Оранжевый тренер по мотивам Cessna-182 ArtTech
На прошлые выходные решил попробовать порисовать в Оркаде чертежик по “оранжевой” технологии. За основу взял пропорции имеющейся у меня модели от ArtTech Отсюда ясно, что ничего эдакого разработать не планировалось, просто порисовать для души. И как-то незаметно… получился… законченный самолет. Не шедевр, конечно. Зато по готовым чертежам даже в качестве первого самолета его можно собрать за три вечера. У меня с “нуля”, от доводки чертежей, до чистовой отделки чертежей ушло 6 вечеров. На качество изготовления прошу особо внимания не обращать, это черновой экземпляр, на котором проверялись и по месту подрезались детали с последующей корректировкой чертежа. Скотчем его не обтягивал, обклеил только брюхо и лобик крыла.
Начинка такая:
мотор
батарея
приемник
сервы 2 шт на элеватор, руддер
регуль древний TowerPro 18А из старых запасов
сервы e-sky из старых запасов на элероны
проп APC 8х6
Конструкция коробки фюза такова, что в зависимости от того, где прорезан паз под крыло, это может одинаково легко быть верхо-, средне- и низкоплан. Нужно лишь соответственно перенести батарею. Фюз получился прочный на кручение/изгиб, как дубинка.
Полетный вес без скотча 379г. Это с наплывами густого клея, после подгонок-переклеек. У артечного аналога вес 538г без шасси, при этом она на стоковом БК летает без пинка. (типа рифма) В полученную разницу по весу собираюсь втиснуть видеокамеру и более емкую батарею, где-то на 1500, а также экспериментировать зимой с лыжами, пиротехникой и т.п. Учитывая простоту и дешевизну изготовления экспериментировать с потолочной самоделкой менее жалко, чем с покупным за 6 килорублей.
Облетать пока не получилось, отвратительный порывистый ветер, буквально рвет из рук. А с таким весом хотелось бы хоть сначала попробовать полетать в тихую, безветренную погоду.
А теперь, собственно, фотосессия с верстака:
выкладка скелета на одну половинку фюза
пока фюз сохнет, делаем крыло. Нервюры из утеплителя “Теплон”, лонжерон из линейки. Небольшая V крыла на глазок. отклонение законцовок от плоскости 6 мм. Вставка из твердой пены в чертеже отсутствует. Она вырезана по месту, вклеена и окончательно обрезана по профилю нервюр ножом.
Для изготовления тяг в ближайшем хозмаге куплено изумительно у*бищное изделие “венчик для взбивания проволочный”.
По назначению его применить нельзя, рассыпается в руках, однако состоит из отличной хромированной проволоки. Тяги получаются - заглядение. Пока сохнет крыло, монтируем хвостовое оперение, сервы и тяги. Тяги проведены через трубочки для коктейля. Сделал киль без усиления палочкой. Оказалось, флаттерит от потока с винта. Внес палочку в чертеж, готовый киль усилил скотчем.
Делать “табуреточку” для двигателя я нагло поленился. Вырезал кубик из теплона. Небольшой выкос вправо-вниз сделан шайбочками из пластика 0,7мм . Корректироваться будет по результатам облета.
Морда выглядит несколько громоздко, но Цессна и в жизни немножко “головастик”
Крыло высохло, прорезаем элероны, клеим их на канцелярский скотч, ставим тяги. Кончики тяг зафиксированы половинками от электротехнического клеммника. На концы крыльев наклеены… эти… wingtips, забыл, как по-русски… Препятствуют утеканию потока с крыла вбок, защищают элероны при посадке/транспортировке, ну и просто придают законченный вид.
Батарея фиксируется за счет трения между двумя полосками мягкого шарикового пенопласта. Центр тяжести пока выбран как у заводского аналога, примерно 65 мм от кромки крыла.
