Оранжевый биплан по мотивам АН-2

Rover

Тут, скорее всего, наложение факторов. ЦТ ведь выставлен по аналогии с чертежом более крупной бальзовой модели, а она через спину не кувыркается. Но двигать, конечно, попробую.

sergass
Rover:

Тут, скорее всего, наложение факторов. ЦТ ведь выставлен по аналогии с чертежом более крупной бальзовой модели, а она через спину не кувыркается. Но двигать, конечно, попробую.

Я недавно выложил свой биплан на форуме
(rcopen.com/forum/f36/topic189758) .
При первых запусках он крепко лез вверх, но таки рулей хватало для компенсации. Центровка была порядка 30% ,угол установки верхнего крыла +2град., нижнее +1град.,выкос двигателя 2гр.вправо, 4 град. вниз.
В конечном итоге пришёл к следующим параметрам: центровка 25%, верх. крыло
+1град. , нижн. 0 град.,двиг. вниз 5-6град., вправо 2 град…
Реальный АН-2 имеет верхнее крыло +3град., нижнее +1град.При таких углах и
задней центровке (если перекосов нет)полёт получится что-то вроде вашего.
Ещё раз тщательно всё измерьте ,не забывайте при этом, что угол установки крыла меряется между осевой и линией,соединяющей передний и задний носок профиля (хорда профиля).
Вообще-то этот самолёт должен очень хорошо летать!
желаю удачи!

Rover

Да, я сейчас склоняюсь к тому, что основная причина все-таки в углах установки крыльев. Самолет пока остался в багажнике на парковке (возвращался с дачи весь обвешанный скарбом). Заберу, буду перемерять. Потому что старался сделать углы именно как у реального. Касаемо выкоса, именно как у вас, с выкосом вправо 2град. его вбок не тянет. Значит и выкос вниз попробую сделать как у вас примерно 6 град.

Действительно, фюз относительно короткий, поэтому на углы крыльев и двигателя и положение ЦТ реакция будет острой. Как бы не пришлось еще увеличивать площадь стабилизатора процентов на 20. Полететь-то он может прямо, но нестабильно.

sergass

Упустил из виду - у АН-2 стабилизатор стоит в минус 1 градус!
На модели лучше сделать ноль градусов(ИМХО).

Rover

Ура, АН-2 таки полетел! Теперь по порядку.

Начал проверять геометрию и ужаснулся. За те две недели, что самолет находился в жару более +30 на балконе, верхнее крыло повело винтом, причем не симметрично. Левая законцовка ушла в положительный угол градуса на четыре, правая в отрицательный градуса на два. А я-то пребывал в наивной уверенности, что как я сделал ровные консоли, они так и остались ровными… Впрочем, нижнее крыло не повело.

Не знаю, что тому послужило причиной, неровная усадка скотча или усыхание потолочки. Пришлось править. Прижал крыло к столу в середине струбцинами через фанеру. Рукой выкручивал консоль в обратную сторону (скотч при этом слегка морщило) и осторожно прогревал монтажным феном до разглаживания морщин скотча. И так с двух сторон. Получилось неплохо. Первая причина кривой нелетучести устранена.

Угол нижнего крыла выставил в 0 (было около +2). Верхнее поставил где-то в +1.

Батарею существенно вынес вперед, ЦТ при этом получился 28мм от передней кромки верхнего крыла. Фотографию размещения батареи выложу позже.

Выкос сделал 4град вниз, 1,5град вправо. Тяга винта 9х4.7 показалась слабоватой. За неимением винтов на 10, поставил 11х3,8. Оказалось самое оно. Тяга зверская, самик висит на 2/3 газа, регуль и движок еле теплые. Батарея вообще не нагрелась.

Короче, после запуска самик пошел ровно, слегка вверх. Даже тримировать по элеронам не пришлось. ИМХО, остаточная крутка крыла и недостаточный выкос вправо скомпенсировали друг друга. Это не есть гуд, но для начала приемлемо.

Вопреки опасениям, для спокойного полета площади РВ достаточно, площади стабилизатора тоже. По продольному крену самик достаточно стабилен. РН рулит хорошо. Вывод: хвостовое оперение особых коррективов не требует. Можно только плоскости РВ и РВ сделать на сантиметр шире для лучшей работы на малых скоростях.

А вот с боковыми кренами беда. Весьма нестабилен, остро реагирует на дуновение ветра, постоянно закидывает то вправо, то влево, несмотря на V-образное крыло. Расслабиться нельзя. На большой скорости верхних элеронов хватает, на малой - острая нехватка. Корректировать заход на посадку невозможно. Собственно поэтому я при пробном заходе на посадку физически не смог парировать завал вбок (чуть стик сгоряча не выломил), зацепился крылом за траву, слегка покалечил фюз. Вывод: подключать нижние элероны и поиграть с экспонентой. В первой трети реакцию острее, дальше линейно. Как-то так.

