Постройка модели Cessna 152 из потолочки

truck

Приветствую, коллеги!

Полетав на самодельной Cessna 150 (обсуждается здесь: rcopen.com/forum/f91/topic169650 ), но будучи психологически пока не готов к новому крашу ДВС, я решил сделать что-нибудь новенькое-потолочное и остановился на модели Cessna 152 (фотоинструкция: rc-aviation.ru/cessna-152 ) – тоже тренер-верхоплан. Отличия от Cessna 150 в чуть больших размерах (размах крыла 1180мм, вес 500-600гр.), наличии закрылок и несколько отличной конструкцией фюзеляжа, которая, как я полагаю, сделает его более прочным и упростит ремонт.

Инструкция для моих низких навыков построения модели не очень подробная и исчерпывающая. Так что если тут есть кто-то, кто уже делал этот самолетик, отзывайтесь.
Так же с удовольствием выслушаю критику по моему выбору, если есть негативный опыт.

Ну и соответственно, если все пойдет хорошо, буду рассказывать о проделанной работе )

truck

К сожалению, из-за врожденной кривизны рук авиамоделизм - это не мое. Поэтому дело движется медленно и трудно.
Вступил в связь с автором модели - назадавать вопросов, но пока искал его, большая часть вопросов отпала сама путем болезненного приобретения опыта и начинания детали сначала =)

В финальную стадию вошло склеивание крыла - осталось установить машинки и навесить закрылки, любовно ошкурить и закатать в скотч. А еще подруга с красками воспылала творческою любовью к самолетику и просит на нем порисовать, так что затягивание в скотч, к счастью, может быть отложено. К счастью - это потому что смотри выше =)
Буду на днях упражняться гладить скотч утюгом… дождусь, пока жены не будет дома и поглажу. А потом сразу за новым утюгом пойду - вроде видел, тут такой же как у нас продают.

Потенциальным последователям могу дать пару ценных советов (извиняюсь за тривиальность советов для опытных моделистов, но для криворуких новичков вроде меня многое не очевидно):

  • сгибание потолочки на лобике крыла: у меня она упорно ломалась. Лечится тем, что потолочку нужно не промять в месте сгиба на 2/3 глубины, а процарапать. Я использовал шило под маленьким углом. При попытке согнуть из-за натяжения отклеивался скотч. Исправляется покупкой не абы какого скотча, а того самого, настоящего - от 3М. В некоторых местах на потолочке от сгибания-разгибания в процессе работы над крылом все-таки появились трещинки – залил их при «закрывании» крыла клеем: клей внутри, скотч снаружи – кому какое дело, что между ними треснутая потолочка? =)

  • в инструкции об этом мимолетно говорится, а это важно: верхнюю половинку частей крыла вырезать с запасом!! Обрезать после сгибания аккуратно, методом последовательных приближений, а под конец вообще шкурить. Щель в 2мм на моем крыле, правда, это уже не исправит, буду заклеивать ее сверху чем-нибудь.

  • элероны крепил, как советует автор, на двухсторонний скотч, вклеенный между слоями потолочки. Скотч правда мне достался какой-то неправильный – на вспененной основе. Клеится очень хорошо, но тянется зараза… Решил так – переделывать не буду, но потом укреплю поверху обычным скотчем: элерон в крайнее нижнее положение, сверху скотч, и с другой стороны аналогично. Это не позволит при работе элерона (и нагрузке на него – тяга то будет стоять с одного края) этой вспененной гадости растягиваться и ухудшать управляемость. И еще про крепление – раньше мучался тем, что приклеить, медленно опуская элерон со скотчем на крыло, идеально ровно сложно, а тут придумал – кладешь элерон рядом, выравниваешь, прижимаешь рукой крыло и элерон к полу (фиксируя их взаимное положение) и только потом отклеиваешь пленку с двухстороннего скотча. Как результат – один элерон все-таки удалось установить ровно )

Вот, понаписал. А покажу я свое крыло только в одном из следующих выпусков!

