Оранжевый биплан по мотивам АН-2

Rover

В детстве мне довелось много летать на АН-2 и по ностальгическим соображениям я решил воплотить этот самолет в пеноплексе и потолочке 😁
Конечно, придется пойти на некоторые упрощения в ущерб копийности.
В качестве исходного материала взяты чертеж 1 и чертеж 2. В целом модель задумана как второй по сложности этап после постройки оранжевой Цессны-182.

Чертежи под потолочку прорисовываются в CorelDraw. При сборке вношу мелкие коррективы. Поэтому прошу иметь в виду, что данный экземпляр - рабочий черновик. По этой же причине пока не выкладываю рабочие чертежи. Масштаб подобран так, что все основные детали (консоль крыла, обшивка) ложатся на один лист потолочки 50х50.

Вот что начало получаться:

Половинка нижнего крыла и V-образность при помощи накладок, выпиленных из линейки. Лонжерон бальзовый, нервюры из теплона. На третьем кадре видны вставки с проводами. Это установочное место и провода под фонари. Если модель получится, вставлю туда светодиоды. Пока будут провода внутри и на обшивке отметки отверстий.

А это верхнее крыло. Конструкция в целом аналогичная нижнему, только установлены сервы. Может показаться, что слишком много нервюр и можно их поставить через одну. Но на мой вкус, изготовление “лишних” нервюр занимает минут 15, веса добавляет ничтожно мало, а огибать обшивку крыла проще (можно не бояться приложить усилие), крыло лучше держит форму и получается прочнее. Сервы поставил только на элероны. Закрылки может быть сделаю потом, когда полетит. Или не сделаю… Сейчас все равно сервы кончились.

Так выглядят собранные крылья (элероны еще не прорезаны). Законцовки изготовлены из теплона при помощи ножа и шкурки. Плоскость стабилизатора объемная. Профиль симметричный, придан вклейкой полосок из потолочки.

Теперь переходим к фюзеляжу. Вот скелетик с установленными сервами РН и РВ.
И он же, обтянутый обшивкой. Что удивительно, шкурка замечательно легла с первого раза 😝. Понадобилась лишь парочка мелких поправок +/- 1мм в чертеж на будущее. Киль плоский, 6мм. Обшивка входит в щель под зализ киля. Вырез под нижнее крыло предусмотрен изначально, под верхнее надо прорезать по разметке после обтяжки. Развертка обшивки основной части фюза четко попадает в один лист потолочки.

Вот, пока всё. Теперь буду мудрить над обшивкой передней части, кабиной и капотом. Доступ к приемнику предполагается через съемную кабину. Для доступа к винтикам серв и регулировки тяг на “спинке” фюза предусмотрены маленькие лючки.

hooperau

Очень не плохо получается, повторю обязательно, когда будет окончательный чертеж. Ну не мое это черчение. Спасибо за ваши разработки!!!

Ярослав_Питер

Ан-2 великолепен! Только уж больно у него лоб широкий, какой винт предполагаете ставить?

Rover

Ну почему же широкий? Если вы по поводу того, что видно на фото, так там дальше будет продолжение в виде капота длиной 6 см с некоторой конусностью. Если посмотреть на Питтс, то лоб АН-2 широким уже не покажется.

Винт бы нужен вообще четырехлопастной, размером 9,6…10 если из копийных соотношений. И двигатель не быстрый, около 1200 kV. Видел фотографию бальзовой модели, где на вал были надеты два двухлопастных винта крест-накрест. Выглядит не очень привлекательно… Думаю. Для пробных полетов можно применить двухлопастной 10х4,7.

Денис_из_Петергофа

Ан-2 - легендарный и красивый самолёт, очень здорово, что Вы взялись за его постройку, а то, что что-то придётся упростить… так как же без этого? Всё равно любой человек поймёт, что это именно Ан-2. Я, когда делал свой первый пилотажный бипланчик, то упростил его до невозможности, плосколёт, одним словом. Уж чего там имитировать? Ан нет, не удержался - взял да и придал ему сходство с Ан-2 (в профиль). Довольно смешно получилось. Это видео я уже выкладывал. Посмотрите ещё раз, улыбнитесь.

И ещё раз успехов в постройке. У вас получиться гораздо лучше и красивее.

Rover

Да, действительно, похож. Особенно в килевой части, и сквозные иллюминаторы смотрятся в полете эффектно.

9 days later
БэтмАН-2

Нормально выходит, тоже примериваюсь на данный аппарат, какое двигло в проекте?