Итого отлетал 9 минут, как одну секунду. Моделька-то получилась хоть и оранжевая, но не для совсем уж начинающих. В отличие от “оранжевой цессны”, этим АН-ом надо реально управлять, иногда “нести на стиках”, у него свой характер. И настройки/регулировки он требует. Поэтому надо иметь некоторый навык пилотирования, дабы не расколотить АН в хлам до окончания настроек.

Летал на адреналине, поэтому многое не разглядел. Дальнейшие полеты выявят недостатки. Выкосы надо спокойно и целенаправленно проверить, а также понять, надо ли менять угол стабилизатора.

sergass

Поздравляю! Ещё один биплан в воздухе!
Выкосы?.. Если на максимальном “газу” идёт слегка вверх, на среднем - по горизонту ,на малом - снижается,это как раз классическая “норма”!
А вот “завалы” вбок…Похоже на спиральную неустойчивость,когда самолёт валится вбок с возрастающей скоростью.Причина - большая площадь фюзеляжа позади центра тяжести, компенсируется увеличением угла V. Но угол V итак не маленький!
Но ведь летают же такие модели!!! Вот если бы отозвался кто-нибудь с конкретным опытом настройки именно Ан-2 !

Rover

По поводу завалов

sergass:

большая площадь фюзеляжа позади центра тяжести

Это действительно так, тем более, что пришлось еще сильнее вынести ЦТ вперед, и весь пухлый фюзеляж остался сзади.

sergass:

компенсируется увеличением угла V. Но угол V итак не маленький!

Судя по завалам вбок даже от небольшого ветра, чрезмерно большой угол V мог сыграть злую шутку. Возможно, боковой ветер как бы “поддувает” крыло вверх с наветренной стороны. А элеронов получается нехватка, всё сходится! Как бы не пришлось уменьшать угол V. Он, кстати, получился больше, чем у прототипа.

Rover

Вот так выглядит укладка для хранения и транспортировки 😃
Тяги между элеронами не установлены, поэтому фюз идеально помещается между крыльями. С установленными тягами так не получится…

Это новое расположение батареи. Думал, что заметно снизится прочность передней части фюзеляжа.

Однако после диагонального тычка “крыло-нос” поломка случилась в другом месте. Ремонта на 15 минут. Можно было даже прямо в поле.

Фюзеляж обклеивал скотчем поперек, так намного легче. Внешний вид получился хороший, но стык скотча неудачно пришелся на нагруженное место, где случился разрыв. Там ведь шов между деталями обшивки. Ошибку изготовления исправил, после склейки разрыва наложил скотч вдоль фюза, стягивая шов. Может кому-то надоело такое подробное обсасывание деталей, но я стараюсь отмечать важные нюансы, особенно ошибки, вдруг пригодится коллегам.

sergass

[QUOTE=Rover;1987582]По поводу завалов

Как бы не пришлось уменьшать угол V.

Угол v уменьшать не надо!(категорически!).
Уж если экспериментировать, есть такая идея: компенсировать спиральную неустойчивость можно не только увеличением угла v, но также увеличением площади боковой проекции носовой части самолёта. Увеличивать носовую часть фюзеляжа нереально. Можно для пробы поставить вертикальные пластины из потолочки между крыльями (рядом со стойками,к примеру) с наклоном наружу ,как у стоек,закрепить скотчем, и проверить в полёте.
Если дело улучшится, значит точно,спиральная неустойчивость!
По крайней мере,будет о чём подумать дальше!
Да, кстати, вот есть тема про Ан-2
forum.rchobby.ru/index.php?showtopic=4960
«В биплане обычно возникает проблема с центровкой, например у меня она 20% по верхнему крылу когда пустой и 15% когда заправлен и все равно на посадке при пустом баке чувствуется, что центровка немного задняя.»(цитата).

Rover

Спасибо за ссылку. Центровка в нашем случае действительно слабое место.

Полетал сегодня с подключенными нижними элеронами. И вот ведь какой интересный эффект: как будто самолет стал намного стабильнее, хотя ветерок был неровный и порой довольно сильный. Чем это объяснить - не знаю. Может подсознательно отрабатываю стиком микродвижения (остатки вертолетных рефлексов), их стало хватать на двух элеронах.

Зато с элеронами теперь другая заморочка. Их на малой скорости теперь хватает, на средней нормально, зато на полном газу - неосторожное движение и оборот вокруг оси, а то и два 😃 Жаль, нет у меня такого микса, чтобы расходы по элеронам зажимались при подаче газа. Только щелкать тублером расходов.