К сожалению, из-за врожденной кривизны рук авиамоделизм - это не мое. Поэтому дело движется медленно и трудно.
Вступил в связь с автором модели - назадавать вопросов, но пока искал его, большая часть вопросов отпала сама путем болезненного приобретения опыта и начинания детали сначала =)

В финальную стадию вошло склеивание крыла - осталось установить машинки и навесить закрылки, любовно ошкурить и закатать в скотч. А еще подруга с красками воспылала творческою любовью к самолетику и просит на нем порисовать, так что затягивание в скотч, к счастью, может быть отложено. К счастью - это потому что смотри выше =)
Буду на днях упражняться гладить скотч утюгом… дождусь, пока жены не будет дома и поглажу. А потом сразу за новым утюгом пойду - вроде видел, тут такой же как у нас продают.

Потенциальным последователям могу дать пару ценных советов (извиняюсь за тривиальность советов для опытных моделистов, но для криворуких новичков вроде меня многое не очевидно):

  • сгибание потолочки на лобике крыла: у меня она упорно ломалась. Лечится тем, что потолочку нужно не промять в месте сгиба на 2/3 глубины, а процарапать. Я использовал шило под маленьким углом. При попытке согнуть из-за натяжения отклеивался скотч. Исправляется покупкой не абы какого скотча, а того самого, настоящего - от 3М. В некоторых местах на потолочке от сгибания-разгибания в процессе работы над крылом все-таки появились трещинки – залил их при «закрывании» крыла клеем: клей внутри, скотч снаружи – кому какое дело, что между ними треснутая потолочка? =)

  • в инструкции об этом мимолетно говорится, а это важно: верхнюю половинку частей крыла вырезать с запасом!! Обрезать после сгибания аккуратно, методом последовательных приближений, а под конец вообще шкурить. Щель в 2мм на моем крыле, правда, это уже не исправит, буду заклеивать ее сверху чем-нибудь.

  • элероны крепил, как советует автор, на двухсторонний скотч, вклеенный между слоями потолочки. Скотч правда мне достался какой-то неправильный – на вспененной основе. Клеится очень хорошо, но тянется зараза… Решил так – переделывать не буду, но потом укреплю поверху обычным скотчем: элерон в крайнее нижнее положение, сверху скотч, и с другой стороны аналогично. Это не позволит при работе элерона (и нагрузке на него – тяга то будет стоять с одного края) этой вспененной гадости растягиваться и ухудшать управляемость. И еще про крепление – раньше мучался тем, что приклеить, медленно опуская элерон со скотчем на крыло, идеально ровно сложно, а тут придумал – кладешь элерон рядом, выравниваешь, прижимаешь рукой крыло и элерон к полу (фиксируя их взаимное положение) и только потом отклеиваешь пленку с двухстороннего скотча. Как результат – один элерон все-таки удалось установить ровно )

Вот, понаписал. А покажу я свое крыло только в одном из следующих выпусков!

У меня вот еще вопрос к знатокам.
Посмотрите, пожалуйста, на исходное 3d view этой цесны: richard.ferriere.free.fr/3vues/cessna152_3v.jpg

Там нарисованы срезы фюзеляжа.
Автор делал фюзеляж в сечении прямоугольным (рама – горизонтальная площадка по центру по всей длине модели), на ней оперение и мотошпангоут, а вокруг «корпус»).
Для наглядности вот картинка: img.rc-aviation.ru/images/stories/…/image080.jpg
Получается просто и вроде надежно. Но не красиво.
У меня вот такая идея: а что если на раму наклеить шпангоуты и на них «изогнуть» потолочку. Получится корпус оригинального сечения.
Вопрос: больше шпангоутов в хвосте (и от ЦТ они дальше) – вырастет вес модели и могут появиться проблемы с ЦТ. Стоит ли? Как это повлияет на прочность? А эффект на аэродинамику ощутимый – площадь сечения то будет меньше?

truck

Дела идут потихоньку. Крыло закончил - осталось только управление закрылками сделать, но это после окончанию фюзеляжа… да и машинка пока не приехала.
Крыло получилось бы ничего, но когда закрывал консоли, получилось напряжение одно элемента, в итоге V крыла получилось слегка не симметричное. Надеюсь, что сильного крена это не создаст, ибо переделывать я уже не хочу…

