдут любые? И теперь только с шасси (надо что-то подобрать заместо штатной жестянки…), а, значит, придется площадку подыскивать.

J_MoToR
Pompx:

для пены нужны какие-то специальные петли, или подойдут любые?

Я вклеил самые малеькие пластиковые с ХС.

Pompx:

И теперь только с шасси (надо что-то подобрать заместо штатной жестянки…)

Вот, вполне неплохой вариант - www.rcgroups.com/forums/showpost.php?p=18371308&po…

Pompx
J_MoToR:

Вот, вполне неплохой вариант

Да, это, наверное, хороший вариант. Думал о подобной конструкции, но немного по другому. Здесь правильнее. И как раз проволока 2.5 мм имеется в хозяйстве. Спасибо за ссылку.

arsi
J_MoToR:

Доставшийся мне двигатель оптимально работает с винтом 8х4 (бОльшие винты не подходят по оборотам) и таскает СуперЗум без особого избытка по тяге.

СуперЗум или обсуждаемую здесь Экстру?

J_MoToR
arsi:

СуперЗум или обсуждаемую здесь Экстру?

Если возникли сомнения - может, стоит с первой странички перечитать? Тут их всего две…

Реально - видится проблема комплектации модели крайне отстойным двигателем…