Крыло крепится на резинках. Для этого в рыболовном магазине за 40 руб куплено 10м резинки диаметром 2 мм. Из нее сделаны жгуты из 3-х ниток. Отверстия в фюзе под палочки оформлены при помощи пластиковых дюбелей с бортиком. От дюбелей отрезаны головки, которые вставлены в отверстия фюза. В дюбели с усилием вставляются кусочки палочек для шашлычков. Клей не нужен. Забыл предусмотреть усиление фюза под крепление крыла в задней части, и это меня смущает.
Ну и вот так выглядят “две сестры”. Размах крыльев одинаковый.
Для тех, кому интересно, прикрепляю файл чертежа в формате PDF с разбивкой на А4. Раскладка на A3 не делалась.
Весьма достойно вышло! Да и описание процесса радует, почти статья. Возможно кто-то повторит вашу модель чтоб не копировать уже так поднадоевший всем пайпер.
Жду видео облёта. Удачи!
Наверное для меня это будет следующим этапом, после “Слойки”))) Спасибо!
супер! доделываю свой Як-18т и берусь за цессну. 😃
Понравилось. Особенно с дюбелями хорошая находка 😃
Вопрос у меня возник! А насколько сильно изменится вес если самолётку из 4мм потолочки делать?!
Вопрос у меня возник! А насколько сильно изменится вес если самолётку из 4мм потолочки делать?!
Думаю точно вам никто не скажет , но на мой взгляд вес изменится от этого не сильно, возмёте вы 4мм или 6мм. А вот от чистоты изготовления вес меняется сильно , ну и от “фарша” самособой. Один клей льёт , другой тонко мажет. Один оклеит скотчем с перехлёстом в 5мм а ктото и в1,5см. Так что построите увидите.😉
Точнее взвесите.
Если вы возьмете потолочку 4 мм на обшивку крыла и фюза, то вес тушки увеличится максимум на 5%, потому что основной вес дает начинка, особенно батарея и двигатель. Обратите внимание, что там есть детали, задуманные толщиной 6мм и склеенные из двух слоев по 3мм. Сделать их 8 мм на мой взгляд будет чересчур, прочности это не добавит, т.к. при морковке излом фюза пойдет уже за ними. Вероятно имеет смысл все детали сделать из 4мм, только перегородку моторного отсека 8мм. И, разумеется, не забыть в нужных местах подрезать детали каркаса на 1мм, иначе обшивка не сойдется.
Кстати, если в чертеже вылезут нестыковки по размерам (особенно лобовое стекло кабины, части капота) прошу оперативно сообщать, что и где. Просто я некоторые коррективы по месту мог забыть внести в чертеж.
4х миллиметрова потолочка разной ширины попадает, один лист бывает с одного края 4мм, с другого под 2.5мм, листы одной толщины еще не попадались
Вот примерно из такой некондиции пробный экземпляр и собран. По краям листа 3,5 мм, в середине утончение до 1,5 мм. Замучился кроить, половину потолочки выкинул. Руки бы вырвать тому, кто такое выпускает.
Сегодня утром перед работой вырвался-таки облетать самолет. Снимать было некому… увы…
Разумеется, непроизвольно сравниваю его с артековской Цессной.
Что ощущается прежде всего - малый вес. На 2/3 газа легко уходит с руки без просадки. Уверенно планирует и держит высоту при оборотах менее 1/3 газа. При этом можно плавненько маневрировать. Абсолютно предсказуем и стабилен. Триммировать практически не понадобилось. Можно бросить стики и он сам выровняется и полетит на той высоте, где выровнялся. В общем, как и должно быть. Показалось, что чрезмерно легкий. Ну и ожидаемо, как и заводская “сестра”, норовит задраться вверх при встречном ветре. Навешивание видеотехники и более емкой батареи исправит ситуацию
Посадки происходили на “минное поле” с коровьими какашками. Фото ювелирной доводки прилагается 😁 Ни одна какашка в ходе испытаний не пострадала.
Отлетал около 10 минут, первая радость прошла, стало скучно. Начал пробовать колбаситься. Элеронов при отклонении +/-8 мм маловато. Доколбасился. При выходе из пикирования лопнул лонжерон и крыло сложилось на высоте около 2м.