С фюзеляжем дела идут намного хуже.
Долго и трудно пытался, измеря пиксели на экране, снять чертеж с 3d view - до сих пор не уверен, что сечению фюзеляжа у меня получилось пропорционально размаху крыла - встроенный параноик говорит, что раза в полтора больше.
Наклеил на раму шпангоуты, получился вот такой ежик:

(снизу - это полоска строительной сетки, она не плохо показала себя при армировании деталек - как скотч, только можно ее вклеить, например, между 2 слоями потолочки)

А дальше началась неприятная часть - накреливание потолочки на кривой профиль - идею закрыть 2мя кусками: сверху и снизу, пришлось сразу отбросить - так потолочка сгибаться не желала. Решил клеить отдельный кусочек между каждыми 2мя шпаногутами. Проблема в том, что форма кусочка очень сложная и начертить ее невозможно: трапеция со скругленными верхом и низом. Приходится подгонять по месту, а это трудно - рама норовит прогнуться, гнутая потолочка разгибается, результат - неровный стык и щели между соседними кусками. Размером 0.5-1 мм. И избавиться от них я не могу ((

Приклеил пока 3 кусочка - если смотреть издалека, получается красиво, а в близи - ужасно. Есть какая-нить очень легкая шпаклевка?

Brik

доброго Вам дня! Цесна, равно как и Пайпер, всегда быди лучшими тренерами для начинающих, поэтому думаю выбор правильный. теперь про постройку, какой профиль на крыле? самый оптимальный будет плоско-выпуклый (например Кларк-12), у Вас там вроде плоско-треугольный получился. собственно говоря и верхний кусок обшивки то и делается длинее, потому, что ему нужно будет огибать выпуклую нервюру, а низу ничего огибать не надо. сгибать крылья можно поразному, например я, как и Вы делаю гелиевой ручкой на месте сгиба делаю канавки по длине крыла с шагом 5 мм, затем с другой стороны наклеиваю несколько полосок скотча (чтобы выступал на 1,5-2 см за последние бороздки от ручки) и плавными движениями постепенно начинаю сгибать туда-сюда, постепенно увеличивая наклон кусков обшивки относительно друг друга, а постепенно из-за того что надо чтобы потолочка между бороздками сминалась, а если быстро согнуть, то площадки между бороздками упруться в друг друга, смятьмя не успеют и потолочка лопнет по передней кромке. ещё, если этотренер, то у него обязательно наличие V крыла, у Вас я его не заметил, оно необходимо, чтобы модель была устойчива в полёте. чуть ниже Вашей есть тема rcopen.com/forum/f81/topic157573 посмотрите её, там думаю найдёте ответы на все возникающие вопросы. удачи!

truck
Brik:

самый оптимальный будет плоско-выпуклый

у меня, как я понимаю, так и есть: низ крыла плоский, в передней части стоит толстый лонжерон, который огибается верхней частью крыла…

Brik:

обязательно наличие V крыла

V крыла есть! центральная часть консоли цельная, а вот боковые сужены снизу за счет формы лонжерона, получается эффект V

Brik
truck:

низ крыла плоский

ну так я и написал плоско-треугольный 😃 надо сделать более несущий профиль.

truck:

V крыла есть!

как в мультике, маловато будет 😃

truck
Brik:

надо сделать более несущий профиль

а это как? если наглядно )

Brik:

как в мультике, маловато будет

автор модели утверждает, что она по крену достаточно стабильна… я, кстати, вообще не понимаю, зачем верхоплану V крыла, если у него ЦТ находится ниже крыла?

Заклеил нижнюю частью фюзеляжа. После того, как смирился с щелями по швам, пошло лучше. Швы решено зашкурить, закрасить и заклеить скотчем - должно получиться не плохо =)

1 month later
1second

Андрей, как продвигается постройка Вашей Cessna 152 ?

truck
1second:

Андрей, как продвигается постройка Вашей Cessna 152 ?

о, неплохо. Я его закончил! получился в перспективе красивый, но пока еще не крашенный. Красить решил после первого облета, а облет не сложился.
Какая-то очень маленькая тяга - теряет скорость, высоту и сваливается. Проп какой-то странный оказался и аккумы у меня двухбаночные.
В итоге пришлось заказать посылку, вот только пришла недавно. После отпуска будет второй облет - о нем напишу с фотками и подробностями!