Rover

Движок пока не подбирал. Для пробы, наверное, сниму с самодельной Цессны перемотаный Turnigy. Он как раз получился низкооборотный и с тягой около 800г. Надо бы заказать уже с Хоббисити, да руки не доходят. И посылки ходят по два месяца. Даже нет желания заказывать. Благо разных винтов и батарей целый мешок с прошлого сезона.

Сейчас довожу до приглядного вида чертежи на том этапе, где остановился (фюз, капот, крылья с распорками). Хочу пока так выложить, а то скучно одному возиться.

Осталось прорезать элероны, сделать остекление кабины и шасси, подобрать расположение батареи по центровке и вырезать батарейный отсек. Про развертку кабины думаю с ужасом, она вся эдакая объемно-многогранная, как брильянт. А сделать бы надо съемную для доступа к приемнику.

hooperau

ждем остававшихся фоток и конечно чертежей. Спасибо за Ваши темы.

Rover

Спасибо за добрые отзывы, работа продолжается помаленьку. Сделал крепление крыльев к фюзеляжу. Решил крепить на нейлоновые болты и так, чтобы крылья можно было достаточно легко отсоединить. Полезно при транспортировке, но главное - в процессе разработки и подгонки конструкции максимально облегчить доступ к батарейному отсеку, проводам и т.п. В дальнейшем, при желании крепление можно изменить. Хотя я в любом случае сажать крылья намертво на клей не хочу. При вывинченных винтах крылья за счет упругости слегка раздвигаются и снимаются вперед.

На термоклей вклеены пенопластовые бруски сверху и снизу. В них ввинчены нейлоновые дюбели для гипсокартона. Идею позаимствовал у Руслана (RuslanG) из темы про Цессну.

Верхнее крыло прижато накладками из оказавшегося под рукой куска тонкого пластика. Снизу будет площадка для крепления шасси, наверное из тонкого текстолита. Пока просто ввинчены винты для примерки.

Замечание про подготовку дюбелей под нейлоновые болты М4. В дюбелях надо сделать резьбу внутри, но метчиком не получается. Дюбель с насечками внутри и пружинит. Поэтому навинчиваем дюбель на длинный болт с резьбой М4 и хорошенько нагреваем болт зажигалкой до начала плавления пластика. Остужаем болт холодной водой, свинчиваем дюбель. Внутри получаем отличную резьбу. Можно пройти ее метчиком для окончательной доводки. Подготовка 8 дюбелей отнимает минут 20.

Еще несколько фотографий с установленными крыльями и капотом, но без кабины:

Капот впоследствии планирую сделать бутылочный.
Для остекления кабины вычертил развертку под тонкий листовой материал. Изготовил макет из тонкого картона, примерил. Садится хорошо. Хочу попробовать обтянуть фонарь из бутылки. Для этого картонный макет изнутри заламинировал скотчем и заполнил гипсом на технологическом стапеле, на скорую руку вырезанном из пенопласта (чтобы макет форму держал):

Сейчас полученная болванка сохнет. Есть сомнение насчет обтяжки, ПЭТ может рваться на острых выступах передней части. В крайнем случае, можно выгнуть из листового целлулоида. Вакуумного столика и листового пластика под вакуумную формовку у меня нет… А жаль.

Чертеж. Выкладываю промежуточный рабочий вариант чертежа, который соответствует текущему этапу на фото, включая развертку кабины. Одному возиться скучно. Приглашаю присоединяться. Чертеж в формате PDF с разбивкой на А4. Желающим поработать с исходниками могу скинуть файлы CorelDraw. Единственная просьба - после внесения изменений и доработок чертежи выкладывать обратно в эту тему с комментарием, что и почему изменено.

Денис_из_Петергофа
Rover:

Есть сомнение насчет обтяжки, ПЭТ может рваться на острых выступах передней части.

Не стоит волноваться, натянется. На острых выступах может порваться при перегреве. Острые углы стоит чуть-чуть скруглить ( радиус 1…1,5мм).

Кузя
Rover:

Желающим поработать с исходниками могу скинуть файлы CorelDraw.

Было бы интересно посмотреть на исходники

Brik

и мне если можно на Brik11@yandex.ru скинте пожалуйста, очень интересный проект!

Rover

Решил доделать кабину, раз уж начал и гипсовая болванка высохла. С сырьем возникли трудности, т.к. не всякая большая бутылка подходит. Кое-как нашел на даче старую бутылку из-под кваса. Обтянул ее на болванку. Получился такой вот прикольный “танк”. Кстати, здесь можно скачать набросок половинок стапеля для отливки болванки. Большая точность для этих деталек не нужна, можно вырезать из толстого гофрокартона или пенопласта толщиной 5-6 мм.