Причем реечка из линейки лопнула почти посредине консоли, а не возле фюза. Осмотр места излома выявил темный дефект дерева на этом месте, типа маленького сучка. Фюз пострадал не особо, но я буду его переделывать из нормальной потолочки. Пробный клеил из плохой потолочки разной толщины. Крыло, пожалуй, тоже ремонтировать не стану, сделаю прочнее. С карбоном или реечкой шире и склеенной вдвое по длине.
Сегодня утром перед работой вырвался-таки облетать самолет.
Поздравляю! Хорошая работа и хороший результат с первого раза.
Жаль, что попался дефект материала, и не удалось на первом экземпляре познакомиться с ней поближе…
По-моему, будет интересная и полезная моделька.
Успехов!
осталось тяги на рули поставить ,шасси и докрасить.
Будут шасси? Здорово! А как будут крепиться?
Жаль, что попался дефект материала, и не удалось на первом экземпляре познакомиться с ней поближе… По-моему, будет интересная и полезная моделька.
Вот будет мне наука не монтировать несущие детали без тщательной проверки, и делать запас прочности. Ну и можно расчалки ставить, если пожертвовать простотой снятия-установки крыла. Брусок-усилитель фюза для крепления расчалок в чертеже предусмотрен. На некоторый заводских версиях Цессны расчалки есть.
завтра уезжаю в Казань, по приезду доделаю и выложу фотки. основные стойки будут крепиться так - rcopen.com/files/4a6c75929970730077cf7dda
а носовую придумаю потом как… Очень здорово что появилась такая моделька! Вот что ей ещё переделать тк это мордочку…сделать капот пониже и лобовое стекло опуститься…будет более похожа на оригинал. Кстати вопрос - почему решили изменить переннюю часть? задняя скопирована просто отлично!
поздравляю! отличная модель! я вообще, большой приверженец оранжевой технологии! у меня как раз дома лежат готовые консоли от Яка, один в один как на цесне получились, наерное приеду и пущу их на такуюже цесну! спасибо за подробное описание!
Кстати вопрос - почему решили изменить переннюю часть? задняя скопирована просто отлично!
Вот как раз, так получилось, потому что пытался скопировать компоновку и носовой части тоже. Она ведь в заводской модели ArtTec квадратная в сечении файрвола и лобовое стекло такое же узкое. Разница только в скруглении углов, а по крайним линиям сечения совпадают.
Дело в том, что в заводской модели ось винта поднята почти на 2 см выше плоскости элеватора. Не совсем понимаю, зачем так сделали. Вероятно, подняли мотор к плоскости крыла для лучшей управляемости по вертикали. Или всё проще: на эту модель ставили раньше коллекторник с редуктором, который требовал большого объема подкапотного пространства. А теперь ставят БК-“звонок” и свободного места полно.
Придать капоту больше копийности - значит сместить мотор вниз. Поскольку все равно буду делать новый фюзеляж, попробую изменить компоновку лобовой части. Даже любопытно, как повлияет смещение мотора.
Ну вот я снова на родине. Следующий фюзеляж тоже буду делать с низким капотом и стекло лобовое побольше - более копийно будет к настоящим Цесснам
Или всё проще: на эту модель ставили раньше коллекторник с редуктором, который требовал большого объема подкапотного пространства.
Именно так.
Над изменением чертежа мордочки я работаю урывками, к понедельнику надеюсь закончить. Заодно будет поднята повыше полочка батарейного отсека, чтобы входила более толстая батарея, чем Rhino-1050 и более правильно расположен усилитель фюза для крепления расчалок (на всякий случай, вдруг кто еще захочет расчалки поставить. Я, например, сделаю, т.к. крыло после ремонта).
расчалки надо обязательно! без них самолёт несмотриться, как мне кажется, я на свой Як-12 решил ставить однозначно!
Да, с расчалками и шасси совсем иначе выглядит! На видео облета можем надеяться? Кстати, батарея живет под накладкой на брюхо?
будет и видео когда погода позволит 😃 батарея на штатном месте.