Порадовала управляемость по РВ и РН на полетной скорости. Охотно делает петлю. По направлению рулится тоже охотно, почти без заваливания в крены.

Показалось, что надо бы чуть-чуть увеличить углы установки крыльев. Ибо резкий встречный порыв ветра не подхватывает самолет, а “пришлепывает” вниз.

Центровка при более вдумчивом полете показалась немного передней. Тяжело заходить на посадку. На малом газу и особенно при попытке планировать с отключенным движком тянет нос вниз. На малой скорости, когда РВ уже почти не работает, получается клевок носом в землю при посадке.

А в целом, давно я не получал такого удовольствия от настройки модели. Это, можно сказать, диалог с самолетом.

Rover

Конечно летают! Визуально мой сейчас летает точно так же, как на видео. А то я переживал, не слишком ли быстроват. Только центровку надо правильнее подобрать, чтобы и садился так же, а не клевал носом.

2 months later
RL2000

Скажите пожалуйста, в местах стыковки консолей и центроплана нервюры тоже из теплона?

Rover

Да, все нервюры из теплона. Только вдоль линий перегиба, образующих V крыла, рядом вклеены по две нервюры, слева и справа от линии перегиба. Они хорошо видны на этой фотографии. Этого достаточно, чтобы обеспечить необходимую жесткость. Эти нервюры также склеены между собой.

1 month later
dentorson

а общие размеры модели есть ?? а то распечатал чертеж… а там подкосы… ну вообще ни о чем )))

Rover

Вам какие размеры нужны? Размах верхнего крыла 1000мм, нижнего 820 мм (оба с учетом пенопластовых законцовок). Длина от кромки РН до кромки капота 670мм. Насчет подкосов, что там с ними не так? Не успеваю за полетом вашей мысли 😃 Не уловил взаимосвязь между размерами и подкосами 😃

dentorson
Rover:

Вам какие размеры нужны? Размах верхнего крыла 1000мм, нижнего 820 мм (оба с учетом пенопластовых законцовок). Длина от кромки РН до кромки капота 670мм. Насчет подкосов, что там с ними не так?

вот! вот! это мне и надо было! ))))
а подкосы… между верхним и нижним крылом, посредине ведь подкос крыла. вот мне он кажется слишком маленьким.

Rover

Подкос добросовестно скопирован с исходного чертежа. Хотя, да, в итоге выглядит мелковато. Но вы ведь можете и увеличить его в ширину на свое усмотрение.

dentorson

Rover а можно фотки Вашего готового АН-2 ?

Rover

Так этими фотками в разных ракурсах вся тема нашпигована. Я готовый самолет никак не раскрашивал, он так и остался белый. Мне отделкой заниматься неинтересно. Только низ обозначил черным скотчем. Если что-то надо отдельно сфотографировать, вы скажите.

dentorson

пнятненько. будут вопросы - буду задавать )

dentorson

Валерий, так что там в итоге с выкосом ?? все так же “полет на стиках” ???

Rover

С этой моделью “ленивый” неспешный полет не получится при любом выкосе 😈 Особенно в ветер.

Готовые значения выкоса я вам тоже не подскажу. Если у меня в итоге получилось примерно 1,8 вправо, 4,5 вниз - это еще не значит, что у вас будет так же. Характер полета сильно зависит от геометрии крыла, углов их установки и положения ЦТ. Значит, при настройке модели вам надо будет играть четырьмя параметрами (2 выкоса, ЦТ, углы). Изначально лучше сделать выкосы чуть больше; про углы плоскостей много сказано в теме.

Ну и еще, воткнул самолет носом - вроде чуть подмял, а все выкосы уплыли нафиг. Надо подбирать заново. Кстати, в целом модель оказалась даже более живучей, чем я ожидал. В процессе испытаний я неслабо ее прикладывал об планету.

dentorson

сейчас закончил делать выкройки, теперь осталось перенести все на потолочку. вообще АН-2 наоборот ленивый )))а тут получается прямо таки реактивный )) видимо в силу своих размеров таковым вышел.

Rover

Ну да, это известный факт, что простое копирование пропорций вовсе не приводит к копированию поведения модели. Наоборот, получается только хуже. В нашем случае, если бы за крылом фюзеляж удлинить, перед крылом укоротить, посадив пилота под крыло, как в Питтсе, сдвинуть нижнее крыло назад относительно верхнего, то модель наверняка стала бы намного стабильнее и спокойнее. Но это был бы уже не АН-2, а нечто безлико-усредненное. Это не наш путь 😃