Денис оказался прав, на углах не рвется. Отпилил “ствол” ножовкой по металлу. Для передней кромки чуть-чуть не хватило усадки. Ибо ПЭТ усаживается только до определенного предела. После отпиливания поправил неровность, нагревая феном и прижимая дощечкой до остывания.

После вырезания грани проклеил самоклеящейся алюминиевой фольгой для монтажа вентиляции, купленной в строймаге. Получилось, на мой взгляд, чересчур аляповато, потому что слишком темный пластик. С более светлым или прзрачным было бы лучше. Но тогда надо думать о внутренней отделке кабины и сажать пилотов 😃

Думаю, не сбрызнуть ли собранный самолет тонким слоем краски для колесных дисков, под алюминий. На этом фоне алюминиевая расшивка кабины будет выглядеть лучше.

Кабина крепится двумя тонкими саморезиками из комплекта серв TG-9, ввернутыми точно в клеевой шов. Геометрия кабины такова, что при этом она прижимается намертво по периметру, самолет можно поднять за кабину.

Теперь на очереди прорезка-навеска элеронов и сборка хвоста.

tu-100

Очень понравилось.
Есть вопрос как (где)размещается акамулятор?

Rover

О, это очень болезненный вопрос. Пока нигде не размещается. Планирую разместить между второй и третьей переборкой фюзеляжа, непосредственно над нижним крылом. Смотрите пост #10, вторая картинка слева в верхнем ряду. Вставляться будет сбоку. Жду, когда придет мотор, чтобы собрать и окончательно выверить положение ЦТ по факту. Сначала хотел вставлять акк снизу/сзади через окошко в брюхе и заталкивать его над нижним крылом. Потом понял, что это будет прикладная проктология (по сравнению с гинекологией в моем Питтсе, где нужно руку по локоть совать внутрь фюза, чтобы соединить разъем).

tu-100
Rover:

Потом понял, что это будет прикладная проктология (по сравнению с гинекологией в моем Питтсе

Улыбнуло. Пока нарезал только шаблоны для изготовления фюза, соберу скелетик буду думать как разместить акк. напрашивается вариант - вертикальную стенку в районе крыла раздвоить и туда через кабину вставлять акк.

1 month later
Rover

Жаль, что тема заглохла, однако у меня процесс продолжается.
Прежде, чем размещать батарею, надо было получить посылку с мотором, смонтировать его, а потом, исходя из балансировки, определить батарейкино место.

Я решил попробовать мотор Turnigi исходя из копийных соображений (низкие обороты, практически копийный диаметр винта) и тяга вроде бы в самый раз. Заказал их даже два. Но результат меня разочаровал. У обеих моторов оказался разбалансирован ротор. Даже при работе “пустого” мотора на определенных оборотах был заметен резонанс. Если же прикрепить цангу, то при некоторых оборотах биения вообще жуткие. Чуть не разнесло стенд для измерения тяги. И так с обеими моторами. Винты отбалансированы идеально. Думал, бракованные цанги. Поставил эти цанги на другой движок - биений ноль.

Если развернуть мотор наоборот, торчащим валом вперед, и надеть пропсейвер, то биений практически нет. Но мне такой тип крепления не подходит. Получается, что обдува мотора почти не будет, а он с винтом на 10 заметно горячий.

Поэтому снял с самодельной Цессны старый перемотанный “звонок” с каленым валом из направляющей от трехдюймового дисковода. Он тоже довольно медленный и тяги дает около килограмма с винтом 10х4,7. Мотораму сделал из фанеры от фруктового ящичка. Вот что получилось:

На время испытаний винт решил поставить на пропсейвер, потому что сажать буду без шасси и есть большая вероятность поломать винт и мотораму. Диаметр фронтального отверстия капота уменьшил почти на 2см относительно указанного в чертеже. ИМХО, так лучше выглядит.

sergass

[quote=Rover;1965960]Жаль, что тема заглохла,
Да не заглохла тема! Ждём с интересом! Кстати, поделитесь,каким образом
обшивку фюзеляжа гнули, получилось замечательно ровно! А глянец - это что, скотчем оклеено?

Rover

С фюзеляжем ничего сложного. Вырезанную обшивку предварительно хорошенько откатываю трубкой диаметром 2 см в тех местах, где должно быть закругление. Для тех, кто так не делал, чуть подробнее: кладем выкройку на стол, прижимая одной рукой трубку, второй рукой аккуратно огибаем трубку выкройкой, отклоняя выкройку на 110…130 градусов от плоскости. Перекатывая трубку, постепенно “откатываем” нужное место. Процесс занимает минут 5…6. Плоские участки - спинку и боковины фюза - откатывать не надо. И не забудьте про направление волокон потолочки, когда вырезаете обшивку!

Я отказался от способа, при котором на обратной стороне потолочки проводят полоски зубцами вилки. Да, гнуть после этого очень легко, но потом через лицевую поверхность прсматриваются морщины в местах, где прошли зубцы. Получается очень некрасиво. Вилкий лучше обрабатывать мелкие сложнопрофильные части обшивки, которых у АН-2 нет.

Самый сложный момент - это действовать быстро при надевании шкурки на скелет фюза. Надо быстро нанести клей на внешние кромки всех переборок скелета, и пока клей не высох, успеть надеть шкурку. Далее, двигаясь от середины, последовательно проклеиваем и стягиваем полосками малярного скотча все разрезы.

Блеск действительно от обтяжки скотчем. Дальше отделывать до облета не буду. У меня такая примета: если до облета модель декалирована и разукрашена, то первый вылет оказывается последним. Или потребуется серьезный ремонт, после которого надо оформлять заново.

Rover

После монтажа двигателя, на следующем этапе определился с размещением батареи. В общем-то, она оказалась там, где я предполагал и расположилась довольно удачно. Прорезал лючок в обшивке фюза и осевом лонжероне каркаса.
На прочность это не повлияет. Боковые поверхности батарейного отсека обклеил полосками вспененного полиэтилена от упаковки бытовой техники.

Сверху вставил две заглушки из шарикового пенопласта. Такие же заглушки вставил снизу, чтобы в случае удара брюхом батарея не пробила горизонтальную перегородку. Батарее в таком отсеке не будет жарко. Предварительно я погонял мотор с винтом 9х4.8 в статике на полном газу. Батарея еле теплая, хотя самолет рвется из рук.

Добавил распорки стабилизатора. Так сделано на настоящем самолете, и на этой модели реально необходимо. Иначе плоскость стабилизатора слегка “играет” при работе РН и РВ в крайних положениях. Распорки сделал простенькими - бамбучины, обклеенные полоками потолочки. Не стал заморачиваться оригинальной формой.

Тяга не выпадет 😃 я ее уже зафиксировал. Вот теперь самолет готов к первому взлету. Осталось дождаться возможности выехать на поле в выходной при условии подходящей погоды.

Да, кстати, пробовать буду только с верхними элеронами. Нижние прорезаны и навешены, но к верхним не подцеплены и зафиксированы скотчем. Думаю, для пробы хватит верхних.

Кстати, коллеги, кто-нибудь еще, кроме tu-100, взялся за повторение?

Rover

Сегодня после всяких дачных работ улучил часок, чтобы проскочить на поле для пробного запуска. Фигня какая-то получилась. Очевидно, что-то с выкосом не так. Изначально сделал выкос вправо-вниз чуть меньше 3 градусов. С таким же выкосом биплан Питтс шел нормально. Без выкоса Питтс резко уходит влево-вниз, с чрезмерным выкосом вправо-вверх.

Беру АН-2, даю газ, пускаю с руки - резко уходит вверх и делает петлю. Причем с радиусом метра три, успевает ее завершить и плюхается в траву. Еще две попытки, примерно одинаковый результат. Странно, думаю, неужели дал большой выкос? Геометрия ровная, нигде не накосячил.

Убираю выкосы совсем, пробую. Вверх тянет меньше, но теперь уходит не просто в петлю, а вверх-вправо. Рулем высоты и элеронами увод компенсируется на пределе, самик при этом встает в харриер. Кончилось тем, что ткнул самик носом в землю и начал туго вращаться мотор. Завтра гляну, что с ним.

Короче, если сравнивать с поведением Питтса. то получается, что надо делать обратный выкос, влево-вверх. ЦТ в расчетном месте, строго по чертежу. Да и не может ЦТ настолько влиять. Плоскость стабилизатора имеет небольшой положительный угол атаки и должна бы наоборот, поднимать хвост. Нифига не пойму.

Один положительный момент - крашестойкость весьма высокая.

crafter

А если все же передвинуть ЦТ вперед? Я когда АН-2 делал в виде планера-полукопии, приходилось двигать вперед ЦТ от расчитанного. Видимо такая конструктивная особенность. Не может так сильно выкос влиять, что петля всего 3 метра…